г. Вологда |
|
16 февраля 2021 г. |
Дело N А52-3506/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 16 февраля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
при участии от подателей жалоб Бежинар В.Ю. по доверенностям от 01.03.2020, от 01.03.2020, от 03.08.2020, от Администрации города Великие Луки Яковлевой А.А. по доверенности от 13.01.2021 N 161, Митрощенкова С.В. по доверенности от 13.01.2021 N 60,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции совместную апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Центральное", общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная организация г. Великие Луки", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Южный микрорайон", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Южное", общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Управдом", общества с ограниченной ответственностью "ЛукиСтрой-17" на решение Арбитражного суда Псковской области от 15 октября 2020 года по делу N А52-3506/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Центральное" (ОГРН 1086025001050, ИНН 6025030255; адрес: 182113, Псковская область, город Великие Луки, проспект Ленина, дом 39, помещение 1001; далее - ООО "УО Центральное"), общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная организация г. Великие Луки" (ОГРН 1086025001040, ИНН 6025030248; адрес: 182113, Псковская область, город Великие Луки, проспект Ленина, дом 39, помещение 1001; далее - ООО "ЖЭО г. Великие Луки"), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Южный микрорайон" (ОГРН 1086025001061, ИНН 6025030262; адрес: 182113, Псковская область, город Великие Луки, проспект Ленина, дом 39, помещение 1001; далее - ООО "УО Южный микрорайон"), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Южное" (ОГРН 1106025001170, ИНН 6025035581; адрес: 182113, Псковская область, город Великие Луки, проспект Ленина, дом 39, помещение 1001; далее - ООО "УО Южное"), общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Управдом" (ОГРН 1156027004561, ИНН 6025046801; адрес: 182105, Псковская область, город Великие Луки, улица С. Ковалевской, дом 18Б, кабинет 4, 5, 6, 8, 16, 17, 18; далее - ООО "УО "Управдом"), общество с ограниченной ответственностью "ЛукиСтрой-17" (ОГРН 1186027007980, ИНН 6025051086; адрес: 182113, Псковская область, город Великие Луки, улица Некрасова, д.18/7, корпус 18, квартира 11; далее - ООО "ЛукиСтрой-17") обратились в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Администрации города Великие Луки (ОГРН 1026000903994, ИНН 6025001409; адрес: 182113, Псковская область, город Великие Луки, площадь Ленина, дом 1; далее - администрация) о признании недействительным постановления от 11.07.2019 N 1302 "Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами" (далее - постановление от 11.07.2019 N 1302).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет по региональному контролю и надзору Псковской области (ОГРН 1196027004249, ИНН 6027198197; адрес: 180001, Псковская область, город Псков, улица Некрасова, дом 23; далее - комитет), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр города" (ОГРН 1196027002390, ИНН 6025051590; адрес: 182113, Псковская область, город Великие Луки, улица Л.Толстого, дом 14, помещение 1002; далее - ООО "УК "Центр города").
Решением Арбитражного суда Псковской области от 15 октября 2020 года в удовлетворении заявлений ООО "УО Центральное", ООО "ЖЭО г. Великие Луки", ООО "УО Южный микрорайон", ООО "УО Южное", ООО "ЛукиСтрой-17" о признании недействительным постановления Администрации города Великие Луки от 11.07.2019 N 1302 отказано. Заявление ООО "УО "Управдом" удовлетворено частично. Постановление администрации от 11.07.2019 N 1302 признано недействительным в части передачи в управление ООО УК "Центр города" многоквартирного дома N 5 по улице Садовой в городе Великие Луки.
ООО "УО Центральное", ООО "ЖЭО г. Великие Луки", ООО "УО Южный микрорайон", ООО "УО Южное", ООО "УО "Управдом", ООО "ЛукиСтрой-17" с судебным актом не согласились и обратились с совместной апелляционной жалобой, в которой просят его отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу новый судебный признав недействительным постановление от 11.07.2017 N 1302. В обоснование жалобы ссылаются на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права. Отмечают, что, несмотря на то, что 01.07.2019 сроки действия договоров управления спорными многоквартирными домами, ранее заключенных по результатам конкурсных процедур, истекли, большая часть домов, находилась в реестре их лицензий протяжении июля 2019 года, в связи с этим именно они должны были продолжать управление домами. Однако постановлением N 1302 дома фактически без надлежащих к тому оснований переданы в управление ООО "УК "Центр города", что породило правовую неопределенность.
Администрация в возражениях просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, совместную апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Комитет и ООО "УК "Центр города" отзывы на жалобы не представили.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя ООО "УО Центральное", ООО "ЖЭО г. Великие Луки", ООО "УО Южный микрорайон", ООО "УО Южное", ООО "УО "Управдом", ООО "ЛукиСтрой-17", а также представителя администрации, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании договоров от 01.07.2018 ООО "УО Центральное" на срок по 30.06.2019 во временное управление переданы многоквартирные дома, расположенные в городе Великие Луки Псковской области по адресам: пр. Гагарина, д. 15/2, пр. Гагарина, д. 18/15, пр. Гагарина, д. 21, кор. 1, пр. Гагарина, д. 21, кор. 2, пр. Гагарина, д. 23, кор. 2, пр. Гагарина, д. 32/10, пр. Гагарина, д. 40, кор. 2, пр. Гагарина, д. 46а, пр. Гагарина, д. 48б, пр. Гагарина, д. 50, пр. Гагарина, д. 50а, пр. Гагарина, д.50б, пр. Гагарина, д. 52, пр. Гагарина, д. 54, пр. Гагарина, д. 54а, пр. Гагарина, д. 54б, пр. Гагарина, д. 54в, пр. Гагарина, д. 55/1, пр. Гагарина, д. 56, пр. Гагарина, д. 56а, пр. Гагарина, д. 56б, пр. Гагарина, д. 58, пр. Гагарина, д. 58а, пр. Гагарина, д. 58б, пр. Гагарина, д. 64, пр. Гагарина, д. 66б, пр. Гагарина, д. 69, пр. Гагарина, д. 71, ул. Дьяконова, д. 11, кор.1, пл. Калинина, д. 1, ул. Л.Толстого, д. 8а, ул. Л.Толстого, д. 14, ул. Л.Толстого, д. 16, ул. Л.Толстого, д. 22, ул. Л. Толстого, д. 24, ул. Л.Толстого, д. 25, пр. Ленина, д. 35, пр. Ленина, д. 37, пр. Ленина, д. 39, пр. Ленина, д. 49/35, пр. Ленина, д. 57, пр. Ленина, д. 59, кор.1, пр. Ленина, д. 59, кор. 2, пр. Ленина, д.61, пр. Ленина, д. 61 а, ул. М.Кузьмина, д. 22, кор. 1, ул. Малышева, д. 20, пр. Октябрьский, д. 23, пр. Октябрьский, д. 24/18, пр. Октябрьский, д. 27, ул. Песочная, д. 29, ул. Радищева, д. 6, ул. Радищева, д. 8, ул. Карцево, д. 1, ул. Карцево, д. 2, ул. Карцево, д. 3, ул. Карцево, д. 4, ул. Карцево, д. 5, ул. Карцево, д. 6, ул. Карцево, д. 8.
На основании договоров от 01.07.2018 муниципальным учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Великие Луки" ООО "ЖЭО г. Великие Луки" на срок по 30.06.2019 во временное управление переданы многоквартирные дома, расположенные в городе Великие Луки Псковской области по адресам: ул. Герцена д. 3, ул. Герцена д. 5/23, ул. Заслонова д. 17, ул. Заслонова, д. 21 корп. 1, ул. Заслонова д. 34, ул. Заслонова д. 36, ул. Липецкая д.4, ул. Малышева д.6, ул. Новоселенинская д. 30/1, ул. Новоселенинская д. 36а, ул. Щорса д. 59 корп. 1, ул. Щорса д. 59а.
ООО "УО Южный микрорайон" на основании договора от 01.07.2018 также на срок по 30.06.2019 во временное управление передан многоквартирный дом, расположенный в городе Великие Луки Псковской области по адресу: ул. Запрудная д. 14 корп.4.
ООО "УО Южное" на основании договоров от 01.07.2018 на срок по 30.06.2019 во временное управление переданы многоквартирные дома, расположенные в городе Великие Луки Псковской области по адресам: ул. Зверева д. 21, д. 26, д. 28, д. 32; ул. К. Либкнехта д. 3; пр-т Ленина д. 32/24; Октябрьский пр-т д. 43/10, д. 44, д. 46/11, д. 47/9; ул. Пионерская д. 8/3, д. 22.
ООО УО "Управдом" на основании договоров от 01.07.2018 на срок по 30.06.2019 во временное управление переданы многоквартирные дома, расположенные в городе Великие Луки Псковской области по адресам: наб. Новослободская д. 22/2, ул. Ставского д. 26, ул. Ставского д. 28, ул. Л.Чайкиной д. 27/1, ул. Садовая д. 5.
В материалах дела также усматривается, что ООО "УК "Центр города" на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами 12.04.2019 комитетом выдана лицензия N 060-000124.
В связи с истечением срока указанных выше договоров на управление многоквартирными домами (далее - МКД) администрацией 08.05.2020 издано постановление N 872 "О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами" (том 19, л.д. 109-113).
Во исполнение указанного постановления муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Великие Луки" (далее - МУ "УЖКХ Администрации г. Великие Луки") подготовило конкурсную документацию, объявило о проведении открытого конкурса на право управления многоквартирными домами, определило дату начала подачи заявок (14.05.2019) и дату проведения конкурса (18.06.2019) (извещение о проведении торгов от 13.05.2019 N 130519/3748002/01) (том 19, л.д. 114-150, том 20 л.д. 1-33).
За период подачи заявок на участие в конкурсе поступило две заявки, а именно от ООО "УК "Заречный район" и ООО "ЛукиСтрой-17". Оба заявителя признаны участниками открытого конкурса (том 20, л.д. 70-118).
Вместе с тем, 26.06.2019 в адрес организатора торгов поступило уведомление Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее - УФАС) о поступлении от ООО "УО Центральное", ООО "УО "Южный микрорайон", ООО "УО "Южное", ООО "УО "Управдом" жалоб на торги (том 20, л.д. 34-35).
По результатам рассмотрения этих жалоб по делу N 060/01/18.1-48/2019 УФАС 09.07.2019 выдано предписание (том 20, л.д. 36-37) об отмене в срок до 08.08.2019 протоколов рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Администрацией 11.07.2019 издано оспариваемое постановление N 1302, которым постановлено следующее:
"1. До проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, передать на управление управляющей организации ООО "УК Центр города" с 01 июля 2019 года многоквартирные дома в соответствии с приложением N 1 к настоящему постановлению.
2. Определить перечень работ по управлению многоквартирными домами в соответствии с приложением N 2 к настоящему постановлению.
3. Установить размер платы за содержание жилого помещения в соответствии с приложением N 3 к настоящему постановлению.
4. Предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в период управления многоквартирным домом управляющей организацией осуществляется ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных и жилых домов, утверждены постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.".
Указанное постановление в этот же день, то есть 11.07.2019, размещено на официальном сайте администрации в сети интернет (vluki.reg60.ru), а также опубликовано 19.07.2019 в газете "Великолукская Правда Новости" N 132 (3622) (том 1, л.д. 110).
В связи с этим 11.07.2019 МУ "УЖКХ Администрации г. Великие Луки" и ООО "УК Центр города" заключен договор на оказание услуг и выполнение работ по надлежащему управлению многоквартирными домами, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах, перечисленных в приложении 1 оспариваемого постановления (том 20, л.д.119-124).
Затем 19.07.2019 администрация постановлением N 1410 внесла изменения в обжалуемое постановление, исключив из приложения N 1 постановления строки N 25, 26, 27, 49, 53, 58, 63, 68, 69, 71, 76, 82, 83, 84, 87, 102, 107, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 123. Кроме того строку N 18 приложения 1 постановления изложила в следующей редакции: "проспект Гагарина, д. 55" (том 23, л.д. 131).
Далее постановлением от 30.07.2019 N 1506 администрация внесла изменения в обжалуемое постановление, дополнив приложение N 1 постановления строками N 125 - ул. К. Либкнехта, д. 20, N 126 - ул. К. Либкнехта, д. 22, N 127 - ул. К.Либкнехта, д. 24, N 128 - ул. Зверева, д. 3, N 129- пр-т Ленина, д. 32/24 и N 130 - пр-т Гагарина, д.7 (том 23, л.д. 132).
Постановлением от 01.08.2019 N 1519 администрация внесла изменения в обжалуемое постановление, исключив строку N 130 из приложения N 1 постановления, изложив строку N 129 приложения N 1 постановления в новой редакции: "N 129 - пр-кт Октябрьский, д.29/45" (том 23, л.д. 133).
По результатам проведенной на основании жалобы Ассоциации управляющих и обслуживающих компаний Псковской области от 26.07.2019 на постановление от 11.07.2019 N 1302 (том 19, л.д. 67-79) проверки комитет сделал вывод о том, что пункт 1 постановления от 11.07.2019 N 1302 принят с превышением полномочий органа местного самоуправления, установленных частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), и в связи с этим направил в адрес администрации предписание от 23.08.2019 N 45 об исключении из постановления слов "с 01 июля 2019 года" (том 19, л.д. 72-73).
В связи с этим 16.09.2019 администрация постановлением N 1920 внесла изменения в обжалуемое постановление, а именно его пункт 1 изложила в новой редакции: "1. До проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, передать на управление управляющей организации ООО "УК "Центр города" многоквартирные дома в соответствии с приложением N 1 к настоящему постановлению с момента его официального опубликования." (том 23, л.д. 134).
Прокуратура города Великие Луки, рассмотрев жалобу Ассоциации управляющих и обслуживающих компаний Псковской области от 26.07.2019, пришла к выводу о том, что постановление от 11.07.2019 N 1302 принято администрацией в пределах установленных полномочий и с соблюдением требований законодательства, оснований для применения мер прокурорского реагирования не усмотрела, что нашло отражение в письме от 29.08.2019 N 502ж-2019 (том 21, л.д. 20-22).
Постановлением от 12.05.2020 N 734 администрация отменила постановление от 16.09.2019 N 1920 "О внесении изменений в постановление администрации города Великие Луки от 11.07.2019 N 1302 "Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами".
В связи с этим пункт 1 постановления от 11.07.2019 N 1302 изложен в первоначальной редакции: "1.До проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, передать на управление управляющей организации ООО "УК Центр города" с 01 июля 2019 года многоквартирные дома в соответствии с приложением N 1 к настоящему постановлению." (том 23, л.д. 135).
Не согласившись с законность постановления от 11.07.2019 N 1302, названные выше управляющие компании обратились в арбитражный суд с заявлениями о признании его недействительным.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
При рассмотрении заявления ООО "ЛукиСтрой-17" суд первой инстанции верно отметил, что по данному делу ООО "ЛукиСтрой-17" 15.07.2020 обратилось с ходатайством о вступлении настоящее дело в качестве созаявителя, по результатам рассмотрения которого определением суда от 17.07.2020 ему в этом отказано. 10.08.2020 оно повторно обратилось с аналогичным ходатайством (том 23, л.д. 40-44) и определением от 18.08.2020 ООО "ЛукиСтрой-17" допущено к участию в деле в качестве созаявителя.
Таким образом ООО "ЛукиСтрой-17" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления спустя почти год с момента опубликования акта. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявило и указало на то, что об оспариваемом в рамках настоящего дела постановлении от 11.07.2019 узнало только 03.07.2020 в связи с участием генерального директора ООО "ЛукиСтрой-17" Еремеева А.Г. во внеочередном общем собрании членов Ассоциации управляющих и обслуживающих компаний Псковской области, на котором в том числе обсуждался вопрос о ходе судебного разбирательства по делу N А52-3506/2019.
Вместе с тем, как отмечалось ранее, оспариваемое постановление 11.07.2019 размещено на официальном сайте администрации в сети Интернет (vluki.reg60.ru), а также опубликовано в газете "Великолукская Правда Новости" 19.07.2019 N 132 (3622).
ООО "ЛукиСтрой-17" является профессиональным участником рассматриваемой сферы деятельности, осуществляем свою экономическую деятельность непосредственно в городе Великие Луки, по месту регистрации. Оно подавало в мае 2019 года заявки на участие в конкурсах по выбору управляющей организации для управления, в том числе, спорными многоквартирными домами, зная, что данные торги отменены, в связи с этим оно не могло не знать об издании администрацией оспариваемого постановления.
В связи с этим имело реальную возможность в разумный срок реализовать право на защиту предполагаемого нарушенного интереса, имея опыт разрешения аналогичных споров, в том числе в рамках дела N А52-2800/2019, однако этого своевременно не сделало и пропуск процессуального срока не обосновало.
При этом пропуск установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления ООО "ЛукиСтрой-17" на основании статьи 115 АПК РФ (определения Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2015 N 303-КГ15-14803 и от 30.06.2016 N 308-КГ16-7469).
В связи с этим суд правомерно отказал указанному лицу в удовлетворении заявленного им требования.
При рассмотрении требований ООО "УО Центральное", ООО "ЖЭО г.Великие Луки", ООО "УО Южный микрорайон", ООО УО "Управдом" и ООО "УО Южное" суд правомерно исходил из следующего.
Из постановления от 11.07.2019 N 1302 следует, что оно принято администрацией в соответствии с Правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 (далее - Правила N 1616).
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В части 2 статьи 161 ЖК РФ определено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В рассматриваемом случае в материалах дела усматривается, что в соответствии с Порядком проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Порядок N 75) уполномоченным органом - МУ "ЖКХ Администрации города Великие Луки" - в 2018 году проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации в целях управления спорными многоквартирными домами, собственники помещений в которых самостоятельно не выбрали способ управления домом.
По результатам проведенного конкурса МУ "УЖКХ Администрации г. Великие Луки" с ООО "УО Центральное", ООО "ЖЭО г. Великие Луки", ООО "УО Южный микрорайон", ООО УО "Управдом" и ООО "УО Южное" 01.07.2018 заключены договоры управления домами сроком на год, то есть по 30.06.2019.
В соответствии с пунктом 4 указанного выше Постановления N 75 разъяснения о применении Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно пункту 12 письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.03.2007 N 5280-СК/07 "Об изменении жилищного законодательства Российской Федерации" договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, не подлежит продлению на основании части 6 статьи 162 ЖК РФ, поскольку в соответствии со специальной нормой части 4 статьи 161 указанного Кодекса в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, то орган местного самоуправления обязан провести новый открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном Правилами проведения конкурса.
Поскольку правоотношения, возникшие у ООО "УО Центральное", ООО "ЖЭО г. Великие Луки", ООО "УО Южный микрорайон", ООО УО "Управдом" и ООО "УО Южное" на основании договоров управления домами, заключенным с МУ "УЖКХ Администрации г. Великие Луки" 01.07.2018, прекращались по истечении установленного годичного периода, то в целях дальнейшего управления спорными многоквартирными домами администрацией в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ 08.05.2019 издано постановление N 872 "О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами".
Однако, как отмечалось ранее такой конкурс отменен решением УФАС от 09.07.2019 по результатам рассмотрения жалоб, поступивших 20.06.2019 от ООО "УО Центральное", ООО "УО Южный микрорайон", ООО УО "Управдом" и ООО "УО Южное".
В материалах дела также усматривается, что по состоянию на 01.07.20219 в отношении указанных выше спорных многоквартирных домов за исключением многоквартирного дома N 5 по ул. Садовой в г. Великие Луки, способ управления в установленном порядке не выбран и не реализован.
Как верно указал суд, с 12.01.2019 вступила в силу часть 17 статьи 161 ЖК РФ, введенная Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ, согласно которой управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в установленном порядке, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Частью 17 статьи 161 ЖК РФ закреплено, что такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 ЖК РФ, но не более одного года.
Согласно пункту 2 Правил N 1616 определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления (далее - уполномоченный орган, решение об определении управляющей организации).
В соответствии с пунктом 5 этих Правил в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).
Приказом МУ "УЖКХ Администрации г. Великие Луки" от 30.05.2019 N 5 утвержден Перечень управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования "Город Великие Луки", в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
В данный перечень ООО "УК Центр города" включено под N 3 (том 24, л.д.106-107), что не отрицается подателями жалоб. При этом по состоянию на июль 2019 года этот приказ являлся действующим и подлежал применению.
Суд первой инстанции верно отметил, что из системного положений пунктов 5, 8 и 9 Правил N 1616 следует, что для целей управления домами временно может быть отобрана организация, соответствующая одновременно совокупности таких условий: 1) наличие соответствующей лицензии, 2) факта включение ее в перечень организаций для управления многоквартирным домом, 3) управляющая меньшим количеством домов по сравнению с иными включенными в перечень организациями, 4) отсутствием решения собственников помещений в многоквартирном доме о расторжении договора управления многоквартирным домом с этой управляющей организацией, 5) если сведения о таких многоквартирных домах не исключались из реестра лицензий в период осуществления деятельности управляющей организации.
В рассматриваемом случае ООО "Центр города" соответствовало таким требованиям, поскольку имело выданную комитетом лицензию от 12.04.2019 N 060-000124 на управление многоквартирными домами, включено в перечень организаций для временного управления многоквартирными домам, по состоянию на 01.07.2019 не имело многоквартирных домов в управлении (том 25, л.д. 1-2), с ней договоры не расторгались и сведения о многоквартирных домах из реестра не исключались.
Поскольку ООО "УК Центр города" соответствовало установленным законодательством требованиям, позволяющим определить его в качестве управляющей организацией в соответствии с частью 17 статьи 161 ЖК РФ и Правилами N 1616, то доводы подателей жалоб об обратном не могут быть приняты и подлежат отклонении.
В связи с изложенным суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что по состоянию на 01.07.2019 администрация имела все основания и обязана была в порядке, предусмотренном Правилами N 1616 издать постановление о передаче во временное управление иной управляющей организации всех спорных домов, за исключением дома N 5 по ул. Садовой, по которому собственники помещений на общем собрания 26.12.2018 выбрали способ управления домом, определили в качестве управляющей организации ООО УО "Управдом", с которым 01.01.2019 заключили договор управления многоквартирным домом (том 17, л.д. 22).
В связи с этим не согласиться с выводом суда о том, что постановление от 11.07.2019 N 1302 принято администрацией в соответствии с положениями части 17 статьи 161 ЖК РФ и Правилами N 1616 в целях определения управляющей организации для управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не был выбран способ управления домом (исключение составляет лишь дом N 5 по ул. Садовой в г. Великие Луки), оснований не усматривается.
При этом вопреки доводам подателей апелляционных жалоб, постановление от 11.07.2019 N 1302 подлежало исполнению до наступления одного из тех событий, которые прямо предусмотрены в части 17 статьи 161 ЖК РФ.
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, в материалы дела не предъявлено доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов заявителей вынесенным администрацией постановлением от 11.07.2019 N 1302. При этом до июля 2019 года заявители в перечень организаций в порядке, предусмотренном Правилами N 1616, не включались.
Учитывая отсутствие необходимой совокупности условий для признания ненормативного акта недействительным у суда первой инстанции не имелось основания для удовлетворения заявления ООО "УО Центральное", ООО "ЖЭО г. Великие Луки", ООО "УО Южный микрорайон", ООО "УО Южное", а также ООО УО "Управдом" (за исключением многоквартирного дома N 5 по ул. Садовой в г. Великие Луки).
Иные доводы заявителей не относятся к существу рассматриваемого спора исходя из объема заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены Арбитражным судом Псковской области при рассмотрении настоящего спора и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим приведенные подателями жалобы аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
В связи с этим оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 15 октября 2020 года по делу N А52-3506/2019 оставить без изменения, совместную апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Центральное", общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная организация г. Великие Луки", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Южный микрорайон", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Южное", общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Управдом", общества с ограниченной ответственностью "ЛукиСтрой-17" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-3506/2019
Истец: ООО " Управляющая организация Центральное"
Ответчик: Администрация г. Великие Луки
Третье лицо: Комитет по региональному контролю и надзору Псковской области, ООО Управляющая компания "Центр города"
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9437/20
16.02.2021 Постановление Арбитражного суда Псковской области N А52-3506/19
15.10.2020 Решение Арбитражного суда Псковской области N А52-3506/19
21.11.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14830/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14830/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Псковской области N А52-3506/19
07.10.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9157/19
02.08.2019 Определение Арбитражного суда Псковской области N А52-3506/19