Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 июня 2021 г. N Ф05-8153/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А40-26879/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Елоева А.М.,
судей: Сазоновой Е.А., Веклича Б.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Завод подъёмников" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.2020 по делу N А40-26879/20 по иску Министерства промышленности и торговли РФ (ОГРН 1047796323123) к ООО "Завод подъёмников" (ОГРН 1153711002940)
о расторжении договора от 18.12.2017 N 020-11-808, о взыскании суммы субсидии в размере 4 739 784 руб. 55 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 714 410 руб. 32 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Юхновец Е.Е. по доверенности от 22.12.2020,
от ответчика: Агиенко К.И. по доверенности от 06.07.2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью "Завод подъёмников" о взыскании суммы субсидии по соглашению от 18.12.2017 N 020-11-808 в размере 4 739 784 руб. 55 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 714 410 руб. 32 коп. и о расторжении соглашения от 18.12.2017 N 020-11-808 о предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на производство и реализацию потребителем пилотных партий средств производства.
Решением от 03.09.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, указывая на то, что правоотношения по возврату субсидий вытекает из норм Бюджетного кодекса РФ, возможность применения к таким отношениям норм гражданского законодательства не предусмотрена.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции был проигнорирован порядок предоставления и возврата субсидии, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 25.05.2017 N 634.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст.266,268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд считает решение подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела, 18.12.2017 между Минпромторгом России и ООО "Завод подъемников" было заключено Соглашение о предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на производство и реализацию потребителям пилотных партий средств производства N 020-11-808.
Указанное Соглашение заключено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 N 634, которым утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям.
В соответствии с п. 1.1 соглашения, его предметом является предоставление из федерального бюджета в 2017-2019 годах субсидии: п. 1.1.1. в целях возмещения фактически понесенных в течение 12 месяцев до дня заключения соглашения и документально подтвержденных затрат получателя, связанных с производством и реализацией потребителям пилотных партий произведенных на территории Российской Федерации самоходных подъемников ЭКО-13, код ОКПД 2 28.22.16.110:
а) на оплату сырья, материалов и комплектующих, необходимых для производства пилотной партии;
б) на оплату изготовления и (или) приобретения оснастки, средств тестирования, измерения и контроля, используемых для производства пилотной партии (не более 20 процентов предоставляемых субсидии);
в) затрат на оплату труда работников, занятых в производстве пилотной партии, в размере, не превышающем уровень средней заработной платы в регионе, в котором производится пилотная партия;
г) затраты на инженерную разработку и проектирование пилотной партии (не более 10 процентов предоставляемой субсидии);
д) затраты на приобретение расходного инструмента для производства пилотной партии (не более 10 процентов предоставляемой субсидии);
е) логические затраты на поставку пилотной партии (не более 10 процентов предоставляемой субсидии).
Объем предоставленной субсидии, в соответствии с п. 1.1.1 Дополнительного соглашения к Соглашению от 25.12.2017 N 020-11-808/1, составил 4 739 784, 55 рублей, что подтверждается платежным поручением от 28.12.2017 N 672496.
Согласно пункту 3.1.2. Соглашения субсидия предоставляется при представлении Получателем в Министерство документов, подтверждающих факт произведенных Получателем затрат, на возмещение которых предоставляется Субсидия в соответствии с Правилами предоставления субсидии и настоящим Соглашением, а также иных документов, определенных в приложении N 1 к настоящему Соглашению, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
В соответствии с подпунктом г) пункта 5 Правил, пунктом 3.2. Соглашения субсидия предоставляется при соблюдении иных условий, в том числе: цена пилотной партии (без налога на добавленную стоимость), установленная в соответствии с договором (спецификацией), указанным в подпункте "а" настоящего пункта, не превышает себестоимость соответствующих средств производства, определенную в соответствии с учетной политикой Получателя, уменьшенную на размер запрашиваемой субсидии и увеличенную на размер прибыли, но не более 5 процентов себестоимости соответствующих средств производства.
В соответствии с пунктом 4.3.3 Соглашения и пунктом 22 Правил Получатель субсидии обязан предоставлять в течении 3 лет по истечении календарного года, в котором было заключено Соглашение, не позднее 1 марта каждого года следующие документы:
а) отчет о достижении в предыдущем году (годах) показателей результативности предоставления субсидии (предоставляется ежегодно);
б) копию подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданную Минпромторгом России в отношении средств производства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", а в случае, если эти средства производства не предусмотрены приложением к указанному постановлению, - копию сертификата о происхождении товара формы СТ-1, выданного в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (предоставляются в отчетном году, следующим за годом передачи пилотной партии потребителю);
в) расчет себестоимости пилотной партии, подтвержденной первичными бухгалтерскими документами, заверенными подписью руководителя, главною бухгалтера организации (при наличии) и печатью организации (предоставляется в отчетном году, следующим за годом передачи пилотной партии потребителю).
В рамках исполнения обязательств по Соглашению Получатель субсидии представил в Минпромторг России комплект отчетной документации письмами от 28.02.2018 N 147 и от 09.04.2018 N 167.
Минпромторгом России была произведена проверка представленной отчетной документации на предмет соблюдения ООО "Завод подъемников" условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных положениями Правил и Соглашения.
Истец указывает, что в результате произведенной проверки выявлено, что полученные результаты не удовлетворяют условиям Соглашения и требованиям Правил:
1. В нарушение условий подпункта "в" пункта 22 Правил, а также пункта 4.3.3.4 Соглашения расчет себестоимости не представлен, а заявленный размер себестоимости пилотной партии, указанный в сопроводительном письме от 14.11.2017 исх. N 125, представленном в составе заявки на участие в отборе получателей субсидии, не подтвержден первичными бухгалтерскими документами, заверенными в установленном порядке. Таким образом, Ответчик нарушил подпункт "в" пункта 22 Правил, а также пункт 4.3.3.4 Соглашения.
2. Заключение Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации от 13.02.2018 исх. N 9063/05 получено на продукцию "Подъемники с рабочими платформами стреловые передвижные" с кодом ОКПД 2 28.22.11.190 "Подъемники, не включенные в другие группировки", который отсутствует в перечне, приведенном в Приложении N 1 к Правилам.
Согласно пункту 1.1.1 Соглашения субсидия была предоставлена на средства производства с кодом ОКПД 2 28.22.16.110 "Лифты".
Истец полагает, что невыполнение требований, установленных Правилами и Соглашением, является нарушением Получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии.
26.04.2018 N 26860/05 Министерством в адрес Получателя направлено уведомление о намерении выставления требования об обеспечении возврата субсидии, в связи с обнаруженными в отчетной документации недостатками.
07.09.2018 N 58039/05 Министерством в адрес Получателя направлено требование об обеспечении возврата субсидии, процентов за пользование чужими денежными средствами, а также уведомление о принятии решения о досрочном расторжении Соглашения в соответствии с пунктом 7.4.2 Соглашения.
Письмом от 25.09.2018 исх. N 147 Получатель представил свои возражения по вопросу возврата субсидии.
09.11.2018 N 73096/05 Министерством в адрес Получателя направлена претензия об обеспечении возврата субсидии и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Согласно пункту 5.2.1. Соглашения в случае установления фактов нарушения целей, условий и порядка предоставления субсидии Получатель обязан возвратить соответствующие денежные средства в доход федерального бюджета в течение 15 календарных дней со дня получения соответствующего требования Министерства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящими требованиями в суд.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса РФ отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из анализа вышеуказанной нормы БК РФ следует, что субсидии предоставляются безвозвратно, при этом это правило не действует в случае нарушения условий, установленных для предоставления субсидий.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
В соответствии с п. 4.3.1 соглашения, получатель обязуется предоставлять в Министерство документы, установленные п. 3.1.2 соглашения, в течение 20 календарных дней со дня заключения соглашения.
Согласно п. 3.1.2 соглашения, субсидия предоставляется при соблюдении иных условий, в том числе: п. 3.2.1 при выполнении в совокупности следующих условий: а) договор (спецификация) между получателем и потребителем заключен в течение 12 месяцев до даты заключения настоящего соглашения; б) указанный в подпункте "а" настоящего пункта договор содержит обязательство получателя осуществить поставку пилотной партии не позднее 31 декабря года, следующего за годом, в котором заключено настоящее соглашение; в) потребитель и получатель не являются аффилированными лицами, признанными таковыми в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации; г)цена пилотной партии (без налога на добавленную стоимость), установленная в соответствии с договором (спецификацией), указанным в подпункте "а" настоящего пункта, не превышает себестоимость соответствующих средств производства, определенную в соответствии с учетной политикой получателя, уменьшенную на размер запрашиваемой субсидии и увеличенную на размер прибыли, но не более 5 процентов себестоимости соответствующих средств производства.
В п. 16 Постановления Правительства РФ от 25 мая 2017 г. N 634 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям" так же указано, что для получения субсидии организация представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 20 календарных дней со дня заключения с организацией договора о предоставлении субсидии заявление о предоставлении субсидии и следующие документы: а) расчет размера субсидии по форме согласно приложению N 2; б) копии первичных бухгалтерских документов (счетов-фактур, актов сдачи-приемки ведомостей, документов, подтверждающих численность основного и привлеченного персонала, копий платежных поручений, реестров платежных поручений), заверенные подписью руководителя, главного бухгалтера и печатью организации (при наличии), подтверждающие фактически понесенные затраты; в) копии платежных документов, заверенные кредитной организацией, в которой открыт счет организации, с которого производились платежи, подтверждающие затраты. Данные документы были своевременно и в полном объеме предоставлены в Минпромторг, что не оспаривается истцом.
При рассмотрении документов, подтверждающих выполнение условий, предусмотренных соглашением, в том числе размер себестоимости реализованных пилотных партий средств производства, возражений и замечаний у истца не было; соответственно, ответчику была предоставлена субсидия по рассматриваемому соглашению.
Таким образом, истец, проверив предоставленные ответчиком документы для предоставления субсидии, соглашения, принял решение о предоставлении субсидии и согласно п.3.3 соглашения произвёл перечисление субсидии. Каких-либо замечаний и возражений от Министерства на момент рассмотрения документов и принятия решения о предоставлении субсидии ответчику не поступало.
Согласно приложению N 1 правил предоставления субсидии из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям, утверждённых Постановлением Правительства РФ, наименование кода ОКПД 2 28.22.16.110 значится не просто "Лифты", а "Строительные лифты и подъёмники".
ООО "Завод подъёмников" на стадии заключения соглашения предоставлял необходимую документацию, в то время как, истец, как распорядитель бюджетных средств проверяло это документацию и вынесло Постановление о заключении соглашения о предоставлении субсидии.
Кроме того, код ОКПД 2 28.11.11.190 "Подъёмники не включённые в другие группировки" был присвоен ООО "Завод подъёмников" именно Министерством Промышленности и торговли РФ 13.02.2018, в то время как субсидия была предоставлена соглашением от 18.12.2017.
Из смысла ст. 78 БК РФ следует, что изъятие выделенных в качестве субсидии денежных средств является исключительной мерой ответственности за их нецелевое использование. Установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению. Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю субсидии на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях.
Из смысла п. 3 статьи 78 БК РФ следует, что условия предоставления субсидий не подлежат расширительному толкованию. Нарушение условий предоставления субсидий образуется не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставление субсидий, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии (условия) предоставления уполномоченными органами субсидий. Нарушение получателем субсидии условий ее использования - не достижение планируемых результатов хозяйственной деятельности получателем субсидии, нарушение требований, непосредственно связанных с контролем за использованием уже предоставленных денежных средств, в том числе непредставление отчетности, - не является нарушением условий предоставления субсидии.
Требования о предоставлении отчетности не относятся к условиям предоставления субсидий, а относятся к порядку их предоставления, следовательно, нарушение указанных требований не может служить основанием для предъявления требований о возврате субсидии.
При условии доказанности целевого использования субсидии нарушение получателем субсидии обязательства по предоставлению отчетности не является достаточным основанием для истребования у него суммы субсидии.
Несвоевременное представление отчетности в установленный срок не влечет обязанности последнего возвратить субсидию.
Однако, в данном случае целевое использование истцом не оспаривается, основная и существенная часть обязательств ответчиком исполнена, условия соглашения в части расходования денежных средств, связанных с производством и реализацией потребителям пилотных партий произведенных на территории Российской Федерации самоходных подъемников исполнена (приобретение активов в целях предпринимательской деятельности ответчиком выполнены, рабочие места созданы, налоги уплачены, показатели выручки и рентабельности соблюдены).
Ответчик выполнил условия, предусмотренные пунктами соглашения, и обеспечил достижение показателей, которые были заявлены им при предоставлении государственной поддержки.
Положение подпункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ о том, что в нормативном акте указывается порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, не может быть применен для произвольного установления уполномоченным органом условий возврата предоставленной субсидии по формальным основаниям.
Таким образом, законодательство определяет два возможных случая возврата средств субсидий: нецелевое использование данных средств или при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии).
Основные и существенные условия ответчиком исполнены.
Непринятие отчетности истцом носит формальный характер. Иные основания для отказа в предоставлении и возврате субсидии федеральное законодательство не предусматривает.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно пункту 3 статьи 71 АПК РФ доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд признает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Апелляционным судом также учтены выводы, изложенные Арбитражным судом Московского округа при рассмотрении споров между Министерством промышленности и торговли РФ и ООО "Завод подъёмников" по делам N N А40-261/2020, А40-264/2020.
Расходы по оплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.2020 по делу N А40-26879/20 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в пользу ООО "Завод подъемников" 3 000 (три тысячи) руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-26879/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ООО "ЗАВОД ПОДЪЁМНИКОВ"