Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24 мая 2021 г. N Ф06-3390/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
19 февраля 2021 г. |
Дело N А65-22284/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Корнилова А.Б., Некрасовой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко Н.В.,
с участием:
от истца - Иванова Е.В., доверенность N 7 от 28 января 2021 года,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 декабря 2020 года по делу N А65-22284/2020,
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745), город Москва,
к Волжско-Камскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) (ОГРН 1041628218763, ИНН 1659053849), город Казань Республики Татарстан,
с участием третьего лица Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 5", город Саратов,
о признании недействительным предписания N 6-м от 27 июля 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Волжско-Камскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) (далее - административный орган, управление), с привлечением третьего лица Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 5", о признании недействительным предписания N 6-м от 27 июля 2020 года.
Решением суда от 08.12.2020 г. в удовлетворении заявления учреждению отказано.
Учреждение, не согласившись с указанным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, о чем в судебном заседании просил и представитель учреждения.
Управление, апелляционную жалобу отклонило, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, а решение суда оставить без изменения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей управления и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя учреждения, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с уставом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ, утв. приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны РФ от 03.03.2017 г. N 607, учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Минобороны РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Основными целями деятельности учреждения является осуществление эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 24.03.2017 г. N 844 за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество, указанное в приложении к приказу, в том числе котельная площадью 1239,7 кв.м., находящаяся по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Широкий, д.6Т62, в/г 6Т, которая передана учреждению по акту приема-передачи N 11/ТХ от 01.04.2017 г. (т. 1 л.д. 12 - 14).
Котельная расположена на территории войсковой части 34096 (05203) в границах земельного участка с кадастровым номером 12:04:0000000:392, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Минобороны РФ, категория земель: промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для нужд обороны.
В 2018 г. в адрес Росприроднадзора по Республики Марий Эл поступило обращение Куярского участкового лесничества Марийского лесничества Минобороны РФ по факту розлива нефтепродуктов на лесных земельных участках в квартале 105 выдел 6.
22.05.2018 г. произведено обследование территории лесного участка с кадастровым номером 12:04:0000000:392, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район (в восточной, юго-восточной частях кадастрового района), в ходе которого выявлено, что в квартале 105 выделе 6 Куярского участкового лесничества Марийского лесничества произошло загрязнение лесных земельных участков нефтесодержащим веществом черного цвета, маслянистого состава со специфическим запахом мазута (общая площадь загрязнения составила 2 938 кв.м., глубина загрязнения более 20 см.), а по результатам осмотра составлен акт от 22.05.2018 г. N 03-019/2018, и произведен отбор проб почвы.
Согласно заключению филиала "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Чувашской Республике Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" от 30.05.2018 г. в пробе N 1 концентрация нефтепродуктов превышает фоновый показатель в более чем в 596 раз; в пробе N 2 концентрация нефтепродуктов превышает фоновый показатель более чем в 195 раз.
При проведении 09.07.2018 г. дополнительного планового осмотра территории котельной, расположенной по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Широкий, д. 6Т 62, в/г 6Т, на земельном участке с кадастровым номером 12:04:0000000:392 и закрепленной за ответчиком на праве оперативного управления (свидетельство о государственной регистрации права от 19.11.2014 г. N 12МР959777) установлено, что загрязнение участка топочным мазутом происходит вследствие хозяйственной деятельности по эксплуатации котельной.
В пробах, взятых 09.07.2018 г. при дополнительном обследовании, согласно заключению филиала "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Чувашской Республике Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу", концентрация нефтепродуктов превышает фоновый показатель в более чем в 135 раз.
Постановлением административного органа от 20.11.2018 г. N 106 заявитель признан виновным в совершении правонарушения и привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ к штрафу в размере 50 000 руб.
Решением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 01.11.2018 г. по делу N 12-138/2018, решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 24.12.2018 г. N7р-474/2018 постановление оставлено в силе.
Росприроднадзором по Республики Марий Эл рассчитан ущерб, нанесенный почвам как объекту охраны окружающей среды, в размере 6 987 000 руб.
Решением АС г. Москвы от 09.08.2019 г. по делу N А40-44119/2019, оставленным без изменения постановлением АС Московского округа от 03.03.2020 г., исковое заявление Росприроднадзора по Республики Марий Эл к ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ (ответчик) о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде, в размере 6 927 600 руб. удовлетворено в полном объеме.
На основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл N 111-р (гк) от 11.10.2018 г. в целях проверки фактов возникновения угрозы причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в результате ненадлежащей эксплуатации котельной в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ на основании п.п. "а" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294 -ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проведена внеплановая выездная проверка.
В рамках проверки в присутствии понятых осуществлен осмотр территории вокруг котельной и прилегающих к ней лесных участков, в ходе которого подтверждено наличие выявленного при осмотрах этой территории управлением 22.05 и 04.07.2018 г. загрязнение почвы нефтесодержащим маслянистым веществом черного цвета со специфическим запахом мазута, стекающим по проведенной от котельной дренажной трубе к участку на территории котельной, образующему траншею, и разливающимся за её пределами на лесных участках Куярского участкового лесничества Марийского лесничества Минобороны РФ в выделе 6 квартала 105.
Выявленные в ходе очередного осмотра факты загрязнения управлением отражены в протоколе от 24.10.2018 г., также осуществлен отбор проб почвы, сопровождавшийся составлением акта отбора N 167 от 24.10.2018 г. и протоколом от 24.10.2018 г.
По результатам лабораторных исследований отобранных проб испытательной лабораторией филиала по Чувашской Республике ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому Федеральному округу" составлено заключение от 30.10.2018 г., согласно которому в пробах установлено наличие такого загрязняющего вещества, как нефтепродукты с превышением его концентрации по отношению к фоновому показателю в десятки и сотни раз.
Приглашенным для участия в осмотре специалистом указанной лабораторной организации проведены геодезические работы по уточнению площади земельных участков, загрязненных нефтесодержащим веществом, определена общая суммарная площадь таких участков, которая, как следует из заключения N 22 от 01.11.2018 г., составляет 2 908 кв.м.
При этом выявлено наличие нового загрязненного земельного участка площадью 43 кв.м., а результаты проверки отражены в акте N 101 от 13.11.2018 г.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ выдано предписание N 60 от 13.11.2018 г. о разработке в срок до 03.07.2020 г. проекта рекультивации и проведении работ по рекультивации загрязненных топочным мазутом земель площадью 2 908 кв.м. в границах земельного участка с кадастровым номером 12:04:0000000:392 для восстановления их до состояния, пригодного для использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Решением АС Республики Марий Эл от 22.04.2019 г. по делу N А38-12392/2018, вступившим в законную силу 22.05.2019 г., в удовлетворении требований ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ о признании недействительным предписания Росприроднадзора по Республики Марий Эл N 60 от 13.11.2018 г. отказано.
На основании приказа Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 474 от 09.07.2020 г. в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания N 60 от 13.11.2018 г., с целью установления факта выполнения (невыполнения) ранее выданного предписания ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ на основании п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ проведена внеплановая выездная проверка в период с 22 по 27.07.2020 г.
22.07.2020 г. в рамках проверки в присутствии представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ осуществлен натурный осмотр территории земельных участков, загрязненных топочным мазутом, на прикотельной территории котельной N 6/6Т/62, расположенной в п. Широкий Медведевского района Республики Марий Эл и прилегающих к прикотельной территории лесных земельных участков в выделе 6 квартал 105 Куярского участкового лесничества Марийского лесничества Минобороны РФ.
В ходе осмотра Административным органом установлено:
1. Участок - площадью 2 546 кв.м., расположен в выделе 6 квартала 105 Куярского участкового лесничества Марийского лесничества Минобороны РФ, между железнодорожными путями, ведущими на территорию котельной войсковой части и на территорию войсковой части. На момент осмотра участок загрязнен топочным мазутом, примерно У часть участка перекрыта грунтом, для впитывания мазуто - содержащей жидкости. Разлив нефтепродуктов не ликвидирован, обязанности по рекультивации не выполнены.
2. Участок - площадью 43 кв.м., расположен с восточной стороны участка N 1 через железнодорожные пути в лесном массиве. Разлив нефтепродуктов не ликвидирован, обязанности по рекультивации не выполнены.
3. Участок - площадь 319 кв.м., расположен на прикотельной территории, в юго-восточном направлении от эстакады, слева от железнодорожных путей - участок представляет собой траншею, предназначенную для стока мазуто-содержащей жидкости. Траншея залита топочным мазутом. Обязанности по рекультивации не выполнены.
На основании изложенного административный орган пришел к выводу, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (объект НВОС, код объекта 88-0112-000624-П): Котельная инв. N 6/6Т/62, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Широкий, по месту осуществления производственной деятельности, в нарушение требований п.п. 3.5, 6, 8 п.п. "г" п. 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утв. постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. N 800, ст. 12, ч. 1 ст. 13, ст. 42 ЗК РФ, ст. 3, ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не разработан проект рекультивации земель, мероприятия по ликвидации загрязнения земельных участков топочным мазутом не проведены, рекультивация лесных земельных участков на площади 29088 кв.м. не начата, обязанности по восстановлению нарушенных земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием не выполнены.
Результаты проверки отражены в акте обследовании территории от 22.07.2020 г., в фотоматериалах, и в акте проверки N 20-М от 27.07.2020 г. (т. 1 л.д. 164 - 180).
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ выдано предписание N 6-М от 27.07.2020 г. о проведении до 03.07.2021 г. работ по рекультивации нарушенных земель (загрязненных топочным мазутом, на площади 2 908 кв.м. прикотельной территории котельной N6/6Т/62 п. Широкий Медведевского района Республики Марий Эл и прилегающих к прикотельной территории лесных земельных участков Куярского участкового лесничества Марийского лесничества Минобороны РФ), обеспечив восстановление земель до состояния, пригодного для использования его в соответствии с целевым назначением, согласно действующему законодательству (т. 1 л.д. 180 - 181).
Не согласившись с предписанием, учреждение оспорило его в судебном порядке.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе учреждению в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
Управление осуществляет контрольно-надзорную деятельность в соответствии с Положением о Волжско-Камском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 г. N 494, и к его полномочиям относится в том числе государственный земельный надзор.
Управление осуществляет государственный земельный надзор в соответствии со ст. 71 ЗК РФ и Положением о государственном земельном надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 г. N 1, территориальные органы Росприроднадзора наделены полномочиями по осуществлению данного вида надзора в отношении земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственное назначения".
Согласно п. 5 Положения, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
а) обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры;
б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению другие процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
г) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
На основании абз. 3 п. 1 ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п.п. 1 п. 68 Административного регламента исполнения Росприроднадзором функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утв. приказом Минприроды РФ от 29.06.2012 г. N 191 органы государственного контроля (надзора) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица Росприроднадзора обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу п. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Согласно п. 5 ст. 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
По правилам ст. ст. 60.12 и 60.14 Лесного кодекса РФ подвергшиеся нефтяному загрязнению земли, на которых расположены леса, подлежат обязательной рекультивации.
Правила проведения рекультивации земель утверждены постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (далее - Правила).
Согласно п. 6 Правил в обязательном порядке рекультивации подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных ЗК РФ, Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
К загрязняющим почву веществам, в отношении которых в силу ст. 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, относятся в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 г. N1316 нефтепродукты.
Суд считает, что материалы проверки достоверно подтверждают факт загрязнения нефтепродуктами в недопустимых концентрациях в результате эксплуатации котельной земель общей площадью 2 908 кв.м. в границах земельного участка с кадастровым номером 12:04:0000000:392 непосредственно на территории вокруг котельной и на смежных с ней лесных участках Куярского участкового лесничества Марийского лесничества Минобороны РФ в выделе 6 квартала 105.
Разногласия участников спора сводятся к вопросу о том, кто обязан проводить рекультивацию загрязненных земель.
По мнению заявителя, так как разлив нефтепродуктов произошел на землях лесного фонда, являющихся федеральной собственностью, а участок с котельной находится в составе земель промышленности и иного специального назначения, занятых объектами обороны и безопасности, т.е. земель, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, то обязанность по рекультивации земель не может быть возложена на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ.
Между тем суд признал довод заявителя необоснованным и противоречащим нормам законодательства об охране окружающей среды.
Приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017 г. N 155 создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Минобороны РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и представление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ возложено ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ.
Согласно Акту приема-передачи объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, закрепленных на праве оперативного управления за ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ N 11/ТХ от 01.04.2017 г. ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ является правопреемником ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ по всем основным средствам, в том числе котельной инв. 6/6Т/62, расположенной в Республике Марий Эл, Медведевский район, п. Широкий, д.6Т/62, в/г 6Т, площадью 1239,7 кв.м., литер А, инвентарный номер 1 008 11 4521127 0000 12573.
В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 24.03.2017 г. N 844 "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны РФ", закреплено недвижимое имущество, указанное в приложении к настоящему приказу, в том числе котельная с мазутным хозяйством, включающим в себя хранилища и систему мазутопровода (инв. N 6/6Т/62, находящаяся по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Широкий, д. 6Т62, в/г 6Т) передано по акту приема-передачи в оперативное управление ФГБУ "ЦЖКУ", а именно филиалу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ по РВСН (жЭ(К)О N 1 г. Владимир). Занимая площадь 1239,7 кв.м. Указанная котельная с ее инженерными сооружениями расположена на территории войсковой части 34096 (05203).
Котельная N 6/6Т/62, расположенная на территории войсковой части в п. Широкий Медведевского района PMЭ является опасным производственным объектом и относится к 3 классу опасности опасных производственных объектов.
Согласно п. 3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков.
Лесной участок с кадастровым N 12:04:0000000:392 является федеральной собственностью, так как находится в составе земель промышленности и иного специального назначения, занятых объектами обороны и безопасности, то есть земель, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований (ст. 8 Лесного кодекса РФ, ст. ст. 87 и 93 ЗК РФ).
Учитывая, что деятельность АО "Ремонтно-эксплуатационное управление" прекращена в 2015 г., обязанность по рекультивации земель возложена на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ как на пользователя федерального земельного участка, необходимого для эксплуатации переданной ему в оперативное управление котельной.
Выявленные в мае и июле 2018 г. факты порчи земель в границах земельного участка с кадастровым N 12:04:0000000:392 вокруг котельной, находящейся по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Широкий, д. 6Т62, в/г 6Т, и на лесных участках Куярского участкового лесничества Марийского лесничества Минобороны РФ за пределами котельной путем их загрязнения нефтепродуктами (топочным мазутом) в результате эксплуатации котельной ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ установлены постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл от 20.08.2018 г. N 106, которым учреждение привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
При этом решением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 01.11.2018 г. по делу N 12-138/2018 и решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 24.12.2018 г. по делу N 7р-474/2018 постановление административного органа оставлено без изменения, и в них дополнительно сделан вывод, основанный на экспертном заключении филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" по Чувашской Республике от 01.11.2018 г., о загрязнении земель в результате хозяйственной деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ.
Факт того, что ответственность за проведение рекультивации земель в указанном случае лежит именно на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ, ранее также неоднократно подтвержден судебными актами - решение АС Республики Марий Эл от 22.04.2019 г. по делу N А38-12392/2018, решение АС г. Москвы от 09.08.2019 г. по делу N А40-44119/2019, оставленным без изменения постановлением АС Московского округа от 03.03.2020 г. N Ф05-418/2020.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Таким образом, суд правильно признал установленным и подтвержденным факт деградации земель в результате деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ.
Довод заявителя, о том, что ответственность за рекультивацию указанных земель в настоящее время возложена на ФГУП "ГВСУ N 5", в связи с тем, что указанная организация в настоящее время является генеральным подрядчиком по государственному контракту N 1931187376152544164000000 Министерства обороны РФ, суд правильно признал несостоятельным, в связи с тем, что целью указанного контракта является возведение объекта капитального строительства для целей Министерства обороны РФ.
Государственный контракт и его исполнение никак не связано с обязанностью по рекультивации земель, возложенной на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ, а контракт предусматривает лишь очистку земель и не соответствует требованиям, регламентирующим порядок рекультивации.
Кроме того, в проектной и рабочей документации по очистке земель, речь идет о ликвидации загрязненных участков, образующихся в процессе строительства нового объекта, а не о ликвидации розлива нефтепродуктов, происшедшего в ходе эксплуатации котельной.
Согласно п. 26 Правил рекультивации и консервации земель, лица обязаны приступить к рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом в срок не позднее, чем 7 месяцев со дня совершения действия, в результате которых произошло загрязнение почв.
В оспариваемом предписании Росприроднадзора учтено время на разработку и согласование проекта рекультивации, а также время на финансирование работ по ликвидации розлива (13.11.2018 г. по 03.07.2020 г. - 18 месяцев).
Согласно п. 24 Правил рекультивации и консервации земель, лица, обязанные проводить рекультивацию земель, должны направить уведомление об утверждении проекта рекультивации земель с приложением утвержденного проекта в Росприроднадзор.
От заявителя в адрес управления уведомления о начале и завершении работ по рекультивации с приложением соответствующих документов не поступили, и в материалах дела отсутствуют.
Поэтому управление обоснованно обязало ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ провести до 03.07.2021 г. работы по рекультивации нарушенных земель (загрязненных топочным мазутом, на площади 2908 кв.м. прикотельной территории котельной N 6/6Т/62 п. Широкий Медведевского района Республики Марий Эл и прилегающих к прикотельной территории лесных земельных участков Куярского участкового лесничества Марийского лесничества Минобороны РФ), обеспечив восстановление земель до состояния, пригодного для использования его в соответствии с целевым назначением, согласно действующему законодательству.
Поскольку заявителем своевременно не был разработан проект рекультивации земель, мероприятия по рекультивации лесных земельных участков, загрязнённых топочным мазутом, на площади 2 908 кв.м. не проведены, обязанности по восстановлению нарушенных земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием не выполнены, управлением в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
Постановлением от 10.08.2020 г. ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ признано виновным в совершении правонарушения и привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ к штрафу в размере 400 000 руб.
Постановление о назначении административного наказание от 10.08.2020 г. вступило в законную силу, не оспорено, а назначенный административный штраф в размере 400 000 руб. уплачен учреждением платежным поручением от 17.11.2020 г. N 654774.
На основании вышеизложенного, суд пришел к правильному к выводу о том, что Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) действовало правомерно.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание в полной мере согласуется с компетенцией Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, что свидетельствует об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ требований о признании недействительным предписания N 6-М от 27.07.2020 г.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд в соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ сделал правильный вывод об отказе учреждению в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 декабря 2020 года по делу N А65-22284/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.