Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 2 июля 2021 г. N Ф10-2289/21 настоящее постановление оставлено без изменения
24 февраля 2021 г. |
Дело N А83-7515/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2021.
В полном объёме постановление изготовлено 24.02.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тарасенко А.А., судей Колупаевой Ю.В., и Остаповой Е.А.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Кучиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Алушты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.10.2020 по делу N А83-7515/2019 (судья Куртлушаев М.И.)
по иску администрации города Алушты Республики Крым
к обществу с ограниченной ответственностью "Компания Хоттей"
о взыскании задолженности, расторжении договора аренды земельного участка
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Компания Хоттей" - Пустовитенко Ирина Васильевна, представитель по доверенности от 19.03.2020
УСТАНОВИЛ:
администрация города Алушты Республики Крым (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Компания Хоттей" (далее - ответчик, общество) и с учетом ходатайства об изменении исковых требований от 10.03.2020 N 02-38/447 (л.д. 66 - 71 том 2), удовлетворенного протокольным определением от 21.05.2020 (л.д.72 том 2) просит взыскать задолженность за аренду земельного участка за период с 31.03.2016 по 30.11.2019 в размере 1 314 229,36 руб., пени за период с 11.12.2016 по 31.01.2019 в размере 765 414,61 руб. и расторгнуть договор аренды земли от 31.03.2016. Исковые требования мотивированы ненадлежащим выполнением обществом своих обязательств по оплате арендной платы согласно договору аренды земельного участка от 31.03.2016.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.10.2020 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд первой инстанции руководствовался тем, что сооружения для размещения туристов относятся к базам отдыха соответствуют понятию дома отдыха - как специализированного средства размещения, расположенного в рекреационной зоне, предоставляющего услуги размещения, питания, по организации досуга и развлечений. Изложенное соответствует виду разрешенного использования земельных участков - туристическое обслуживание "Размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них; размещение детских лагерей". Кроме того, с учетом постановления Совета Министров Республики Крым от 06.06.2016 N 244 "О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378" установлена правовая возможность указания правильной категории использования земельного участка. Таким образом, с учетом условий первоначально заключенного договора и установленных разрешенных видов использования земельного участка, согласно градостроительному регламенту в градостроительной зоне расположения земельного участка, арендная ставка с 01.01.2017 за пользование таким земельным участком администрацией должна быть рассчитана исходя из вида разрешенного использования "туристическое обслуживание" (код 5.2.1). Ответчиком арендная плата, рассчитанная на основании вида разрешенного использование земельных участков "туристическое обслуживание" (код 5.2.1) за спорный период оплачена в полном объеме. Следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований не имеются.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт. Апеллянт полагает, что арендная плата за земельный участок должна рассчитываться на основании установленного в договоре вида разрешенного использования, а именно "гостиничное обслуживание". Кроме того, апеллянт указывает, что обществу правомерно было отказано администрацией в изменении вида разрешенного использования с гостиничного обслуживания на туристическое обслуживание.
Представитель общества в судебном заседании поддержал свои возражения против апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, в связи, с чем рассмотрение жалобы возможно в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 15.05.2008 между Малореченским сельским советом (арендодатель) и обществом (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок несельскохозяйственного назначения, за счет земель пансионата "Рассвет", расположенный в с.Солнечногорское, ул.Шоссейная, д.8-Г, кадастровый номер земельного участка 01 103 921 00:04:001:0212, площадь составляет 0.8000 га с целевым использованием земельного участка: рекреационное (для строительства базы отдыха, далее - договор от 15.05.2008).
Согласно пункту 13 договора от 15.05.2008 целевое использование земельного участка: рекреационное (для строительства базы отдыха). Срок действия договора - 49 лет.
В мае 2015 года земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 90:15:060401:48.
Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым вид функционального использования земельного участка "рекреация" на основании пункт 10 Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, утвержденного постановлением СМ РК от 15.10.2014 N 378 (далее - Постановление N 378), соотнесло с видом разрешенного использования - природно-познавательный туризм (кадастровая выписка о земельном участке от 20.05.2015 N 90-02/2015-136567).
29.12.2015 на основании заявления общества об уточнении вида разрешенного использования земельного участка, администрацией принято постановление N 2016 "Об отнесении земельного участка к определенной категории земель и установлении вида разрешенного использования" (далее - постановление N 2016), пунктом 1 которого земельный участок (кадастровый номер 90:15:060401:48), площадью 0,8 га, расположенный по адресу: Республика Крым, г.Алушта, с. Солнечногорское, ул. Шоссейная, 8-Г, отнесен к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - гостиничное обслуживание (4.7).
31.03.2016 между администрацией и обществом в порядке переоформления прав на земельный участок заключен договор аренды земельного участка, согласно условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок площадью 8 000 кв.м, из земель, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Алушта, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования земельного участка - "гостиничное обслуживание", цель использования земельного участка - "для строительства базы отдыха", кадастровый номер 90:15:060401:48, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Алушта, с. Солнечногорское, ул. Шоссейная, д.8-Г, сроком до 28.05.2059 (далее - договор от 31.03.2016).
Размер арендной платы был оставлен в предыдущем размере с учетом применения коэффициента 3,8 при перерасчете на рубли и индекс инфляции.
На земельном участке расположены объекты недвижимости - нежилые здания рекреационного назначения с хозяйственными строениями, общей площадью 123 кв.м., принадлежащие арендатору на основании свидетельства о праве собственности (пункт 1.2 договора от 31.03.2016).
Согласно пункту 5.1 договора от 31.03.2016 арендная плата исчисляется с момента подписания сторонами акта приема - передачи и до момента возврата земельного участка.
31.03.2016 между администрацией и обществом подписан акт приема -передачи земельного участка. Договор аренды зарегистрирован в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру 17.02.2017 за N 90:15:060401:48-90/090/2017-2.
В соответствии с пунктом 5.2 договора от 31.03.2016 арендная плата вносится равными частями ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Арендная плата за декабрь вносится до 10 декабря текущего финансового года.
Согласно пункту 5.6 договора от 31.03.2016 расчет арендной платы определен в приложении N 1 к договору, которое является неотъемлемой частью договора от 31.03.2016.
Как следует из расчета размера годовой арендной платы от 28.03.2016, нормативная денежная оценка земельного участка согласно пункту 1.1 дополнительного соглашения от 29.07.2010 составляет 915 680 грн.
Нормативная денежная оценка земельного участка с учетом коэффициентов перерасчета в рубли и инфляции (Кф) составляет: 915680 грн. х 3,8 х 1,122 х 1,064 = 4 153 955,21 руб.
Арендная ставка (А): 3 %
Размер арендной платы: 4 153 955,21 руб. х 3 % = 124 618, 66 руб. в год.
Размер арендной платы в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 произведен истцом в соответствии с решением Алуштинского городского совета Республики Крым N 25/79 от 23.12.2016 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым" и составил 892 882,38 руб. в год и 74 406,86 руб. в месяц.
В период с 01.01.2018 по 31.12.2018 составляет 619 065,12 руб. в год или 51 588, 76 руб. в месяц; за 01.01.2019 по 30.11.2019 - 591 877,88 руб.
При проведении расчета за весь период истцом бралась арендная ставка для земельного участка с видом разрешенного использования - "гостиничное обслуживание" (код 4.7), в связи с применением вышеуказанного нормативного акта.
Таким образом, по мнению истца, у общества образовалась задолженность по арендной плате в размере 924 635, 48 руб., что стало основанием для администрации обратиться в арбитражный суд.
При решении вопроса об обоснованности доводов апелляционной жалобы суд руководствуется следующим.
Как верно указал суд первой инстанции, в соответствии со статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
12.03.2019 общество обратилось в администрацию с заявлением об изменении вида разрешенного использования с "гостиничное обслуживание" (4.7) на вид разрешенного использования "туристическое обслуживание" (5.2.1) в связи с тем, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:15:060401:48 "гостиничное обслуживание" (4.7) не соответствует условиям первоначального договора аренды земельного участка, реальному его использованию, действующему законодательству, а поэтому вид разрешенного использования должен быть приведен в соответствие с нормами российского законодательства и правоустанавливающими документами посредством изменения на "туристическое обслуживание" (5.2.1).
При этом на момент заключения договора от 31.03.2016 код 5.2.1 "туристическое обслуживание" не существовал.
Письмом от апреля 2019 года N 02-19-84 (л.д.14 том 2) администрация отказала обществу в изменении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка по основанию нецелесообразности, поскольку изменение вида разрешенного использования земельного участка повлечет изменение арендной платы с 645 684,9 рублей на 193 706,6 рублей, дополнительно указав, что данная процедура осуществляется после согласования с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Как верно указал суд первой инстанции, особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 38-ЗРК, особенности отнесения земельного участка к соответствующей категории земель на основании настоящей статьи, а также установления категории земельных участков, которые не были отнесены ни к одной из категорий до вступления в силу Федерального конституционного закона, устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Особенности отнесения к определенной категории земель и (или) определения (изменения) вида разрешенного использования образуемых земельных участков, в том числе из земель государственной и муниципальной собственности, ранее учтенных земельных участков, а также при переводе земельных участков из одной категории в другую установлены Постановлением N 378).
Судом первой инстанции установлено, что на основании договора от 15.05.2008 обществу был предоставлен в аренду земельный участок для строительства базы отдыха, целевое назначение земельного участка - рекреационное.
29.12.2015 на основании заявления общества администрацией принято постановление N 2016 "Об отнесении земельного участка к определенной категории земель и установлении вида разрешенного использования" (далее -постановление No2016), пунктом 1 которого земельный участок (кадастровый номер 90:15:060401:48), площадью 0,8 га, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Алушта, с. Солнечногорское, ул. Шоссейная, д.8-Г, отнесен к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - гостиничное обслуживание (4.7).
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Суд первой инстанции правильно руководствовался тем, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
В силу абзаца второго пункта 2 статьи 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В пункте 3 статьи 85 ЗК РФ установлено, что допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Как было указано судом по делу N А83-8686/2019, на земельном участке расположены объекты недвижимости - нежилые здания рекреационного назначения с хозяйственными строениями, общей площадью 123 кв.м., принадлежащие арендатору согласно свидетельству о праве собственности (пункт 1.2 договора от 31.03.2016).
Фактически, как усматривается из фототаблицы, это три летних домика и проходная: площадью соответственно 42,3 кв.м., 42,3 кв.м., 9,5 кв.м. и 9,5 кв.м., (копии свидетельства о праве собственности и кадастровых паспортов приобщены судом к материалам дела), которые сданы в эксплуатацию согласно Декларации о готовности объекта к эксплуатации от 07.10.2011 по коду объекта согласно с Государственным классификатором - 12.12.3.
Государственный классификатор зданий и сооружений (ГК 018-2000), утвержденный и введенный в действие приказом Госстандарта Украины от 17.08.2000 N 507 предусматривает, что код 12.12.3 обозначает "Центры и дома отдыха", а общий класс 1212 включает: туристические базы, горные приюты, детские и семейные лагеря отдыха, дома отдыха и иные здания для временного проживания, не классифицированные ранее.
При этом этот класс не включает: гостиницы и подобные учреждения по предоставлению жилья (1211).
Расположенные на земельном участке летние домики используются в соответствии с их наименованием и целевым назначением. Их использование и деятельность Компании носит сезонный характер. Это подтверждается ежегодно предоставляемой отчетностью - Формой N 1-КСР, приобщенной судом первой инстанции к материалам дела.
Согласно пункту 2.2.9 ГОСТа Р53423 -2009 "Туристические услуги" Гостиницы и другие средства размещения туристов" такие объекты относятся к базам отдыха и соответствуют понятию дома отдыха - как специализированного средства размещения, расположенного в рекреационной зоне, предоставляющего услуги размещения, питания, по организации досуга и развлечений. То есть, полностью соответствует виду разрешенного использования земельных участков 5.2.1 - туристическое обслуживание "Размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них; размещение детских лагерей".
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности основным видом деятельности общества "Компания Хоттей" является "Деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания - код 55.20".
Расшифровка Кода ОКВЭД 55.20 - деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания, включает: предоставление мест клиентам для временного проживания на ежедневной или еженедельной основе, с предоставлением отдельной площади, состоящей из полностью меблированных комнат или помещений с местами для проживания и сна, а также с местами для приготовления и потребления пищи, с кухонными принадлежностями и полностью оборудованной кухней. Это может быть комната или квартира в небольших отдельно стоящих многоэтажных зданиях, комнаты в сельских домах или группа зданий (одноэтажные бунгало, шале, коттеджи и домики), при этом возможно предоставление дополнительного минимального объема услуг. Эта группировка также включает: жилье, предоставляемое детскими лагерями на время школьных каникул и в остальное время, домами отдыха, в том числе детскими, гостевыми квартирами, молодежными общежитиями, туристическими базами, лагерями, в том числе горными.
Деятельность гостиниц предусмотрена иными КВЭД - 5.1 - 5.12.
Пунктом 3 ст. 43 Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Алуштинского горсовета от 22.02.2019 N 59/22 (далее - ПЗЗ) размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них однозначно отнесено к основному виду разрешенного использования 5.2.1 - туристическое обслуживание.
Согласно карте территориальных зон (опубликована на официальном сайте Муниципального образования городской округ Алушта), рассматриваемый земельный участок расположен в зоне О-3 - зона объектов туристко-рекреационного назначения. Указанная зона предусматривает оба вида разрешенного использования в качестве основных - существующий 4.7 и запрашиваемый 5.2.1.
При этом согласно пункту 2 статьи 43 ПЗЗ правообладатели земельных участков осуществляют изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства без дополнительных согласований и разрешений в случаях, когда один из указанных в градостроительном регламенте основных видов разрешенного использования земельного участка заменяется другим основным или вспомогательным видом.
На основании вышеизложенного с учетом изменений в действующее законодательство, а именно Положения N 378 в части установления новой категории использования земельного участка, с учетом условий первоначально заключенного договора и установленных разрешенных видов, согласно градостроительному регламенту в градостроительной зоне расположения земельного участка, арендная ставка с 01.01.2017 за пользование таким земельным участком администрацией должна быть рассчитана исходя из вида разрешенного использования "туристическое обслуживание" (код 5.2.1).
В связи с чем, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что для расчета арендных платежей необходимо исходить из следующего.
Расчет арендной платы в период с 31.03.2016 по 18.01.2016 производился согласно расчету размера годовой арендной платы от 31.03.2016 (приложение к Договору) в соответствии с решением Малореченского сельского Совета от 11.02.2010 года N 46/62 "Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель населенного пункта Малореченского сельского Совета: с. Солнечногорское".
Расчет арендной платы за 2016 год истцом и ответчиком не оспаривается.
За период с 01.01.2017 по 31.12.2017.
Расчет арендной платы производится в соответствии с Решением Алуштинского городского совета РК N 25/79 от 23.12.2016 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым".
Вид разрешенного использования, установленный для земельного участка заключенным договором аренды с Малореченским сельским советом от 15.05.2008 - рекреационное.
Согласно Постановлению N 378 должен быть установлен вид разрешенного использования-природно-познавательный туризм, код 5.2.
В кадастровом паспорте N 90-02/2015-5179 от 12.01.2015 г., выданном обществу Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, установлен вид разрешенного использования - природно-познавательный туризм.
Нормативная цена 1 кв.м земель населенных пунктов Республики Крым установлена постановлением Совета Министров Республики Крым N 450 от 12.11.2014 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" и равна 336,21 руб.
Арендная ставка в отношении земельного участка с видом разрешенного использования -гостиничное обслуживание (код 4.7) до 01.01.2018; 6% определена решением Алуштинского городского совета РК N 25/79 от 23.12.2016 и Приложением N 1 к нему.
Коэффициент инфляции за 2016 год согласно статье 1 ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" от 14.12.2015 N 359-ФЗ по состоянию на 01.01.2016 составляет 1,064.
Коэффициент инфляции за 2017 год согласно статье 1 ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" от 19.12.2016 N 415-ФЗ по состоянию на 01.01.2017 г составляет 1,04.
Площадь земельного участка - 8 000 кв.м.
Размер арендной платы в 2017 году составляет: 336,21 х 1,064 х 1,04 х 8 000 х 6% = 178 577,54 руб.
Размер арендной платы за месяц в 2017 году составляет: 178 577,54 руб. /12 = 14 881,46 руб.
За период с 01.01.2018 по 31.12.2018.
Коэффициент инфляции за 2018 год согласно статье 1 ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год" от 05.12.2017 N 362-ФЗ по состоянию на 01.01.2018 составляет 1,04.
Площадь земельного участка - 8 000 кв.м.
Размер арендной платы в 2018 году составляет: 336,21 руб. х 1,064 х 1,04 х 1,04 х 8 000 х 6 % = 185 720,64 руб.
Размер арендной платы за месяц в 2018 году составляет: 185 720,64 /12 = 15 476,72 руб.
За период с 01.01.2019 по 30.11.2019
Коэффициент инфляции за 2019 год согласно статье 1 ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год" составляет 1, 043.
Площадь земельного участка - 8 000 кв.м.
Размер арендной платы в 2019 году составляет: 336,21 руб. х 1,064 х 1,04 х 1,04 х 1,043 х 8000 х 6 % = 193 706,63 руб.
Размер арендной платы за месяц в 2019 году составляет: 193 706,63 /12 = 16 142,22 руб.
Платежи за указанный период произведены обществом в полном объеме согласно платежным поручениям, приобщенных судом к материалам дела.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения исковых требований в части взыскания задолженности по арендной плате и пене отсутствуют.
Суд первой инстанции правильно руководствовался тем, что на основании пунктов 1, 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор, может быть, расторгнут только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в части расторжения договора от 31.03.2016.
Довод апеллянта о том, что арендная плата за земельный участок должна рассчитываться на основании установленного в договоре вида разрешенного использования, а именно "гостиничное обслуживание", не принимается апелляционным судом.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 29.06.2020 по делу N А83-8686/2019, признан незаконным отказ администрации в удовлетворении заявления общества об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:15:060401:48, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Алушта, с. Солнечногорское, ул.Шоссейная, д.8-Г, с "гостиничного обслуживания" (4.7) на вид разрешенного использования "туристическое обслуживание" (5.2.1), изложенный в письме от 04.2019 N 02-19-84 (на N 1 от 12.03.2019).
Суд кассационной инстанции указал, что юридическое значение для правильного определения вида разрешенного использования земельного участка имеют следующие обстоятельства:
- условия первоначального договора аренды от 15.05.2008;
- фактическое использование земельного участка;
- учет характера находящихся на земельном участке и принадлежащих обществу объектов недвижимости и иных строений;
- требований градостроительных регламентов.
На момент вынесения Постановления N 2016 исходя из содержания Таблицы, являющейся приложением к Положению N 378 (в редакции, действовавшей на дату принятия Администрацией постановления N 2016), видам разрешенного использования земельного участка, установленным в соответствии с земельным законодательством Украины: "для строительства базы отдыха", указанное в договоре аренды земли от 15.05.2008, соответствует виду разрешенного использования - 4.7 "гостиничное обслуживание", который включает в себя размещение гостиниц, пансионатов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них.
Впоследствии Постановлением Совета Министров Республики Крым от 06.06.2016 N 244 "О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378" в качестве категории земельного участка "земли особо охраняемых территорий и объектов" дополнен строкой с кодом 5.2.1 следующего содержания "для строительства и обслуживания объектов рекреационного назначения (домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристических баз, яхтклубов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций, туристских парков, учебно-туристических троп, трасс, других аналогичных объектов)" - туристическое обслуживание - размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилых помещений для временного проживания в них; размещение детских лагерей".
Таким образом, кассационный суд по существу указал на то, что до 01.01.2017 в законодательстве отсутствовала правовая возможность приведения фактического вида разрешенного использования земельного участка в соответствие договорному.
При этом указание в постановлении арбитражного суда кассационной инстанции на то, что на момент переоформления договора аренды спорного земельного участка вид разрешенного использования - 4.7 "гостиничное обслуживание" соответствовал фактическому использованию земельного участка, согласуется с указанным выше, поскольку после 01.01.2017 в законодательстве появилась возможность приведения вида титульного (договорного) вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с фактическим.
Апелляционный суд констатирует, что включение в соответствующий договор аренды условия об ином, чем "туристическое обслуживание" виде разрешенного использования, был по существу вынужденным, в условиях соответствующего нормативного регулирования.
В такой ситуации недопустимо производить начисление арендной платы с учетом формального договорного условия, не принимая во внимание фактическое использование земельного участка.
Согласно положениям статьи 632 Гражданского кодекса Украины, статьям 2, 19 Закона Украины "О плате за землю", статьи 14 Налогового кодекса Украины нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, а изменение нормативной денежной оценки земель является основанием для пересмотра размера арендной платы. При этом в силу указанных норм права, а также согласно правилам статьи 65 ЗК РФ размер арендной платы по договору аренды земельного участка является регулируемым по законодательству, как России, так и Украины (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.06.2016 по делу N А83-3705/2015).
При таких обстоятельствах арендатор обоснованно производил расчеты по арендной плате с учетом фактического вида использования земельного участка, принимая во внимание содержание градостроительного регламента, характер расположенных на земельном участке строений, а также условия первоначального предоставления земельного участка на основании договора аренды, заключенного до 18.03.2014.
На вопрос апелляционного суда представители сторон спора пояснили, что задолженность по арендной плате, рассчитанная с учетом фактического вида использования земельного участка погашена.
Изложенное подтверждается платежными поручениями, представленными в материалы дела (л.д.123-149 т.2, л.д.1-15 т.3).
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Доводы апеллянта, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда, фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают изложенных в решении выводов суда и не могут служить основанием для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.10.2020 по делу N А83-7515/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Алушты Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Тарасенко |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-7515/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА АЛУШТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ООО "КОМПАНИЯ ХОТТЕЙ"
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2289/2021
24.02.2021 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3469/20
26.10.2020 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-7515/19
01.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-7515/19