г. Москва |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А41-66123/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ООО "Сельхозпродукты"- представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от административного органа по делу - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям - Шатилов В.М., по доверенности от 15.12.2020,
от третьего лица по делу - ООО "ВЕГА" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном апелляционную жалобу ООО "Сельхозпродукты" на решение Арбитражного суда Московской области от 23.12.2020 по делу N А41-66123/20, принятое судьей Голубковым П.А., по заявлению ООО "Сельхозпродукты" к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям о признании незаконным и отмене постановления, третье лицо: ООО "ВЕГА",
УСТАНОВИЛ:
ООО "Сельхозпродукты" (далее - общество, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям (далее - Россельхознадзор, административный орган, заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным и отмене постановления N 05-84/2020 от 24.09.2020 г.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.12.2020 постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям N 05-84/2020 от 24.09.2020 г., которым ООО "Сельхозпродукты" было привлечено к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.44 КоАП РФ, изменено в части назначенного наказания, штраф в размере 250 000 рублей заменен на штраф в размере 100 000 рублей. В удовлетворении требований в оставшейся части отказано.
ООО "Сельхозпродукты" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей ООО "Сельхозпродукты", ООО "ВЕГА", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя управления, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 03.09.2020, в 10-30 мск, в кабинете N 317 при проведении контрольно - надзорных мероприятий, был установлен факт нарушения Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N 874, ФЗ-184 от 27.12.2002 "О техническом регулировании" ООО "СЕЛЬХОЗПРОДУКТЫ" (ИНН 5014008111 ОГРН 1025001719533).
При проверки декларации о соответствии регистрационный номер декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU.НВ56.А. 15272/20 от 27.08.2020 установлено, что продукция - рапс озимый для промышленной переработки, урожай 2020 года, схема декларирования 2Д, задекларирована на основании протокола испытаний N 001/J-27/08/20 от 27.08.2020 года, выданного Испытательным центром "ЭкспертЛаб", информация о котором отсутствует на сайте Росаккредитации в реестре аккредитованных лиц. - http://fsa.gov.ru./.
Выпуская в оборот партию продукции рапса озимого для промышленной переработки, урожай 2020 года, в сопровождении декларации о соответствии, принятой на основании протокола испытания N 001/J-27/08/20 от 27.08.2020 года, выданного Испытательным центром "ЭкспертЛаб", юридическое лицо - ООО "СЕЛЬХОЗПРОДУКТЫ" (ИНН 5014008111 ОГРН 1025001719533) допустило нарушения действующего законодательства в области технического регулирования.
Постановлением по делу об административном правонарушении N 05-84/2020 от 24.09.2020 г общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции признал их частично обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ Недостоверное декларирование соответствия продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть принято во внимание по следующим основаниям.
Декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-ЬШ.НВ56.А. 18272/20 от 27.08.2020, принятая на рапс озимый для промышленной переработки (урожай 2020 года, насыпью, партия 5000 тонн), схема декларирования 2Д, принята на основании протокола испытаний N 001/J-27/08/20 от 27.08.2020, выданного Испытательным центром "ЭкспертЛаб", отсутствующим на сайте Росаккредитации в реестре аккредитованных лиц.
Из содержания ст.ст. 2, 20 Закона Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) следует, что декларирование соответствия является одной из форм обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Соответствие подтверждается документом, именуемым декларацией о соответствии.
Согласно п. 5 ст. 24 Закона N 184-ФЗ декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать: наименование и местонахождение заявителя; наименование и местонахождение изготовителя; информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект; наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция; указание на схему декларирования соответствия: заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов; сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; срок действия декларации о соответствии; иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения.
Часть 2 ст. 28 Закона N 184-ФЗ предусматривает обязанность лица выпускать в обрашение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после подтверждения такого соответствия. При этом подтверждением соответствия в силу положений Закона N 184-ФЗ является документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Согласно п. 3 ст.24 Закона N 184-ФЗ при декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
Требования к семенам рапса установлены Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 874 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна" (вместе с "TP ТС 015/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности зерна", далее - TP ТС 015/2011).
Согласно п.1 ч.1 ст.6 TP ТС 015/2011 оценка соответствия поставляемого зерна требованиям настоящего технического регламента проводится в форме подтверждения (декларирования) соответствия зерна.
В соответствии с п.29 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18.04.2018 N 44 "О типовых схемах оценки соответствия" схема декларирования соответствия 2д применяется для партии продукции или единичного изделия при декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявителя.
Исследования (испытания) и измерения отобранных образцов (проб) продукции или единичного изделия по выбору заявителя проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) или собственной испытательной лаборатории изготовителя (если иное не установлено техническим регламентом) в соответствии с разделом VI настоящего документа (в случае, если техническим регламентом не установлена возможность использования результатов исследований (испытаний) и измерений образцов (проб) продукции или единичного изделия для последующих партий или единичных изделий аналогичной продукции).
Согласно п.7 ст.7 TP ТС 015/2011 при декларировании зерна по схеме 2 Д заявитель проводит испытания образцов зерна для обеспечения подтверждения заявленного соответствия партии зерна требованиям настоящего технического регламента. Испытания образцов зерна проводятся по выбору заявителя в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
В соответствии с п.11 ст.7 TP ТС 015/2011 техническая документация, подтверждающая соответствие зерна требованиям настоящего технического регламента, может включать протоколы испытаний, проведенных заявителем и/или аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), подтверждающие соответствие зерна требованиям настоящего технического регламента.
Согласно п.2.3.4 "ГОСТ 31894-2012. Межгосударственный стандарт. Термины и определения в области оценки (подтверждения) соответствия в Таможенном союзе" (введен в действие Приказом Росстандарта от 25.12.2012 N 1968-ст) испытательная лаборатория (центр) [в рамках Таможенного союза]: проводящая испытания организация (ее часть), аккредитованная в национальной системе аккредитации в качестве испытательной лаборатории (центра) и включенная в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-ЕШ.НВ56.А. 18272/20 от 27.08.2020, принятая на рапс озимый для промышленной переработки (^урожай 2020 года, насыпью, партия 5000 тонн), схема декларирования 2Д, принята на основании недостоверного протокола испытаний N 001/J-27/08/20 от 27.08.2020, выданного Испытательным центром "ЭкспертЛаб".
В своей апелляционной жалобе Общество приводит довод, что отсутствует событие административного правонарушения, т.к. Испытательный центр "ЭкспертЛаб" имеет аттестат аккредитации РОСС RU.31578.04ОЛН0.ИЛ10, включен в реестр системы добровольной сертификации "Прибор-Эксперт" Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Госстандарта).
Из содержания п.2.3.4 ГОСТ 31894-2012 следует, что в рамках Таможенного союза испытательной лабораторией признается только испытательная лаборатория, аккредитованная в национальной системе аккредитации.
Согласно ст 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также - аккредитация) - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации (п.1 ст.4).
Национальный орган по аккредитации - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в национальной системе аккредитации в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 12 ст.4).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц (п.1 Постановления Правительства РФ от 17.10.2011 N 845 "О Федеральной службе по аккредитации") является Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).
Как правильно установлено судом первой инстанции, аккредитация ООО "Вега" (испытательный центр "ЭкспертЛаб") прекращена (номер записи в Реестре аккредитованных лиц RA.RU.l 1НА34, дата решения о прекращении действия аккредитации 09.11.2018).
Помимо того, система добровольной сертификации "Прибор-Эксперт" (свидетельство N РОСС RU.31578.04OJIH0), согласно записи в Реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Росстандарта не обладает областью распространения системы сертификации на оценку качества и безопасности зерна, а, следовательно, не имела права выдавать ООО "Вега" аттестат аккредитации для проведения работ по испытаниям зерна.
Таким образом, протокол испытаний N 001/J-27/08/20 от 27.08.2020 года выданный испытательным центром "ЭкспертЛаб" является недействительным.
Следовательно, декларация о соответствии, принятая на основании протокола испытания N 001/J-27/08/20 от 27.08.2020 года, содержит недостоверные сведения.
Вина Общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.44 КоАП РФ заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.44 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб. 00 коп.
Санкция ч. 1 ст. 14.44 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В качестве отягчающих обстоятельств административный орган ссылается на тот факт, что в 2019 году должностное лицо ООО "СЕЛЬХОЗПРОДУКТЫ" было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.44 КоАП РФ (административный протокол от 11.09.2019 г. N 05-124/2019.
Указанная информация получена с сайта Федеральной государственной информационной системы Росаккредитации из сведений, расположенных в реестре аккредитованных лиц http://fsa.gov.ru (указанные сведения находятся в публичном доступе) Дело об административном правонарушении возбуждено на основании п.1 ч.1 ст.28.1 КОАП РФ.
Между тем, доказательств повторного привлечения непосредственно ООО "СЕЛЬХОЗПРОДУКТЫ" материалы административного дела не содержат.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно счел необходимым изменить постановление N 05-84/2020 от 24.09.2020 г., заменив штраф в размере 250 000 руб. 00 коп. на штраф в размере 100 000 руб. 00 коп.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.12.2020 по делу N А41-66123/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-66123/2020
Истец: ООО "Сельхозпродукты", ООО "Сельхозпродукты" представитель Токц Михаил Яковлевич
Ответчик: Управление Россельхознадзора по г.Москва Мо и тульской обл.
Третье лицо: ООО "ВЕГА", ООО "Сельхозпродукты", Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16266/2021
24.02.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1001/2021
13.01.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-21812/20
23.12.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-66123/20