Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 июля 2021 г. N Ф07-8157/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
01 марта 2021 г. |
Дело N А56-133270/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В., Вардиковой А.А.
при участии:
от заявителя: предст. Сидоров П.С. - доверенность от 05.12.2019
от заинтересованного лица: предст. Хасина А.С. - доверенность от 06.08.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31795/2020) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2020 по делу N А56-133270/2019 (судья Шпачев Е.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спецметресурсы"
к Балтийской таможне
об оспаривании решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Спецметресурсы" (далее - заявитель, Общество, ООО "Спецметресурсы") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Балтийской таможни (далее - Таможня) от 19.09.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10216170/080819/0142745.
Решением суда от 24.09.2020 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, просит отменить обжалуемое решение суда от 24.09.2020 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что оспариваемое решение от 19.09.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/080819/0142745, принято в связи с тем, что представленные Обществом при таможенном декларировании и по запросу от 09.08.2019 документы и пояснения не подтверждают достоверность и полноту заявленных Обществом сведений о таможенной стоимости товара и не устраняют основания для проведения проверки, а именно: декларантом не были представлены биржевые котировки на рассматриваемую категорию товаров, действующие на дату согласования стоимости сделки с вывозимыми товарами (дата спецификации 25.06.2019), не представлены финансовые и бухгалтерские документы, подтверждающие все виды затрат, отраженные в калькуляции; не представлены документы, подтверждающие фактические обстоятельства закупки лома у контрагентов - ООО "Авангард Металл", ООО "БаренцМет-Регион", ООО "Бизнес-Сервис". При этом, податель жалобы указывает на то, что в соответствии с требованиями пунктов 14 и 15 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в адрес Общества посредством программного средства "АИСТ-М" был направлен запрос от 09.08.2019, а также запрос дополнительных документов от 16.08.2019 со сроком исполнения 10 календарных дней, таким образом Обществу была предоставлена возможность устранения возникших у таможенного органа сомнений в достоверности заявленной Обществом таможенной стоимости. Податель жалобы также указывает на то, что использованная таможенным органом ценовая информация - сведения о товаре, задекларированном по ДТ N 10012020/030619/0063431, соответствует требованиям Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191.
В судебном заседании 15.12.2020 представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 15.12.2020 был объявлен перерыв до 11 час. 00 мин. 22.12.2020, после перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в рамках внешнеэкономического контракта от 10.12.2018 N 10/12, заключенного с компанией "Ascor UK Limited" (Великобритания), на Балтийском таможенном посту (Центре электронного декларирования) Балтийской таможни поместило под таможенную процедуру экспорта по ДТ N 10216170/080819/0142745 товар - "Лом черных металлов кусковой навалом, углеродистая конструкционная сталь...", производитель - ООО "Спецметресурсы", товарный знак - отсутствует, торговый знак, марка - "ЗА".
Таможенная стоимость товара определена Обществом в соответствии с пунктом 11 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191 (далее - Правила N 191), действовавших на момент декларирования рассматриваемого товара, по первому методу ее определения, а именно: по стоимости сделки с вывозимыми товарами, исходя из цены товара, указанной в инвойсе от 02.08.2019 N 10/02/3 (260 долларов США за тонну).
В ходе проверки правильности определения таможенной стоимости товаров по спорной ДТ Таможня выявила признаки, указывающие на то, что заявленные Обществом сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными, а также установила несоответствие сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах представленных декларантом, а именно: в комплекте документов не представлены данные биржевых котировок на дату согласования стоимости сделки по рассматриваемой партии товара, имеет место снижение цены в рамках контракта за сопоставимый период времени и документы, подтверждающие объективные обстоятельства снижения цены декларантом не представлены; в комплекте документов не представлена калькуляция стоимости товара, не представлены финансовые и бухгалтерские документы, подтверждающие все виды затрат, подлежащих отражению в калькуляции; не представлены бухгалтерские документы об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров.
В запросе документов от 09.08.2019 Таможней запрошены у Общества контракт со всеми действующими приложениями и дополнениями к нему, инвойс на поставку в сканированном виде, калькуляция стоимости (себестоимости), в том числе документы, подтверждающие все виды затрат, указанные в калькуляции (счета, товарные накладные, платежные документы); банковские платежные документы по оплате декларируемой партии товара (платежные поручения, выписки по лицевому счету, ведомость банковского контроля); бухгалтерские данные об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров; договоры купли-продажи на вывозимый объем товара с приложениями и дополнениями, а также платежно-расчетные документы по данным договорам; агентский договор на осуществление стивидорных и прочих работ по формированию партии товара, банковские платежные документы по оплате вознаграждения агенту; сканированный вид оригинала коносамента; документы, подтверждающие стоимость доставки товаров в страну назначения (счет за фрахт до страны назначения), санитарно-эпидемиологическое заключение на партию товара; путевой лист, договор с сюрвейером с приложением счета за его услуги.
При этом в запросе от 09.08.2019 указано, что в соответствии с пунктом 7 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) документы и сведения необходимо представить в срок до 09.08.2019; для выпуска товара необходимо в срок до 18.08.2019 предоставить обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин; при выпуске товара в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом, могут быть представлены после выпуска товаров в срок до 06.10.2019.
Товар по ДТ N 10216170/080819/0142745 выпущен 16.08.2019 в порядке статьи 121 ТК ЕАЭС под обеспечение уплаты таможенных платежей.
В период с 14.08.2019 по 16.08.2019 посредством программного обеспечения Обществом были представлены таможенному органу дополнительные документы из числа поименованных в запросе от 09.08.2019.
По результатам анализа представленных Обществом документов Таможней установлено, что Обществом не были представлены все документы, поименованные в запросе от 09.08.2019, а том числе не представлен сканированный вид контракта, не подтверждены документально все виды затрат, отраженные в калькуляции стоимости товара, не представлены биржевые котировки на рассматриваемую категорию товаров, действующие на дату согласования стоимости сделки с вывозимыми товарами; не представлены документы, подтверждающие фактические обстоятельства закупки лома у контрагентов - ООО "Авангард Металл", ООО "БаренцМет-Регион", ООО "Бизнес-Сервис", при этом данные заготовители лома не указаны в графе 31 ДТ, производителем товара указано Общество.
Таможенный орган посчитал, что вышеперечисленные обстоятельства указывают на отсутствие документального подтверждения декларантом структуры таможенной стоимости вывозимых товаров, кроме того декларантом не устранен признак недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товара, выразившийся в выявлении таможенным органом факта более низкой цены декларируемых идентичных товаров, в связи с чем Таможня на основании пункта 15 статьи 325 ТК ЕАЭС направила Обществу запрос дополнительных документов и сведений от 16.08.2019, которым Обществу предложено в срок до 19.08.2019 представить дополнительные документы.
Ссылаясь на то, что декларантом не устранены вышеизложенные признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, доведенные до сведения декларанта запросами от 09.08.2019 и от 16.08.2019 (запрошенные документы представлены не в полном объеме, пояснения причин невозможности представления документов не даны), а следовательно не устранены основания для проведения проверки в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС, Таможня 19.09.2019 приняла решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/080819/0142745. Таможенная стоимость товара определена Таможней в соответствии с пунктами 36-39 Правил N 191 по резервному методу определения таможенной стоимости (метод 6) с гибким применением метода 3 (по стоимости сделки с однородными товарами).
ООО "Спецметресурсы" не согласившись с решением Таможни от 19.09.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/080819/0142745, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции от 24.09.2020 в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого осуществляется таможенное декларирование товаров.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191 утверждены Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации (далее - Правила N 191, действовавшие на момент декларирования товара по ДТ N 10216170/080819/0142745).
В соответствии с пунктом 7 Правил N 191 основой определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном пунктом 11 настоящих Правил.
Согласно пункту 8 Правил N 191 в случае если таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров не может быть определена с использованием метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами (далее - метод 1), таможенная стоимость таких товаров определяется с использованием либо метода по стоимости сделки с идентичными товарами (далее - метод 2), либо метода по стоимости сделки с однородными товарами (далее - метод 3), либо метода сложения (далее - метод 5). Декларант в зависимости от имеющихся у него документов имеет право выбрать для определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров один из указанных методов.
В силу пункта 9 Правил N 191 в случае если таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров не может быть определена с использованием указанных в пункте 8 настоящих Правил методов, применяется резервный метод (далее - метод 6).
В соответствии с пунктом 11 правил N 191 таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил, при одновременном выполнении следующих условий:
а) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением тех, которые ограничивают географический регион, где товары могут быть перепроданы, или которые существенно не влияют на стоимость товаров;
б) продажа товаров или их цена не зависят от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;
в) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 17 - 22 настоящих Правил могут быть произведены дополнительные начисления;
г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки с оцениваемыми (вывозимыми) товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (вывозимые) товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме (пункт 16 Правил N 191). При этом пунктом 17 Правил N 191 установлены дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате.
Таможенный контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, осуществляется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС с применением форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, установленных ТК ЕАЭС.
Пунктом 9 статьи 38 ТК ЕАЭС предусмотрено, что определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Согласно пункту 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в случае, если документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 данной статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения, либо если таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
Запрос документов и (или) сведений у декларанта в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений.
Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств (пункт 5 статьи 325 ТК ЕАЭС).
Пунктом 7 статьи 325 ТК ЕАЭС установлены срок представления декларантом запрошенных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи документов и (или) сведений либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют.
Пунктом 14 статьи 325 ТК ЕАЭС установлено, что документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом и не представленные в срок, указанный в пункте 7 настоящей статьи, для завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений могут быть представлены декларантом после выпуска товаров в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня регистрации таможенной декларации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 314 настоящего Кодекса.
В силу пункта 15 статьи 325 ТК ЕАЭС если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенный орган до истечения срока, установленного абзацем вторым пункта 14 настоящей статьи, вправе запросить дополнительные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
Такие дополнительные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, должны быть представлены не позднее 10 календарных дней со дня регистрации таможенным органом запроса.
В соответствии с пунктом 18 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом в соответствии с пунктами 4 и 15 настоящей статьи, либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не представлены в установленные настоящей статьей сроки, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса.
Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49), система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Как указано в пункте 11 Постановления N 49, отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 313, пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС.
При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 ТК ЕАЭС права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
В порядке реализации положений пункта 2 статьи 313, пункта 15 статьи 325 ТК ЕАЭС декларант вправе предоставить пояснения об экономических и иных разумных причинах значительного отличия стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа, которые должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения.
В пункте 13 Постановления N 49 также разъяснено, что основываясь на положениях пункта 13 статьи 38, пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, если соответствие заявленной таможенной стоимости товаров их действительной стоимости не нашло своего подтверждения по результатам таможенного контроля, в том числе при сохранении признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля.
В связи с этим при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Непредставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
В рассматриваемом случае, из материалов дела усматривается, что таможенная стоимость товара, задекларированного по ДТ N 10216170/080819/0142745, определена Обществом в соответствии с пунктом 11 Правил N 191 по первому методу ее определения, а именно: по стоимости сделки с вывозимыми товарами, исходя из цены товара, указанной в инвойсе от 02.08.2019 N 10/02/3 (260 долларов США за тонну).
В подтверждение заявленной таможенной стоимости Общество при таможенном декларировании представило в формализованном виде контракт от 10.12.2018 N 10/12, спецификацию от 25.06.2019 N 3 к контракту, дополнительное соглашение к спецификации от 25.06.2019 N 3, инвойс от 02.08.2019 N 10/02/3.
По запросу Таможни от 09.08.2019 Общество посредством автоматизированной информационной системы в период с 14.08.2019 по 16.08.2019 представило сканированные копии контракта от 10.12.2018 N 10/12 (том 2 л.д.71), спецификации от 25.06.2019 N 3 к контракту, дополнительного соглашения к спецификации от 25.06.2019 N 3, инвойса от 02.08.2019 N 10/02/3 (том 2 л.д.65).
Как следует из материалов дела, в Дополнительном соглашении от 31.07.2019 N 1 к Спецификации N 3 от 25.06.2019 стороны Контракта от 10.12.2018 N 10/12 согласовали цену товара "Вид 3А - 260 долларов США", а также общую стоимость товара по Спецификации N 3 от 25.06.2019 в размере 4680000 руб. и срок поставки - не позднее 20.08.2019. Сведения о наименовании, цене и общей стоимости товара, указанные в инвойсе от 02.08.2019 N 10/02/3, соответствуют данным Дополнительного соглашения от 31.07.2019 N 1 к Спецификации N 3 от 25.06.2019. Судом апелляционной инстанции не установлено противоречий и несоответствий в данных документах.
Обществом была также по запросу Таможни от 09.08.2019 представлена калькуляция стоимости вывозимых товаров с пояснениями (исх. N 1195 от 14.08.2019), договоры купли-продажи лома, заключенные с ЗАО "Бизнес-Сервис", ООО "Гефест-Мет", ООО "Авангард-Металл", ООО "БаренцМет-Регион".
Более того, из материалов дела следует, что впоследствии письмом исх. N 1351 от 20.09.2019 (том 2 л.д.76-78) Обществом на запросы Таможни от 09.08.2019 и 16.08.2019 были представлены запрошенные таможенным органом документы, в том числе представленные ранее в сканированном виде копии контракта от 10.12.2018 N 10/12, спецификации от 25.06.2019 N 3 к контракту, дополнительного соглашения к спецификации от 25.06.2019 N 3, инвойса от 02.08.2019 N 10/02/3, бухгалтерские данные об оприходовании списании баланса вывозимых товаров, договоры купли-продажи на вывозимый объем товара, платежные поручения на оплату приобретенного лома, счета-фактуры, товарные накладные. Обществом представлена также новая (отредактированная) калькуляция стоимости товара по факту осуществленной экспортной отгрузки с документами, подтверждающими затраты, указанные в калькуляции с приложением выписки банковского контроля по контракту от 01.12.2018 N 10/12. Общество представило пояснения относительно невозможности представления части запрошенных таможенным органом документов, а также пояснило, что агентские договоры не заключались, вознаграждения агенту не выплачивались, стивидорные услуги оказывались ОООО "Первая стивидорная компания" в рамках договора от 11.01.2020 N 11-01/10-ИГ и учтены в калькуляции стоимости товара. Каких-либо претензий в отношении указанных документов таможенным органом в суде не заявлено.
В запросе от 09.08.2019 указано, что в соответствии с пунктом 7 статьи 325 ТК ЕАЭС документы и сведения необходимо представить в срок до 09.08.2019, для выпуска товара необходимо в срок до 18.08.2019 предоставить обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, при выпуске товара в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом, могут быть представлены после выпуска товаров в срок до 06.10.2019.
Товар по ДТ N 10216170/080819/0142745 выпущен 16.08.2019 в порядке статьи 121 ТК ЕАЭ под обеспечение уплаты таможенных платежей.
При этом, письмо исх. N 1351 от 20.09.2019 с дополнительными документами в обоснование заявленной в спорной ДТ таможенной стоимости товара было представлено Обществом в срок, установленный в запросе документов от 09.08.2019 в соответствии с пунктом 14 статьи 325 ТК ЕАЭС - до 06.10.2019.
Соответственно, как обоснованно указал суд первой инстанции, таможенный орган не предоставил Обществу возможности представить запрошенные Таможней документы в установленный в запросе от 09.08.2019 срок, поскольку уже 19.09.2019 Таможней было вынесено решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/080819/0142745.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что в запросах от 09.08.2019 и 16.08.2019 в числе запрошенных документов таможенным органом не поименованы биржевые котировки на дату согласования стоимости сделки по рассматриваемой партии товара.
Ссылки Таможни на непредставление Обществом документов, подтверждающих включение в структуру таможенной стоимости вывозной таможенной пошлины, таможенных сборов и расходов на транспортировку товара, подлежат отклонению, поскольку пунктом 17 Правил N 191 не предусмотрено обязательное дополнительное включение в структуру таможенной стоимости вывозной таможенной пошлины, таможенных сборов и расходов на транспортировку товара.
Отличие примененной сторонами внешнеторговой сделки цены вывозимых товаров от имеющейся у таможенного органа информации о ценах на однородные (идентичные) вывозимые товары само по себе не свидетельствует о недостоверности заявленных Обществом в ДТ N 10216170/080819/0142745 сведений о таможенной стоимости спорного товара.
Согласно представленным заявителем сведениям в сопоставимый период (90 дней) до декларирования рассматриваемого товара таможенными органами осуществлен выпуск более 150 ДТ, по которым стоимость товара "лом черных металлов кусковой" составила от 0,15 до 0,26 долларов/кг.
Товар, задекларированный по ДТ N 10012020/030619/0063431, использованной Таможней для определения таможенной стоимости товара по спорной ДТ по резервному методу (методу N 6) на базе метода 3 (по стоимости сделки с однородными товарами) вывезен в объеме почти в 6 раз меньшем (3,2 тыс. тонн), чем задекларировано Обществом по спорной ДТ (18 тыс. тонн), ввиду чего заявитель и суд первой инстанции обоснованно указали на то, что задекларированный по ДТ N 10012020/030619/0063431 товар не являлся однородным либо идентичным задекларированному Обществом товару (пункты 27 и 30 Правил N 191).
По мнению суда апелляционной инстанции, Таможней не доказана невозможность использования документов, представленных декларантом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара, в их совокупности. Доказательств несоблюдения Обществом установленного 325 ТК ЕАЭС условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами, равно как и доказательств несоблюдения предусмотренных пунктом 11 Правил N 191 условий определения таможенной стоимости товаров по методу сделки с вывозимыми товарами (метод 1) таможенным органом не представлено.
Таким образом, следует признать, что Таможней не приведены достаточные доводы, исключающие возможность применения Обществом метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования о признании недействительными решения Таможни от 19.09.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/080819/0142745.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда от 24.09.2020 не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 сентября 2020 года по делу N А56-133270/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-133270/2019
Истец: ООО "СПЕЦМЕТРЕСУРСЫ"
Ответчик: Балтийская таможня
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1177/2022
22.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8157/2021
01.03.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-31795/20
24.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-133270/19