Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 июня 2021 г. N Ф04-3294/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
01 марта 2021 г. |
Дело N А45-26875/2020 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Кривошеиной С.В.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., с использованием средств аудиозаписи и веб-конференции, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (N 07АП-745/2021) на решение от 08.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-26875/2020 (судья Бутенко Е.И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омский завод технического углерода", г. Омск (ИНН 5506066492) к Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Новосибирск (ИНН 5406290571) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований N А-989-в от 28.09.2020 в части п. 2, 3, 5.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Никонова Т.В., доверенность от 29.12.2020,
от заинтересованного лица: Кенник А.А., доверенность от 11.01.2021.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Омский завод технического углерода" (далее - заявитель, общество, ООО "Омсктехуглерод") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, управление) с требованием о признании недействительными пунктов 2, 3 и 5 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований N А-989-в от 28.09.2020.
Решением от 08.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными пункты 2, 3 (в части сроков устранения выявленных нарушений) и 5 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований N А-989-в от 28.09.2020, выданного Сибирским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. С Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу общества с ограниченной ответственностью "Омский завод технического углерода" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции не учел, что выбросы неучтенного вещества метана, подлежащего обязательному нормированию и контролю, осуществляются незаконно и в нарушение условий действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ. Довод общества о невозможности исполнения предписания в установленный срок несостоятелен.
В отзыве на апелляционную жалобу общество отклонило доводы апеллянта за необоснованностью, указав на правильность выводов суда первой инстанции.
В судебном заседании представители общества и заинтересованного лица свои правовые позиции поддержали.
При этом, представитель заинтересованного лица указал на то, что признание пункта 5 предписания недействительным также оспаривается по основаниям, изложенным в суде первой инстанции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что на основании приказа от 18.08.2020 N 10-02/992 Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении ООО "Омсктехуглерод" была проведена внеплановая выездная проверка.
Согласно акту проверки N А-989-в от 28.09.2020 указанная проверка была проведена в период с 19.08.2020 по 15.09.2020, при проведении проверки привлекались специалисты филиала "ЦЛАТИ по Омской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО" Кириченко Е.С., Ладургина В.Ю., Ананьев А.М., Смердина Е.С. (специалисты отдела отбора проб и инструментального контроля источников загрязнения).
Проверкой установлено, что ООО "Омский завод технического углерода" производит прочие химические продукты, не включенные в другие группировки (ОКВЭД 20.59.5).
Источниками загрязнения атмосферного воздуха является выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, расположенных на Омской производственной площадке ООО "Омсктехуглерод" (N 52-0155-000689-П) по адресу: г. Омск, ул. Барабинская, д. 20. ООО "Омсктехуглерод" осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основании разрешения N 1/2017, выданного Управлением Росприроднадзора по Омской области 10.01.2017 на период с 10.01.2017 по 01.12.2021.
Нормативы предельно-допустимых выбросов от стационарных источников общества утверждены приказом Управления Росприроднадзора по Омской области от 10.12.2016 N 843.
В ходе проведения анализа информации о фактических залповых выбросах установлено, что фактические залповые выбросы за период с 01.01.2019 года по 19.08.2020 года осуществлялись от стационарных источников выбросов N 0025, N 0031, N 0035, N 0038, N 0041, N 0044, N 0048, N 0053, N 0058, при этом выбросы загрязняющих веществ (углерод (сажа) и метан), установленных проектом ПДВ при залповых выбросах от данных источников, не нормированы, в разрешении на выброс N 1/2017 от 10.01.2017, либо нормированы ниже, чем в разрешении на выброс N 1/2017 от 10.01.2017.
В период проведения проверки были отобраны пробы промышленных выбросов от стационарных источников выбросов, расположенных на территории производственной площадки по адресу: г. Омск, ул. Барабинская, 20: - 08 сентября 2020 года от стационарного источника N 0021 (Цех N 4, Участок подготовки сырья); - 11 сентября 2020 года от стационарного источника N 0126 (Цех N 4, Участок подготовки сырья). В соответствии с протоколом испытания промышленных выбросов филиала "ЦЛАТИ по Омской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО" (г. Омск) от 16.09.2020 N 337Г-ПВ величина фактического выброса от стационарного источника выбросов N 0021 составляет: - метана (5,1 1,8)*10-6 г/с, выброс метана от указанного источника в проекте ПДВ и разрешении на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух N 1/2017 от 10.01.2017 не учтен; - массовые концентрации метана, этана, пропана, бутана, изо-бутана, пентана, изопентана, гексана, гептана, октана, нонана, декана, бензола, толуола, этилбензола, о-ксилола, стирола ниже предела обнаружения.
В соответствии с протоколом испытания промышленных выбросов филиала "ЦЛАТИ по Омской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО" от 21.09.2020 N 354Г-ПВ величина фактического выброса от стационарного источника выбросов N 0126 составляет: - метана (5,11,8)*10-6 г/с, выброс метана от указанного источника в проекте ПДВ и разрешении на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух N 1/2017 от 10.01.2017 не учтен; - массовые концентрации метана, этана, пропана, бутана, изо-бутана, пентана, изопентана, гексана, гептана, октана, нонана, декана, бензола, толуола, этилбензола, о-ксилола, стирола ниже предела обнаружения.
Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, к числу которых относятся метан (п. 33) и углерода оксид (п. 46).
По результатам проверки составлен акт от 28.09.2020 N А-989-в и выдано предписание от 28.09.2020 N А-989-в об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Предписанием N А-989-в от 28.09.2020 обществу предписано устранить следующие нарушения: 1) на источнике N 0027 зафиксирован выброс углерода оксида в количестве 1,40,4 г/с, при нормативе 0,975 г/с.
Таким образом, установлено превышение нормативов выбросов углерода оксида от стационарного источника выбросов N 0027 в 1,4 раза, срок исполнения - на следующий день с момента получения предписания; 2) выброс метана от стационарного источника N 0021 в действующем проекте ПДВ и в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 1/2017 от 10.01.2017 не учтен, срок исполнения - на следующий день с момента получения предписания; 3) выброс метана от стационарного источника N 0126 в действующем проекте ПДВ и в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 1/2017 от 10.01.2017 не учтен, срок исполнения - на следующий день с момента получения предписания; 4) нарушение правил эксплуатации установок отчистки газа, выразившееся в необорудованном месте отбора проб на источнике выбросов N 0024, что ведет к недостоверной оценки эффективности работы ГОУ, также к некорректному заполнению паспортов ГОУ, срок исполнения - 20.01.2021; 5) осуществление залповых выбросов с выбросами загрязняющих веществ (углерод (сажа) и метан), установленных проектом ПДВ при залповых выбросах, ненормированных в разрешении на выбросы N 1/2017 от 10.01.2017 либо нормированных ниже, чем в разрешении на выброс N 1/2017 от 10.01.2017, срок исполнения - 01.03.2021.
Заявитель, полагая, что предписание Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора N А-989-в от 28.09.2020 в части пунктов 2, 3, 5 является незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия на то законных оснований.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" атмосферный воздух представляет собой жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду; загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается, в частности, на следующих принципах: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства (ст. 3 Закона N 96-ФЗ).
Согласно положениям статьи 22 Закона N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Обществом в 2016 году проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами.
Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации.
Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха (ч. 2 ст. 12 Закона N 96-ФЗ).
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха (ч. 1 ст. 14 Закона N 96-ФЗ).
В соответствии с ч. 9 ст. 15 Закона N 96-ФЗ выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Вместе с тем, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно п. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов (ст. 30 Закона N 96-ФЗ).
Согласно требованиям Положения об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух (утверждено постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 N 847) в случае, если в ходе регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие осуществляемых ими выбросов техническим нормативам установлено превышение технических нормативов, эксплуатация указанных средств запрещается в соответствии со статьей 17 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха".
Предписания об ограничении выбросов и вредных физических воздействий до уровня, установленного соответствующими разрешениями, выдаются лицам, имеющим стационарные источники выбросов и вредных физических воздействий, при установлении превышения предельно допустимых выбросов или временно согласованных выбросов, а также предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий.
Предписания о приостановлении выбросов и вредных физических воздействий выдаются лицам, имеющим стационарные источники выбросов и вредных физических воздействий, в следующих случаях: а) при невыполнении предписаний об ограничении выбросов и вредных физических воздействий; б) при невыполнении плана уменьшения выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий; в) при отсутствии разрешений на выбросы и вредные физические воздействия.
Предписания о прекращении выбросов и вредных физических воздействий выдаются лицам, имеющим стационарные источники выбросов и вредных физических воздействий, при систематическом превышении предельно допустимых или временно согласованных выбросов, а также нормативов вредных физических воздействий, приводящем к превышению установленных нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых уровней физических воздействий. Указанные предписания выдаются на основе показателей, определяемых с учетом кратности и повторяемости превышения установленных нормативов выбросов и качества атмосферного воздуха.
Предписания об ограничении, приостановлении и прекращении выбросов и вредных физических воздействий лицам, имеющим стационарные источники выбросов и вредных физических воздействий, выдаются в установленном порядке государственными инспекторами по охране природы, осуществляющими государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Предписания об ограничении, приостановлении и прекращении выбросов и вредных физических воздействий, выданные государственными инспекторами по охране природы, осуществляющими государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, обязательны для исполнения. Указанные предписания могут быть обжалованы в суд.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований выдать предписание об устранении выявленных нарушений. При этом предписание должно содержать только законные требования, а сами требования должны быть реально исполнимы, то есть у лица, которому выдано предписание, должна быть реальная возможность в указанный в предписании срок устранить выявленное нарушение.
При проведении проверки было установлено, что источниками выбросов N 0021 и N 0126 осуществляется выброс метана, не учтенного в проекте предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 1/2017 от 10.01.2017.
Согласно протоколам испытаний промышленных выбросов филиала "ЦЛАТИ по Омской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО" N 337Г-ПВ от 16.09.2020 и N 354Г-ПВ от 21.09.2020 фактический выброс метана на источнике выбросов N 0021 составил (1,0 +/- 0,3)*10-5 г/с, на источнике выбросов N 0126 (5,1 +/- 1,8)*10-6 г/с, что в соответствии с расчетом загрязнения атмосферы метаном от источников N 0021, N 0126 не оказывает влияния на загрязнение атмосферного воздуха.
На устранение выявленных нарушений по пунктам 2 и 3 предписания N А-989-в от 28.09.2020 ООО "Омсктехуглерод" установлен срок исполнения на следующий день с момента получения предписания.
Вместе с тем, как указано заявителем, выполнить пункты 2 и 3 предписания в указанный срок объективно невозможно. Для исключения выбросов метана в атмосферу из источников N N 0021,0126, расположенных в цехе N 4 (цех подготовки и подачи сырья в производство), необходимо либо полное прекращение эксплуатации данных источников, либо проведение модернизации систем очистки, установленных на данном оборудовании. Вышеуказанные источники являются одними из основных технологических аппаратов, установленных в системе подачи сырьевой смеси в цеха производства и вывод их из эксплуатации приведет к полному прекращению производственного процесса выпуска технического углерода и, как следствие, к прекращению образования отходящего газа, используемого как основное топливо в котлах-утилизаторах. Прекращение выработки отходящего газа приведет к снижению параметров подачи тепла на поселок Московка-1, так как полный переход с отходящего газа на природный газ невозможен. В результате не будет обеспечен температурный режим, что повлечет негативные последствия для жителей многоквартирных домов поселка Московка-1 и социально значимых объектов (предприятия и организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания и т.п.).
Представителями заинтересованного лица в судебном заседании подтверждено, что предприятие заявителя является единой теплоснабжающей организации и в соответствии со схемой теплоснабжения города Омска осуществляет теплоснабжение жилых объектов, расположенных в зонах 30, 31 поселка Московка-1.
Представленной в материалы дела схемой теплоснабжения города Омска до 2033 года (актуализация на 2019 год) подтверждается, что прекращение работы влагоиспарителей (источников выбросов N 0021, N 00126) приведет к нарушению теплоснабжения пос. Московка-1. Следовательно, полное прекращение работы спорных источников выбросов в данном случае невозможно, поскольку приведет не только к остановке деятельности предприятия, но и к прекращению теплоснабжения жилых объектов, что недопустимо.
Для модернизации системы очистки на опасном производственном объекте необходимо провести ряд мероприятий: разработать проектную документацию, согласовать ее с контролирующими органами в установленном порядке, приобрести оборудование, произвести монтаж оборудования и пуско-наладочные работы, на что требуется время. Для установления предельно допустимых выбросов метана на источниках N 0021, N 0126 ООО "Омсктехуглерод" должно провести инвентаризацию выбросов, нормирование выбросов и получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Исходя из требований приказа Минприроды РФ от 07.08.2018 N 352 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки", заявителю необходимо установить характеристики, определить количественные и качественные показатели выбросов из источников выбросов, подлежащих нормированию.
Пунктом 10 указанного Порядка установлено, что перечень выбрасываемых загрязняющих веществ для каждого стационарного источника выбросов составляется на основе анализа данных о технологических процессах, в результате которых образуются выбросы, включая, в том числе материальный баланс применяемых технологических процессов.
Для осуществления работ по корректному учету метана необходимо проведение не менее трех исследований для выявления и подтверждения наличия/отсутствия метана и расчета мощности выбросов (п. 38 Порядка).
По результатам проведенной инвентаризации необходимо составить отчет, содержащий данные инвентаризации, который является основанием для проведения работ по нормированию выбросов загрязняющих веществ. Работы по нормированию выбросов включают, в свою очередь, разработку проекта предельно допустимых выбросов (не менее месяца после получения отчета по результатам инвентаризации); проведение экспертизы проектной документации (до 20 дней); получение санитарно-эпидемиологического заключения на основании экспертизы проектной документации (до 30 календарных дней); установление нормативов предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (до 35 рабочих дней со дня регистрации заявления согласно п. 10 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, утвержденного приказом Минприроды России от 29.09.2015 N 414); получение разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух (до 30 рабочих дней после получения заявления в соответствии с п. 8 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного приказом Минприроды России от 25.07.2011 N 650).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что реальный срок для нормирования выбросов метана и получения разрешения на выброс не может быть менее пяти-шести месяцев.
Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому выдано предписание, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Предписание должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания относительно действий, направленных на прекращение и устранение выявленного нарушения, которые необходимо совершить исполнителю. Несоблюдение вышеупомянутых требований влечет недействительность предписания.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заинтересованного лица о том, что указание в предписании более продолжительного срока устранения нарушения означало бы, что управление разрешает заявителю производить выброс неучтенного загрязняющего вещества, указав, что в данном случае сам по себе факт нарушения заявителем не оспаривался. Однако предписание об устранении выявленного нарушения должно обладать качеством исполнимости, в том числе содержать реальные сроки устранения выявленных нарушений. Не может быть признано законным предписание, устанавливающее заведомо неисполнимые сроки устранения выявленного нарушения. В противном случае общество изначально не сможет выполнить предписание, что будет являться основанием для привлечения его к административной ответственности.
В пункте 5 предписания от 28.09.2020 N А-989-в ООО "Омсктехуглерод" предписано обеспечить устранение нарушения, выразившегося в осуществлении залповых выбросов загрязняющих веществ (углерод (сажа) и метан), установленных проектом ПДВ при залповых выбросах, не нормированных в разрешении на выброс N 1/2017 от 10.07.2017 либо нормированных ниже, чем в разрешении на выброс N 1/2017 от 10.01.2017.
Как следует из представленных документов, ООО "Омсктехуглерод" имеет разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 1/2017 от 10.01.2017, выданное Управлением Росприроднадзора по Омской области в соответствии с разработанными ООО "Омсктехуглерод" нормативами предельно допустимых выбросов, в том числе и по источникам выбросов N 0025, 0031, 0035, 0038, 0041, 0044, 0048, 0053, 0084, 0058, являющихся источниками залповых выбросов.
При разработке нормативов предельно допустимых выбросов ООО "Омсктехуглерод" были учтены все выбрасываемые указанными источниками вредные (загрязняющие) вещества.
Для установления предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ ООО "Омсктхуглерод" в 2016 году проведена инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферу.
Для источников выбросов N 0025, 0031, 0035, 0038, 0041, 0044, 0048, 0053, 0084, 0058 (дожиг отходящих газов на факеле) применен расчет количества вредных веществ, поступающих в атмосферу при бессажевом сжигании газа на факеле согласно РМ62-91-90 "Методика расчета вредных выбросов в атмосферу из нефтехимического оборудования" (ГИПРОКАУЧУК, г. Воронеж, 1991 год).
Согласно выполненному расчету при сжигании газа на факелах в выбросах в атмосферу присутствует метан, диоксид серы, азота диоксид, азота оксид.
Вышеуказанная информация подтверждается представленным расчетом выбросов от источников загрязнения атмосферы N N 0025, 0031, 0035, 0038, 0041, 0044, 0048, 0053, 0084, 0058 (стр. 115, 196, 250 проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, книга 3), а также информацией, представленной в документе "Бланки инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по состоянию на 01 июля 2016 года" в Разделе 1 "Источники выделения загрязняющих веществ" (стр. 13, 14, 15, 20, 21, 22, 28, 29, 30 проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, книга 2).
На основании "Бланков инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по состоянию на 01 июля 2016 года" рассчитаны нормативы допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу для ООО "Омсктехуглерод", значение которых указано в Таблице 3.3 "Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для расчета ПДВ" (стр. 53, 68, 69, 79, 80, 81, 89, 90, 91, 93, 94 проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, книга 1) и в таблице 3.6 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу по предприятию на существующее положение и на срок достижения ПДВ" (стр. 223, 242, 243, 244, 245, 260, 261 проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, книга 1).
Сведения, указанные в этих таблицах, являются основанием для включения перечня и количества вредных веществ в разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и в приложение 3 к разрешению на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Также при составлении проекта предельно допустимых выбросов была оформлена таблица 3.2 "Перечень источников залповых выбросов" (стр. 154, 155 проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, книга 1), в которой разработчиком проекта была допущена техническая ошибка (опечатка) в части перечня загрязняющих веществ и их количества по источникам выбросов N N 0025, 0031, 0035, 0038, 0041, 0044, 0048, 0053, 0084, 0058, что повлекло за собой разночтения с приложением N 3 к разрешению на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 1/2017 от 10.01.2017.
Однако, как верно указал суд первой инстанции, указанная техническая ошибка (опечатка) не доказывает, что ООО "Омсктехуглерод" осуществляло ненормированные выбросы вредных веществ (углерод (сажа) и метан) либо выбросы вредных веществ в большем объеме, чем указано в разрешении на выброс N 1/2017 от 10.01.2017, так как основанием для расчета предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу являются материалы инвентаризации, а не отдельная таблица 3.2 "Перечень источников залповых выбросов", на основании которой заинтересованным лицом было установлено нарушение.
По результатам проведенной инвентаризации вредных (загрязняющих) веществ источники выбросов ООО "Омсктехуглерод" N N 0025, 0031, 0035, 0038, 0041, 0044, 0048, 0053, 0084, 0058 не осуществляют выброс загрязняющего вещества углерод (сажа). Выброс загрязняющего вещества метан осуществляется в соответствии с нормативами предельно допустимых выбросов, рассчитанными на основании проведенной инвентаризации, и утвержденного разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 1/2017 от 10.01.2017.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что оспариваемое обществом предписание в части п. 2, 3 (относительно сроков устранения выявленных нарушений) и 5 является незаконным.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заинтересованным лицом не представлено.
Исследовав представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что установленный в предписании срок для устранения выявленных нарушений является объективно недостаточным и не отвечает критерию исполнимости, а также то, что выброс загрязняющего вещества метан осуществляется в соответствии с нормативами предельно допустимых выбросов, рассчитанными на основании проведенной инвентаризации, и утвержденного разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 1/2017 от 10.01.2017 и то, что по результатам проведенной инвентаризации вредных (загрязняющих) веществ источники выбросов ООО "Омсктехуглерод" NN 0025, 0031, 0035, 0038, 0041, 0044, 0048, 0053, 0084, 0058 не осуществляют выброс загрязняющего вещества углерод (сажа), суд первой инстанции правомерно сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы подателя жалобы о том, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не нашли своего подтверждения.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-26875/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-26875/2020
Истец: ООО "ОМСКИЙ ЗАВОД ТЕХНИЧЕСКОГО УГЛЕРОДА"
Ответчик: СИБИРСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Третье лицо: Седьмой Арбитражный Апелляционный Суд