г. Санкт-Петербург |
|
03 марта 2021 г. |
Дело N А56-28630/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.,
при участии:
от истца (заявителя): Соловьев А.С., по доверенности от 05.11.2020;
от ответчика (должника): Новиков А.В.. по доверенности от 11.01.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-495/2021) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.2020 по делу N А56-28630/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Космосервис вторая"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании распоряжения N 668-рл от 05.03.2020,
УСТАНОВИЛ:
общество ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Космосервис вторая" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, ГЖИ) об оспаривании распоряжения N 668-рл от 05.03.2020.
Решением от 11.12.2020 Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области признал недействительным распоряжение Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга N 668-рл "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург" от 05.03.2020.
Не согласившись с указанным решением, Инспекция направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Податель жалобы указывает, что Обществом не был представлен договор управления МКД при подаче заявления о внесении изменений, что следует из описи документов, поданных с заявлением от 20.02.2020, в связи, с чем Инспекцией законно отказано во внесении в реестр в связи с нарушением пп. "в" пункта 3 Порядка.
Также податель жалобы указывает, что 24.03.2020 Обществом с учетом нарушений, указанных в распоряжении Инспекции от 05.03.2020 N 668-рл, повторно направлено заявление о внесении изменений в реестр лицензий с приложением договора управления. Распоряжением от 06.04.2020 N 1146-рл изменения в реестр лицензий внесены, соответственно распоряжение Инспекции является законным.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 05.03.2020 в Инспекцию от Общества поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 175, корп. 4, стр. 1.
Также к заявлению были приложены протокол N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 26.12.2019 с приложение N 5, реестр договоров управления многоквартирным домом.
По итогам рассмотрения поступившего заявления Инспекцией было вынесено распоряжение N 668-рл от 05.03.2020 "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург".
Основанием для принятия распоряжения N 668-рл от 05.03.2020 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург послужило несоответствие заявления и документов требованиям Порядка, а именно:
- подпункту "а" пункта 3 Порядка, в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, являющимся обязательным приложением к протоколу общего собрания собственников помещений, отсутствуют реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников.
- подпункту "в" пункта 3 Порядка, к заявлению не приложена копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 26.12.2020 N 1.
Не согласившись с вышеуказанным распоряжением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого распоряжения, в связи с чем удовлетворил требования Общества.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1). Одним из предусмотренных частью 2 статьи 161 ЖК РФ способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В силу части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 9 статьи 161 ЖК РФ установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии.
Основание и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлен статьей 198 ЖК РФ, в силу части 1 которой сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.
Частью 2 статьи 198 ЖК РФ установлено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В соответствии с частью 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (в редакции от 02.03.2018 N 134/пр) (далее - Порядок N 938/пр).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр.
К заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются в числе прочего следующие документы: а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления МКД либо об изменении способа управления МКД или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ; в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в МКД (Пункт 3 Порядка N 938/пр).
В соответствии с пунктом 5 и 7 Порядка N 938/пр органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов, на основании которой принимается одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Как следует из оспариваемого распоряжения причиной отказа Инспекцией во внесении изменений в реестр лицензий стала невозможность для Инспекции, установить наличие (отсутствие) признаков ничтожности решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от 26.12.2019 N 1.
В соответствии с пп "а" п. 3 Порядка, к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пп "в" п. 3 Порядка, к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в МКД является органом управления МКД. К компетенции общего собрания собственников помещений в МКД относится, в том числе, выбор способа управления домом (часть 2 ст. 44 ЖК РФ).
Согласно протоколу общего собрания, все решения были приняты в соответствии с повесткой собрания большинством голосов.
В силу ч. 3 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Согласно ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Решение общего собрания принято владельцами помещений многоквартирного дома, заключившими договоры долевого участия и принявшие на момент голосования помещения от застройщика по актам приема-передачи, таким образом, являясь будущими собственниками, хотя и не зарегистрировавшими свои права собственности, фактически владели, пользовались построенным объектом недвижимости, то есть фактически осуществляли права собственников, соответственно могли участвовать в голосовании, в том числе выбирать способ управления своим имуществом.
В статье 18 ЖК РФ предусмотрено, что право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Жилищным Кодексом Российской Федерации.
Согласно части 16 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), - разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства (часть 2 статьи 16 Закона N 214-ФЗ).
В силу части 1 статьи 12 Закона N 214-ФЗ обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
В соответствии с законодательством о государственной регистрации недвижимости государственная регистрация права носит заявительный характер и производится не позднее чем в месячный срок со дня подачи правообладателем необходимых документов. Следовательно, момент возникновения права собственности зависит непосредственно от участника долевого строительства.
Согласно статье 8 Закона N 214-ФЗ передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее, чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. После получения застройщиком в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости застройщик обязан передать объект долевого строительства не позднее предусмотренного договором срока. При этом не допускается досрочное исполнение застройщиком обязательства по передаче объекта долевого строительства, если иное не установлено договором.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 44 ЖК РФ лица, принявшие от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, вправе принимать участие в общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме и принимать решения по вопросам, отнесенным настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, в течение года со дня выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Таким образом, с момента подписания передаточного акта участник долевого строительства владеет, пользуется построенным объектом недвижимости, то есть фактически осуществляет права собственника, и именно с этого момента вправе обратиться с заявлением в регистрирующий орган о государственной регистрации своего права, и поэтому вправе выбрать способ управления МКД. Такой вывод соответствует судебной практике и позиции Верховного суда, изложенного в Определении Верховного суда от 16.11.2015 N 304-ЭС15-14035, Определении Верховного суда от 15.09.2017 N 307-ЭС17-4212.
Договоры управления с ООО "Управляющая компания "Космосервис вторая" были заключены с правообладателями помещений в доме, получившими помещение по передаточному акту.
Исходя из смысла норм действующего законодательства и сложившейся судебной практики, участники долевого строительства, подписавшие передаточные акты с застройщиком многоквартирного дома, фактически осуществляют права собственника, поэтому вправе выбрать способ управления домом.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона N 214-ФЗ, обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
Согласно части 5 статьи 6 Закона N 214-ФЗ у участника долевой собственности при возникновении права собственности на объект долевого строительства одновременно возникает доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Таким образом, с момента подписания передаточного акта в силу пунктов 1, 6 статьи 10 Жилищного кодекса участник долевого строительства владеет, пользуется построенным объектом недвижимости, то есть фактически осуществляет права собственника.
Судом первой инстанции установлено, что в целях внесения изменений в Реестр лицензий в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Санкт-Петербург, проспект Ветеранов, д.175, кор. 4, стр. 1 Обществом к заявлению был приложен протокол общего собрания собственников помещений, а также реестр правообладателей, с которыми Обществом заключены договоры управления с указанием основания правообладания (акт приема-передачи) в количестве (на момент составления реестра) 61,89 %, что соответствует требованиям статьи 162 ЖК РФ.
Как следует из материалов дела, в общем собрании, итоги которого оформлены протоколом от 26.12.2019 N 1 приняли участие собственники (правообладатели на основании актов приема-передачи) помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, что свидетельствует о наличии кворума и соответствует требованиям статьи 45 ЖК РФ.
Таким образом, следует признать, что Обществом приложены все необходимые документы, установленные Порядком N 938/пр, в связи с чем основания для отказа Обществу во внесении изменений в Реестр лицензий Санкт-Петербурга в отношении многоквартирного дома у Инспекции отсутствовали. Кроме того, как следует из объяснений сторон в суде апелляционной инстанции Управляющая компания включена в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург, фактически на дату рассмотрения апелляционной жалобы спор между сторонами отсутствует.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение Инспекции нарушает законные интересы Общества и является незаконным, в связи с чем, требования заявителя о признании оспариваемого распоряжения недействительным обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
В связи с вышеизложенным основания для отмены решения суд и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.2020 по делу N А56-28630/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-28630/2020
Истец: ООО Управляющая компания "Космосервис вторая"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: Соловьёв Алексей Сергеевич