Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июля 2021 г. N Ф08-6455/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
02 апреля 2021 г. |
дело N А32-48527/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Глазуновой И.Н., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
при участии:
от истца: не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика:
представитель Антонова Юлия Сергеевна по доверенности от 11.01.2021;
от Министерства обороны Российской Федерации: представитель Журавлев Юрий Сергеевич по доверенности от 17.11.2020;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю: представители не явились, извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирский консалтинговый центр": представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.01.2021 по делу N А32-48527/2020
по иску федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" (ИНН: 2320100329, ОГРН: 1032311075620)
к федеральному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 6165035060, ОГРН: 1026103739892)
при участии третьих лиц:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН: 2309090540, ОГРН: 1042304982510);
общества с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирский консалтинговый центр" (ИНН: 7202196077, ОГРН: 1097232011271);
Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7704252261, ОГРН: 1037700255284),
об изъятии земельного участка для федеральных нужд,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик) со следующими требованиеями:
- изъять для федеральных нужд путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0721001:5156 площадью 1898 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 23:37:0710001:15 площадью 1 887 528 кв. м, распложенный по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, посредством перечисления со стороны ФКУ Упрдор "Черноморье" денежной суммы в размере 679 040 рублей на лицевой счет ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" или на депозитный счет нотариуса;
- зарегистрировать прекращение права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0721001:5156 площадью 1 898 кв. м;
- в силу статьи 182 АПК РФ обратить решение суда к немедленному исполнению (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 148-149)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; общество с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирский консалтинговый центр"; Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.01.2021 исковые требования удовлетворены.
Решение мотивировано тем, что, возражая против заявленных требований, ответчик указал, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:15 имеет категорию земель: земли обороны, и предназначен для использования под размещение объектов воинской части морской авиации Черноморского флота, в границах данного земельного участка расположен действующий аэродром Анапа (Витязево) с объектами воинской инфраструктуры. Земельный участок, используемый под аэродром, должен обеспечивать перспективу развития аэродрома и иметь возможность перевода его в более высокий класс. Поскольку участок спланирован к дальнейшему использованию в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства, командование морской авиации Черноморского флота, а также собственник земельного участка с кадастровым номером 23:37:0710001:15 - Министерство обороны Российской Федерации, возражают относительно изъятия части земельного участка площадью 1 898 кв. м.
Между тем, как следует из письма АО "Институт "Стройпроект" от 10.12.2020 N 2020/01-17631 (вх. N 18236 от 11.12.2020), проектные решения, разработанные в рамках реализации объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь. Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 52 - км 73, Краснодарский край", не оказывают влияния и не ограничивают перспективное развитие аэропорта Анапа (Витязево), как это указано в письме Минобороны России (письмо N 53/2561 от 28.11,2019). Данные виды работ выполняются в границах существующей автомобильной дороги А-290 и примыкания на Севастопольскую улицу. В случае ограничения границ выполнения работ по реконструкции существующей автомобильной дороги А-290 на данном участке в связи с поднятием профиля автомобильной дороги примыкание к Севастопольской улице будет ликвидировано. Кроме того, из письма следует, что в границах изымаемого земельного участка действующего аэродрома не имеется. В границах данного участка предусмотрены работы по реконструкции существующей автомобильной дороги А-290 и примыкания справа к ней (ПК 7+70).
Ответчик указывает, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:15 в силу п. 2 ч. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации является изъятым из оборота, так как занят находящимися в федеральной собственности зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, воинские формирования и органы. В связи с чем, ответчик считает, что изъятие любой части земельного участка с кадастровым номером 23:37:0710001:15 в силу закона недопустимо.
Однако земельный участок с кадастровым номером 23:37:0721001:5156 площадью 1 898 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 23:37:0710001:15 площадью 1 887 528 кв. м, после изъятия остается в собственности Российской Федерации, и не передается в частную собственность.
Размер возмещения определен на основании отчета об оценке N 171/03 от 22.04.2020.
Суд первой инстанции отметил, что размер возмещения за изымаемый земельный участок ответчиком оспорен не был, о проведении оценочной экспертизы ответчик не заявил.
Суд первой инстанции счел, что поскольку решение об изъятии принято уполномоченным органом, с соблюдением установленной законом процедуры такого изъятия, основание изъятия соответствует закону, размер возмещения сторонами не оспорен, о проведении судебной экспертизы для определения размера возмещения за изымаемый участок стороны не просили, требование об изъятии для государственных нужд земельного участка подлежит удовлетворению.
В связи с тем, что обращение решения суда к немедленному исполнению необходимо для своевременной реализации государственного контракта, суд первой инстанции счел возможным удовлетворить требования в части заявления истца об обращении решения об изъятии земельных участков к немедленному исполнению.
Федеральное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, в иске отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:15 является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны.
Заявитель жалобы считает, что из совокупного толкования статей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации и 49 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что правила об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд не подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Суд первой инстанции указал, что изъятие земельного участка с кадастровым номером 23:37:0721001:5156 не приведет к его выбытию из собственности Российской Федерации, однако прекращение права постоянного (бессрочного) пользования ответчика приведет к выбытию земельного участка из ведения Министерства обороны.
Заявитель жалобы не согласен со ссылкой суда первой инстанции на письмо АО "Институт "Стройпроект" от 10.12.2020 N 2020/01-17631, согласно которому принятое проектное решение не ограничивает перспективное развитие аэропорта Анапа (Витязево). Заявитель жалобы указывает, что данное письмо является частным мнением юридического лица, в то время как Министерство обороны с изъятием земельного участка не согласно.
Заявитель жалобы не согласен с указанием в резолютивной части решения суда на то, что решение подлежит немедленному исполнению. Заявитель жалобы считает, что в рамках данного дела не представлено доказательств невозможности исполнения решения либо угрозы причинения ущерба, а также указывает, что действующим законодательством не предусмотрено рассмотрение вопроса о приведении решения к немедленному исполнению непосредственно в резолютивной части решения. По мнению заявителя жалобы, данный вопрос должен был быть оформлен отдельным определением.
Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, общество с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирский консалтинговый центр", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель федерального казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель Министерства обороны в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы федерального казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, дал пояснения по существу спора.
Суд доложил о поступлении от истца отзыва на апелляционную жалобу, но без доказательств направления отзыва лицам, участвующим в деле. Представители федерального казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации пояснили, что отзыв истца на апелляционную жалобу не получали.
Согласно частям 3 и 4 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено данным Кодексом. Лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно.
Суд апелляционной инстанции отказал в приобщении к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу в связи с не направлением его лицам, участвующим в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит, удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 28.12.2018 N 4626-р принято решение об утверждении документации по планировке территории объекта: "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 52 - км 73, Краснодарский край".
Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 21.02.2019 N 452-р в наименование и пункте 1 распоряжения от 28.12.2018 N 4626-р внесены изменения, наименование объекта изложено в следующей редакции "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь. Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 52 - км 73, Краснодарский край".
Пунктом 1 распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 27.09.2019 N 2618-р принято решение об изъятии путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, указанных в приложении к данному распоряжению, в том числе земельного участка площадью 1 898 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 23:37:0710001:15 площадью 1 887 528 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, и принадлежащего Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Во исполнение распоряжения N 2618-р от 27.09.2019 был образован земельный участок с кадастровым номером 23:37:0721001:5156.
Из пункта 2 распоряжения N 2618-р от 27.09.2019 следует, что ФКУ Упрдор "Черноморье" необходимо обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе: обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации Проекта; заключить соглашение о выкупе земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию настоящего распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
В письме от 01.10.2019 истец уведомил ответчика о принятом решении об изъятии спорного земельного участка.
ООО "Западно - Сибирский консалтинговый центр" на основании государственного контракта N 877 от 11.03.2020 выполнило оценку рыночной стоимости земельного участка площадью 1 898 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 23:37:0710001:15 площадью 1 887 528 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, и убытков, причиненных таким изъятием. Размер возмещения за досрочное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, в том числе размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка в целях обеспечения реализации проекта, определен на основании отчета об оценке N 171/03 от 22.04.2020 и составляет 679 040 рублей, в том числе: рыночная стоимость земельного участка составляет 627 640 рублей; размер убытков, причиняемых изъятием земельного участка, составляет 51 400 рублей (т. 1, л.д. 93-138).
С письмом от 08.06.2020 ответчику был направлен проект соглашения в связи с изъятием земельного участка.
В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе, связанных с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях.
В соответствии с положениями статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство (пункт 1 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется правообладателю заказным письмом с уведомлением о вручении (пункты 2, 3 статьи 56.10 Земельного кодекса).
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Проект соглашения в связи с изъятием путем прекращения права постоянного бессрочного пользования земельного участка был направлен истцом и получен ответчиком, что подтверждается материалами дела и заявителем жалобы не оспаривается.
Размер выкупной цены ответчиком не оспаривается.
Относительно довода заявителя жалобы о том, что из совокупного толкования статей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации и 49 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что правила об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд не подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Данный довод заявителя жалобы основан на правовой позиции, изложенной в постановление Президиума ВАС РФ от 01.12.2011 N 9987/11 по делу N А76-2990/2010.
Вместе с тем, Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ Земельный кодекс Российской Федерации был дополнен главой VII.1 "Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд".
В силу пункта 5 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.
Минэкономразвития России утверждены "Рекомендации по применению Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В пункте 39 названных рекомендаций дан ответ на следующий вопрос: имеются ли правовые основания для принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изъятии земельного участка, находящегося в федеральной собственности и предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному учреждению, для государственных нужд субъекта Российской Федерации? В ответе указано, что на основании статьи 279 Гражданского кодекса изъятие земельного участка для публичных нужд осуществляется, в том числе, путем досрочного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
Податель жалобы не учитывает, что законодатель допустил возможность изъятия земельных участков, находящихся в собственности одного публично-правового образования, для нужд другого публичного образования, в форме прекращения ограниченных вещных либо обязательственных (арендных) прав у лиц, которым такие участки были ранее предоставлены. При этом само изъятие осуществляться независимо от формы собственности на изымаемый земельный участок. Изъятие для нужд публично-правового образования земельных участков, относящихся к федеральной собственности, не приводит и к коллизии публичных интересов (к конфликту интересов между разными уровнями публичной власти) (аналогичная правовая позиция приведена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.10.2018 по делу N А32-35380/2017, от 20.07.2017 по делу N А32-26261/2016).
Относительно доводов заявителя жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:15 является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны и возражений относительно использования земельного участка с кадастровым номером 23:37:0710001:15, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Предметом настоящего спора является не земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:15, а земельный участок с кадастровым номером 23:37:0721001:5156.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:37:0721001:5156 относится к категории земель "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и имеет вид разрешенного использования "автомобильный транспорт" (т. 1, л.д. 125-126).
Доказательств занятия земельного участка с кадастровым номером 23:37:0721001:5156 объектами Министерства обороны в материалы дела не представлено.
Возможность выбытия земельного участка с кадастровым номером 23:37:0721001:5156 из ведения Министерства обороны и несогласие министерства на такое выбытие сами по себе не являются основанием для отказа в иске.
Заявитель жалобы указывает, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:15, используемый под аэродром, должен обеспечивать перспективу развития аэродрома и иметь возможность перевода его в более высокий класс.
Истец обратился в ЗАО "Институт "Стройпроект" с запросом по проектным решения, для реализации которых необходимо изъятие земельного участка с кадастровым номером 23:37:0721001:5156.
В письме от 10.12.2020 N 2020/01-17631 АО "Институт "Стройпроект" указало, что проектные решения, разработанные в рамках реализации объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь. Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь на участке км 52 - км 73, Краснодарский край", не оказывают влияния и не ограничивают перспективное развитие аэропорта Анапа (Витязево), как это указано в письме Минобороны России (письмо N 53/2561 от 28.11.2019). Данные виды работ выполняются в границах существующей автомобильной дороги А-290 и примыкания на Севастопольскую улицу. В случае ограничения границ выполнения работ по реконструкции существующей автомобильной дороги А-290 на данном участке в связи с поднятием профиля автомобильной дороги примыкание к Севастопольской улице будет ликвидировано. Кроме того, из письма следует, что в границах изымаемого земельного участка действующего аэродрома не имеется. В границах данного участка предусмотрены работы по реконструкции существующей автомобильной дороги А-290 и примыкания справа к ней (ПК 7+70).
Заявитель жалобы не согласен с информацией, изложенной в письме от 10.12.2020, однако, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каких-либо доказательств в подтверждение довода о том, что изъятие земельного участка с кадастровым номером 23:37:0721001:5156 препятствует перспективе развития аэродрома и возможности перевода его в более высокий класс, в материалы дела не представил.
Ходатайство о назначении экспертизы в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции для подтверждения данного довода не заявил.
Довод заявителя жалобы о том, что суд первой инстанции не мог в резолютивной части решения суда указать то, что решение подлежит немедленному исполнению, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии с частью 3 статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению истца вправе обратить решение к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать исполнение невозможным.
Таким образом, обращение решения к немедленному исполнению является исключительной мерой, принятие которой допускается в особых обстоятельствах, при представлении стороной доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения без его обращения к немедленному исполнению либо о причинении взыскателю значительного ущерба.
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не запрещено вынесение в одном судебном акте решения и определения.
Обращение решения к немедленному исполнению произведено судом первой инстанции с учетом содержания приведенной процессуальной нормы на основании ходатайства истца, мотивировавшего (обосновавшего) необходимость его принятия. Правовая позиция о возможности указания на обращение решения к немедленному исполнению непосредственно в резолютивной части решения приведена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.12.2016 по делу N А32-6881/2016, от 21.12.2016 по делу N А32-6886/2016.
Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного Краснодарского края от 18.01.2021 по делу N А32-48527/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-48527/2020
Истец: Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства", ФКУ Упрдор "Черноморье"
Ответчик: ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Федеральное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, ООО "Западно-Сибирский консалтинговый центр", Управление Росреестра по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю