Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 июля 2021 г. N Ф05-17095/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Москва |
|
16 апреля 2021 г. |
Дело N А40-175815/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.В.Бекетовой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "АМ ГРУПП-12"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.12.2020 по делу N А40-175815/20 (130-1152)
по заявлению ООО "АМ ГРУПП-12"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным отказа, об обязании,
при участии:
от заявителя: |
Пчелина Е.М. по дов. от 21.01.2020; |
от ответчика: |
Бускин А.А. по дов. от 08.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АМ ГРУПП-12" (далее также - заявитель, Общество, ООО "АМ ГРУПП-12") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с уточненным в порядке ст.49 АПК РФ заявлением о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы (далее также - ответчик, Департамент), выраженного в письме от 01.09.2020 N ДГИ-1-65904/20-1 "О рассмотрении обращений"; об обязании Департамента городского имущества города Москвы предоставить ООО "АМ ГРУПП-12" отсрочку внесения арендной платы за 2020 год по договору аренды N 00-00140/19 от 12.02.2019 за период с 05.03.2020 по 01.10.2020 на условиях: арендная плата за период, на который предоставляется отсрочка, подлежит уплате не ранее 01.01.2021 и не позднее 01.012023 в размере не более половины ежемесячной арендной платы за соответствующий период.
Решением суда от 16.12.2020, принятым по настоящему делу, в удовлетворении требований Общества отказано в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, доводы которой поддержал в полном объеме, просил решение суда полностью отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на незаконность оспариваемого отказа Департамента.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против доводов и требований заявителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из заявления Общества, между ООО "АМ ГРУПП-12" и Департаментом городского имущества города Москвы заключен договор аренды объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы (по результатам аукциона) N 00-00140/19 от 12.02.2019 (далее также - Договор).
Предметом означенного Договора является нежилое помещение общей площадью 64,8кв.м (все здание), расположенное по адресу: г.Москва, ВАО, Измайловский б-р, д.3А (далее также - Объект аренды, Помещение).
Согласно п.1.3 Договора Объект аренды передается в аренду для использования в целях: мультисервис, общепит, офис, склад, аптека, учебный центр, торговля, производство, многофункциональный центр, развлекательный центр, кальянная.
Общество использует Помещение для цели торговли: продажа непродовольственных товаров, не включенных в перечень товаров первой необходимости - категория "сад-огород": семена, удобрения, садовый инвентарь.
В соответствии с Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в редакции Указа Мэра Москвы от 26.03.2020 N 31-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ" с 28.03.2020 Общество приостановило использование Помещения.
13.04.2020 Общество направило в адрес Департамента письмо (РПО N 12517146011647, получено Департаментом 16.04.2020) с просьбой на основании подп."а" п.1, п.4 распоряжения Правительства РФ от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" дополнительно к мерам экономической поддержки по постановлению Правительства Москвы от 24.03.2020 N 212-ПП "О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности" предоставить Обществу отсрочку внесения арендной платы за 2020 год и возможность уплаты ее равными частями в 2021-2022 гг.
Ввиду отсутствия ответа 13.08.2020 Общество письмом от 12.08.2020 N АМ- ДГИ-8/20-12 повторно обратилось в Департамент по указанному вопросу.
В ответ на означенное обращение Департамент направил в адрес Общества письмо от 01.09.2020 N ДГИ-1-65904/20-1, согласно которому ООО "АМ ГРУПП-12" не имеет права на указанные меры поддержки в связи с несоответствием ОКВЭД Общества, указанных в ЕГРЮЛ, перечню пострадавших отраслей.
В то же время ранее Департаментом в адрес Общества были направлены письма от 09.04.2020 исх. N 33-6-136525/20-(0)-2, от 07.05.2020 исх. N ДГИ-1-36182/20-1, в которых указывалось, что к заявлению об освобождении от уплаты арендных платежей с указанием вида деятельности арендатора необходимо приложить, в том числе материалы фотофиксации, подтверждающие осуществление арендатором одного из видов деятельности, предусмотренного абз.1 п.3 постановления Правительства Москвы от 24.03.2020 N 212-ПП.
Письмами от 17.06.2020 исх.N АМ-ДГИ-3/20-12, от 23.07.2020 исх.N АМ-ДГИ-4/20-12 Общество представило Департаменту фотоматериалы, подтверждающие фактический вид деятельности, входящий в перечень пострадавших отраслей: продажа непродовольственных товаров, не включенных в перечень товаров первой необходимости - категория "сад-огород": семена, удобрения, садовый инвентарь (ОКВЭД 47.52.6, входящий в подкласс 47.5, включенный в перечень пострадавших отраслей).
Письмом Минэкономразвития России от 14.05.2020 N 15340-ПК/Д03и "Разъяснение по применению Перечня наиболее пострадавших отраслей" разъяснено, что в случае, если в Перечне наиболее пострадавших отраслей указан целиком класс или подкласс для одной из отраслей, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в Перечень.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, Общество осуществляет экономическую деятельность в соответствии с основным ОКВЭД 68.3 операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, что, однако, в соответствии с ч.1 ст.49 ГК РФ не ограничивает его правоспособность и дееспособность.
Как указано в письмах Федеральной налоговой службы от 03.09.2018 N ЕД-19-2/263@, от 22.08.2019 N СА-17-2/229@, а также согласно подходам, существующим в судебно-арбитражной практике (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 06.09.2016 N Ф10-1446/15 по делу N А48-2602/14) присвоение налогоплательщиком какого-либо кода вида деятельности по ОКВЭД не лишает его права на осуществление других видов деятельности и не свидетельствует о получении им необоснованной налоговой выгоды. ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации, и используется при решении задач, связанных с осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов и подготовкой статистической информации. Налоговый орган может порекомендовать юридическому лицу внести изменения в сведения о кодах ОКВЭД, содержащихся в ЕГРЮЛ, если налоговыми органами при осуществлении функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах выявлено несоответствие кода вида экономической деятельности заявленного налогоплательщиком его фактическому виду деятельности (письмо ФНС России от 30.05.2018 N ЕД-4-15/Ю392@).
Общество полагает, что в действующем законодательстве отсутствует обязанность налогоплательщика изменять ОКВЭД в случае изменения фактического вида деятельности, а любые указания государственных органов на несоответствие деятельности организации заявленному ОКВЭД могут носить исключительно рекомендательный характер.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "АМ ГРУПП-12" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 АПК РФ.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "АМ ГРУПП-12" требований.
При этом отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Так, из материалов дела усматривается, что по результатам рассмотрения представленного Обществом пакета документов Департаментом было принято решение об оказании заявителю имущественной поддержки в виде освобождения от уплаты арендных платежей по вышеуказанному Договору за период с 01.03.2020 по 30.06.2020 в соответствии с п.3.2 постановления Правительства Москвы от 24.03.2020 N 212-ПП, что подтверждается письмом Департамента от 22.09.2020 N ДГИ-1-72101/20-1.
Требование Общества о предоставлении отсрочки внесения арендной платы за 2020 г. и возможности ее уплаты равными частями в 2021-2022 гг., как обоснованно указал суд в своем решении, не основано на нормах права.
Действие распоряжения Правительства РФ от 19.03.2020 N 670-р на объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности города Москвы, не распространяется.
При этом в г.Москве действует постановление Правительства Москвы от 24.03.2020 N 212-ПП (в редакции постановлений Правительства Москвы от 31.03.2020 N 273-ПП, от 01.04.2020 N 324-ПП, от 15.04.2020 N 405-ПП), пунктом 3 которого установлено:
3.1. По обращениям организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере культуры, физической культуры и спорта, выставочной, развлекательной, просветительской, образовательной деятельности, организации досуга и социально-воспитательной работы с населением, такие организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты арендных платежей по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, по договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, за период с 1 числа месяца приостановления их деятельности в соответствии с указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" до последнего календарного дня месяца, в котором завершилось приостановление деятельности, ноне ранее 1 июля 2020 года.
3.2. По обращениям организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, общественного питания, торговли и предоставления бытовых услуг населению, туризма, предоставления гостиничных услуг, такие организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты арендных платежей по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, по договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, за период с 1 марта 2020 г. до последнего календарного дня месяца, в котором завершилось приостановление их деятельности в соответствии с указом Мэра Москвы, но не ранее 1 июля 2020 г.
3.3. От уплаты арендных платежей в соответствии с пунктами 3.1, 3.2 настоящего постановления освобождаются организации и индивидуальные предприниматели в отношении объектов недвижимости, цели предоставления по договору аренды которых соответствуют виду деятельности, указанному в пунктах 3.1, 3.2 настоящего постановления, при наличии документов, подтверждающих соблюдение указанной в договоре аренды цели предоставления объекта недвижимости.
Приведенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований применительно к ст.ст.198, 200, 201 АПК РФ.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Выражая несогласие с решением суда, Общество не представило доказательства, подтверждающие правомерность и обоснованность заявленных им требований.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2020 по делу N А40-175815/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-175815/2020
Истец: ООО "АМ ГРУПП-12"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ