Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 августа 2021 г. N Ф01-4137/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
22 апреля 2021 г. |
Дело N А43-33402/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Эксперт", г. Нижний Новгород (ОГРН 1095263000623 ИНН 5263072519) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15 февраля 2021 года по делу N А43-33402/2020, принятое по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Нижегородской области об аннулировании лицензии NЛО-52-01-006221 от 17.08.2018 на осуществление медицинской деятельности, выданной Министерством здравоохранения Нижегородской области обществу с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Эксперт", г. Нижний Новгород (ОГРН 1095263000623 ИНН 5263072519), при участии в деле в качестве заинтересованного лица Министерства здравоохранения Нижегородской области.
при участии:
от заявителя - Рогацкина М.А. по доверенности от 03.03.2021 N 14 сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
от ответчика - Дмитроченкова М.А. по доверенности от 16.02.2021 сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании); Сухих А.Г. по доверенности от 12.04.2021 сроком действия 1 год (удостоверение адвоката N 625);
от третьего лица - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратился Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Нижегородской области (далее - заявитель, административный орган) об аннулировании лицензии N ЛО-52-01-006221 от 17.08.2018 на осуществление медицинской деятельности, выданной Министерством здравоохранения Нижегородской области обществу с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Эксперт", г. Нижний Новгород (ОГРН 1095263000623 ИНН 5263072519) (далее - ответчик, Общество).
К участию в деле в качестве третьего лиц, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство здравоохранения Нижегородской области (далее - третье лицо, Министерство).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 15 февраля 2021 года по делу N А43-33402/2020 заявленные требования Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Нижегородской области удовлетворены, лицензия NЛО-52-01-006221 от 17.08.2018 на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), выданную Министерством здравоохранения Нижегородской области обществу с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Эксперт", г. Нижний Новгород аннулирована. С общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Эксперт" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Медицинский центр "Эксперт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой ответчик просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15 февраля 2021 г. по делу N А43-33402/2020, рассмотреть дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлечь к рассмотрению дела в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ГБУЗ НО "Психиатрическая больница N2 Г.Н.Новгорода" и ГБУЗ НО "Наркологическая больница", принять в качестве дополнительных доказательств по делу агентский договор N 2 от 27.12.2019 года и договор о представлении в безвозмездное пользование части нежилого помещения N 1/20 от 01.01.2020 года), Отказать Административному органу в удовлетворении требований об аннулировании лицензии N ЛО-52-01-006221 от 17.08.2018 на осуществление медицинской деятельности, выданной Министерством здравоохранения по Нижегородской области ООО "Медицинский центр "Эксперт" в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Медицинский центр "Эксперт" указывает, что между ООО "Медицинский центр "Эксперт" и ГБУЗ НО "Психиатрическая больница N 2" заключен агентский договор, согласно которому ООО "Медицинский центр "Эксперт" (агент) заключает договоры с клиентами от имени и за счет Принципала по их платному обслуживанию принципалом в части профилактического приема врачом психиатром согласно действующей лицензии на медицинскую деятельность Принципала и принимает оплату за данные услуги с пациентов в кассу агента, оплата услуг производится пациентом по прейскуранту Принципала - ГБУЗ НО "Психиатрическая больница N 2", являющемуся приложением к договору. Между ООО "Медицинский центр "Эксперт" и ГБУЗ НО "Психиатрическая больница N 2" заключен договор о предоставлении в безвозмездное пользование части помещения, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Красносельская, д. 11 А, для удобства пациентов при прохождении медицинских осмотров. Указанные договоры (агентский договор N 2 от 27.12.2019 года и договор о представлении в безвозмездное пользование части нежилого помещения N 1/20 от 01.01.2020 года) были предоставлены Обществом в Следственный комитет РФ. Однако в копиях материалов уголовного дела, прилагаемых к письму Следственного комитета РФ N0027 от 18.10.2020 года руководителю Росздравнадзора по Нижегородской области (которые имеются в материалах судебного дела) данные документы отсутствуют (вместо них приложены агентский договор и договор о представлении в безвозмездное пользование части нежилого помещения, заключенные между Обществом и ГБУЗ НО "Клиническая психиатрическая больница N1 г.Нижнего Новгорода". В связи с тем, что материалы дела досконально не исследовались судом в заседании, Общество посчитало, что указанные выше договоры имеются в материалах судебного дела и не приложило их дополнительно. Об их отсутствии Общество узнало только после ознакомления с материалами судебного дела после вынесения решения. Согласно ст.268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело. Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными. Кроме того, решение суда вынесено без привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора ГБУЗ НО "Психиатрическая больница N2 Г.Н.Новгорода" и ГБУЗ НО "Наркологическая больница". Именно на основании заключений, выданных этими учреждениями. Обществом выдано итоговое медицинское заключение. Балуев В.Ю. нарушивший свои должностные обязанности является сотрудником указанных государственных учреждений, следовательно, установление объективных обстоятельств по делу было невозможно без привлечения к участию в деле данных учреждений и вынесенное судебное решение может повлиять на обязанности этих учреждений по отношению к ООО "Медицинский центр "Эксперт". Согласно ч. 1 ст. 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, привлекаются судом к рассмотрению спора, если судебный акт по рассматриваемому делу может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. На основании вышеизложенного, ООО "Медицинский центр "Эксперт" считает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, неправильно истолкован закон: п.11,12 ст.20 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N291, Порядок проведения медицинского освидетельствования па наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 N441н, не применены нормы Приказа Росздравнадзора от 10.07.2020 N 5974 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности".
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения.
В судебное заседание представители третьего лица не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей третьего лица.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 6.1 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Решение от 15 февраля 2021 года по делу N А43-33402/2020 не затрагивает права и обязанности лиц, не привлеченных к участию в деле, от лиц, не привлеченных к участию в деле, не поступали апелляционные жалобы на указанный судебный акт, следовательно, отсутствуют основания для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для суда первой инстанции.
Учитывая обстоятельства дела, а также отсутствие оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дающей поводы в соответствии частью 6.1. статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для рассмотрения дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, судебная коллегия оставляет ходатайство ООО "Медицинский центр "Эксперт" о привлечении ГБУЗ НО "Психиатрическая больница N 2 Г.Н.Новгорода" и ГБУЗ НО "Наркологическая больница" к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора без удовлетворения.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
Как следует из материалов дела, 17.08.2018 ООО "Медицинский центр "Эксперт" предоставлена лицензия на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") N ЛО-52-01-006221.
В соответствии с названной лицензией ООО "Медицинский центр "Эксперт" в составе лицензируемого вида деятельности предоставлено право на проведение медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз.
В Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Нижегородской области поступили материалы из Следственного комитета Российской Федерации по Нижегородской области о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту совершения халатности врачом-психиатром ООО "Медицинский центр "Эксперт" Балуевым В.Ю.
Из представленных Следственным комитетом РФ по НО материалов следует, что 17.07.2020 между ООО "Медицинский центр "Эксперт" и Монаховым Д.В. заключен договор об оказании медицинских услуг: 1) врачебная комиссия на оружие; 2) нарколог ГБУЗ (осмотр); 3) психиатр ГБУЗ (осмотр); 4) химико-токсилогичкское исследование на наркотики; и выдача справки установленного образца по результатам оказания медицинских услуг (т.1 л.д.89).
17 июля 2020 Монахову Д.В. выданы медицинские заключения врача психиатра и врача психиатра-нарколога о состоянии психиатрического здоровья по результатам обследования соискателя на ношение и хранение оружия (т.1 л.д.90-91).
Согласно данным заключениям на момент обследования клинических признаков психического расстройства, являющегося противопоказанием к ношению и хранению оружия, не выявлено.
20 июля 2020 на основании "Медицинского заключения о состоянии психиатрического здоровья по результатам обследования соискателя на ношение и хранение оружия", ООО "Медицинский центр "Эксперт" выдало Монахову Д.В. "Медицинское заключение N 155902 об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием", на основании которого Монахов Д.В. оформил лицензию и разрешение на приобретение и хранение гражданского огнестрельного оружия.
12 октября 2020 около 15 часов 40 минут Монахов Д.В. вооружившись по месту жительства ружьями, находясь в пос. Большеорловское г.о.з. Бор Нижегородской области, действуя умышленно, произвел несколько прицельных выстрелов по трем ранее незнакомым лицам, которые от полученных ранений скончались на месте происшествия. После перечисленных преступлений Монахов Д.В. совершил суицид путем выстрела в голову из имеющегося при себе ружья.
Установив факт неосуществления ООО "Медицинский центр "Эксперт" контроля за выполнением медицинскими работниками своих должностных обязанностей при оказании медицинских услуг при выдаче медицинского заключения, заявитель обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с рассматриваемым требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что продолжение медицинской деятельности ООО "Медицинский центр "Эксперт" представляет угрозу общественным интересам и жизни/здоровью граждан, поскольку формальный медицинский осмотр, ненадлежащее исполнение должностным лицом Общества своих обязанностей позволили получить Монахову Д.В. лицензию на приобретение, ношение и хранение огнестрельного оружия, которое было использовано последним для совершения преступления, в результате которого наступила смерть потерпевших лиц. При этом перечисленные обстоятельства явились следствием отсутствия соблюдения Обществом порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).
Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности (ч.1 ст.2 Федерального закона N 99-ФЗ).
В силу статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ под лицензированием понимается деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования. Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Лицензиатом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" Росздравнадзор является уполномоченным органом исполнительной власти по лицензированию медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"): медицинских и иных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба; медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи; иных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, в части лицензионного контроля (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), полномочий по приостановлению, возобновлению действия и аннулированию лицензий.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения" Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение N 291), которым определены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности в том числе: соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (подпункт "б" пункта 5 Положения).
В соответствии с частью 12 статьи 20 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.
Ссылки ООО "Медицинский центр "Эксперт" на то, что Административным органом нарушен порядок подачи в суд заявления об аннулировании лицензии, апелляционная коллегия считает ошибочными, основанными на неверном толковании приведенных выше в тексте настоящего постановления норм материального права. Толкование приведенных в настоящем судебном акте норм права не позволяет сделать вывод о наличии именного такого последовательного порядка действий, соблюдение которого должно привести к аннулированию лицензии. Положения части 11 статьи 20 Закона N 99-ФЗ не исключают право лицензирующего органа обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии при иных обстоятельствах в целях реализации своих функций и задач.
Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Верховного Суда РФ от 31.03.2017 N 305-КГ16-12763 по делу N А40-203393/2015, аннулирование лицензии является мерой воздействия на лицензиатов в целях удержания их от продолжения совершения грубых нарушений лицензионных требований, соблюдения положений действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В силу пункта 6 Положения N 291 под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В рассматриваемом случае, должностное лицо ООО "Медицинский центр "Эксперт", выполняющее организационно-распорядительные функции по принятию решений, имеющих юридическое значение, и влекущих определенные юридические последствия, будучи ответственным лицом согласно должностных инструкций и Порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 N 441н, допустило формальное медицинское освидетельствование Монахова Д.В.
Согласно должностной инструкции врача-психиатра-нарколога ООО "Медицинский центр "Эксперт", утвержденной 09.01.2018 управляющим ООО "Медицинский центр "Эксперт" - индивидуальным предпринимателем Берберяном М.Г., врач-психиатр-нарколог: оказывает амбулаторно-поликлиническую помощь в соответствии со стандартами и порядками, утвержденными приказами МЗ РФ от 15.12.2014 "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению", от 30.06.2016 N 441н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов" и иными нормативно-правовыми актами; по своей специальности проводит квалифицированный медицинский осмотр клиентов организации в соответствии с Приказом МЗ и CPN 302н от 12.04.2011 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
Согласно должностной инструкции врача-психиатра ООО "Медицинский центр "Эксперт", утвержденной 09.01.2018 управляющим ООО "Медицинский центр "Эксперт" - индивидуальным предпринимателем Берберяном М.Г., врач-психиатр: оказывает амбулаторно-поликлиническую помощь в соответствии со стандартами и порядками, утвержденными приказами МЗ РФ от 15.12.2014 "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению", от 30.06.2016 N 441н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов" и иными нормативно-правовыми актами; по своей специальности проводит квалифицированный медицинский осмотр клиентов организации в соответствии с Приказом МЗ и CPN302н от 12.04.2011 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
В соответствии с Порядком проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 N 441н., медицинское освидетельствование проводится в целях установления у гражданина Российской Федерации, намеревающегося владеть оружием, наличия (отсутствия) заболеваний, включенных в Перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 N 143; осмотр врачом-психиатром при проведении медицинского освидетельствования осуществляется в медицинской организации государственной или муниципальной систем здравоохранения по месту жительства (пребывания) гражданина Российской Федерации, проходящего медицинское освидетельствование (далее - освидетельствуемый), имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по "психиатрии" и "психиатрическому освидетельствованию"; осмотр врачом-психиатром-наркологом при проведении медицинского освидетельствования, а также качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови освидетельствуемого, осуществляются в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения по месту жительства (пребывания) освидетельствуемого, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по "психиатрии-наркологии" и "лабораторной диагностике" либо "клинической лабораторной диагностике"; в случае выявления в ходе осмотра врачом-психиатром у освидетельствуемого симптомов и синдромов заболевания, при наличии которого противопоказано владение оружием, освидетельствуемый направляется на психиатрическое освидетельствование врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"; справки по результатам осмотров врачом-психиатром, врачом-психиатром-наркологом и врачом-офтальмологом оформляются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.05.2012 N441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений"; выданные медицинские заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием подлежат обязательной регистрации в Журнале регистрации выданных медицинских заключений об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием.
Между тем, в ходе медицинского освидетельствования Монахова Д.В. не были выявлены психические расстройства поведения освидетельствуемого, при наличии которого противопоказано владение оружием, в результате чего последний получил лицензию на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, а в последствии на хранение и ношение гладкоствольного длинноствольного оружия.
В соответствии со статьей 90 Федерального закона N 323-ФЗ органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с требованиями к его организации и проведению, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности утверждены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.06.2019 N 381н (далее - Требования N 381н).
Пунктами 4 и 5 Требований N 381н установлено, что ответственным за организацию и проведение внутреннего контроля является руководитель медицинской организации либо уполномоченный им заместитель руководителя. В зависимости от вида медицинской организации по решению руководителя медицинской организации внутренний контроль организуется и проводится Комиссией (Службой) по внутреннему контролю (далее - Комиссия (Служба), включающей работников медицинской организации, и (или) уполномоченным лицом по качеству и безопасности медицинской деятельности (далее - Уполномоченное лицо).
Помимо этого пунктом 6 Требований N 381н предусмотрено, что в целях организации и проведения внутреннего контроля медицинской организацией разрабатывается положение о порядке организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, регламентирующее: функции и порядок взаимодействия Комиссии (Службы) и (или) Уполномоченного лица, руководителей и (или) уполномоченных работников структурных подразделений медицинской организации, врачебной комиссии медицинской организации в рамках организации и проведения внутреннего контроля; цель, задачи и сроки проведения внутреннего контроля; основания для проведения внутреннего контроля; права и обязанности лиц, участвующих в организации и проведении внутреннего контроля; порядок регистрации и анализа результатов внутреннего контроля; порядок использования результатов внутреннего контроля в целях управления качеством и безопасностью медицинской деятельности.
В соответствии с пунктом 9 Требований N 381н внутренний контроль включает следующие мероприятия: оценку качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, ее структурных подразделений путем проведения плановых и целевых (внеплановых) проверок; сбор статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации, и их анализ; учет нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности (фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения или повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан и (или) медицинских работников, а также приведших к удлинению сроков оказания медицинской помощи); мониторинг наличия лекарственных препаратов и медицинских изделий в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций; анализ информации о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности лекарственных препаратов, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека при применении лекарственных препаратов и выявленных на всех этапах обращения лекарственных препаратов, сообщаемой медицинской организацией в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти; анализ информации обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий, сообщаемой медицинской организацией в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.
Согласно пункту 10 Требований N 381н плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом, утверждаемым руководителем медицинской организации, не реже 1 раза в квартал.
Предмет плановых и целевых (внеплановых) проверок определяется в соответствии с пунктом 2 настоящих Требований.
Пунктом 11 Требований N 381н предусмотрено, что целевые (внеплановые) проверки проводятся: при наличии отрицательной динамики статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации, в том числе установленной в результате проведения плановой проверки; при поступлении жалоб граждан по вопросам качества и доступности медицинской помощи, а также жалоб по иным вопросам осуществления медицинской деятельности в медицинской организации, содержащим информацию об угрозе причинения и (или) причинении вреда жизни и здоровью граждан; во всех случаях: летальных исходов; внутрибольничного инфицирования и осложнений, вызванных медицинским вмешательством.
Согласно пункту 20 Требований N 381н по результатам плановых и целевых (внеплановых) проверок Комиссией (Службой) и (или) Уполномоченным лицом составляется отчет, включающий в том числе выработку мероприятий по устранению выявленных нарушений и улучшению деятельности медицинской организации и медицинских работников.
В соответствии с пунктом 21 Требований N 381н по итогам проведенных мероприятий внутреннего контроля осуществляются: разработка предложений по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов и их реализация; анализ результатов внутреннего контроля в целях их использования для совершенствования подходов к осуществлению медицинской деятельности; обеспечение реализации мер, принятых по итогам внутреннего контроля; формирование системы оценки деятельности медицинских работников.
Согласно пункту 22 Требований N 381н комиссией (Службой) и (или) Уполномоченным лицом не реже 1 раза в полугодие, а также по итогам года формируется сводный отчет, содержащий информацию о состоянии качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации, на основании которого руководителем медицинской организации при необходимости утверждается перечень корректирующих мер.
В рассматриваемом случае ООО "Медицинский центр "Эксперт" не представлены документы, подтверждающие выполнение предусмотренных указанными Положением и Порядком мероприятий.
В материалах настоящего дела отсутствуют достаточные доказательства соблюдения ООО "Медицинский центр "Эксперт" подпункта "б" пункта 5 ПоложенияN 291.
Судебный порядок разрешения вопроса об аннулировании лицензии предполагает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать служащие основанием для аннулирования лицензии обстоятельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие основания для аннулирования лицензии, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
При рассмотрении споров, связанных с аннулированием лицензий, судам необходимо исходить из того, что установление факта соответствующего нарушения само по себе еще не является безусловным основанием аннулирования лицензии. Суду надлежит оценить существенность допущенного нарушения и с учетом этого обстоятельства принять решение о необходимости применения такого последствия, как аннулирование лицензии.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.1998 N 14-П, определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.02.2002 N 16-О, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса об аннулировании лицензии означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования лицензии с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие оснований для аннулирования лицензии, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что продолжение медицинской деятельности ООО "Медицинский центр "Эксперт" представляет угрозу общественным интересам и жизни/здоровью граждан, поскольку формальный медицинский осмотр, ненадлежащее исполнение должностным лицом ООО "Медицинский центр "Эксперт" своих обязанностей позволили получить Монахову Д.В. лицензию на приобретение, ношение и хранение огнестрельного оружия, которое было использовано последним для совершения преступления, в результате которого наступила смерть потерпевших лиц. При этом перечисленные обстоятельства явились следствием отсутствия соблюдения Обществом порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Поведение ООО "Медицинский центр "Эксперт" свидетельствует о пренебрежительном отношении к исполнению возложенных на него публично-правовых обязанностей по соблюдению требований действующего законодательства, учитывая специфику своей деятельности, в связи с чем, такая мера государственного принуждения (административного воздействия), как аннулирование лицензии, в данном конкретном случае является адекватной, справедливой и полностью соответствующей характеру допущенного ООО "Медицинский центр "Эксперт" нарушения действующего законодательства.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что учитывая характер совершенного нарушения, пренебрежительное отношение ООО "Медицинский центр "Эксперт" к выполнению обязанности по соблюдению лицензионных требований, степень вины нарушителя, а также соразмерность допущенного нарушения и применяемых мер ответственности, суд пришел к выводу об обоснованности заявления административного органа об аннулировании выданной ООО "Медицинский центр "Эксперт" лицензии на осуществление медицинской деятельности и его удовлетворения.
Доводы заявителя о том, что вывод суда о несоблюдении ООО "Медицинский центр "Эксперт" порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является бездоказательным и не основан на материалах дела, судом отклоняются, поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 30 ноября 2020 года по делу N А43-34303/2020 установлено, что Обществом не осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с требованиями Приказа Минздрава России от 07.06.2019 N 381н "Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности" (далее - Требования N381н), а именно отсутствуют документы и материалы, подтверждающие организацию и осуществление внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, не проведена оценка соответствия оказываемой медицинскими работниками медицинской помощи критериям качества медицинской помощи, отсутствует анализ причин несоответствия оказанной медицинской помощи состоянию здоровья пациента, направленного на предупреждение нарушений при оказании медицинской помощи, что является нарушением пунктов 9, 10, 11, 20, 21, 22 Требований 4 N381н, статьи 90 Закона N323-ФЗ, подпункта "б" пункта 5 Положения N291.
Доводы заявителя о том, что поскольку заключение врача-психиатра Монахову Д.М. выдано не врачом ООО "Медицинский центр "Эксперт", а врачом госучреждения, что соответствует указаниям Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 N 441н, следовательно, именно данное учреждение и должно нести ответ за ненадлежащее исполнение его должностным лицом своих обязанностей, также отклоняются судом, поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 30 ноября 2020 года по делу N А43-34303/2020 установлено, что именно Обществом не соблюден порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, что является нарушением подпункта "б" пункта 5 Положения N291, при этом, суд пришел к выводу о доказанности факта совершения ООО "Медицинский центр "Эксперт" административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части выявленных административным органом нарушений требований подпункта "б" пункта 5 Положения N291.
Все доводы ООО "Медицинский центр "Эксперт", изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд по Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15 февраля 2021 года по делу N А43-33402/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Эксперт", г. Нижний Новгород (ОГРН 1095263000623 ИНН 5263072519) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-33402/2020
Истец: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Нижегородской области
Ответчик: ООО "МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР "ЭКСПЕРТ"
Третье лицо: Министерство здравоохранения Нижегородской области
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4137/2021
22.04.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7810/20
15.02.2021 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-33402/20
16.12.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7810/20