г. Москва |
|
22 апреля 2021 г. |
Дело N А40-226082/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Шальнева С.П.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.02.2021 г. по делу N А40-226082/20,
по заявлению индивидуального предпринимателя Шальнева С.П.
к 1.Департаменту экономической политики и развития г. Москвы,
2.Правительству Москвы
третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы N 43 по г. Москве
о признании недействительным акта
при участии:
от заявителя: |
Шальнев С.П. по паспорту; |
от заинтересованных лиц: |
1.Романовская Л.А. по доверенности от 09.12.2020; 2. Романовская Л.А. по доверенности от 18.05.2020; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Шальнев Сергей Павлович (далее - Заявитель, ИП Шальнев С.П., Предприниматель) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту экономической политики и развития города Москвы (далее - Заинтересованное лицо-1, Департамент, ДЭПиР) и Правительству Москвы (далее - Заинтересованное лицо-2) о признании недействительным акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором от 28.09.2020 г. N 35230 и решения Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве N ДПР-31-2349/20.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы N 43 по г. Москве.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.02.2021 г. в удовлетворении заявления ИП Шальнева С.П. отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ИП Шальнев С.П. обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании ИП Шальнев С.П. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Заинтересованных лиц возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направило, заявлений и ходатайств суду не представили.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что28.09.2020 г. Департаментом по результатам проведенного 03.03.2020 г. обследования помещения по адресу: г. Москва, Кронштадский бульвар, д. 9, стр. 4, В-5, исходя из постановления Правительства Москвы от 30.06.2015 г. N 401 "О Порядке сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве" был составлен акт от 28.09.2020 г. N35230 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, который был направлен Департаментом в налоговый орган.
На основании акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, Заявитель поставлен на учет как плательщик торгового сбора.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 410 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городе федерального значения Москве сбор устанавливается настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этого субъекта Российской Федерации.
Закон города Москвы от 17.12.2014 г. N 62 "О торговом сборе" (далее также - Закон о торговом сборе), в соответствии с главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливает торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору и определяет орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории города Москвы.
Согласно пункту 1 статьи 418 НК РФ орган государственной власти города федерального значения Москвы осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей. Законом города Москвы определен орган, осуществляющий полномочия, указанные в пункте 1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 418 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 418 НК РФ определено, что уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.
Согласно статье 4 Закона о торговом сборе полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 г. N 210-ПП, определено, что ДЭПиР осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 г. N 401-ПП (в редакции, действующей на момент проведения сбора сведений об объектах обложения торговым сбором) утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве (далее также - Порядок).
В соответствии с положениями пункта 1.1 Порядка, он устанавливает порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором, порядок выявления объектов осуществления торговли, используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в отношении которых в налоговый орган не представлены уведомления или в отношении которых в уведомлениях указаны недостоверные сведения, а также порядок передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором.
Пунктом 1.2. Порядка также определено, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики и развития города Москвы (далее также -Уполномоченный орган).
Согласно пункту 2.1. Порядка под сбором сведений об объектах обложения торговым сбором понимается получение Уполномоченным органом сведений из источников, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.
В целях сбора Уполномоченным органом сведений об объектах осуществления торговли Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" - ГКУ МКМЦН), в том числе, осуществляет межведомственное взаимодействие, связанное с направлением информации об объектах осуществления торговли, размещенных на территории города Москвы, в Уполномоченный орган в соответствии с регламентом, утвержденным Уполномоченным органом.
Пунктом 2.2.3 Порядка к числу источников сведений об объектах обложения торговым сбором отнесены: подведомственные федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти города Москвы государственные предприятия и государственные учреждения, в том числе Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Центр налоговых доходов", Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости", Государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации, (пункт 2.2.1); размещенная органами государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также содержащаяся в федеральных государственных информационных системах и информационных системах города Москвы, (пункт 2.2(1).2);
В силу пункта 2.3 Порядка, Обработка сведений осуществляется путем анализа и сопоставления полученной информации об объектах осуществления торговли.
Приказом Департамента от 19.12.2016 г. N 200-ПР утвержден Порядок формирования списка объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения (далее также - Порядок формирования списка объектов осуществления торговли).
Пунктом 2.1 Порядка формирования списка объектов осуществления торговли также установлено, что при сборе сведений об объектах обложения сбором может использоваться информация от ГБУ "Центр налоговых доходов". Согласно пункту 2.1.8. Порядка формирования списка объектов, при сборе сведений об объектах может также использоваться информация от федеральных органов государственной власти, иных органов государственной власти города Москвы, государственных предприятий и учреждений.
В соответствии с пунктом 3.1. Порядка, на основании имеющейся информации Департамент составляет список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения (далее также - Список объектов).
Во исполнение вышеназванных положений ДЭПиР, получив от ГКУ МКМЦН информацию об объекте осуществления торговли, а именно: Информационную карту от 03.03.2020 г. с приложением фотографий объекта, находящегося по адресу: г. Москва, Кронштадтский бульвар, д. 9, стр. 4, пом. В-5, с наименованием "Ступени", в котором Заявитель осуществляет торговую деятельность (далее также - Объект) включил названный Объект в Список объектов.
Вышеназванный Список объектов опубликован на официальном сайте Департамента https://www.mos.ru/depr/ 18.08.2020 г., о чем Предпринимателю было сообщено письмом от 18.08.2020 г. N ДПР-31-2349/20. При этом вид торговли, осуществляемой через Объект, был определен как "торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов".
В соответствии с положениями пункта 4.1. Порядка правообладатель объекта, включенного в Список объектов, вправе в срок не позднее 20 календарных дней со дня опубликования сведений об объекте осуществления торговли, включенном в Список объектов, на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет направить в Уполномоченный орган обращение об исключении такого объекта из Списка объектов (далее - Обращение).
Заявитель воспользовался правом, предусмотренным пунктом 4.1. Порядка и обратился в адрес Департамента в установленный двадцатидневный срок с заявлением от 28.08.2020 г. об исключении Объекта по адресу г. Москва, Кронштадтский бульвар, д. 9, стр. 4, пом. В-5 из Списка объектов.
Указанное обращение было рассмотрено Межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве (далее также - Комиссия, МВК).
Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 г. N 402-ПП "О Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве" утверждено Положение о Комиссии.
Согласно пункту 4.2 названного Положения, Комиссия осуществляет свою деятельность в форме заседаний. По итогам рассмотрения вопросов, указанных в пунктах 2.1.1-2.1.3 настоящего Положения, Комиссия принимает решения (пункт 4.5 Положения).
Комиссия рассматривает обращения Департамента, передаваемые Департаментом обращения организаций, индивидуальных предпринимателей, сведения о которых внесены в Список объектов, касающиеся исключения объектов осуществления торговли из Списка объектов (пункт 2.1.2.).
Пунктом 2.1.3 указанного Положения определено, что Комиссия, в том числе, осуществляет полномочия по рассмотрению передаваемых Департаментом жалоб организаций, указанных в акте о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, касающиеся отмены акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором.
Комиссия принимает решения простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании Комиссии является решающим (п. 4.6 Положения).
В соответствии с пунктом 4.8 Положения, решения Комиссии оформляются протоколом заседания Комиссии, который утверждается председателем Комиссии, а в его отсутствие - председательствующим на заседании заместителем председателя Комиссии.
Поименованное выше обращение рассмотрено 23.09.2020 г. на заседании Комиссии, по итогам которого Комиссия приняла решение об отказе в исключении Объекта из Списка объектов, что подтверждается Выпиской из протокола N 86. Письмом от 28.09.2020 г. N ДПР-31-2349/20 Департамент уведомил Заявителя о принятом решении.
28.09.2020 г. Департаментом был составлен Акт N 35230 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором. Акт N 35230 был направлен Департаментом в адрес Заявителя сопроводительным письмом от 02.10.2020 г. N ДПР-30-2626/20.
В соответствии с пунктом 8.1. Порядка организация или индивидуальный предприниматель, указанный в составленном Уполномоченным органом акте о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, акте о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, вправе подать в Уполномоченный орган жалобу об отмене соответствующего акта в срок не позднее 180 календарных дней со дня направления ему Уполномоченным органом информации.
Заявитель воспользовался указанным правом и обратился в адрес Департамента с жалобами от 30.09.2020 г. и от 07.10.2020 г. об отмене Акта N 35230.
Поименованные выше обращения рассмотрены 27.10.2020 г. на заседании Комиссии, по итогам которого Комиссия приняла решение об отказе в отмене Акта N 35230, что подтверждается Выпиской из протокола N 87. Письмом от 03.11.2020 г. N ДПР-31-2349/20 Департамент уведомил Заявителя о принятом решении.
Таким образом, указанное выше подтверждает, что Акт N 35230 от 28.09.2020 г. о выявлении нового объекта обложения торговым сбором составлен Департаментом экономической политики и развития города Москвы в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
Торговая деятельность, осуществляемая Заявителем через Объект, является объектом обложения торговым сбором.
Предприниматель утверждает, что помещение, расположенное по адресу: г. Москва, Кронштадтский бульвар, д. 9, стр. 4, пом. В-5 является объектом стационарной торговой сети, имеющим торговый зал.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, Заявитель допускает ошибочную квалификацию вида торговой деятельности, фактически осуществляемой им через Объект.
В соответствии с пунктом 1 статьи 411 НК РФ плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории города Москвы, в отношении которых нормативным правовым актом установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории города Москвы.
Пунктом 1 статьи 412 НК РФ определено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 413 НК РФ торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
При этом к торговой деятельности относится, в частности, такой вид торговли как: торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
Статьей 2 Закона о торговом сборе, в том числе, установлена ставка торгового сбора для торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 413 НК РФ, в целях главы 33 "Торговый сбор", в том числе, используются следующие понятия:
1) объект осуществления торговли в отношении видов торговли, указанных в пункте 2 статьи 413 Кодекса, - здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор;
2) торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
К объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов, согласно пункту 1.6. Порядка, относятся объекты:
- расположенные в коридорах, холлах, вестибюлях отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также нежилых помещений в многоквартирных домах объекты осуществления торговли, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (пункт 1.6.1. Порядка);
- расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов, в том числе через окно выдачи товаров, без доступа покупателей в помещение (пункт 1.6.2. Порядка);
- расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые двумя и более организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (пункт 1.6.3. Порядка).
Заинтересованные лица указали, что поскольку на момент проведения обхода 03.03.2020 г. Предпринимателем не были представлены правоустанавливающие документы, а также по плану БТИ определить площадь торгового объекта не представлялось возможным, в соответствии с вышеуказанными положениями Объекту был присвоен код вида торговой деятельности "01 - торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями)". Такое определение деятельности, осуществляемой через Объект не нарушает права Предпринимателя, так как не ухудшает его положение по сравнению с тем, как если бы деятельность была определена как осуществляемая через объекты, имеющие торговый зал.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, ведущие торговлю, являются плательщиками торгового сбора только в случае использования объектов движимого или недвижимого имущества (объекта осуществления торговли), находящегося на территории города Москва, и при установлении ставки торгового сбора в отношении этого вида деятельности.
Понятие "торгового объекта" для целей торгового сбора прямо в налоговом законодательстве не определено. В соответствии со статьей 11 НК РФ в данном случае подлежат применению нормы отраслевого законодательства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Департаментом в ходе проведения сбора сведений об Объекте было установлено, что ИП Шальнев С.П. осуществлял торговлю в нежилых помещениях Торгового центра "Стройдвор", расположенного по адресу: г. Москва, Кронштадтский бульвар, д. 9, стр. 4 через Объект "Ступени" по адресу г. Москва, Кронштадтский бульвар, д. 9, стр. 4, пом. В-5.
При этом, вышеназванный Объект оснащен оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями, что также подтверждается фотографиями, сделанными в ходе проведения сбора сведений.
Так, согласно фототаблице, являющейся неотъемлемым приложением к информационной карте, Заявителем на момент осуществления сбора информации по Объекту, в отношении которого составлен оспариваемый Акт N 35230, предлагались к продаже различные товары: керамическая и клинкерная плитка, а также керамические ступени.
Указанные товары (образцы товаров) размещены на специальном оборудовании (кронштейны, стенды), обеспечивающем удобство доступа к ним покупателей для просмотра и ознакомления.
Кроме того, согласно официальному сайту http://www.skladklinkera.ru/ Заявителя, по адресу г. Москва, Кронштадтский бульвар, д. 9, стр. 4, пом. В-5 располагается Объект с наименованием ИП Шальнева С.П., на вышеуказанном сайте представлены фотографии товаров с описанием и указанием цены, что подтверждается скриншотами с сайта.
Согласно абзацу 182 "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 г. N 582-ст) (ред. от 29.03.2016 г.), ценник: Бумажный или иной визуальный носитель информации, доступный для покупателей, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.
Пунктом 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (далее - Правила продажи) предусмотрено, что продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.
Таким образом, Заявитель на Объекте осуществляет деятельность, которая полностью соответствует определению объекта стационарной торговой сети, не имеющего торговый зал - используется для продажи товаров, специально оснащено оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.
Заявитель не освобождается от уплаты торгового сбора, так как патент N 7743200000267 от 05.12.2019 г. (копия которого представлена в материалы дела) не распространяется на выявленный торговый Объект.
При обращении в суд Предприниматель указывал, что Акт N 35230 от 28.09.2020 г. подлежит отмене, так как в период с 01.01.2020 г. по 29.02.2020 г. он применял патентную систему налогообложения.
Однако в ходе рассмотрения дела Заявитель фактически отказался от данного довода с учетом представленного им в Инспекцию заявления о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения от 29.02.2020 г., а также вследствие непредставления доказательств уплаты налога по патенту; признав, что патентную систему налогообложения на основании патента N 7743200000267 от 05.12.2019 г. фактически не применял.
Доводы Предпринимателя в отношении патентной системы налогообложения также правильно критически оценены судом первой инстанции ввиду следующих обстоятельств.
Согласно пункту 2 статьи 346.43 НК РФ патентная система налогообложения применяется, в том числе, в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
45) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
46) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети.
Согласно статье 346.46 НК РФ постановка на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, осуществляется налоговым органом, в который он обратился с заявлением на получение патента, на основании указанного заявления в течение пяти дней со дня его получения.
При заполнении заявления необходимо указать код вида предпринимательской деятельности, перечисленный в статье 346.43 НК РФ.
Заявитель в материалы представил копию патента. В патенте указан код вида предпринимательской деятельности 45 (розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли).
Согласно Разделу 2 Акта N 35230 от 28.09.2020 г., кодом торговый деятельности выявленного торгового Объекта является торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями).
Исходя из изложенного, суд первой инстанции верно счёл, что ИП Шальнев С.П. осуществлял торговлю через объект стационарной торговой сети, не имеющий торгового зала, вследствие чего является плательщиком торгового сбора.
Соответственно, Департамент, выявив объект обложения торговым сбором, в отношении которого в налоговый орган не представлено уведомление, правомерно включил его в Список и составил Акт от 28.09.2020 г. N 35230.
Доводы Предпринимателя о том, что он прекратил осуществление предпринимательской деятельности по адресу: г. Москва, Кронштадтский бульвар, д. 9, стр. 4, пом. В-5, с 29.02.2020 г., а с 01.03.2020 г. помещение по указанному адресу использовалось им только для временного хранения образцов, опровергаются материалами настоящего дела. На момент обследования данного помещения 03.03.2020 г. было установлено, что оно используется для осуществления торговой деятельности, а не для хранения образцов. При этом представленная Предпринимателем распечатка книги учета доходов и расходов за 2020 од. с отсутствием операций в 1 квартале 2020 года правильно оценено судом критически, так как ведение данного документа осуществляется самим Предпринимателем.
Относительно требования о признании недействительным решения Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве от 27.10.2020 г., доведенного письмом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 03.11.2020 г. N ДПР-31-2349/20, суд первой инстанции правильно указал, что решение Межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве непосредственно не затрагивают прав и обязанностей Заявителя.
Статьей 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из вышеуказанной нормы следует, что для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо одновременное наличие двух условий: 1) несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту; 2) оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) нарушает права и законные интересы лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пленум Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 01 июля 1996 года N 6/8 указал, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Фактически права Заявителя затронуты ненормативным актом Департамента, поскольку именно этим актом установлена его обязанность по уплате торгового сбора, а также на него возложены обязанности по уплате соответствующих сумм. Решение Межведомственной комиссии само по себе прав и обязанностей Заявителя не нарушает.
С учетом изложенного, требования Заявителя о признании недействительными акта от 28.09.2020 г. N 35230 "О выявлении нового объекта обложения торговым сбором" и решения Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве от 27.10.2020 г., доведенного письмом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 03.11.2020 г. N ДПР-31-2349/20, не подлежали удовлетворению.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления ИП Шальнева С.П.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.02.2021 по делу N А40-226082/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-226082/2020
Истец: Шальнев Сергей Павлович
Ответчик: Департамент экономической политики и развития г. Москвы