г. Москва |
|
22 апреля 2021 г. |
Дело N А40-198285/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.В. Захаровой,
судей Е.Б. Расторгуева, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Саватюхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 февраля 2021 года
по делу N А40-198285/20, принятое судьей Лежневой О.Ю.,
по иску Закрытого акционерного общества "Локотранс"
(ОГРН: 1027600682010; юр. адрес: 150003, г. Ярославль, ул. Кооперативная, д. 7)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295; юр. адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2)
о взыскании 640 580 рублей 05 копеек
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Кочнева Е.С. по доверенности от 09.01.2020
от ответчика: Елисеева К.А. по доверенности от 12.01.2021
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Локотранс" (далее - ЗАО "Локотранс", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 640 580 рублей 05 копеек суммы убытков.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 15.02.2021 исковые требования удовлетворены в заявленном объёме.
Ответчик не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, имеющим значение для рассмотрения настоящего спора.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции 19.04.2021 представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал. Представил письменные пояснения к апелляционной жалобе в порядке ст. 81 АПК РФ.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2021 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 15 мая 2020 года выпущен из текущего ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 52616166. Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 31 от 14.05.2020.
На основании договора N 7/011217 от 01.12.2017 вагон N 52616166 был осмотрен представителем ЗАО "Локотранс" Угловским И.Б. совместно с представителем заместителя начальника ВЧДР Сольвычегодск Раздобурдиным Р.А. и заместителем начальника ВЧДЭ-10 Исакогорка Лыковым А.С.
По результатам осмотра был составлен Акт комиссионного вагона N 52616166 от 14.05.2020. Согласно данному акту, при осмотре вагона установлено: на колесной паре N 5-144738-2012 обнаружены дефекты: выщербина 30*2 мм на одностороннем ползуне; на колесной паре N 1175-33588-2009 обнаружены дефекты: выщербина 55*2 мм на одностороннем ползуне; на колесной паре N 5-307006-2008 обнаружены дефекты: выщербина 60*2 мм на одностороннем ползуне; на колесной паре N 186-23399-1987 обнаружены дефекты: односторонний ползун 0,7 мм.
Согласно акту, указанные неисправности относятся к термомеханическим повреждениям колес, к акту прилагаются фотоматериалы.
Из текущего ремонта 14 мая 2020 года выпущен вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 52630555.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 27 от 13.05.2020.
На основании договора N 7/011217 от 01.12.2017 вагон N 52630555 был осмотрен представителем ЗАО "Локотранс" Угловским И.Б. совместно с представителем заместителя начальника ВЧДР Сольвычегодск Раздобурдиным Р.А. и заместителем начальника ВЧДЭ-10 Исакогорка Лыковым А.С. По результатам осмотра был составлен Акт комиссионного вагона N 52630555 от 14.05.2020. Согласно данному акту, при осмотре вагона установлено: на колесной паре N 29-162642-1992 обнаружены дефекты: выщербина 55*2 мм на одностороннем ползуне; на колесной паре N 5-39419-2003 обнаружены дефекты: односторонний ползун 0,9 мм.
Согласно акту, указанные неисправности относятся к термомеханическим повреждениям колес, к акту прилагаются фотоматериалы.
Из текущего ремонта 16 мая 2020 года выпущен вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 54821483.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 11 от 04.05.2020.
На основании договора N 7/011217 от 01.12.2017 вагон N 54821483 был осмотрен представителем ЗАО "Локотранс" Угловским И.Б. совместно с представителем заместителя начальника ВЧДР Сольвычегодск Раздобурдиным Р.А. и заместителем начальника ВЧДЭ-10 Исакогорка Лыковым А.С. По результатам осмотра был составлен Акт комиссионного вагона N 54821483 от 04.05.2020. Согласно данному акту, при осмотре вагона установлено: на колесной паре N 5-268576-1986 обнаружены дефекты: односторонний ползун 0,7 мм; на колесной паре N 39-4660-2005 обнаружены дефекты: выщербина 51*2 мм на одностороннем ползуне; на колесной паре N 29-287987-1986 обнаружены дефекты: односторонний ползун 0,7 мм; на колесной паре N 60-42641-1998 обнаружены дефекты: односторонний ползун 0,6 мм.
Согласно акту, указанные неисправности относятся к термомеханическим повреждениям колес, к акту прилагаются фотоматериалы.
Из текущего ремонта 15 мая 2020 года выпущен вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 52616224.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 35 от 15.05.2020.
На основании договора N 7/011217 от 01.12.2017 вагон N 52616224 был осмотрен представителем ЗАО "Локотранс" Угловским И.Б. совместно с представителем заместителя начальника ВЧДР Сольвычегодск Раздобурдиным Р.А. и заместителем начальника ВЧДЭ-10 Исакогорка Лыковым А.С. По результатам осмотра был составлен Акт комиссионного вагона N 52616224 от 15.05.2020. Согласно данному Акту, при осмотре вагона установлено: на колесной паре N 1175-168599-2018 обнаружены дефекты: выщербина 65*2 мм на одностороннем ползуне; на колесной паре N 1175-176417-2018 обнаружены дефекты: односторонний ползун 0,8 мм; на колесной паре N 1175-176228-2018 обнаружены дефекты: односторонний ползун 0,7 мм.
Согласно акту, указанные неисправности относятся к термомеханическим повреждениям колес, к акту прилагаются фотоматериалы.
Из текущего ремонта 07 мая 2020 года выпущен вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 54842075.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 14 от 06.05.2020.
На основании договора N 7/011217 от 01.12.2017 вагон N 54842075 был осмотрен представителем ЗАО "Локотранс" Угловским И.Б. совместно с представителем заместителя начальника ВЧДР Сольвычегодск Раздобурдиным Р.А. и заместителем начальника ВЧДЭ-10 Исакогорка Лыковым А.С. По результатам осмотра был составлен Акт комиссионного вагона N 54842075 от 06.05.2020. Согласно данному акту, при осмотре вагона установлено: на колесной паре N 5-102939-2006 обнаружены дефекты: односторонний ползун 0,7 мм; на колесной паре N 5-44741-2003 обнаружены дефекты: односторонний ползун 0,9 мм; на колесной паре N 29-605674-1995 обнаружены дефекты: односторонний ползун 0,7 мм; на колесной паре N 5-147424-2007 обнаружены дефекты: односторонний ползун 0,8 мм.
Согласно акту, указанные неисправности относятся к термомеханическим повреждениям колес, к акту прилагаются фотоматериалы.
Наличие на колесных парах указанных повреждений подтверждается актом выбраковки, составленным работниками ВЧДр.
"Классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007" утвержден 07.12.2007, согласно которому неисправности колесных пар распределены по классам по признаку, характеризующему главное свойство неисправности и причинно-следственные связи их появления.
В соответствии с указанным Классификатором неисправностей, по причинам возникновения выделяют три типа выщербин: 1) выщербины по светлым пятнам, ползунам, наварам; 2) выщербины по усталостным трещинам; 3) выщербины по термическим трещинам на поверхности катания обода колеса.
Причиной возникновения выщербин типа 1 - по светлым пятнам, ползунам, наварам (код неисправности. 611) согласно Классификатору является выкрашивание участков поверхности катания, образующихся в результате закалки металла при скольжении заклиненных колесных пар по рельсам.
Согласно разделам 5 и 6 указанного Классификатора неисправность "ползун" отнесена к термомеханическим повреждениям колес. Ползуны могут быть на обоих колесах (при скольжении колесной пары, заклиненной тормозом вагона) или на одном колесе (в результате торможения вагона съемным башмаком на сортировочной горке).
Классификатор устанавливает содержание понятия "ползун" - это локальный износ колеса, характеризующийся образованием плоской площадки на поверхности катания; основными причинами указанного повреждения являются скольжение колеса по рельсу, вызывающее местное истирание и деформацию металла колеса. Такое скольжение возможно вследствие неисправности тормозных приборов, нарушения правил регулировки рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива, роспуск вагонов на немеханизированных сортировочных горках со скоростями, превышающими допустимые.
Из того обстоятельства, что "выщербина по ползуну" образуется путем выкрашивания участков поверхности катания при скольжении заклиненных колесных пар по рельсам, следует, что по происхождению выщербины типа 1 являются повреждением, то есть неисправностями, вызванными нарушением установленных правил и условий эксплуатации вагона.
Определение ползунов и выщербин по светлым пятнам, ползунам и наварам как повреждений имеет свое обоснование не только в Классификаторе неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007, но и в Классификаторе ИТМ1-В Министерства путей сообщения, введенном в действие с 01 января 1979 года, который в силу Закона N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" является действующим и не отмененным Минтрансом.
Раскрывая понятия ползуна и выщербин по ползунам, данные классификаторы характеризуют их общие признаки и определяют причинно-следственную связь их появления, ставя в зависимость причину, возникновения данных повреждений именно от действий перевозчика (неисправности тормозных приборов; нарушение правил регулировки рычажной передачи; неправильное управление тормозами локомотива; роспуск вагонов на немеханизированных сортировочных горках со скоростями, превышающими допустимые).
Таким образом, неисправности односторонний ползун, выщербина по одностороннему ползуну, которые были обнаружены в ходе ремонта вагона, являются повреждениями, и их образование зависит от действий перевозчика. Причины возникновения неисправностей четко определены вышеназванными классификаторами.
В соответствии с пунктами 2 и 6 "Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог Щ-НВ-1Н1-ВНИИЖТ/277", утверждённой 16.05.1994 года с дополнениями и изменениями, утверждёнными указаниями МПС России от 11.06.1997 года N В-705у и от 19.02.1998 года N В-181у, техническое обслуживание тормозного оборудования локомотивов проверяют локомотивные бригады, слесари локомотивных депо, с последующей проверкой мастером (или бригадиром) и приемщиком локомотивных депо ОАО "РЖД".
Аналогичная ситуация при техническом обслуживании тормозного оборудования вагонов, которое осуществляют работники пунктов технического обслуживания (ПТО) эксплуатационных вагонных депо ОАО "РЖД". Выполнение работ контролирует старший по смене или старший осмотрщик вагонов.
Приложение 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 21.12.2010 N 286 (зарегистрированы Минюстом России 28.01.2011, регистрационный N19627), устанавливает, что ответственность за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, несут владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
ЗАО "Локотранс" как владелец железнодорожного подвижного состава обеспечивает содержание подвижного состава в исправном техническом состоянии путем заключения с вагонными ремонтными Предприятиями договоров на текущий отцепочный и плановый (деповской и капитальный) ремонт вагонов.
Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО "РЖД").
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, то есть, ОАО "РЖД".
Согласно п. 2.5.2. Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов) ЦВ-ЦЛ-408, утвержденной 22.05.2009 на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ, все вагоны перед подачей под погрузку должны предъявляться работниками железнодорожной станции к техническому обслуживанию. Вагоны, требующие ремонта с отцепкой от состава, после разметки осмотрщиками и выдачи на них уведомления формы ВУ-23-М (ВУ-23) средствами станции подаются на специализированные пути, оснащенные необходимыми технологическими устройствами. Определение технического состояния и пригодности ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы вагона, тормозного оборудования, автосцепного устройства грузовых вагонов производится работниками железнодорожной станции.
В силу п. 2.5.3. Инструкции запрещается подавать вагоны под погрузку без предъявления к техническому обслуживанию и записи в книге формы ВУ-14 о признании их технически исправными. ОАО "РЖД" приняло вагоны собственности ЗАО "Локотранс" к перевозке: вагон N 52616166 - 24.04.2020, что подтверждается скриншотом железнодорожной накладной N ЭА641999 из системы ЭТРАН, вагон N 52630555 - 08.05.2020, что подтверждается скриншотом железнодорожной накладной N ЭВ116021 из системы ЭТРАН, вагон N 54821483 - 02.05.2020, что подтверждается скриншотом железнодорожной накладной N ЭБ643452 из системы ЭТРАН, вагон N 52616224 - 03.05.2020, что подтверждается скриншотом железнодорожной накладной N ЭБ718657 из системы ЭТРАН, вагон N 54842075 - 04.05.2020, что подтверждается скриншотом железнодорожной накладной N ЭБ808190 из системы ЭТРАН.
Таким образом, в момент принятия вагонов к перевозке, они были исправны.
Отсутствие неисправностей вагонов N 52616166, N 52630555, N 54821483, N 52616224, N 54842075, поданных к погрузке, подтверждается принятием их ОАО "РЖД" к перевозке.
Статьей 105 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, что при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей.
Таким образом, поскольку повреждение вагонов было обнаружено по прибытии вагонов с путей перевозчика, следовательно, вагоны повредил перевозчик и, в силу ст. 105 ФЗ N 18 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", обязан устранить неисправности за свой счёт. Причины возникновения неисправности "ползун" четко определены выше названным Классификатором и указывают на вину OAО "РЖД". Следовательно, повреждение вагонов произошло из-за неправильной эксплуатации перевозчиком колёсных пар.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками, в частности, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Общая сумма убытков ЗАО "Локотранс", вызванных повреждением колесных пар вагонов N 52616166, N 52630555, N 54821483, N 52616224, N 54842075 составила 640 580 рублей 05 копеек.
ЗАО "Локотранс" направило в адрес подрядчика претензии N 3264, 3266 от 24.08.2020, N 3398, 3400, 3401 от 31.08.2020 с просьбой возместить убытки, вызванные повреждением вагонов N 52616166, 52630555, N 54821483, N 52616224, N 54842075.
Учитывая, что ответчик доказательств исполнения обязательств не представил, наличие задолженности подтверждается представленными истцом доказательствами, то суд первой инстанции правомерно посчитал, что требования истца о взыскании убытков в размере 640 580 рублей 05 копеек являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению исходя из следующего.
Из Классификаторов 1.20.001-2007 и ИТМ1-В следует, что причиной возникновения односторонних ползунов является скольжение заклиненных колесных пар по рельсам. Такое скольжение возможно вследствие закрытого перечня причин; неисправности тормозных приборов, нарушения правил регулировки рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива, роспуск вагонов на немеханизированных сортировочных горках со скоростями, превышающими допустимые.
"Правилами технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава" (утв. Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, приложение N 18 к протоколу от 7 мая 2014 года N 60) на перевозчика возложена обязанность по такой эксплуатации подвижного состава, которая исключала бы скольжение заклиненных колесных пар по рельсам, а, следовательно, и торможение, приводящее к возникновению ползунов на поверхности катания колес (Раздел IX, п. 151, п. 156, п. 157, п. 177, п. 178). Аналогичные требования содержаться в Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог от 16 мая 1994 г. N ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИЖТ/277, утвержденной МПС РФ (п. п. 10.1.1, 10.1.10, Раздел 2 Инструкции).
Таким образом, на перевозчика нормативно возложена обязанность не допускать при эксплуатации вагона заклинивания колесных пар и их скольжения по рельсам, и, как следствие, не допускать таких неисправностей, как ползуны.
Статьей 105 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, что при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, поскольку повреждение вагонов было обнаружено по прибытии вагонов с путей перевозчика, следовательно, вагоны повредил перевозчик и, в силу ст. 105 ФЗ N 18 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", обязан устранить неисправности за свой счёт. Причины возникновения неисправности "ползун" четко определены выше названным Классификатором и указывают на вину OAО "РЖД". Следовательно, повреждение вагонов произошло из-за неправильной эксплуатации перевозчиком колёсных пар.
Вопреки позиции ответчика, акты осмотра по спорным вагонам подписаны как представителем ЗАО "Локотранс", так и представителем ремонтного депо. Из положений Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм) следует, что проведение осмотра, выявления неисправностей, ремонта и обслуживания колесных пар относится к функциям вагоноремонтных депо.
Следовательно, работники таких депо нормативно уполномочены определять вид дефектов, возникших на колесных парах, а вывод ответчика о том, что осмотр и выявление неисправностей колес осуществлены необоснованно, неправомерен.
Для составления актов и осмотра был произведен вызов представителей перевозчика путем направления телеграммы.
Осматривая неисправные вагоны совместно с компетентными представителями ремонтного депо, выясняя причину образования дефектов, производя их фотофиксацию и составляя акты комиссионного осмотра, собственник совершает действия, направленные на защиту его нарушенных прав.
Акты, справки и рапорты, представленные ответчиком в суд первой инстанции, носят односторонний характер, собственник для их составления не вызывался, на подпись собственнику они не направлялись.
Справки автоматизированных систем учета, представленные ответчиком, являются односторонними, формальными. То обстоятельство, что ответчик в одностороннем порядке формальным образом зафиксировал отсутствие нарушений при торможении состава, не может служить обстоятельством, освобождающим его от ответственности, поскольку "односторонний ползун" и "выщербина по одностороннему ползуну" являются повреждениями вне зависимости от механизма образования.
Представленные ответчиком научные исследования и статьи не имеют нормативного характера и не могут служить в качестве доказательств по настоящему делу, поскольку носят абстрактный, теоретический характер и не связаны ни прямо, ни косвенно, с рассматриваемыми случаями отцепок вагонов.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 февраля 2021 года по делу N А40-198285/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.В. Захарова |
Судьи |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-198285/2020
Истец: ЗАО "ЛОКОТРАНС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"