г. Москва |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А40-9039/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "АЛЬЯНС ГРУПП"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2021 по делу N А40-9039/20
по заявлению ООО "АЛЬЯНС ГРУПП"
к 1.ИФНС N 16 по г. Москве;
2.МИФНС N 3 по Владимирской области
третье лицо: Управление Федерального казначейства по Владимирской области
о признании бездействия
при участии:
от заявителя: |
Скороходова В.В. по доверенности от 30.10.2019; |
от заинтересованных лиц: |
1.не явился, извещен; 2.не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.02.2021 отказано в удовлетворении требования ООО "АЛЬЯНС ГРУПП" о признании незаконным бездействие ИФНС России N 16 по г. Москве и МИФНС России N 3 по Владимирской области об отказе возвратить излишне уплаченный земельный налог и пени в общей сумме 1 818 789,29 руб., обязать МИФНС России N 3 по Владимирской области и ИФНС России N 16 по г. Москве возвратить излишне уплаченные земельный налог и пени в общей сумме 1 818 789,29 руб. (согласно расчета Общества 1 255 474 руб. налог, 563 315,29 руб. пени).
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Остальные участники в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, явившегося в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником двух земельных участков, расположенных во Владимирской области:
с кадастровым номером 33:18:000601:15, свидетельство о государственной регистрации права от 04.05.2008 г. серии 33 АК N 473269, площадью 1 540 кв. м, расположен по адресу: Владимирская обл., р-н Кольчугинский, г. Кольчугино, ул. Пос. Зеленоборский, д. 28;
с кадастровым номером 33:18:000601:78, свидетельство о государственной регистрации права от 23.11.2017 г. серии 33 АК N 338159, площадью 17 906+/-47 кв. м, расположен по адресу: относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир - нежилое здание; участок находится примерно в 25 м от ориентира по направлению на юг, адрес ориентира: Владимирская обл., р-н Кольчугинский, г. Кольчугино, ул. Пос. Зеленоборский, дом N 28.
Общество состоит на учете в качестве налогоплательщика по месту регистрации в ИФНС России N 16 по г. Москве и в качестве налогоплательщика земельного налога в налоговом органе по месту нахождения земельных участков - в МИФНС России N 3 по Владимирской области.
За весь период владения земельными участками (с 2008 г.) Общество уплатило земельный налог один раз: платежным поручением от 11.09.2018 г. N 51043116 в сумме 1 616 224 руб. и платежным поручением от 11.09.2018 г. N 51046657 пени по земельному налогу в сумме 600 402,19 руб., налоговый период, за который уплачен налог и пени в платежных поручениях указан не был.
Считая кадастровую стоимость земельных участков завышенной, Общество 27.12.2018 г. обратилось во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением об установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной по состоянию на 01.01.2016 г.
Решением Владимирского областного суда от 20.06.2019 г. по делу N 3а-71/2019 по состоянию на 1 января 2016 года установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:18:000601:15 в размере рыночной стоимости 400 000 рублей; а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:18:000601:78 в размере рыночной стоимости 4 410 000 рублей.
Руководствуясь решением Владимирского областного суда от 20.06.2019 г. по делу N 3а-71/2019, Общество подало 07.08.2019 г. в МИФНС России N 3 по Владимирской области заявление об изменении размера земельного налога, начисленного на принадлежащие ему земельные участки за период 2018-2019 годы (т. 1 л.д. 37).
Между тем согласно подп. 3, 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 80, п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации самостоятельно определяют налоговую базу по земельному налогу, исчисляют и уплачивают налог, представляя налоговые декларации (в т.ч. уточненные) в налоговый орган. В силу п. 4 ст. 391 НК РФ обязанность по определению налоговой базы по земельному налогу возложена на налоговые органы только для налогоплательщиков - физических лиц, к числу которых Общество не относится.
На основании поступивших из МИФНС России N 3 по Владимирской области сведений о наличии у Общества задолженности перед бюджетом по земельному налогу и пени в сумме 868 088,51 руб. ИФНС России N 16 по г. Москве 03.10.2019 г. обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании Общества несостоятельным (банкротом), по которому было возбуждено производство по делу N А40-263502/19-183-340.
В связи с поступлением в ИФНС России N 16 по г. Москве запроса Общества, ею были приняты меры к получению уточненной информации о задолженности Общества из МИФНС России N 3 по Владимирской области. Так как согласно уточненным данным размер задолженности Общества составил менее 300 000 руб., то определением от 16.12.2019 г. производство по делу N А40-263502/19-183-340 о признании Общества банкротом было прекращено.
Кроме того, 01.11.2019 г. Общество обратилось в МИФНС России N 3 по Владимирской области с заявлением о проведении расчета земельного налога исходя из кадастровой стоимости, установленной решением суда; проведении зачета взаимных требований на сумму 144 197,80 руб. (указана ошибочно, так как включает в себя 104 475,71 руб. налога + 23 713,99 руб. пени, т.е. всего 128 289,70 руб.); возврате переплаты по земельному налогу в размере 144 197,80 руб. (272 487,50 руб. размер переплаты, признаваемой Обществом в этом заявлении - 128 289,70 руб. сумму, которую оно просило зачесть) (т. 1 л.д. 33-35).
По результатам проведенной сверки расчетов между Обществом и МИФНС России N 3 по Владимирской области (проведена в соответствии с его заявлением от 01.11.2019 г. - т. 1 л.д. 31), был составлен акт сверки (т. 1 л.д. 53), согласно которому по данным МИФНС России N 3 по Владимирской области с учетом представленных Обществом уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2016-2018 г.г. по состоянию на 07.11.2019 г. у него имелась переплата по земельному налогу в сумме 61 817,82 руб. и задолженность по пени в размере 75 470,23 руб., о чем в адрес Общества было также направлено письмо от 08.11.2019 г. N 07-04/05420 (т. 2 л.д. 40).
Общество подписало акт сверки расчетов по состоянию на 07.11.2019 г. с возражениями, по его данным размер переплаты по налогу составил 1 888 719,50 руб., а размер переплаты по пени 563 315,29 руб. (т. 1 л.д. 53 оборот).
Считая свои права нарушенными действиями (бездействием) налоговых органов, Общество без предварительного обращения с жалобой в вышестоящие налоговые органы и без представления заявления о возврате земельного налога и пени в заявленной по делу сумме в налоговый орган, администрирующий земельный налог, обратилось в Бабушкинский районный суд города Москвы, которым рассмотрение его требований было передано Арбитражному суду г. Москвы.
Уже в ходе рассмотрения настоящего дела в Арбитражном суде г. Москвы Общество направило в ФНС России жалобу не бездействие ИФНС России N 16 по г. Москве и МИФНС России N 3 по Владимирской области, выразившееся в отказе возвратить излишне уплаченный земельный налог и пени в сумме 1 872 901,79 руб., признании незаконными отказов удовлетворить заявленные требования, обязании МИФНС России N 3 по Владимирской области возвратить излишне уплаченный земельный налог и пени в сумме 1 872 901,79 руб. (т. 4 л.д. 20-23). ФНС России направило жалобу на рассмотрение в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве и Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области, решениями которых от 29.09.2020 г. N 21-10/148911@ и от 20.10.2020 г. N 13-15-06/11770@ в их удовлетворении было отказано (т. 3 л.д. 88-89, т. 4 л.д. 30-33).
Также после неоднократных напоминаний суда Общество 16.11.2020 г. направило в МИФНС России N 3 по Владимирской области заявления о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 1 327 624 руб. и пени в размере 589 942,19 руб. (т. 4 л.д. 24-33). По результатам рассмотрения данных заявлений МИФНС России N 3 по Владимирской области приняты решения от 20.01.2021 г. NN 16, 17 об отказе в возврате излишне уплаченных сумм земельного налога и пени в связи с тем, что переплата, указанная в заявлениях Общества о возврате, налоговым органом не подтверждена.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, обоснованно исходил из следующего.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит такого понятия как переплата: налоговым законодательством урегулирована процедура возврата излишне уплаченного налога (ст. 78 НК РФ) и процедура возврата излишне взысканного налога (ст. 79 НК РФ).
Заявитель просит обязать налоговый орган возвратить излишне уплаченные земельный налог и пени. Однако из анализа положений законодательства о налогах и сборах, в частности ст. 78 НК РФ следует, что под излишне уплаченным налогом следует понимать суммы, уплаченные налогоплательщиком сверх тех, на уплату которых имелась установленная законодательством обязанность. Излишняя уплата налога может подтверждаться налоговыми декларациями, решениями налогового органа о зачете, платежными поручениями об уплате налога, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами (с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 N 11074/05). При этом бремя доказывания наличия переплаты в силу положений ст. 65 АПК РФ является обязанностью заявителя.
Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. В силу п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 79 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. N 57 разъяснено, что при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что пунктом 7 статьи 78 НК РФ определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган. В то же время применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.
В отношении заявленных к возврату сумм судом установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На основании ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. В силу ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Администрацией муниципального образования Кольчугинского района Владимирской области были утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования Кольчугинский район по состоянию на 01 января 2016 г. (постановлением администрации Кольчугинского района от 09.11.2016 N 949 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Кольчугинского района").
Согласно п. 1 ст. 3 Решения Совета народных депутатов города Кольчугино Владимирской области от 24.12.2009 года N 37/4 (с последующими изменениями и дополнениями) "О порядке исчисления и уплаты земельного налога на территории / ч муниципального образования "город Кольчугино", установлены налоговые ставки в следующих размерах:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
- не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков;
3) 1,5 процента в отношении земель сельскохозяйственного назначения в случае установления факта использования их не по назначению.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).
Таким образом, в обязанности Общества как налогоплательщика входит самостоятельное определение налоговой базы по земельному налогу на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости о принадлежащих ему земельных участков: с кадастровым номером 33:18:000601:15 площадью 1540 кв. м, по адресу: Владимирская обл.. Кольчугинский район, г. Кольчугино, ул. Пос. Зеленоборский, д. 28 и кадастровым номером 33:18:000601:78 площадью 17906+/-47 кв. м, по адресу: установлено относительно ориентира: Владимирская обл., Кольчугинский район, г. Кольчугино, ул. Пос. Зеленоборский, д. 28.
Общество в период с 2007 по 2019 годы представило в МИФНС России N 3 по Владимирской области налоговые декларации по земельному налогу, в которых исчислило к уплате земельный налог в следующих суммах:
- за 2007 год с суммой налога к уплате 4 511 руб. (по земельному участку с кадастровым номером 33:18:000601:0078 исходя из кадастровой стоимости 3 759 544 руб.);
- за 2008 год с суммой налога к уплате 59 643 руб. (56 393 руб. + 3 250 руб.) по земельному участку с кадастровым номером 33:18:000601:0078 исходя из кадастровой стоимости 3 759 544 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 33:18:000601:0015 исходя из кадастровой стоимости 323 338 руб.;
- за 2009 год с суммой налога к уплате 61 243 руб. (56 393 руб. + 4 850 руб.) по земельному участку с кадастровым номером 33:18:000601:0078 исходя из кадастровой стоимости 3 759 544 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 33:18:000601:0015 исходя из кадастровой стоимости 323 338 руб.;
- за 2010 год с суммой налога к уплате 61 243 руб. (56 393 руб. + 4 850 руб.) по земельному участку с кадастровым номером 33:18:000601:0078 исходя из кадастровой стоимости 3 759 544 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 33:18:000601:0015 исходя из кадастровой стоимости 323 338 руб.;
- за 2011 год с суммой налога к уплате 61 243 руб. (56 393 руб. + 4 850 руб.) по земельному участку с кадастровым номером 33:18:000601:0078 исходя из кадастровой стоимости 3 759 544 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 33:18:000601:0015 исходя из кадастровой стоимости 323 338 руб.;
- за 2012 год с суммой налога к уплате 349 543 руб. (324 943 руб. + 24 600 руб.) по земельному участку с кадастровым номером 33:18:000601:0078 исходя из кадастровой стоимости 21 662 858 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 33:18:000601:0015 исходя из кадастровой стоимости 1 640 023 руб.;
- за 2013 год с суммой налога к уплате 311 304 руб. (286 704 руб. + 24 600 руб.) по земельному участку с кадастровым номером 33:18:000601:0078 исходя из кадастровой стоимости 19 113 581 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 33:18:000601:0015 исходя из кадастровой стоимости 1 640 023 руб.;
- за 2014 год с суммой налога к уплате 311 304 руб. (286 704 руб. + 24 600 руб.) по земельному участку с кадастровым номером 33:18:000601:0078 исходя из кадастровой стоимости 19 113 581 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 33:18:000601:0015 исходя из кадастровой стоимости 1 640 023 руб.;
- за 2015 год с суммой налога к уплате 311 304 руб. (286 704 руб. + 24 600 руб.) по земельному участку с кадастровым номером 33:18:000601:0078 исходя из кадастровой стоимости 19 113 581 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 33:18:000601:0015 исходя из кадастровой стоимости 1 640 023 руб.;
- за 2016 год с суммой налога к уплате 271 526 руб. (249 856 руб. + 21 670 руб.) по земельному участку с кадастровым номером 33:18:000601:0078 исходя из кадастровой стоимости 16 657 056 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 33:18:000601:0015 исходя из кадастровой стоимости 1 444 674 руб.;
- за 2017 год с суммой налога к уплате 271 526 руб. (249 856 руб. + 21 670 руб.) по земельному участку с кадастровым номером 33:18:000601:0078 исходя из кадастровой стоимости 16 657 056 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 33:18:000601:0015 исходя из кадастровой стоимости 1 444 674 руб.;
- за 2018 год с суммой налога к уплате 271 526 руб. (249 856 руб. + 21 670 руб.) по земельному участку с кадастровым номером 33:18:000601:0078 исходя из кадастровой стоимости 16 657 056 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 33:18:000601:0015 исходя из кадастровой стоимости 1 444 674 руб.;
- за 2019 год с суммой налога к уплате 72 150 руб. (66 150 руб. + 6 000 руб.) по земельному участку с кадастровым номером 33:18:000601:0078 исходя из кадастровой стоимости 4 410 000 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 33:18:000601:0015 исходя из кадастровой стоимости 400 000 руб.
При этом за весь период владения земельными участками (с 2008 г.) Общество уплатило земельный налог один раз: платежным поручением от 11.09.2018 г. N 51043116 в сумме 1 616 224 руб. и платежным поручением от 11.09.2018 г. N 51046657 пени по земельному налогу в сумме 600 402,19 руб., налоговый период, за который уплачен налог и пени в платежных поручениях указан не был.
Требования Общества по настоящему делу основаны на перерасчете земельного налога за три налоговых периода: 2016, 2017 и 2018 годы в связи с решением Владимирского областного суда от 20.06.2019 г. по делу N 3а-71/2019 об установлении кадастровой стоимости земельных участков, определенной по состоянию на 01.01.2016 г., в размере рыночной. При этом исполнение налоговых обязанностей за периоды 2007-2015 годы Обществом в представленном расчете не учитывается. Фактически его позиция игнорирует расчеты по земельному налогу до 2016 года.
Сначала кадастровая стоимость принадлежащих Обществу земельных участков по состоянию на 01.01.2016 г. составляла 1 444 674 руб. и 16 657 056,50 руб., соответственно. Общество предоставило в МИФНС России N 3 по Владимирской области налоговые декларации по земельному налогу исходя из кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2016 г. за 2016 г. - 31.01.2017 г., за 2017 г. - 30.01.2018 г., за 2018 г. - 30.01.2019 г.
Согласно первичным налоговым декларациям Обществом был исчислен земельный налог к уплате в размере: за 2016 г.- 271 526 руб. (1 444 674*1,5% + 16 657 056,50*1,5%); за 2017 г. - 271 526 руб. (1 444 674*1,5% + 16 657 056,50*1,5%); за 2018 г. - 271 526 руб. (1 444 674* 1,5% + 16 657 056,50* 1,5%). Однако Общество не произвело уплату земельного налога в установленный законом срок в соответствии с представленными расчетами и налоговыми декларациями.
Общество, руководствуясь отчетом ООО "Независимая оценка" от 24.12.2018 г. N 648 и N 647 представило скорректированные налоговые декларации по земельному налогу исходя из определенной данными отчетами рыночной стоимости земельных участков, а именно 342 339,30 руб. и 3 842 162,99 руб. по состоянию на 01.01.2016 г.:
- за 2016 г. (корректировка N 1) предоставлена 16.09.2019 г., сумма исчисленного налога по декларации составила 62 767 руб. (342 339,30*1,5% + 3 842 162,99*1,5%);
- за 2017 г. (корректировка N 2 и N 3) предоставлена 28.10.2019 г. и 31.10.2019 г. соответственно, сумма исчисленного налога по декларации составила 62 767 руб. (342 339,30*1,5% + 3 842 162,99*1,5%);
- за 2018 г. (корректировка N 2) предоставлена 12.08.2019 г. сумма исчисленного налога по декларации составила 62 767 руб. (342 339,30*1,5% + 3 842 162,99*1,5%).
На даты предоставления отчетности были внесены изменения в начисление налога согласно предоставленного расчета: 16.09.2019 г. за 2016 г. начальное сальдо в размере - 605 819,00 руб., уменьшение налога в размере 271 526,00 руб., начисление налога в размере 62 767,00 руб., конечное сальдо в размере - 397 060,00 руб.; 28.10.2019 г. за 2017 г. начальное сальдо в размере -390 318,18 руб., уменьшение налога в размере 271 526,00 руб., начисление налога в размере 62 767,00 руб., конечное сальдо в размере -181 559,18 руб.; 12.08.2019 г. за 2018 г. начальное сальдо в размере -814 578,00 руб., уменьшение налога в размере 271 526,00 руб., начисление налога в размере 62 767,00 руб., конечное сальдо в размере - 605 819,00 руб.
23.07.2019 г. вступило в законную силу решение Владимирского областного суда по административному делу N За-71/2019 по заявлению Общества об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости.
Решением Владимирского областного суда от 20.06.2019 г. по делу N 3а-71/2019 установлена по состоянию на 01.01.2016 г. кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 33:18:000601:15 площадью 1540 кв. м, по адресу: Владимирская обл.. Кольчугинский район, г. Кольчугино, ул. Пос. Зеленоборский, д. 28 в размере рыночной стоимости 400 000 рублей и кадастровая стоимость участка с кадастровым номер 33:18:000601:78 площадью 17906+/-47 кв. м, по адресу: установлено относительно ориентира: Владимирская обл.. Кольчугинский район, г. Кольчугино, ул. Пос. Зеленоборский, д. 28. в размере рыночной стоимости 4 410 000 рублей.
Согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, решение суда от 20 июня 2019 года является основанием для внесения сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 33:18:000601:15 и 33:18:000601:78 в Единый государственный реестр недвижимости.
Руководствуясь решением Владимирского областного суда по административному делу N 3а-71/2019 от 20.06.2019 г., Общество предоставило в МИФНС России N 3 по Владимирской области уточненные налоговые декларации по земельному налогу исходя из установленной судом кадастровой стоимости земельных участков, а именно 400 000 руб. и 4 410 000 руб. по состоянию на 01.01.2016 г.:
- за 2016 г. (корректировка N 2) предоставлена 31.10.2019 г. сумма исчисленного налога по декларации 72 150 руб. (400 000*1,5% + 4 410 000 *1,5%);
- за 2017 г. (корректировка N 4) предоставлена 31.10.2019 г. сумма исчисленного налога по декларации 72 150 руб. (400 000* 1,5% + 4 410 000* 1,5%);
- за 2018 г. (корректировка N 3) предоставлена 31.10.2019 г. сумма исчисленного налога по декларации 72 150 руб. (400 000*1,5% + 4 410 000 *1,5%).
В ходе рассмотрения дела МИФНС России N 3 по Владимирской области пояснила, что на даты предоставления отчетности были внесены изменения в начисление налога согласно предоставленного расчета: 31.10.2019 г. за 2016 г. начальное сальдо в размере - 390 318,18 руб., уменьшение налога в размере 62 767,00 руб., начисление налога в размере 72 150,00 руб., конечное сальдо в размере - 399 701,18 руб.; 31.10.2019 г. за 2017 г. начальное сальдо в размере - 399 701,18 руб., уменьшение налога в размере 62 767,00 руб., начисление налога в размере 72 150 руб., конечное сальдо в размере - 409 084,18 руб.; 31.10.2019 г. за 2018 г. начальное сальдо в размере -409 084,18 руб., уменьшение налога в размере 62 767,00 руб., начисление налога в размере 72 150,00 руб., конечное сальдо в размере - 418 467,18 руб.
МИФНС России N 3 по Владимирской области произведен перерасчет (уменьшение) земельного налога в размере 543 052 руб. и конечное сальдо на 06.11.2019 составило 61 817,82 руб. А также был произведен перерасчет пеней в сторону их уменьшения: 16.09.2019 г. уменьшение пеней на 55 487,33 руб.; 06.11.2019 г. уменьшение пеней на 68 790,39 руб. Всего пени были уменьшены на 124 316,33 руб. и по состоянию на 06.11.2019 г. задолженность по пени составила 75 470,23 руб.
МИФНС России N 3 по Владимирской области в ходе рассмотрения настоящего дела представила распечатки лицевого счета по земельному налогу и расчеты пени, из которых следует, что все представленные Обществом, в том числе в связи в вступлением в законную силу решением Владимирского областного суда от 20.06.2019 г. по делу N 3а-71/2019 уточненные налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу ей учтены как при определении сальдо расчетов по земельному налогу, так и при перерасчете пени. Обществом представленные МИФНС России N 3 по Владимирской области данные не оспорены и не опровергнуты.
При этом материалами настоящего дела подтверждено, что Общество в установленный срок обязанность по оплате земельного налога за периоды как 2007-2015 г., так и периоды 2016 г., 2017 г. и 2018 г. (за которые производился перерасчет) не исполнило.
При этом по состоянию на 01.01.2016 г. суммарный размер накопленной задолженности Общества составлял: недоимка по земельному налогу 1 033 394 руб. и задолженность по пени в размере 248 968,09 руб.
Общество в представленном им расчете данные суммы недоимки и пени не учитывает, в связи с чем его расчет налоговых обязанностей является недостоверным и не соответствует фактическим обстоятельствам дела, ввиду чего не может быть принят судом.
Общество считает, что перечисленные им платежными поручениями от 11.09.2018 г. NN 51043116, 51046657 налог в сумме 1 616 224 руб. и пени в размере 600 402,19 руб., могут быть засчитаны только в счет исполнения его налоговых обязанностей за 2016-2019 годы, именно учет скорректированных налоговых обязанностей Общества за эти периоды и является основанием к заявлению им требований о возврате излишне уплаченного земельного налога и пени.
Между тем, оснований для квалификации данных сумм как излишне уплаченных не имеется, так как размер налоговых обязанностей Общества по земельному налогу и пени за весь период владения земельными участками и, соответственно, наличия у него обязанности по уплате налога и пени, превышает размер фактически уплаченных им сумм.
При этом оснований для отнесения платежных поручений от 11.09.2018 г. NN 51043116, 51046657 в счет оплаты исключительно за периоды 2016-2019 г. не имеется, так как в назначении платежа самим Обществом конкретный налоговый период, за который произведена уплата, определен не был. Взыскание данных сумм налоговым органом не производилось, само Общество было вправе исполнить налоговую обязанность в любой момент, уплатив соответственно, пени за нарушение срока уплаты налога.
В силу п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Основания прекращения обязанности по уплате налога установлены п. 3 ст. 44 НК РФ, к ним относятся: уплата налога; смерть физического лица - налогоплательщика (в установленных случаях); ликвидация организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 Кодекса; а также возникновение иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога.
Между тем ни одно из перечисленных обстоятельств в рассматриваемом случае места не имело. До момента уплаты налога и пени 11.09.2018 г. Общество не признавало числившихся за нем сумм недоимки и пени по земельному налогу безнадежными к взысканию. Следовательно, основания для неучета данных сумм в расчетах Общества с бюджетом (в том числе в целях установления у него переплаты по налогу) не имеется.
На основании уточненных налоговых деклараций по земельному налогу (за 2016 г. (корректировка N 2), за 2017 г. (корректировка N 4) и за 2018 г. (корректировка N 3) МИФНС России N 3 по Владимирской области произвела перерасчет земельного налога за 2016 г., 2017 г., 2018 г. в соответствии с уточенными налоговыми декларациями: размер земельного налога за 2016 г., 2017 г. и 2018 г. составил по 72 150 руб. за каждый год соответственно, итого 216 450 руб. за 3 года (2016 г., 2017 г., 2018 г.).
На основании заявления от 01.11.2019 ООО "Альянс Групп" была произведена сверка расчетов по земельному налогу. Согласно акту сверки по состоянию на 07.11.2019 г. и ответу МИФНС N 3 по Владимирской области N 07-04/05420 от 08.11.2019 г. в соответствии с предоставленными уточненными декларациями по земельному налогу за 2016-2018 г.г. по данным лицевого счета ООО "Альянс Групп" переплата по земельному налогу составляла 61 817,82 руб., а задолженность по пени - 75 470,23 руб.
Согласно справке N 3517147 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 03.03.2020 г. у Общества имеется переплата по земельному налогу в размере 7 705,82 руб. и недоимка по пени в размере 75 470,23 руб.
Так как текущие обязанности Общества по уплате земельного налога в 2020 году исполнялись также за счет остатка переплаты по земельному налогу (поскольку иных платежей оно не совершало), то по состоянию на 22.01.2021 г. согласно представленной МИФНС России N 3 по Владимирской области справке о состоянии расчетов с бюджетом N 4986900 у Общества имелась недоимка по земельному налогу в сумме 10 332,18 руб. и задолженность по пени 76 360 руб.
Из указанной справки по состоянию на 22.01.2021 г. также следует, что Общество не исполняет и своих обязанностей по уплате налога на имущество организаций, по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, недоимка по данному налогу составила 12 112 руб., а задолженность по пени 9 115,73 руб.
В связи с чем с учетом положений ст. 78 НК РФ оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется, им в нарушение ст. 65 АПК РФ не доказано наличие у него переплаты по земельному налогу и пени, представленными налоговыми органами его данные о переплате опровергнуты.
Судом с учетом доводов Общества также исследовался вопрос о различии данных в состоянии расчетов по земельному налогу между МИФНС России N 3 по Владимирской области и ИФНС России N 16 по г. Москве. Было установлено, что вследствие ошибочного направления Обществом налоговой декларации в ИФНС России N 16 по г. Москве, которая не является администратором данного платежа, лицевой счет в данном налоговом органе был искажен за счет проведения данных этой декларации. В ходе рассмотрения дела были приняты меры к исправлению данной ошибки путем корректировки начислений, которые были внесены в автоматическом режиме.
Администрирование земельного налога и налога на имущество осуществляется налоговым органом по месту нахождения земельных участков. Учитывая, что земельные участки ООО "Альянс Групп" расположены на территории подведомственной МИФНС России N 3 по Владимирской области у ИФНС России N 16 по г. Москве отсутствуют полномочия по перерасчету и возврату земельного налога.
Таким образом, с учетом представленных в материалы дела доказательств, подтверждением наличия недоимки и задолженности по пени, требования заявителя о признании незаконным бездействия налоговых органов и обязании возвратить переплату по земельному налогу и пени не подлежащим удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.02.2021 по делу N А40-9039/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-9039/2020
Истец: ООО "АЛЬЯНС ГРУПП"
Ответчик: ИФНС России N 16 по г. Москве, МИФНС N3 по Владимирской области
Третье лицо: УФК по Владимирской области
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18890/2021
26.04.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14728/2021
02.02.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-9039/20
05.10.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-53639/20
13.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-34376/20