Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 августа 2021 г. N Ф05-18735/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
29 апреля 2021 г. |
дело N А40-221780/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27.04.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.04.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С, Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Управляющая компания "Рацио-капитал"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.2021 по делу N А40-221780/20,
по заявлению Акционерного общества "Управляющая компания "Рацио-капитал" (ИНН: 7725217596)
к Центральному банку Российской Федерации
о признании незаконным постановления;
при участии:
от заявителя - Щербаков М.С. по доверенности от 05.11.2020;
от заинтересованного лица - Кудряшова Е.В. по доверенности от 03.09.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.2021 в удовлетворении заявленных Акционерным обществом "Управляющая компания "Рацио-капитал" требований о признании незаконным и отмене постановлений Банка России N 20-8818/3110-1 от 20.10.2020 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 12 ст. 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 300.000 руб. и N 20-8820/3110-1 от 20.10.2020 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 9 ст. 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500.000 руб., отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители общества и административного органа поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения АО "УК "Рацио-капитал" в арбитражный суд с настоящим заявлением послужили вынесенное на основании протокола об административном правонарушении N ЦА-38-ЮЛ-20-8818/1020-1 от 02.10.2020 постановление Банка России N 20-8818/3110-1 от 20.10.2020, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300.000 руб. и постановление N 20-8820/3110-1 от 20.10.2020 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 9 ст. 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500.000 руб., вынесенное на основании протокола об административном правонарушении от 02.10.2020 N ЦА-38-ЮЛ-20-8820/1020-1
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций (к которым относятся и негосударственные пенсионные фонды), направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
В случаях обоснованного предположения о том, что деятельность некредитной финансовой организации может нанести ущерб ее кредиторам и клиентам или создать угрозу их законным интересам, выявления признаков нарушения некредитной финансовой организацией требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России и (или) признаков нарушения некредитной финансовой организацией прав клиентов, Банк России при осуществлении контроля и надзора в сфере финансовых рынков вправе проводить контрольное мероприятие (в том числе осуществляемое дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий), в ходе которого уполномоченными представителями (служащими) Банка России осуществляются действия по совершению сделки либо созданию условий для совершения сделки в рамках обычной хозяйственной деятельности некредитной финансовой организации, в целях проверки соблюдения некредитной финансовой организацией требований, предъявляемых к ее деятельности. Контрольное мероприятие проводится без предварительного уведомления проверяемой некредитной финансовой организации.
В соответствии с указанной нормой порядок организации и проведения Банком России контрольного мероприятия в отношении некредитных финансовых организаций устанавливается нормативным актом Банка России.
В развитие данной нормы Банком России издана Инструкция от 18.12.2018 N 195-И "О порядке организации и проведения Банком России контрольного мероприятия в отношении кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, порядке направления копии акта о проведении контрольного мероприятия в кредитную организацию, некредитную финансовую организацию, в отношении которых проводилось контрольное мероприятие".
Согласно п. 1.2 Инструкции N 195-И в ходе контрольных мероприятий, проводимых в отношении кредитных организаций, некредитных финансовых организаций (далее при совместном упоминании - поднадзорные организации) уполномоченными представителями (служащими) Банка России осуществляются действия по совершению сделки либо созданию условий для совершения сделки в рамках обычной хозяйственной деятельности поднадзорной организации с проведением наличных или безналичных расчетов или без их проведения.
В соответствии с п. 2.6 Инструкции N 195-И после завершения контрольного мероприятия уполномоченные представители (служащие) Банка России должны составить акт о проведении контрольного мероприятия, в котором, в том числе, содержатся сведения о нарушениях в деятельности поднадзорной организации, выявленных уполномоченными представителями (служащими) Банка России при проведении контрольного мероприятия.
Банк России выносит обязательные для исполнения предписания, в том числе управляющим компаниям об устранении нарушений требований Федерального закона N 156-ФЗ, нормативных актов Банка России (подп. 13 п. 2 ст. 55 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ активами акционерного инвестиционного фонда и доверительное управление паевым инвестиционным фондом могут осуществляться только на основании лицензии управляющей компании. На основании указанной лицензии может также осуществляться доверительное управление иными активами в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу п. 6 ст. 38 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ размер собственных средств управляющей компании должен соответствовать требованиям нормативных актов Банка России.
В соответствии с п. 5 Указания Банка России от 19.07.2016 N 4075-У "О требованиях к собственным средствам управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, и соискателей лицензии управляющей компании" размер собственных средств управляющей компании, рассчитанный в соответствии с Указанием N 4075-У, должен быть не ниже минимального размера собственных средств управляющей компании.
Минимальный размер собственных средств управляющей компании составляет с 01.09.2017 - сумму 20.000.000 руб. и 0,02 % от величины превышения суммарной стоимости средств, находящихся в доверительном управлении (управлении) управляющей компании, над 3 миллиардами руб., но суммарно не более 80.000.000 руб.
АО "УК "Рацио-капитал" является организацией, осуществляющей деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами на основании лицензии ФСФР России на осуществление соответствующей деятельности от 26.03.2008 N 21-000-1-00544.
В соответствии с п. 5 Указания N 4075-У размер собственных средств общества должен составлять не менее 20.000.000 руб.
10.03.2020 во исполнение п. 5.23 постановления ФКЦБ РФ от 18.02.2004 N 04-5/пс "О регулировании деятельности управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов" руководителем общества в Банк России направлено уведомление исх. N 1003/20-02 (от 10.03.2020 вх. N ТР-2020-02344001) о несоответствии размера собственных средств общества установленному минимальному размеру собственных средств управляющей компании и отчет руководителя службы внутреннего контроля общества от 10.03.2020 N б/н (размер собственных средств общества по состоянию на 28.02.2020 составлял 19.062, 78 тыс. руб.).
По результатам анализа ежемесячных отчетов общества по форме 0420514 "Расчет собственных средств управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов" по состоянию на 29.02.2020, 31.03.2020, 30.04.2020, 31.05.2020, 30.06.2020, 31.07.2020 и 31.08.2020, представленных в Банк России в соответствии с п. 4.14 Приложения 2 к Указанию Банка России от 08.02.2018 N 4715-У "О формах, порядке и сроках составления и представления в Банк России отчетов акционерными инвестиционными фондами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов" Банком России также установлено, что размер собственных средств общества, рассчитанный в соответствии с Указанием N 4075-У на указанные даты, не соответствовал минимальному размеру собственных средств управляющей компании.
Поскольку размер собственных средств общества, начиная с 28.02.2020, не соответствовал минимальному размеру собственных средств управляющей компании, рассчитанному в соответствии с Указанием N 4075-У, административный орган пришел к выводу о нарушении обществом п. 5 Указания Банка России от 19.07.2016 N 4075-У "О требованиях к собственным средствам управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, и соискателей лицензий управляющей компании".
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 12 ст. 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенных обстоятельств, Банком России на основании ст. 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", подп. 13 п. 2 ст. 55 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" обществу выдано предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации от 18.03.2020 N 54-4-1/683.
Предписание направлено заявителю посредством личного кабинета участника информационного обмена.
Указанным предписанием обществу предписано в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты его получения: устранить нарушение, указанное в устанавливающей части Предписания, путем приведения размера собственных средств в соответствие с требованиями Указания N 4075-У; представить в Банк России информацию об исполнении п. 1 предписывающей части предписания с приложением копий документов, подтверждающих соответствие активов, принятых к расчету размера собственных средств, требованиям Указания N 4075-У.
В силу п. п. 4.1, 4.3 Указания Банка России от 03.11.2017 N 4600-У "О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета" (Банк России путем размещения в личном кабинете направляет участнику информационного обмена электронные документы (информацию), в том числе требования (предписания) Банка России, запросы Банка России и ответы на запросы участника информационного обмена. Электронный документ Банка России считается полученным поднадзорной организацией и другим участником информационного обмена, получившим доступ к личному кабинету в соответствии с Указанием N 4600-У, по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 4.3 Указания N 4600-У. В случае если момент получения участником информационного обмена электронного документа Банка России выпадает на нерабочий день, то электронный документ Банка России считается полученным до 18 часов 00 минут по московскому времени первого рабочего дня, следующего за нерабочим днем.
Указание N 4600-У прекратило действие с 28.03.2020 в связи с вступлением в силу Указания Банка России от 19.12.2019 N 5361-У "О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета", содержащего аналогичные положения.
Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" в период с 30.03.2020 по 03.04.2020 установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Пунктом 2 Указа N 206 определен перечень организаций, работники которых продолжили работать в период с 30.03.2020 по 03.04.2020.
Среди перечня таких организаций отсутствуют управляющие компании.
Федеральной службой по труду и занятости в письме от 31.03.2020 N 990-ТЗ "Об отдельных вопросах, связанных с привлечением работников к трудовой деятельности в период нерабочих дней с 30 марта по 3 апреля 2020 г." даны разъяснения, согласно которым в определенный Указом Президента Российской Федерации N 206 период времени осуществлять трудовую деятельность могут только работники тех организаций, которые прямо перечислены в Указе N 206.
Для остальных неделя объявлена нерабочей.
Таким образом, предписание считается полученным обществом 19.03.2020 и должно было быть исполнено до 06.04.2020 включительно.
С учетом поступивших от общества ходатайств от 27.03.2020 исх. N 2703/20-02 (вх. от 27.03.2020 N 131819) и от 29.05.2020 исх. N 2905/20-01 (вх. от 01.06.2020 N 205570) о продлении срока исполнения предписания и ответов Банка России на указанные письма от 13.04.2020 N 54-4-2-4/849 и от 26.06.2020 N 38-5/501, срок исполнения предписания продлен до 22.07.2020 включительно.
Письмом от 16.07.2020 исх. N 1607/20-03 (вх. от 17.07.2020 N 278082) общество ходатайствовало о продлении срока исполнения предписания до 30.09.2020.
В ответ на указанное письмо Банк России в связи с непредставлением обществом информации о мероприятиях, направленных на приведение размера собственных средств общества в соответствие с требованиями п. 5 Указания N 4075-У, направил обществу уведомление от 06.08.2020 N 38-5-3/870 о признании предписания неисполненным.
Предписание обществом не исполнено, что является нарушением ст. 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ, подп. 13 п. 2 ст. 55 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 9 ст. 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 12 ст. 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за иное нарушение профессиональным участником рынка ценных бумаг, депозитарием, клиринговой организацией, лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, акционерным инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда при осуществлении ими соответствующих видов деятельности установленных законодательством требований к этим видам деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 1 - 11 настоящей статьи, ст. ст. 13.25, 15.18 - 15.20, 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.30 и 19.7.3 Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 300.000 до 500.000 руб.
В соответствии с ч. 12 ст. 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях иное нарушение профессиональным участником рынка ценных бумаг, репозитарием, клиринговой организацией, лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, акционерным инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда при осуществлении ими соответствующих видов деятельности установленных законодательством требований к этим видам деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 1 - 11 настоящей статьи, ст.ст. 13.25, 15.18 - 15.20, 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.30 и 19.7.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 300.000 до 500.000 руб.
В соответствии с нормами ч. ч. 1 - 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
Наличие в действиях заявителя событий данных административных правонарушений, как в части несоответствия установленным требованиям размера собственных средств, так и в части неисполнения предписаний Банка России полностью подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований действующего законодательства.
Собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о наличии вины общества в совершении вмененных ему административных правонарушений.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, не установлено.
Из материалов дела следует, что протоколы об административном правонарушении составлены, а оспариваемые постановления вынесены уполномоченными должностными лицами административного органа с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также соблюдены.
С учетом конкретных обстоятельств дела оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается.
Размер ответственности за выявленные административные правонарушения определен административным органом в соответствии с санкциями, предусмотренными ч. ч. 9, 12 ст. 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод общества о недопустимости привлечения дважды к ответственности за одно деяние, судом апелляционной инстанции исследован и подлежит отклонении, исходя из следующего.
Оспариваемые постановления вынесены по разным основаниям, вменяемые обществу административные правонарушения совершены в разные даты, имеют самостоятельный характер, выражаются в нарушении различных требований законодательства Российской Федерации: требований к минимальному размеру собственных средств управляющей компании (п. 5 Указания N 4075-У и п. 6 ст. 38 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ) и обязанности общества исполнить предписание Банка России (ст. 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ, подп. 13 п. 2 ст. 55 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ).
Ответственность за указанные правонарушения предусмотрена разными частями ст. 15.29 Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. ч. 12 и 9 ст. 15.29 Кодекса соответственно).
В соответствии с ч. 1 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Согласно ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В рассматриваемом случае с учетом конкретных обстоятельств дела отсутствует необходимое условие для назначения наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - это совершение лицом одного действия (бездействия), содержащего составы разных административных правонарушений.
Вмененные обществу административные правонарушения совершены в разное время, и не в результате одного деяния.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено, оснований отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.2021 по делу N А40-221780/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-221780/2020
Истец: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "РАЦИО-КАПИТАЛ", АО УК "Рацио-капитал"
Ответчик: Банк России
Третье лицо: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ