город Ростов-на-Дону |
|
28 апреля 2021 г. |
дело N А53-17343/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Годунко А.С.,
при участии:
от истца: представитель Каргальский А.В. по доверенности от 15.12.2020;
от ответчика: представитель Добрицкая А.С. по доверенности от 06.11.2020 N 03-02113/106, представитель Щукина В.С. по доверенности от 22.10.2020 N 03-02/12/91,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Транснефть-Терминал"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.01.2021 по делу N А53-17343/2020 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295 ИНН 7708503727)
к акционерному обществу "Транснефть-Терминал" (ОГРН 1082315002802 ИНН 2315143060)
о взыскании задолженности и процентов,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "Российские железные дороги") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Транснефть-Терминал" (далее - ответчик, АО "Транснефть-Терминал") о взыскании задолженности по оплате за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава в размере 15 568 рублей 80 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 08.10.2019 по 01.02.2020 в размере 317 рублей 87 копеек, процентов по день фактической оплаты задолженности начиная с 02.02.2020.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.01.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Распределены расходы по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции от 18.01.2021 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами.
Судом не были исследованы фактические обстоятельства занятости путей необщего пользования ответчика, а также железнодорожных путей станции назначения Грушевая на момент задержки вагонов в пути следования.
Судом допущено неправильное применение норм ст. 39 УЖТ РФ, выразившееся в определении в качестве единственного основания для начисления платы - нарушение норм технологической выгрузки вагонов. При этом, судом не дана правовая оценка соблюдения истцом иных правовых условий для начисления платы: невозможность приема вагонов станцией назначения на момент задержки поездов в пути следования, степень вины грузополучателя в такой задержке, наличие причинно-следственной связи между задержкой вагонов и действиями /бездействием ответчика.
По мнению ответчика не соответствуют нормам материального права и выводы суда, о том, что законодатель не ставит применение положений статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в зависимость от соблюдения либо нарушения сроков доставки груза.
Суд необоснованно признал ошибочными доводы ответчика об отсутствии полной занятости путей необщего пользования на момент задержки спорных вагонов в пути следования, как не имеющими правового значения при разрешении спора.
Памятки приемосдатчика, на основании которых суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении технологических норм выгрузки, не относится к периоду задержки спорных вагонов на пути следования, а составленные акты общей формы на оплату времени простоя не содержат сведений о причинах неприема вагонов станцией назначения.
Судом не была оценка доводам ответчика о наличии обстоятельств простоя спорных вагонов в пути следования по причинам, зависящим от истца (в ожидании локомотива), способствовавших прибытию вагонов с нарушением срока доставки груза не по вине грузополучателя.
Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в ранее представленном отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 16.04.2015 между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и АО "Транснефть-Терминал (владелец) был заключен договор N 229/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Транснефть-Терминал" при станции Грушевая СКжд (далее - договор), в соответствии с которым осуществляется подача, расстановка на место погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути общего пользования, примыкающие к пути N 8 станции Грушевая СКжд стрелочным переводом N 65. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом перевозчика.
В силу пункта 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
Согласно пункту 6 договора уведомление о предстоящей подаче передается приемосдатчиком груза и багажа перевозчика станции Грушевая оператору товарному ж.д. эстакад по телефону N 60-90-19 с последующей записью в книгу уведомлений.
В соответствии с договором владелец уплачивает перевозчику, с учетом коэффициентов, действующих на момент оказания услуги: г) плату за нахождение; на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от владельца, по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденным Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
Срок действия договора с 01.06.2015 по 31.03.2020.
Пунктом 12 договора устанавливается технологический срок оборота вагонов - 2 часа.
На железнодорожных станциях Крымская СКВ в пути следования 15.07.2019 отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 17.07.2019, 25.07.2019, отправлены на станцию назначения поезд с индексом 5216-727-5217 с вагонами, адресованными АО "Транснефть-Терминал" (также грузополучатель).
По прибытии поезда на станцию назначения Грушевая в соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 15.07.2019 N 941, от 17.07.2019 N 943.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей ЭМ542410, ЭМ779486, ЭМ778970, ЭМ779304, ЭМ779928, ЭМ779177, ЭМ779676, ЭМ780288, ЭМ780530, ЭМ781093, ЭМ781291, ЭМ780175, ЭМ780831.
По прибытии вагонов на станцию назначения Грушевая были составлены акты общей формы от 17.07.2019 N N 33/5983, 33/5979, 33/5980, 33/5968, 33/5970, 33/5971, 33/5972, 33/5973, 33/5974, 33/5975, 33/5976, 33/5977, 33/5978.
На основании указанных актов общей формы по ставкам Тарифного руководства была рассчитана и начислена плата. Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается памятками приемосдатчика: N N 074968, 065315, 074964, 074945, 074953, 074929, 074923, 074922, 074900, 074898, 074896, 074894, 073876, 073849, 073847, 073846, 073845, 073842, 073829, 071566, 071564, 071560, 071559, 065320, 065321.
Из ведомостей подачи и уборки вагонов (графа 5 ведомости) следует, что вагоны в спорный период выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные договором - 2 часа.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 06.09.2019 N 19/1633 с требованием о погашении задолженности, которая была оставлена без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 39 Устава определено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Статьей 39 Устава установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Пунктом 2.4 Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 2 в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки.
При доказанности вины грузополучателя в простаивании вагонов на путях общего пользования железная дорога вправе требовать соответствующей платы (аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.02.2015 по делу N А32-38011/2012, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2015 N 308-ЭС14-8930 по делу N А53-4302/2014).
В соответствии со статьей 39 Устава для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ, оформляется акт общей формы.
Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45, действовали в период задержки спорных вагонов в пути следования).
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), установлено, что задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени и станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
На основании пункта 3.1 Правил N 45 акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Согласно абзацу 5 пункта 4.7 Правил N 26 перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
В судебной практике сформирован правовой подход, согласно которому сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством, подтверждающим простой вагонов на путях общего пользования по вине пользователя; железная дорога обязана представить доказательства, достоверно подтверждающие то обстоятельство, что в заявленный период простой вагонов на путях общего пользования происходил по вине ответчика.
Истцом начислена плата за время нахождения вагонов поезда с индексом 5216-726-5217 на промежуточной станции в пути следования на общую сумму 15 568 рублей 80 копеек.
Из материалов дела усматривается, что общество является единственным владельцем путей необщего пользования, примыкающих к станции Грушевая. Таким образом, на станцию Грушевая прибывают вагоны только для грузополучателя - общества - для выгрузки (слива) светлых и темных либо погрузки (налива) нефти, то есть обслуживание иных путей необщего пользования станция назначения Грушевая СКжд не осуществляет.
Грузополучателю в соответствии с пунктами 12, 13 договора (в редакции дополнительного соглашения от 25.05.2018 к договору) установлены следующие технологические нормы на выгрузку и вместимость мест выгрузки:
- слив темных нефтепродуктов (мазут М40, М100) осуществляется на путях необщего пользования двусторонней эстакады N N 14,15,16 (общей вместимостью 92 вагона);
- слив светлых нефтепродуктов осуществляется на путях необщего пользования двусторонней эстакады N N 17,22,23 (общей вместимостью 90 вагонов).
Суточная перерабатывающая способность железнодорожного пути необщего пользования составляет: 600 вагонов, в том числе: налив нефти - 90 вагонов, слив темных нефтепродуктов - 180 вагонов, светлых нефтепродуктов - 330 вагонов. При отсутствии или уменьшении налива нефти суточная перерабатывающая способность по сливу увеличивается пропорционально уменьшению налива.
Согласованный вагонооборот в количестве 600 вагонов складывается из технологической вместимости путей необщего пользования - 182 вагона (пути N N 14, 15 вместимостью 62 вагона, пути N N 22,23 вместимостью 60 вагонов, пути N N 16,17 вместимостью 60 вагонов), а также накопительной вместимости путей общего пользования станции Грушевая для размещения груженых и порожних вагонов.
Таким образом, железная дорога согласовало возможность ежедневного приема станцией назначения под выгрузку и оборот на путях необщего пользования (слив/налив и уборка) 600 вагонов.
В датированном 15.07.2019 12 час. 05 мин. N 5464 обращении о необходимости задержки вагонов, контейнеров, следующих в адрес клиента АО "Транснефть-Терминал", ДС станции Грушевая СКВ просит временно отставить от движения поезд с индексом 5216-726-5217 по причине "01 Неприем поезда станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев и пользователей железнодорожного пути необщего пользования", основание обращения - акт общей формы от 15.07.2019 12 час. 00 мин. N 1/7388 (т. 1, л.д. 26).
Согласно обстоятельствам, указанным в акте от 15.07.2019 N 1/7388 невозможность приема груза станцией назначения обусловлена нарушением технологических норм на погрузку / выгрузку грузов на ПНП, норма переработки: 120, что подтверждается памяткой приемосдатчика за датой 15.07.2019 N 6043 (фактическое время 285 минут), актами общей формы N N 1/6553, 1/7151, 1/7162, 1/7309, 1/7355, 1/7365, 1/7377, 1/7387 (т. 1, л.д. 29).
Вместе с тем, в соответствии с памяткой приемосдатчика N 6043 производилась выгрузка нефтепродукта на пути необщего пользования N 22. Время начала грузовой операции - 04:40 15.07.2019, время окончания грузовой операции - 08-25 15.07.2019 (уведомление о завершении грузовой операции). Фактическая уборка порожних вагонов с путей перевозчик произвел в 10:40 15.07.2019.
Акт о невозможности приема вагонов станцией назначения от 15.07.2019 N 1/7388 был составлен в 12-00 15.07.2019, то есть уже после фактической уборки вагонов с пути N 22, что прямо указывает на действия по задержке вагонов в пути следования при отсутствии занятости путей необщего пользования.
Соответственно, акт общей формы N 1/7388, составленный в 12 час. 00 мин. 15.07.2019 с указанием на занятости путей необщего пользования на основании памятки N 6043, не подтверждает невозможность приема вагонов станцией назначения, так как на момент составления данного акта грузовые операции по памятке N 6043 уже были завершены и занятость путей необщего пользования отсутствовала.
Кроме того, с учетом эксплуатации путей необщего пользования N N 23,17 для выгрузки светлого нефтепродукта не подтверждена занятость путей N 22. Обстоятельства занятости путей необщего пользования в связи с нарушением технологических норм выгрузки на момент задержки спорного вагона в 18 час. 12 минут 15.07.2019 по актам общей формы N N 1/6553, 1/7151, 1/7162, 1/7309, 1/7355, 1/7365, 1/7377, 1/7387 истцом не доказаны.
Железной дорогой не предоставлено доказательств превышения суточной /перерабатывающей способности ж/д путей необщего пользования (600 вагонов в сутки) в обоснование правомерности задержки спорных вагонов в пути следования, а, следовательно, и обстоятельств невозможности приема вагонов станцией назначения Крымская СКжд по причинам, зависящим от общества.
Таким образом, фактические обстоятельства занятости ж/д путей необщего пользования (фронта выгрузки), и соответственно неприема вагонов станцией назначения по причинам, зависящим от владельца путей необщего пользования на момент отставления спорного поезда в пути следования железная дорога документально не подтвердила.
Железная дорога полагает, что факт нарушения технологических норм в случае истечения срока доставки груза в период проведения грузовых операций с нарушением таких норм является достаточном основанием для взыскания платы за простой вагонов в пути следования.
Вместе с тем, пунктом 4.7 Правил N 26 установлено, что основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов/
Данные нормы необходимо применять в совокупности с требованиями для начисления платы, установленными статьей 39 Устава, пунктом 3.1 Правил N 45.
На основании части 12 статьи 39 Устава за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей). владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
В силу пункта 3.1 Правил N 45 акт общей формы составляется в случае, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Таким образом, предъявляя требование о взыскании платы за время нахождения вагонов на промежуточной станции, истец должен подтвердить не только факт нарушения ответчиком технологических сроков оборота вагонов, но и то, что данное нарушение повлекло невозможность приема вагонов станцией назначения.
Нарушение технологического срока оборота вагонов без установления последствий этого превышения не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения по причинам, зависящим от истца.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлениях от 25.01.2018 по делу N 32-39129/2016, от 08.02 2018 по делу N А32-35295/2016, от 06.02.2018 по делу N А32-6098/2017 сформулировал правовую позицию о том, что нарушение технологических норм выгрузки вагонов должно быть подтверждено в первую очередь первичными документами - памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов и ведомостями подачи и уборки вагонов.
Сам по себе факт нарушения обществом разгрузочной операции на одном из путей необщего пользования не может достоверно свидетельствовать о том, что оставшиеся пути необщего пользования, предназначенные для принятия того же вида груза, в этот же период были заняты либо заняты пути общего пользования станции назначения, а также отсутствовали технические возможности накопления вагонов, прибывающих в адрес грузополучателя станцией назначения. Само по себе превышение установленной нормы грузовой операции по одним вагонам не может свидетельствовать об отсутствии возможности приема иных вагонов.
Вагоны в составе поезда с индексом 5216-726-5217 прибыли на станцию назначения 17.07.2019 в 12-15 с нарушенным сроком доставки по причинам, зависящим от Перевозчика, в связи с наличием фактов простоя поезда в пути следования - отсутствием/ ожиданием локомотива.
В отношении задержанных в пути следования 13 спорных вагонов по ж/д накладной N ЭМ400862 следует учитывать, что данные вагоны были отправлены в составе групповой отправки в количестве 30 вагонов. Перевозчиком 12.07.2019 была произведена отцепка спорных вагонов на станции Разъезд 9 км СКВ, и оформлены досылочные накладные N N ЭМ 779304, ЭМ779928, ЭМ780087, ЭМ779177, ЭМ779676, ЭМ780288, ЭМ780530, ЭМ781093, ЭМ781291, ЭМ780175, ЭМ 780831, ЭМ779486, ЭМ778970. Согласно составленного ОАО "Россйиские железные дороги" на станции Разъезд 9 км акта общей формы от 12.07.2019 N 20/23163 причиной составления акта указано - оформление технологических операций, отцепка вагонов для уменьшения веса и длины поезда.
Спорные вагоны простаивали на данной станции вплоть до оформления их задержки в пути следования - 15.07.2019 в 18-12 по не зависящим от Грузополучателя причинам. При этом остальные вагоны данной групповой отправки были доставлены Перевозчиком 12.07.2019 в 17-15, что подтверждается отметками в графе "Календарные штемпеля" ж/д накладной N N ЭМ400862. Таким образом, спорные вагоны, которые были отцеплены в пути следования не были доставлены вместе с основной групповой отправкой в соответствии ж/д накладной N ЭМ400862 по причинам, зависящим от перевозчика.
По прибытии спорных вагонов на станцию назначения Грушевая СКжд-17.07.2019 в 12.15, перевозчиком были сделаны отметки о продлении срока доставки груза в железнодорожных накладных N N ЭМ 522410, ЭМ 779304, ЭМ779928, ЭМ780087, ЭМ779177, ЭМ779676, ЭМ780288, ЭМ780530, ЭМ781093, ЭМ781291, ЭМ780175, ЭМ 780831, ЭМ779486, ЭМ778970.
По накладной N ЭМ 52410 увеличен установленный срок доставки -15.07.2019 на основании акта общей формы N N 33/5904 от 17.07.2019 - на 6 суток. Причинами увеличения срока доставки явились в том числе отсутствие/ожидание локомотива - 4 дня с 04-50 12.07.2019 по 18-10 15.07.2019 (то есть по причинам, зависящим от перевозчика).
По накладной N ЭМ 400862 (досылочная ведомость N ЭМ 780831) увеличен установленный срок доставки -15.07.2019 на основании акта общей формы от 17.07.2019 N 33/5930 - на 7 суток, причинами увеличения срока доставки явились в том числе отсутствие/ожидание локомотива - 3 дня, с 08-53 по 15-32 10.07.2019, с 18-30 13.07.2019 по 18-10 15.07.2019.
По накладной N ЭМ 400862 (досылочная ведомость N ЭМ 780175) увеличен установленный срок доставки - 15.07.2019 на основании акта общей формы от 17.07.2019 N 33/5921 - на 6 суток, причинами увеличения срока доставки явились в том числе отсутствие/ожидание локомотива - 2 дня, с 18-30 13.07.2019 по 18-10 15.07.2019.
По накладной N ЭМ 400862 (досылочная ведомость N ЭМ781291) увеличен установленный срок доставки - 15.07.2019 на 7 суток: на основании акта общей формы N33/5922 от 17.07.2019 - на 7 суток, причинами увеличения срока доставки явились в том числе отсутствие/ожидание локомотива - 3 дня, с 08-53 по 15-32 10.07.2019, с 18-30 13.07.2019 по 18-10 15.07.2019.
По накладной N ЭМ 400862 (досылочная ведомость N ЭМ781093) увеличен установленный срок доставки - 15.07.2019 на 7 суток: на основании акта общей формы от 17.07.2019 N 33/5923, причинами увеличения срока доставки явились в том числе отсутствие/ожидание локомотива - 3 дня, с 08-53 по 15-32 10.07.2019, с 18-30 13.07.2019 по 18-10 15.07.2019.
По накладной N ЭМ 400862 (досылочная ведомость N ЭМ780530) увеличен установленный срок доставки - 15.07.2019 на основании акта общей формы N 33/5924 от 17.07.2019 - на 6 суток, причинами увеличения срока доставки явились в том числе отсутствие/ожидание локомотива - 2 суток, с 18-30 13.07.2019 по 18-10 15.07.2019.
По накладной N ЭМ 400862 (досылочная ведомость N ЭМ780288) увеличен установленный срок доставки - 15.07.2019 на основании акта общей формы N 33/5931 от 17.07.2019 - на 7 суток, причинами увеличения срока доставки явились в том числе отсутствие/ожидание локомотива -3 суток, с 08-53 по 15-32 10.07.2019, с 18-30 13.07.2019 по 18-10 15.07.2019.
По накладной N ЭМ 400862 (досылочная ведомость N ЭМ779676) увеличен установленный срок доставки - 15.07.2019 на основании акта общей формы N 33/5932 от 17.07.2019 - на 7 суток. Причинами увеличения срока доставки явились в том числе отсутствие/ожидание локомотива - 3 суток, с 08-53 по 15-32 10.07.2019, с 18-30 13.07.2019 по 18-10 15.07.2019.
По накладной N ЭМ 400862 (досылочная ведомость N ЭМ779177) увеличен установленный срок доставки - 15.07.2019 на основании акта общей формы N 33/5910 от 17.07.2019 - на 6 суток, причинами увеличения срока доставки явились в том числе отсутствие/ожидание локомотива - 2 суток, с 18-30 13.07.2019 по 18-10 15.07.2019.
По накладной N ЭМ 400862 (досылочная ведомость N ЭМ780087) увеличен установленный срок доставки - 15.07.2019 на основании акта общей формы N 33/5909 от 17.07.2019 - на 6 суток, причинами увеличения срока доставки явились в том числе отсутствие/ожидание локомотива 2 суток, с 18-30 13.07.2019 по 18-10 15.07.2019.
По накладной N ЭМ 400862 (досылочная ведомость N ЭМ779928 увеличен установленный срок доставки - 15.07.2019 на основании акта общей формы N 33/5908 от 17.07.2019 - на 6 суток, причинами увеличения срока доставки явились в том числе отсутствие/ожидание локомотива -2 суток, с 18-30 13.07.2019 по 18-10 15.07.2019.
По накладной N ЭМ 400862 (досылочная ведомость N ЭМ 779304) увеличен установленный срок доставки - 15.07.2019 на основании акта общей формы N 33/5907 от 17.07.2019 - на 6 суток, причинами увеличения срока доставки явились в том числе отсутствие/ожидание локомотива - 2 суток, с 18-30 13.07.2019 по 18-10 15.07.2019.
В силу требований раздела 8 Стандарта взаимодействия Северо-Кавказской железной дороги и АО "ТНТ" при планировании совместной деятельности, утвержденного ОАО "РЖД" и АО "ТНТ" 30.01.2018, общество совместно с железной дорогой осуществляют ежедневное планирование вагонов цистерн в адрес станции Грушевая. На основании заявок общества ежедневный план подвода формирует и утверждает перевозчик с учетом загруженности инфраструктуры железной дороги, соблюдения сроков доставки.
Поезд с индексом 5216-726-5217 неоднократно до истечения срока доставки груза включался в план подвода на станцию Грушевая в соответствии с телефонограммами о формировании планов подвода поездов согласованными с перевозчиком от 14.07.2019 N 4920, от 15.07.2019 N 4936. Вместе с тем, перевозчиком не был исполнен график подачи спорных вагонов под выгрузку.
При отсутствии вышеуказанных периодов простоев в связи с отсутствием/ожиданием локомотива по причинам, не зависящим от грузополучателя, вагоны могли быть доставлены на станцию назначения в пределах срока их доставки.
Изложенное подтверждает, что с учетом срока доставки груза по вышеуказанным железнодорожным накладным на момент окончания задержки спорных вагонов в 18 час. 12 мин. 15.07.2019 срок доставки груза не истек. Поскольку срок доставки не может считаться нарушенным, основания, установленные статьей 39 Устава, для начисления платы за период простоя вагонов на станции Разъезд 9 км отсутствуют.
Кроме того, в соответствии с договором на эксплуатацию путей необщего пользования выгрузка бензина осуществляется на путях N N 22,23,17. Истец достоверно не подтвердил занятость всех путей, предназначенных для слива груза. Представленные акты общей формы не содержат сведений о занятости путей N N 17, 23 на момент задержки спорного поезда в пути следования.
Следовательно, спорные вагоны были отставлены от движения в пути следования неправомерно, доказательств занятости путей необщего пользования на момент задержки вагонов в пути следования истец не предоставил.
В силу пункта 3.1 Правил N 45 акт общей формы составляется в случае задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Следует также учитывать, что общая вместимость выставочных путей станции Грушевая состоит из 8 выставочных путей, вместимость которых составляет 360 вагонов. При этом, ответчик является единственным владельцем путей необщего пользования, примыкающих к станции Грушевая, на которых осуществляется выгрузка вагонов.
Истец не предоставил доказательств наличия на момент задержки спорных вагонов в пути следования вагонов грузополучателя с грузом в ожидании подачи на станции Грушевая, в количестве, превышающем накопительную вместимость выставочных путей станции Грушевая.
Истец ошибочно полагает, что акты общей формы, составленные на начало и окончание периодов задержки спорных вагонов в пути следования являются безусловными доказательствами неприема вагонов станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя.
Акты общей формы, на которые ссылается железная дорога как на основание начисленной платы, сами по себе не являются доказательством невозможности приема вагонов станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя. Аналогичный правовой подход сформулирован, в том числе, в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.11.2020 по делу N А32-9963/2020, от 15.10.2020 по делу N А32-20370/2019.
Как следует из содержания представленных истцом актов, они составлены для начисления платы за нахождение вагонов на путях ОАО "Российские железные дороги" вследствие неприема ж.д. станцией назначения по причинам, зависящим от владельца путей необщего пользования, общества. При этом составленные акты общей формы не содержат конкретных причин задержки вагонов в пути следования, невозможность приема вагонов станцией назначения на момент задержки поездов в пути следования (например, нахождение на станции назначения в ожидании подачи большого количества вагонов, прибывших в адрес общества), степень вины грузополучателя в такой задержке, то есть фактических данных, позволяющих установить наличие причинно-следственной связи между задержкой вагонов в пути следования и действиями / бездействием общества.
Статья 39 Устава разделяет такие основания платы перевозчику за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе как ожидание погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров и задержка вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Заявленные истцом требования основаны на ожидании подачи вагонов на пути необщего пользования общества.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2021 по делу N А53-17317/2020, от 16.04.2021 по делу N А5317341/2020, с участием тех же сторон и аналогичными обстоятельствами.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, анализируя также поведение сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что отсутствие в материалах дела доказательств нарушения ответчиком технологического времени выгрузки ответчиком вагонов на своих путях препятствует удовлетворению исковых требований.
Поскольку судом отказано в удовлетворении требования о взыскании суммы основного долга, постольку в удовлетворении требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежит отказать.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами и допущенными судом первой инстанции при вынесении судебного акта нарушениями, выразившимися в несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе подлежат отнесению на истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.01.2021 по делу N А53-17343/2020 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727 ОГРН 1037739877295) в пользу акционерного общества "Транснефть-Терминал" (ИНН 2315143060 ОГРН 1082315002802) 3 000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-17343/2020
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "ТРАНСНЕФТЬ-ТЕРМИНАЛ"