г. Самара |
|
28 апреля 2021 г. |
А55-31463/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Лихоманенко О.А. и Некрасовой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А., с участием:
от ООО "Исток-Инвест" - Овчинников И.Ю., доверенность от 15.01.2021,
от Инспекции ФНС по Красноглинскому району г.Самары - Керенских Н.А., доверенность от 23.03.2021,
2021 от Малова Антона Владимировича - Щетинин Е.И., доверенность от 02.03.2021,
иные лица участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Малова Антона Владимировича, ИФНС по Красноглинскому району г.Самары и ликвидатора ООО "Трубопроводная компания" Косолаповой О.Ю.
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 февраля 2021 года по делу N А55-31463/2020 (судья Матюхина Т.М.), принятое
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Исток-Инвест"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары,
с участием в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ликвидатора ООО "Трубопроводная компания" Косолаповой О.Ю., учредителя ООО "Трубопроводная компания" Малова А.В.,
о признании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Исток-Инвест" обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, в котором просило о признании недействительной и аннулировании записи внесенной 30.03.2020 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары за государственным регистрационным номером (далее - ГРН) 2206300428410 о регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "Трубопроводная компания" (ИНН 6321290327, ОГРН 1126320007582) в связи с ликвидацией.
Судом к участию в деле, в порядке ст. 51 АПК РФ, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены -ликвидатор ООО "Трубопроводная компания" Косолапова О.Ю., учредитель ООО "Трубопроводная компания" Малов А.В.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 февраля 2021 года заявленные требования были удовлетворены.
В апелляционных жалобах Малов Антон Владимирович (участник ликвидированного ООО "Требопроводная компания"), ИФНС по Красноглинскому району г.Самары и ликвидатор ООО "Трубопроводная компания" Косолапова О.Ю. просят решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на законность ликвидации общества и отсутствие нарушения прав заявителя оспариваемыми им действиями регистрирующего органа.
В материалы дела поступил отзыв ООО "Исток-Инвест" на апелляционные жалобы, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании представители Малова А.В. и ИФНС по Красноглинскому району доводы своих апелляционных жалоб поддержали.
Представитель ООО "Исток-Инвест" против удовлетворения жалоб возражал, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Ликвидатор ООО "Трубопроводная компания" участия в заседании не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представлено письменное заявление, в котором указано о поддержке ранее заявленных доводов.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 30.03.2020 г. Инспекцией было принято решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица ООО "Трубопроводная компания" (ИНН 6321290327, ОГРН 1126320007582) и внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за ГРН 2206300428410 о ликвидации ООО "Трубопроводная компания".
Заявитель считает незаконным и необоснованным указанное решение регистрирующего органа, поскольку ООО "Трубопроводная компания" имелась непогашенная кредиторская задолженность перед заявителем в размере 945.076,50 руб. по оплате неустойки и штрафа по договору подряда на выполнение строительных работ N 0606 от 06.06.2018 г.
31.07.2019 г. ООО "Исток-Инвест" направляло в адрес ООО "Трубопроводная компания" претензию с требованием о погашении задолженности, что подтверждается квитанцией курьерской службы N 18962173 от 31.07.2019 г. Однако претензия оставлена без ответа.
18.03.2020 г. в Арбитражный суд Самарской области было подано исковое заявление ООО "Исток-Инвест" к ООО "Трубопроводная компания" о взыскании денежных средств по договору подряда N 0606 от 06.06.2018 г. Одновременно заявлено ходатайство о применении обеспечительных мер в виде запрета инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области, вносить запись в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО "Трубопроводная компания" (ИНН 6321290327) до рассмотрения дела по существу.
Информация по делу N А55-6837/2020 была размещена 19.03.2020 г. в общедоступном ресурсе в картотеке арбитражных дел на официальном сайте www.kad.arbitr.ru.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 30.03.2020 г. по делу N А55-6837/2020 исковое заявление ООО "Исток-Инвест" к ООО "Трубопроводная компания" принято и возбуждено производство по делу.
Определением в виде резолютивной части в порядке ч. 1 ст. 229 АПК РФ от 29.05.2020, производство по делу прекращено.
Кроме того, определением Арбитражного суда Самарской области от 30.03.2020 г. по делу N А55-6837/2020 приняты обеспечительные меры в виде запрета Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары, Межрайонной инспекции ФНС N 15 по Самарской области вносить в ЕГРЮЛ запись о ликвидации ООО "Трубопроводная компания" (ИНН 6321290327).
Заявитель считает, что ликвидатор ООО "Трубопроводная компания" действовала недобросовестно, при наличии непогашенной задолженности у ликвидируемого Общества, о которой было заявлено и в претензии от 31.07.2019 г. и в период ликвидации, путем направления в адрес ликвидатора копии искового заявления от 17.03.2020 г., ликвидатор предоставила в регистрирующий орган недостоверный промежуточный и ликвидационный баланс, обратилась с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией, на основании чего Инспекцией ФНС по Красноглинскому району г.Самары внесена спорная запись за государственным регистрационным номером 2206300428410 от 30.03.2020 г.
По мнению заявителя, поскольку представленные ликвидатором ООО "Трубопроводная компания" в регистрирующий орган документы не содержали достоверной информации, у Инспекции ФНС по Красноглинскому району г.Самары отсутствовали основания для принятия решения о прекращении деятельности ООО "Трубопроводная компания".
Заявитель также ссылается на то, что используя механизм добровольной ликвидации общества, должностные лица ООО "Трубопроводная компания" действовали недобросовестно, с целью причинить вред своим контрагентам, в виде избежания ответственности по гарантийным обязательствам.
Заявитель считает, что о недобросовестности действий учредителя и ликвидатора ООО "Трубопроводная компания" свидетельствует тот факт, что 06.03.2020 г. ликвидатор ООО "Трубопроводная компания" Косолапова О.Ю. передала аффилированной компании ООО "Универсал" (в лице директора Малова А.В.) с аналогичным основным видом деятельности "Производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ", свои права требования к ООО "Исток-Инвест" оплаты по договору подряда на выполнение строительных работ N 0606 от 06.06.2018 г., при этом свои гарантийные обязательства по указанному договору ООО "Трубопроводная компания" не передало ООО "Универсал".
По мнению заявителя, оспариваемая регистрация ликвидации ООО "Трубопроводная компания" является незаконной, а внесенная в Единый государственный реестр юридических лиц, запись N 2206300428410 является недействительной.
25.09.2020 г. в порядке п.8 ст.22 и ст.25.2 ФЗ РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Истец направил в вышестоящий регистрирующий орган жалобу о признании недействительной записи, внесенную 30.03.2020 ИФНС по Красноглинскому району г.Самары за государственным регистрационным номером 2206300428410 о регистрации прекращения деятельности юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Трубопроводная компания" в связи с ликвидацией.
Вышеуказанная жалоба была направлена в УФНС по Самарской области (далее Управление) ценным письмом с описью вложения, что подтверждается кассовым чеком N 80 от 25.09.2020 г.
Решением Управления от 02.10.2020 г. жалоба ООО "Исток-Инвест" оставлена без рассмотрения со ссылкой на пл. б п. 1 ст.25.5 ФЗ РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с истечением срока подачи жалобы, установленного настоящим Федеральным законом, и не содержит ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано.
Как указывает заявитель, Управлением не учтено, что в силу п.8 ст.22 ФЗ РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, предусмотрен специальный срок на обжалование соответствующей ликвидации, а именно - в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Запись о ликвидации ООО "Трубопроводная компания" внесена в ЕГРЮЛ 30.03.2020 г., жалоба ООО "Исток-Инвест" направлена в УФНС по Самарской области 25.09.2020 г.
Таким образом, годичный срок на обжалование исключения ООО "Трубопроводная компания" из ЕГРЮЛ не истёк.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сослался на следующие доводы и обстоятельства, которые он посчитал установленными.
В соответствии со ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, с учетом требований указанного Федерального закона и устава общества.
Порядок ликвидации юридического лица устанавливается ст. ст. 61-64 ГК РФ.
Согласно п. 4 ст. 5 Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ, Закон о госрегистрации) определено, что записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Пунктом 1 ст. 20 Федерального закона N 129-ФЗ определено, что сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.
23.03.2020 (вх. N 16695А) в Инспекцию представлен пакет документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица ООО "Трубопроводная компания".
Согласно п. 1. ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
В соответствии с п. 4. ст. 61 ГК РФ с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.
В силу п. 1. ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
Сообщение о ликвидации ООО "Трубопроводная компания" было опубликовано в "Вестнике государственной регистрации" часть 1 N 51(767) от 25.12.2019/1203.
Суд первой инстанции признал установленным (не сославшись при этом ни на какие письменные доказательства), что ликвидатору ООО "Трубопроводная компания" Косолаповой О.Ю. было известно о наличии требования заявителя еще до составления промежуточного ликвидационного баланса.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Пунктом 1 ст. 21 Федерального закона N 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица.
Инспекция считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ определено, что записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов, представленных при государственной регистрации. Обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в представленных документах и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации. Согласно доводам инспекции, регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных законом и не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и давать оценку действиям их органов, при этом согласно п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса РФ обязанность по уведомлению кредиторов в письменном виде о принятом решении о ликвидации юридического лица, а так же, осуществлению расчетов с кредиторами возложена на ликвидатора, либо ликвидационную комиссию юридического лица. При этом на регистрирующие налоговые органы проверка исполнения обязанностей ликвидатором (ликвидационной комиссией) по надлежащему письменному уведомлению кредиторов и подтверждению расчетов с кредиторами не возложена. В подписанном заявителем заявлении, по форме N16001 подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных Федеральным законом N 129-ФЗ случаях. Регистрирующий орган при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации обязан осуществить регистрационные действия на основании представленных при государственной регистрации документов (п. 4 и 4.1 ст. 9, п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ). Обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в представленных документах и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации. Подпунктом 4.1 п. 4 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных законом. Запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий может быть установлен только на основании судебного акта или акта судебного пристава-исполнителя.
Инспекция указывает на то, что поскольку ООО "Трубопроводная компания" для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией были представлены все необходимые документы, оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства, какие-либо возражения в регистрирующий орган не поступали, Инспекцией было принято решение о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией в отношении ООО "Трубопроводная компания".
Суд, первой инстанции отклонил доводы инспекции сославшись на следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона о госрегистрации записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании решения о государственной регистрации, принимаемого регистрирующим органом.
В силу положений пункта 3 статьи 20 данного Закона учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона о госрегистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК РФ (статья 57 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Порядок ликвидации юридических лиц отражен и регламентирован положениями статей 61 - 64 ГК РФ.
Пунктами 1, 2 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом. Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.
В соответствии со статьей 63 ГК РФ, ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
В пункте 4 статьи 63 ГК РФ установлено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (пункт 8 статьи 63 ГК РФ, пункт 6 статьи 22 Закона о государственной регистрации).
Решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица является законным и обоснованным, если соблюден порядок, установленный указанными выше правовыми нормами.
В силу пунктов 1, 3 статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Такую же обязанность несут члены коллегиальных органов юридического лица (наблюдательного или иного совета, правления и т.п.).
Согласно пункту 3 статьи 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Статья 10 ГК РФ определяет пределы осуществления гражданских прав, устанавливая, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.11.2011 N 7075/11, установленный статьями 61 - 64 Гражданского кодекса порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидатору было известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, при этом ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника, внес в ликвидационные балансы заведомо недостоверные сведения - составил балансы без учета указанных обязательств ликвидируемого лица, и не произвел расчета по таким обязательствам.
Суд первой инстанции посчитал установленным, что ликвидатором ООО "Трубопроводная компания" уведомление о ликвидации заявителю не направлялось.
По мнению суда первой инстанции, ликвидатору было известно о задолженности перед заявителем. Вместе с тем, в ликвидационном балансе ООО "Трубопроводная компания" ликвидатор не указал на наличие обязательств перед заявителем.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13 октября 2011 года N 7075/11 изложена позиция о недопустимости внесения в ликвидационные балансы явно недостоверных сведений - составление балансов без учета обязательств ликвидируемого лица, о наличии которых доподлинно известно, и которые не по вине кредиторов не были отражены в балансах.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 05 марта 2013 года N 14449/12, согласно положениям ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия и ликвидатор прежде всего должны совершать действия, направленные на разрешение надлежащим образом вопросов, касающихся расчетов с кредиторами, в том числе заблаговременно направлять известным им кредиторам письменные уведомления с тем, чтобы последние имели реальную возможность реализовать право на предъявление требований в пределах срока, установленного ликвидационной комиссией, ликвидатором.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сослался на то, что ликвидатор ООО "Трубопроводная компания" Косолапова О.Ю., зная о наличии задолженности перед заявителем, не произвела расчеты с данным кредитором, составил и утвердила ликвидационный баланс без учета соответствующих обязательств ликвидируемого общества перед кредитором. Суд первой инстанции согласился с доводом заявителя о том, что ликвидатор ООО "Трубопроводная компания" действовала недобросовестно.
Суд первой инстанции признал также, что незаконными являются и действия налогового органа о внесении записи о прекращении деятельности ООО "Трубопроводная компания", поскольку соответствующая запись была внесена в ЕГРЮЛ в нарушение требований действующего законодательства. У регистрирующего органа имелись все основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией юридического лица, поскольку проверка достоверности сведений проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.
В силу п. 3 ст. 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
Согласно абз. а) п. 4.2. ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем.
Устанавливая такие выводы, суд первой инстанции сослался на то, что определением Арбитражного суда Самарской области от 30.03.2020 г. по делу N А55-6837/2020 приняты обеспечительные меры в виде запрета Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары, Межрайонной инспекции ФНС N 15 по Самарской области вносить в ЕГРЮЛ запись о ликвидации ООО "Трубопроводная компания" (ИНН 6321290327).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что внесение налоговым органом записи о прекращении деятельности ООО "Трубопроводная компания" повлекло причинение имущественного вреда ООО "Исток-Инвест", поскольку обязанность по уплате денежных средств ликвидатором ООО "Трубопроводная компания" исполнена не была.
Основанием внесения записи о ликвидации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (статьи 1, 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Из пункта 4 статьи 5, статей 9, 21 Закона о государственной регистрации следует, что регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации на основании представленных ему документов. Так, в частности, в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется, помимо прочего, заявление, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены.
Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
При этом достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в соответствии с подпунктом "а" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 9 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Закона о государственной регистрации).
Таким образом, решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица является законным и обоснованным, только если соблюден порядок, установленный указанными выше правовыми нормами.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае решение и действия ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары от 07.08.2020 по внесению в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица - ООО "Трубопроводная компания" являются незаконными, поскольку при проведении ликвидации ООО "Трубопроводная компания" не были соблюдены требования действующего законодательства (Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о регистрации), что нарушает права ООО "Исток-Инвест" как кредитора ООО "Трубопроводная компания".
Нормы действующего законодательства не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и отсутствия у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию требованиям, установленным нормативными актами.
Однако сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации является необоснованным. Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Следовательно, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что недобросовестные действия ликвидатора ООО "Трубопроводная компания" Косолаповой О.Ю. по предоставлению недостоверных сведений в ликвидационном балансе ликвидируемого общества, повлекли за собой введение в заблуждение регистрирующего органа, и как следствие принятие неправомерного решения об исключении сведений о нем из ЕГРЮЛ, при не соблюденном порядке ликвидации.
Установив изложенные выше обстоятельства, а также, сославшись на то, что установленный ГК РФ порядок ликвидации ООО "Трубопроводная компания" соблюден не был, в регистрирующий орган ликвидатором были представлены документы, содержащие недостоверные сведения, суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения, судом первой инстанции допущено несоответствие выводов в нем изложенных, обстоятельствам дела, что в силу п.3) ч.1 ст.270 АПК РФ является основанием для отмены решения и принятия нового судебного акта.
Как было указано выше, доводы суда первой инстанции, на основании которых он пришел к выводу о необходимости удовлетворить заявленные требования, строятся на том, что заявитель, как кредитор ликвидированной организации, имеет право на обжалование исключения её из ЕГРЮЛ, поскольку такой ликвидацией нарушаются его права на получение денежных средств.
По мнению суда апелляционной инстанции, указанный вывод сделан без учета того, что предполагаемые требования ООО "Исток-Инвест" к ООО "Трубопроводная компания" не являются требованиями об исполнении какого-либо договорного или иного обязательства, а являются требованиями о выплате неустойки и штрафа. Иными словами, какие-либо неисполненные обязательства у ликвидированной организации перед заявителем отсутствуют, по крайней мере, ООО "Восток-Инвест" об этом не заявляло.
Напротив, у ООО "Исток-Инвест" имелись неисполненные обязательства перед ООО "Трубопроводная компания", что подтверждается вступившим в законную силу постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2020 года, по делу А55-27487/2019. Указанным судебным актом с ООО "Исток-Инвест" в пользу ООО "Универсал" (указанное общество является правопреемником ООО "Трубопроводная компания" на основании договора цессии) взыскано 508 822 руб. 24 коп. долга, 153 412 руб. 26 коп. пени и 19 245 руб. возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Как следует из сведений Интернет ресурса "Картотека арбитражных дел", дело А55-27487/2019 возбуждено Арбитражным судом Самарской области определением от 03 сентября 2019 года, по иску ООО "Требопроводная компания" к ООО "Исток-Инвест". Предметом спора являлось взыскание задолженности за выполненные ООО "Трубопроводная компания" в пользу ООО "Исток-Инвест" подрядные работы на основании договора подряда от 06.06.2018 N 0606, т.е. того же самого договора, на основании которого ООО "Исток-Инвест" заявлены требования о взыскании с ООО "Трубопроводная компания" неустойки и штрафа в рамках дела А55-6837/2020.
При рассмотрении дела А55-27487/2019 ООО "Исток-Инвест" не было заявлено встречных требований о взыскании с истца суммы неустойки и штрафа.
На какой стадии судебного процесса, и в какой процессуальной форме осуществлять защиту своего нарушенного права является безусловным выбором лица, участвующего в деле. Однако, как следует из содержания судебных актов по делу А55-27487/2019, возражения ООО "Исток-Инвест" не касались ненадлежащего исполнения подрядчиком - ООО "Трубопроводная компания", своих обязательств. Доводы, которые по мнению заявителя, свидетельствуют о наличии у него права требовать штраф и неустойку, появились только в самостоятельном иске, заявленном более чем через полгода, после обращения в суд ООО "Трубопроводная компания", после принятия участником общества решения о его ликвидации и после передачи права требования долга с ООО "Исток-Инвест" иному лицу.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание, что одновременно с подачей иска, ООО "Исток-Инвест" ходатайствовало о принятии обеспечительных мер в виде запрета регистрационных действий в отношении ответчика.
В соответствии с пунктом 1 и пунктом 2 статьи 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
С учетом вышеописанных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что подача искового заявления о взыскании штрафных санкций в рамках договора подряда, на основании которого само ООО "Восток-Инвест" уже было признано судом должником перед ликвидируемым ООО "Трубопроводная компания", имеет целью не восстановление своего нарушенного права, а направлено на получение искусственной возможности обратиться в регистрирующий орган с целью воспрепятствовать ликвидации общества.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ликвидацией ООО "Трубопроводная компания" права заявителя не нарушаются.
Поскольку в качестве обязательного основания для признания незаконными решений и действий государственных органов должен присутствовать признать нарушения прав заявителя, в удовлетворении требований ООО "Исток-Инвест" следует отказать.
Оценивая довод о том, что внесение записи о ликвидации ООО "Трубопровод строй" имело место вопреки принятым АС Самарской области обеспечительным мерам, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Оспариваемая запись внесена в реестр 30 марта 2020 года. Определение о принятии мер по обеспечению иска по делу А55-6837/2020 имеет дату также 30 марта 2020 года, однако, согласно сведений Интернет ресурса "Картотека арбитражных дел", датой его публикации является 13 часов 08 минут 01 апреля 2020 года, т.е. на момент внесения оспариваемой записи, определение не было не только направлено заинтересованным лицам, но даже еще и не размещено в сети Интернет.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение искового заявления и апелляционных жалоб в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на заявителя по делу.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 февраля 2021 года по делу N А55-31463/2020 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с ООО "Исток-Инвест" в пользу Малова Антона Владимировича возмещение расходов по уплате государственной пошлины в сумме 150 руб.
Взыскать с ООО "Исток-Инвест" в пользу Косолаповой Ольги Юрьевны возмещение расходов по уплате государственной пошлины в сумме 150 руб.
Возвратить Малову Антону Владимировичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2.850 (две тысячи восемьсот пятьдесят) рублей, излишне уплаченную по чеку - ордеру от 16 марта 2021 г.
Возвратить Косолаповой Ольге Юрьевне из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1.350 (одна тысяча триста пятьдесят) рублей, излишне уплаченную по чеку - ордеру от 02 апреля 2021 г.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-31463/2020
Истец: ООО "Исток-Инвест"
Ответчик: ФНС России Инспекция по Красноглинскому району г. Самары
Третье лицо: ООО Ликвидатор "Трубопроводная компания" Косолапова О.Ю., ООО Ликвидатор "Трубопроводная компания" Косолапова Ольга Юрьевна, ООО Учредитель "Трубопроводная компания" Малов А.В., ООО Учредитель "Трубопроводная компания" Малов Антон Владимирович