г. Москва |
|
05 мая 2021 г. |
Дело N А41-79362/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Марченковой Н.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Князевым Н.В.,
при участии в заседании: согласно протокола судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "РОССЕТИ Московский регион" на решение Арбитражного суда Московской области от 18.02.2021 г. по делу N А41-79362/20, принятое судьей Летяго А.А., по заявлению Комитета лесного хозяйства МО (ИНН 5024129468, ОГРН 1125024004918) ПАО "РОССЕТИ Московский регион" (ИНН 5036065113, ОГРН 1057746555811,) при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН: 1047796366298, ИНН: 7705598840), Администрации г.о. Чехов (ОГРН: 1025006396040, ИНН: 5048051080),об обязании произвести уборку лесного участка Молодинского участкового лесничества квартала 8 выдела 7 от строительных и бытовых отходов на площади 0,0022 га,
УСТАНОВИЛ
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к публичному акционерному обществу "РОССЕТИ Московский регион" (далее - ПАО "РОССЕТИ Московский регион", ответчик) об обязании произвести уборку лесного участка Молодинского участкового лесничества квартала 8 выдела 7 от строительных и бытовых отходов на площади 0,0022 га.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.02.2021 по делу N А41-79362/20 исковые требования комитета удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ПАО "РОССЕТИ Московский регион" обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и процессуального права.
Комитет в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Федерального агентства лесного хозяйства, Администрации г.о. Чехов, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель ПАО "РОССЕТИ Московский регион" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Комитета лесного хозяйства МО возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Государственным лесным инспектором Московской области 08.09.2020 в результате осмотра лесного участка Молодинского участкового лесничества, квартал 8 выдел 7 вблизи пос. Любучаны, г.о. Чехов Московской области установлено нарушение Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 (далее - Правила N 607), совершенное в защитных лесах - в охранной зоне ЛЭП с отп. вблизи опоры Н-С 10,Н-С 11, а именно - загрязнение лесного участка Молодинского участкового лесничества квартал 8 выдел 7 строительными и бытовыми отходами на площади 0,0022 га, в результате чего нарушены статья 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), пункт 14 Правил N 607, пункт 8 "г" постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее - Правила N 160).
По факту выявленного нарушения в отношении ПАО "РОССЕТИ Московский регион" составлен протокол от 10.09.2020 N 13-346/2020 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.31 КоАП РФ и выдано предписание об устранении нарушений лесного законодательства об обязании в срок до 12.10.2020 убрать с лесного участка в квартале 8 выдел 7 Молодинского участкового лесничества строительные и бытовые отходы на площади 0,0022 га.
Данное предписание ответчиком не оспорено.
Актом осмотра от 14.10.2020 установлено, что предписание не исполнено, спорный лесной участок не очищен от строительного и бытового мусора на площади 0,0022 га.
За невыполнение в установленный срок предписания от 10.09.2020 в отношении ПАО "РОССЕТИ Московский регион" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением от 29.09.2020 по делу об административном правонарушении N 13-346/2020 ПАО "РОССЕТИ Московский регион" признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.31 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 375 000 руб.
Доказательств признания указанного постановления незаконным в установленном порядке, обществом в материалы дела не представлено.
Комитет обратился в суд с исковыми требованиями об обязании ПАО "РОССЕТИ Московский регион" произвести уборку лесного участка Молодинского участкового лесничества квартала 8 выдела 7 от строительных и бытовых отходов на площади 0,0022 га.
Согласно Положению о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22, комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Комитет, осуществляя свои полномочия в пределах земель лесного фонда на территории Московской области, в соответствии с пунктом 14.5 Положения может обращаться в установленном порядке в суд, в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
Согласно положениям статьи 60.12 Лесного кодекса леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия (часть 1), которая осуществляется не только органами государственной власти и органами местного самоуправления, но и физическими и юридическими лицами в пределах их полномочий (часть 3).
На момент лесонарушения действовали Правила N 607, устанавливающие порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, согласно которым при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (подпункт 1 пункта 14 Правил).
Согласно пункту 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047 (далее - Правила N 2047) и действующих в настоящее время, в лесах не допускается: загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Названные Правила, равно как и Правила N 607, устанавливают единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках, и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для рекреационных целей, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов. речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей (пункт 29 Правил N 2047).
Судом первой инстанции установлено, что факт несоблюдения ответчиком Правил санитарной безопасности в части нарушения порядка уборки лесного участка от бытового и строительного мусора подтверждается актами осмотра территории лесного участка от 08.09.2020, 14.10.2020, фототаблицами, протоколом об административном правонарушении.
Согласно пункту 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Как следует из материалов дела, строительные и бытовые отходы на площади 0,0022 га расположены в зоне с особыми условиями использования - в охранной зоне ЛЭП с отп. вблизи опоры Н-С 10, Н-С 11. Лесной участок Молодинского участкового лесничества квартала 8 выдела 7 используется исключительно электросетевой организацией под размещение ЛЭП, включая охранную зону и ее обслуживание.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, факт использования лесных участков при эксплуатации линейных объектов подтверждается материалами дела.
Между тем ответчик, как электросетевая организация, обслуживающая спорную ЛЭП, не обеспечил в охранной зоне уборку лесного участка от строительного и бытового мусора на площади 0,0022 га, что зафиксировано в акте осмотра и приложенном к нему фотоматериале, а также подтверждено совместным актом осмотра территории лесного участка от 20.01.2021, представленном сторонами в судебное заседание.
Ответчиком так же не представлено доказательств того, что расположенные на лесном участке строительные и бытовые отходы на площади 0,0022 га являются несанкционированной свалкой.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что у него отсутствует обязанность по уборке лесного участка от бытового и строительного мусора.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод по следующим основаниям.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с пунктом 16 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223, действующих на момент совершения правонарушения, лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
Аналогичные положения содержатся в пункте 17 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434.
Указанные нормы права возлагают на пользователя лесов обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение регулярной очистки просеки от захламления.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "а" пункта 23 Правил N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Суд апелляционной инстанции так же признает несостоятельным довод заявителя о том, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка правовому режиму зоны электросетевого объекта в соответствии со ст. 56,89 Земельного кодекса РФ, поскольку не имеет правового значения для дела
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.02.2021 года по делу N А41-79362/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-79362/2020
Истец: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН"