Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31 августа 2021 г. N Ф05-20012/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Москва |
|
11 мая 2021 г. |
Дело N А40-158954/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.В.Бекетовой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ГБУЗ МО "ДЦГБ"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.12.2020 по делу N А40-158954/20 (17-1158)
по заявлению ГБУЗ МО "ДЦГБ"
к МГФОМС
о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Курушин Н.М. по дов. от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области "Домодедовская центральная городская больница" (далее также - заявитель, ГБУЗ МО "ДЦГБ", Учреждение, медицинская организация) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Московского городского фонда обязательного медицинского страхования (далее также - ответчик, МГФОМС, Фонд), выразившегося в невключении ГБУЗ МО "ДЦГБ" в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования города Москвы на 2021 год, о возложении обязанности на МГФОМС включить ГБУЗ МО "ДЦГБ" в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования города Москвы на 2021 год.
Решением суда от 10.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании, а также в отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, возражал против доводов и требований заявителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Учреждения - без удовлетворения.
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено апелляционным судом в его отсутствие.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя ответчика, поддержавшего свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Из материалов дела усматривается, что в июле 2020 года ГБУЗ МО "ДЦГБ" обратилось в адрес МГФОМС с заявлением (N б/н от 17.07.2020) о включении Учреждения в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования города Москвы на 2021 год.
22.07.2020 от МГФОМС поступил ответ исх. N 07-01-14/14732 на означенное заявление, которым Учреждению отказано во включении в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования города Москвы на 2021 год.
При отказ мотивирован тем, что при проверке лицензий ГБУЗ МО "ДЦГБ" на осуществление медицинской деятельности N ЛО-50-01-010393 от 13.12.2018 и N ЛО-50-01-011656 от 21.01.2020, выданных Министерством здравоохранения Московской области, а также лицензии N ФС-50-01-002418 от 27.02.2017, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, установлено, что ГБУЗ МО "ДЦГБ" не имеет права на осуществление медицинской деятельности в городе Москве.
22.07.2020 заявитель направил в адрес ответчика досудебную претензию (исх. N 313), в которой предложил МГФОМС обосновать свой отказ со ссылками на действующее законодательство РФ, а также включить ГБУЗ МО "ДЦГБ" в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования города Москвы на 2021 год.
Ввиду того, что указанная досудебная претензия была оставлена ответчиком без удовлетворения (письмо МГФОМС от 29.07.2020 исх. N 07-01-14/15695), ГБУЗ МО "ДЦГБ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
Заявленные ГБУЗ МО "ДЦГБ" требования рассматриваются на основании главы 24 АПК РФ, которой закреплена процедура судебного обжалования ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов.
К бездействию относится неисполнение органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
При этом незаконным может быть признано бездействие в случае, когда соответствующее лицо в силу возложенных на него обязанностей должно осуществлять определенные действия.
Согласно ч.3 ст.15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ) медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд ОМС до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. При этом территориальный фонд ОМС не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций. Реестр медицинских организаций ведется территориальным фондом обязательного медицинского страхования, размещается в обязательном порядке на его официальном сайте в сети Интернет и может дополнительно опубликовываться иными способами.
Порядок ведения реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, установлен Правилами обязательного медицинского страхования, утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС).
Пунктом 103 означенных Правил установлено, что медицинская организация, имеющая лицензию на осуществление медицинской деятельности, направляет уведомление о включении в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, на бумажном носителе или в электронном виде до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
В соответствии с положениями Главы VII Правил ОМС для включения в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в городе Москве (далее - реестр), необходимо выполнение медицинской организации следующих условий: соблюдение срока подачи уведомления, установленного п.103 Правил ОМС и ч.2 ст.15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ; соответствие сведений, указанных в уведомлении, требованиям, установленным п.104 Правил ОМС; наличие у медицинской организации лицензии на осуществление медицинской деятельности.
При этом предъявляемые к лицензии требования установлены Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ).
На основании п.46 ч.1 ст.12 указанного Федерального закона медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Согласно п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензия должна содержать обязательные сведения, в том числе полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовую форму юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц), государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.
Таким образом, как обоснованно отметил суд в своем решении, указание в лицензии конкретных адресов мест осуществления медицинской деятельности установлено императивной нормой Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ и является обязательным.
Медицинская организация осуществляет медицинскую деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в том субъекте Российской Федерации, где имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Как было указано выше, у заявителя имеются три лицензии на осуществление медицинской деятельности: от 27.02.2017 N ФС-50-01-002418, от 21.01.2020 N ЛО-50-01-011656 и от 13.12.2018 N ЛО-50-01-011656.
Из приложений к означенным лицензиям следует, что Учреждение осуществляет медицинскую деятельность на территории Московской области.
При этом адрес места осуществления работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, на территории города Москвы данными лицензиями не подтвержден.
Представленная в материалы дела выписка из ЕГРЮЛ также не содержит сведений о наличии у ГБУЗ МО "ДЦГБ" филиалов (мест осуществления медицинской деятельности) на территории города Москвы.
Следовательно, медицинская деятельность Учреждения ограничивается не решением территориального фонда обязательного медицинского страхования, а специальным разрешением - лицензией на осуществление медицинской деятельности, согласно которой ГБУЗ МО "ДЦГБ" вправе осуществлять медицинскую деятельность только на территории Московской области.
Принимая во внимание участие заявителя в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Московской области (реестровый номер 500601), то в случае наступления страхового случая на территории Московской области ГБУЗ МО "ДЦГБ" вправе оказывать медицинскую помощь в соответствии с лицензией лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, в том числе застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в городе Москве. В этом случае оплату оказанной медицинской помощи осуществляет Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области по месту оказания медицинской помощи с последующим предъявлением счета на оплату в МГФОМС в порядке, установленном главой X Правил ОМС.
В целях осуществления межтерриториальных расчетов заявитель включен в Единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, который в соответствии с п.10 ст.33 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ ведется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
Согласно ч.5 ст.39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ включение медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территории города Москвы, влечет за собой возникновение обязанности у страховых медицинских организаций, осуществляющих страховую деятельность на территории города Москвы, по заключению договоров на оказание и оплату медицинской помощи с медицинской организацией.
На основании ч.7 ст.34 означенного Федерального закона территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика, в том числе направленные на защиту прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования (проведение экспертиз, проверок и ревизий, предъявление в интересах застрахованных лиц требований).
При таких данных включение в реестр медицинской организации при отсутствии лицензии на осуществление медицинской деятельности на территории того субъекта РФ, где заявитель намерен осуществлять медицинскую помощь, фактически означало бы согласие заявителя на оказание медицинской помощи на территории города Москвы без специального разрешения на осуществление медицинской деятельности, что, как обоснованно указал суд первой инстанции, противоречит приведенным выше требованиям ч.7 ст.34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ.
Кроме того, Правилами ОМС предусмотрен порядок осуществления расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации (Глава X Правил ОМС).
В соответствии с п.161 Правил ОМС территориальный фонд обязательного медицинского страхования по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором они застрахованы, в объеме, установленном базовой программой, не позднее двадцати пяти рабочих дней с даты представления счета (реестра счетов) медицинской организацией с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации, на территории которого лицо застраховано, осуществляет возмещение средств территориальному фонду по месту оказания медицинской помощи не позднее двадцати пяти рабочих дней с даты получения счета (реестра счета), предъявленного территориальным фондом обязательного медицинского страхования по месту оказания медицинской помощи, в соответствии с тарифами на оплату медицинской помощи, установленными для медицинской организации, оказавшей медицинскую помощь, с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, и отражает сведения реестров-счетов об оказанной застрахованному лицу с онкологическим заболеванием медицинской помощи на информационном ресурсе территориального фонда в соответствии с п.251 Правил ОМС.
Согласно п.166 Правил ОМС медицинская организация формирует и направляет счет и реестр счета за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого они застрахованы, в территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи не позднее десяти рабочих дней месяца, следующего за месяцем завершения случая оказания медицинской помощи.
Более того, деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок такого уведомления установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" (далее - постановление Правительства РФ от 21.11.2011 N 957).
Согласно п.3 данного постановления Правительства РФ деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении. Данным пунктом определены обязательные для указания сведения, а также необходимые для представления документы (оригинал лицензии, заявление о переоформлении лицензии и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии).
В силу ч.1 ст.18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению, в том числе в случае изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных ч.1 ст.18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности (ч.7 ст.18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ).
Из означенных положений ст.18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ следует установление законодателем запрета на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до того момента как она будет переоформлена.
Такой запрет установлен в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями медицинской деятельности, а также обусловлен установлением законодательством специальных требований к отдельным местам осуществления деятельности, в соблюдении которых лицензирующие органы должны иметь возможность удостовериться.
При вынесении решения судом также обоснованно была учтена позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определениях от 12.11.2018 N 271-ПЭК18 по делу N А29-2241/17, от 25.07.2017 N 303-КГ17-7449 по делу N А51-13190/16.
Таким образом, в настоящем случае отсутствуют основания для вывода о том, что оспариваемое заявителем бездействие ответчика нарушает права и законные интересы медицинской организации.
Приведенные Учреждением доводы относительно отсутствия в законодательстве об обязательном медицинском страховании требования к наличию в лицензии указания на осуществление медицинской деятельности в конкретном субъекте РФ, а также об ограничении прав и законных интересов Учреждения исходят из неверного толкования заявителем действующих норм права.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Учреждением требований правомерен, поскольку в рассматриваемом случае отсутствуют основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ, ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания оспариваемого бездействия незаконным.
Доводы, заявленные Учреждением в обоснование позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, исследованы судом и им дана правильная оценка.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2020 по делу N А40-158954/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-158954/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДОМОДЕДОВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА"
Ответчик: МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ