г. Москва |
|
12 мая 2021 г. |
Дело N А41-23443/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Панкратьевой Н.А.,
протокол судебного заседания ведет Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Захаровой Е.А. Каширского РОСП ГУФССП России по Московской области на определение Арбитражного суда Московской области от 09.03.2021 по делу N А41-23443/20 по заявление общества с ограниченной ответственностью "Компьюлинк Инфраструктура Кашира" о снижении исполнительского сбора, по иску акционерного общества "Интер РАО-Электрогенерация" к обществу с ограниченной ответственностью "Компьюлинк Инфраструктура Кашира" о взыскании,
заинтересованное лицо: судебный пристав-исполнитель Захарова Е.А. Каширского РОСП ГУФССП России по Московской области,
при участии в заседании:
от АО "Интер РАО-Электрогенерация" - извещено, представитель не явился;
от ООО "Компьюлинк Инфраструктура Кашира" - Косткин К.А. по доверенности от 11.01.2021, диплом о высшем юридическом образовании;
от судебного пристава-исполнителя Захарова Е.А. Каширского РОСП ГУФССП России по Московской области - извещено, представитель не явился;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Интер РАО-Электрогенерация" (истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском, с учетом заявления в порядке ст. 49 АПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью "Компьюлинк Инфраструктура Кашира" (ответчик) о взыскании задолженности по Договору N 8-КАШ/001-0104-18 от 23.03.2018 (договор) в размере 17 613 660, 49 руб., неустойки по 28.09.2020 в размере 19 146 538, 88 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.10.2020 по делу N А41-23443/20 исковые требования удовлетворены. Постановлением Десятого Арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 решение Арбитражного суда Московской области от 08.10.2020 оставлено без изменений.
ООО "Компьюлинк Инфраструктура Кашира" подано заявление о снижении размера исполнительного сбора на сумму 340 314, 43 руб. (25 процентов) в редакции дополнения от 01.03.2021 до 1 020 935, 79 руб.
Определением Арбитражного суда Московской области от 09.03.2021 по делу N А41-23443/20 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, судебный пристав-исполнитель Захарова Е.А. Каширского РОСП ГУФССП России по Московской области обратился с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 153, 156 АПК РФ, в отсутствие судебного пристава-исполнителя Захаровой Е.А. Каширского РОСП ГУФССП России по Московской области и представителей АО "Интер РАО-Электрогенерация", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.kad.arbitr.ru.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с постановлением от 21.01.2021 в отношении ООО "Компьюлинк Инфраструктура Кашира" возбуждено исполнительное производство N 3964/21/50013-ИП по исполнительному листу N ФС 024428057 от 28.12.2020, выданному Арбитражным судом Московской области по делу N А41-23443/20 на сумму 27 958 101, 22 руб.
Судебным приставом-исполнителем пересчитан размер исполнительского сбора, в связи с чем, вынесено постановление N 50013/21/25224 от 04.02.2021 о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 1 361 247, 72 руб.
Полагая, что имеются основания для уменьшения размера исполнительского сбора, ответчик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу части 2.1. статьи 324 АПК РФ по правилам, установленным частью 2 статьи 324 АПК РФ, рассматриваются вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона подлежащие рассмотрению судом
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства на должника налагается денежное взыскание - исполнительский сбор.
Согласно части 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
Согласно части 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно части 7 данной статьи Закона об исполнительном производстве, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
При этом законодатель установил открытый перечень обстоятельств, которые могут являться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, и отнес установление данных обстоятельств к компетенции суда.
Как следует из имеющихся в материалах дела документов, ООО "Компьюлинк Инфраструктура Кашира" перечислило на депозитный счет Каширского РОСП ГУ ФССП России по МО денежные средства по исполнительному производству 04.02.2021, 08.02.2021 и в связи со списанием денежных средств с расчётных счетов судебным приставом-исполнителем РОСП ГУ ФССПП России по московской области Захаровой Е.А. были вынесены постановления об отмене постановления об обращения взыскания на денежные средства.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
ООО "Компьюлинк Инфраструктура Кашира" является субъектом на рынке теплоснабжения, наделено функциями единой теплоснабжающей организации постановлением администрации от 02.03.2018 N 559-па на территории городского округа Кашира, п. Большое Руново, п. Богатищево. п. Топканов,. д. Маслово, д. Никулино, д. Каменка, д. Яковское, д. Ледово, д. Бурцево.
Эксплуатация муниципальных объектов теплоснабжения осуществляется на основании концессионного соглашения от 05.12.2017 N 42/13.
Таким образом, основным источником финансирования является тарифный источник за счет начисления и сбора с потребителей денежным средств за поставленные ресурсы (теплоснабжение, горячее водоснабжение). За счет указанных средств общество осуществляет расчеты с поставщиками топливно-энергетических ресурсов, в том числе и с кредитором.
Однако, в силу наличия значительной дебиторской задолженности потребителей своевременные расчеты с поставщиками топливно-энергетических ресурсов не представляются возможными.
Так, в соответствии с бухгалтерским балансом общества по состоянию на 30.09.2020 дебиторская задолженность общества составляет 490 246 тыс. руб. Общество предпринимает все возможные меры, направленные на сокращение размера дебиторской задолженности, что следует из положительной тенденции изменения ее размера (по состоянию на 31.12.2019 -579 450 тыс. руб., по состоянию на 31.12.2018 - 657 317 тыс. руб.).
Как верно указал суд первой инстанции, ситуация усугубляется наложением постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 424 моратория на начисление и взыскание с потребителей коммунальных услуг неустойки за просрочку исполнения обязательств по их оплате.
При этом, должник, как потребитель топливно-энергетических ресурсов. использующих их в целях оказания коммунальных услуг конечным потребителям, от уплаты неустойки не освобожден.
Общество является крупным налогоплательщиком, не допускает просрочки задолженности по налогам и отчислениям в страховые фонды, пенсионный фонд, а также задолженности по заработной плате.
В течение срока для добровольного исполнения судебного акта общество активно пыталось уменьшить размер задолженности по исполнительному производству. Все поступающие денежные средства на расчетный счет общество перечисляло кредитору, что подтверждается платежными поручениями.
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В соответствии с пунктом 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50, "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В пункте 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П указано, что исполнительский сбор представляет собой взыскание (меру административной ответственности) за неисполнение исполнительного документа, выдаваемого судами и другими уполномоченными органами, а его размер семь процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника - является лишь допустимым максимумом, верхней границей, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Из пункта 4 указанного Постановления следует, что данный вид ответственности должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.
В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 -3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации не допустимо.
Согласно пункту 26 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 N 77 арбитражный суд вправе по заявлению должника уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя, с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд исходит из того, что ООО "Компьюлинк Инфраструктура Кашира" принимались меры по исполнению требований исполнительного документа, его исполнение, в оставшейся части 16 046 538, 88 руб., оплаты 16.02.2021 в полном объёме, а также постановление судебного пристава - исполнителя Каширского РОСП Захаровой Е.А., которым отменены меры по обращению взыскания по исполнительному производству N 3964/21/50013-ИП по исполнительному листу N ФС 024428057 от 28.12.2020, выданному Арбитражным судом Московской области по делу N А41-23443/20, в связи с чем, исполнительский сбор, установленный судебным приставом-исполнителем, может быть уменьшен на 25 процентов до суммы 1 020 943, 29 руб.
Следует отметить, что вопреки доводам апелляционной жалобы, ответчик обращался в суд с ходатайством о предоставлении рассрочки исполнения решения суда и приостановлении исполнительного производства, в удовлетворении которого ему было отказано.
Апелляционный суд также считает необходимым отметить, что уменьшение судом размера исполнительского сбора не является следствием признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным и не свидетельствует о незаконности постановления, принятого судебным приставом-исполнителем. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 09.03.2021 по делу N А41-23443/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления в законную силу.
Судья |
Н.А. Панкратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-23443/2020
Истец: АО "ИНТЕР РАО-ЭЛЕКТРОГЕНЕРАЦИЯ"
Ответчик: ООО "КОМПЬЮЛИНК ИНФРАСТРУКТУРА КАШИРА"