18 мая 2021 г. |
Дело N А83-583/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.05.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Остаповой Е.А.,
судей Колупаевой Ю.В.,
Сикорской Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Грабищенко О.В.,
при участии:
представителя истца - Юрчук Е.И., доверенность от 05.06.2020 N 219;
представителя третьего лица (Министерства обороны Российской Федерации) - Подройкиной Н.И., доверенность от 17.11.2020 N 207/10/010/д/340;
представителя ответчика - Качан М.С., доверенность от 10.05.2021 б/н;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России и Общества с ограниченной ответственностью "Дворцово-парковый ансамбль" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.01.2021 по делу N А83-583/2020 (судья Шкуро В.Н.)
по иску Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России
к Обществу с ограниченной ответственностью "Дворцово-парковый ансамбль"
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - Министерства обороны Российской Федерации,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (далее - истец, ФГКУ "КТУИО" МО, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Дворцово-парковый ансамбль" (далее - ответчик, ООО "Дворцово-парковый ансамбль", Общество) о взыскании 69648036,58 руб. неосновательного обогащения за фактическое использование объектов федерального недвижимого имущества - нежилых зданий и сооружений военного городска N 94, расположенных по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Свердлова, д. 34, 34д, 38, за период с 19.05.2015 по 19.08.2019, а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.05.2015 по 14.11.2019 в размере 26559182,16 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 29 января 2021 года по делу N А83-583/2020 исковые требования удовлетворены частично; с ООО "Дворцово-парковый ансамбль" в пользу Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России взыскано 69648036,58 руб. неосновательного обогащения; во взыскании 26559182,16 руб. процентов отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Учреждение обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через суд первой инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части отказа во взыскании 26559182,16 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные исковые требования в данной части удовлетворить в полном объеме, поскольку право федеральной собственности у ФГКУ "КТУИО" МО возникло с 19.05.2015, в связи с чем расчет процентов истцом произведен с указанной даты, на основании суммы, указанной в Отчете N 906/2019 об оценке рыночной стоимости права аренды объектов федерального недвижимого имущества - нежилых зданий и сооружений военного городка N 94.
Также, не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Дворцово-парковый ансамбль" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через суд первой инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Апеллянт ссылается на то, что представленный отчет об оценке не является безусловным доказательством, в самом отчете указано, что определенная оценщиком сумма не включает в себя расходы на содержание и эксплуатацию, при оценке не использовался ни сравнительный, ни затратный методы, а только доходный, поскольку имущество государственное, то начисление арендной платы следует проводить согласно методике расчета и распределения арендной платы при передаче в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 09.09.2015 N 536. Общество считает, что право оперативного управления истца возникло с даты его государственной регистрации, а поэтому до даты государственной регистрации права оперативного управления у Учреждения отсутствует право на получение доходов от сдачи имущества в аренду. Ответчик не владеет и не пользуется указанными объектами недвижимости с 13.03.2017, поскольку на военном городке N 94 силами Минобороны России была организована охрана и пропускной режим, а поэтому ответчик был лишен возможности их использовать.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2021 апелляционная жалоба ФГКУ "КТУИО" МО принята к производству суда апелляционной инстанции, назначено судебное заседание на 13.04.2021.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 апелляционная жалоба Общества принята к производству суда апелляционной инстанции, к совместному рассмотрению с апелляционной жалобой Учреждения, судебное заседание назначено на 13.04.2021.
12.04.2021 через систему "Мой Арбитр" от ООО "Дворцово-парковый ансамбль" поступило ходатайство об объединении настоящего дела и дела N А83-8348/2017 в одно производство для совместного рассмотрения, мотивированное тем, что вышеуказанные дела связаны между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам. Данное ходатайство не рассматривается апелляционным судом, поскольку было отозвано представителем ответчика в судебном заседании, о чем указано в протоколе судебного заседания от 11.05.2021.
В судебное заседание 11.05.2021 явились представители истца, ответчика и третьего лица.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 22.05.2019 по делу N А83-3538/2017, оставленным без изменений постановлениями Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2019 и Арбитражного суда Центрального округа от 20.11.2019, истребованы из незаконного владения ООО "Дворцово-парковый ансамбль" путем освобождения и передачи Учреждению следующие объекты недвижимого имущества: управление санатория (по ГП N 1, общей площадью 375,2 кв.м), здание службы тыла (по ГП N 2, общей площадью 481,3 кв.м), спальный корпус N 6 (по ГП N 3, общей площадью 6 179,4 кв.м), столовая N 1 (по ГП N 4, общей площадью 4 629,6 кв.м), аптека (по ГП N 5, общей площадью 284,6 кв.м), спорткомплекс (по ГП N 6, общей площадью 1 252,4 кв.м), прачечная, котельная (по ГП N 7, 8, общей площадью 740,7 кв.м), столярная мастерская (по ГП N10, общей площадью 301,2 кв.м), мастерская (по ГП N 11, общей площадью 57,0 кв.м), склад и боксы (по ГП N 12, общей площадью 150,2 кв.м), склад (по ГП N 13, общей площадью 818,3 кв.м), гараж (по ГП N 15а, общей площадью 182,2 кв.м), диспетчерская - склад гаража (по ГП N 16, общей площадью 263,2 кв.м), душевая, бюветная (по ГП N 18, общей площадью 133,2 кв.м), сооружения стадиона (футбольные поля) (по ГП N 19, общей площадью 6 945,7 кв.м), торговый комплекс (по ГП N 20, общей площадью 377,4 кв.м), электрощитовая (по ГП N 21, общей площадью 53,9 кв.м), танцплощадка (по ГП N 22, общей площадью 173,0 кв.м), касса (по ГП N 23, общей площадью 34,5 кв.м), летний кинотеатр с кинобудкой (по ГП N 24, общей площадью 28,4 кв.м), контрольно-пропускной пункт N 2 (по ГП N 25, общей площадью 4,0 кв.м), контрольно-пропускной пункт N 3 (по ГП N 25а, общей площадью 6,0 кв.м), контрольно-пропускной пункт N 4 (по ГП N 25б, общей площадью 4,6 кв.м), контрольно-пропускной пункт N 1 (по ГП N 26, общей площадью 20,0 кв.м), летний кинотеатр (по ГП N 27, общей площадью 421,3 кв.м), танцевальная площадка (по ГП N 28, общей площадью 502,8 кв.м), открытый склад (по ГП N 29, общей площадью 153,8 кв.м), слесарная мастерская (по ГП N 30, общей площадью 104,0 кв.м), санузел-душевая (по ГП N 31, общей площадью 30,0 кв.м), спальный корпус N 14 (по ГП N 32, общей площадью 271,3 кв.м), спортплощадка (по ГП N 34, общей площадью 497,3 кв.м), здание столовой N 2 (по ГП N 35, общей площадью 794,9 кв.м), танцевальный зал (по ГП N 36, общей площадью 626,4 кв.м), танцевальная площадка (по ГП N 37, 3 общей площадью 33,8 кв.м), помещения теплиц (по ГП N 42, общей площадью 885,7 кв.м), склад топлива (по ГП N 43, общей площадью 231,0 кв.м), боксы для машин (по ГП N 44, общей площадью 620,4 кв.м), столярная мастерская (по ГП N 45, общей площадью 94,9 кв.м), спальный корпус N 8 (по ГП N 46, общей площадью 1102,9 кв.м), склад гражданской обороны (по ГП N53, общей площадью 64,2 кв.м), расположенные по адресу: ул. Свердлова, д. 34, гор. Ялта, Республика Крым; котельная N 2 (по ГП N 9, общей площадью 427,8 кв.м), расположенная по адресу: ул. Свердлова, д. 38, гор. Ялта, Республика Крым; желудочно-кишечный кабинет (по ГП N 33, общей площадью 180,9 кв.м), спальный корпус N 7 (по ГП N 47, общей площадью 1 522,1 кв.м), расположенные по адресу: ул. Свердлова, д. 34д, гор. Ялта, Республика Крым.
В вышеуказанном решении судом установлено, что собственником указанных объектов является Российская Федерация в лице Минобороны России, истцу данное имущество принадлежит на праве оперативного управления.
Передача объектов недвижимости военного городка N 94 в федеральную собственность произведена на основании акта приема-передачи от 19.05.2015 во исполнение распоряжения Совета министров Республики Крым от 14.04.2015 N 336-р/6дсп "О передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность" и приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 23.04.2015 N 278 "О передаче в федеральную собственности и закреплении его на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России".
Указанные объекты недвижимости переданы Учреждению 15.11.2019 по акту приема-передачи взыскателю имущества, указанного в исполнительном документе судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства от 16.10.2019 N 66813/19/82025-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Республики Крым на принудительное исполнение решения от 22.05.2019 по делу N А83-3538/2017 (т.1 л.д.86-87).
Истец указал, что с учетом того, что право собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества возникло 19.05.2015, а ответчик незаконно, без правовых оснований безвозмездно пользовался им, в период с указанной даты и по 19.08.2019 на стороне общества возникло неосновательное обогащение за фактическое пользование объектами недвижимости в размере, определенном в отчете об оценке рыночной стоимости права аренды, на которое истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102, статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В предмет доказывания по спору о взыскании неосновательного обогащения входят следующие обстоятельства: факт получения ответчиком имущества, принадлежащего истцу; факт использования ответчиком этого имущества; период пользования имуществом, сумма неосновательного обогащения. Возможность извлечения и размер доходов от использования ответчиком неосновательно приобретенного имущества должны быть доказаны истцом (пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении").
Для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо наличие трех условий: приобретение или сбережение имущества, то есть увеличение стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества; приобретение или сбережение произведено за счет другого лица, а имущество потерпевшего уменьшается вследствие выбытия из его состава некоторой части или неполучения доходов, на которые это лицо правомерно могло рассчитывать; отсутствуют правовые основания, то есть когда приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, а значит, происходит неосновательно.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.01.2013 N 11524/12, с учетом того, что основания возникновения неосновательного обогащения могут быть различными: требование о возврате ранее исполненного при расторжении договора, требование о возврате ошибочно исполненного по договору, требование о возврате предоставленного при незаключенности договора, требование о возврате ошибочно перечисленных денежных средств при отсутствии каких-либо отношений между сторонами и т.п., распределение бремени доказывания в споре о возврате неосновательно полученного должно строиться в соответствии с особенностями оснований заявленного истцом требования.
Наличие указанных обстоятельств, а также размер неосновательного обогащения должно доказать лицо, обратившееся в суд с соответствующими исковыми требованиями (статья 65 АПК РФ).
Из материалов дела усматривается, что Учреждение приняло имущество по акту приема-передачи от 19.05.2015 во исполнение распоряжения Совета министров Республики Крым от 14.04.2015 N 336-р/6дсп "О передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность" до регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом, истец по существу представляет интересы казны.
Из разъяснений, содержащихся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П следует, что имущество, находящееся в федеральной собственности, может быть безвозмездно передано в собственность субъектов Российской Федерации; в свою очередь, имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, может быть безвозмездно передано в федеральную собственность, причем такая передача не является допускаемым на основании статьи 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации принудительным отчуждением имущества для федеральных нужд, предполагающим предварительное и равноценное возмещение. В то же время имущество, передаваемое в процессе разграничения собственности между Российской Федерацией и ее субъектами, остается государственной собственностью и должно использоваться органами государственной власти не иначе как для осуществления ими своих полномочий в конституционно установленных целях.
Следовательно, отношения по передаче имущества, находящегося в государственной собственности, обусловливаемые разграничением публично-властных полномочий, включая отношения, касающиеся оснований и порядка передачи имущества, в том числе формы и содержания акта, оформляющего такую передачу, также представляют собой систему публично-правовых властных отношений, одновременно субординационных и координационных по своему характеру. Именно в силу этого данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующим имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу, не регулируются.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" установлено, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В пункте 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) установлено, что в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 ГК РФ, а также иного имущества.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Этой же статьей Федерального закона N 122-ФЗ прямо предусмотрено, что к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы ГК РФ и Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.
Согласно пункту 1.1. статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Часть 1 статьи 10 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" предусматривает, что безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности Республики Крым, в федеральную собственность осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом N 122-ФЗ, с учетом установленных настоящей статьей особенностей.
Государственным Советом Республики Крым приняты следующие постановления:
- от 30.04.2014 года N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", которым установлено, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, учитывается как собственность Республики Крым;
- от 27.02.2015 года N 504-1/15 "О внесении изменения в постановление Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", которым Приложение к постановлению N 2085-6/14 дополнено пунктом 242. Указанный пункт 242 Приложения предусматривает включение в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, имущества бывшего государственного предприятия Министерства обороны Украины "Центральный военный санаторий "Ялтинский" (бывший военный городок N 94), расположенного по адресу: г. Ялта, ул. Свердлова, 32, в том числе имущества: ООО "Дворцово-парковый ансамбль".
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 14.04.2015 N 336-р/6 дсп "О передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность" с изменениями и дополнениями определен Перечень военных городков, в границах которых недвижимое имущество, в том числе земельные участки в границах военных городков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны государственной безопасности государства передаются в федеральную собственность и закрепляются на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
Пунктом 3 указанного распоряжения установлено, что право собственности Российской Федерации на имущество, указанное в пункте 1 настоящего распоряжения, возникает с даты, утверждения акта приема-передачи. Следовательно, государственная регистрация в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Учреждения, осуществленная согласно представленным Выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющими проведенную государственную регистрацию прав (т.1 л.д.41-82) 29.08.2016, 06.09.2016, 07.09.2016, 08.09.2016, 09.09.2016, 07.10.2016 и 21.12.2016, является актом признания и подтверждения уже возникшего права.
Таким образом, вопреки общему правилу, закрепленному в пункте 2 статьи 8.1 ГК РФ, согласно которому права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, и в случае возникновения права собственности у Республики Крым и в случае возникновения права собственности Российской Федерации законами установлено иное. В частности, применительно к возникновению права собственности Российской Федерации с учетом части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ пунктом 3 распоряжения Совета министров Республики Крым от 14.04.2015 N 336-р/6дсп определено, что право собственности Российской Федерации на передаваемое в федеральную собственность, в том числе спорное, имущество возникает с даты утверждения акта приема-передачи.
Судом первой инстанции верно указано, что на основании акта приема-передачи от 19.05.2015 объекты недвижимости в составе военного городка N 94, расположенного по адресу: гор. Ялта, ул. Свердлова, 32 (пункт 27 акта, т.1 л.д.36-38) во исполнение распоряжения Совета министров Республики Крым от 14.04.2015 N 336-р/6дсп "О передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность" и приказа Минимущества от 23.04.2015 N 278 "О передаче в федеральную собственности и закреплении его на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России" были переданы в федеральную собственность, что означает, что переход права в данном случае состоялся именно в эту дату в силу прямого указания нормативно-правового акта.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 10 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" отсутствие государственного (кадастрового) учета объектов недвижимого имущества, государственной регистрации прав Республики Крым на подлежащее безвозмездной передаче в федеральную собственность недвижимое имущество не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче такого имущества в федеральную собственность.
Из указанной нормы следует, что прежний собственник сложил с себя полномочия по извлечению материальных благ от использования спорного имущества, делегировав это новому собственнику.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 4408/11 указано, что после исполнения сделки, в нашем случае безвозмездной, прежний собственник не имеет права по смыслу закона требовать оплаты его пользования.
С учетом изложенного, с целью обеспечения баланса интересов Российской Федерации и интересов ее субъекта, суд первой инстанции обоснованно счёл возможным предоставить право на получение оплаты по использованию имущества Федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России и отклонил доводы ответчика об отсутствии у Учреждения до даты государственной регистрации права оперативного управления права на получение доходов от сдачи имущества в аренду.
Учитывая отсутствие доказательств оплаты пользования федеральным имуществом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возникновении на стороне ответчика неосновательного обогащения в виде сбереженной платы за фактическое пользование имуществом за период с 19.05.2015 по 19.08.2019.
В соответствии с Отчетом N 906/2019 об оценке рыночной стоимости права аренды объектов федерального недвижимого имущества - нежилых зданий и сооружений военного городка N 94, согласно заданию на оценку N 164-Н от 26.08.2019, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "АФК-Аудит" (т.1 л.д.109-141, т.2 л.д.2-127), платеж за право пользования объектом оценки в период с 19.05.2015 по 19.08.2019 составляет 82378675,00 руб. (т.2 л.д.23).
Как усматривается из материалов дела, истцом из этой суммы вычтен платеж за пользование ответчиком нежилым зданием по ГП N 3 (спальный корпус N 6) за период с 19.05.2015 по 25.04.2017 в размере 12730638,42 руб., который является предметом иска в деле N А83-8348/2017. Таким образом, заявленная по настоящему делу ко взысканию сумма неосновательного обогащения в виде сбереженной платы за фактическое пользование федеральным имуществом составляет 69648036,58 руб.
Судами данный расчет проверен и признан обоснованным и арифметически верным.
Судебная коллегия, соглашаясь с судом первой инстанции, не принимает довод ответчика о том, что он не владеет и не пользуется указанным объектом недвижимости с 13.03.2017, поскольку на военном городке N 94 силами Минобороны России была организована охрана и пропускной режим, а поэтому он был лишен возможности их использовать, ввиду следующего.
В соответствии часть 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Признание преюдициального значения судебного решения, направленное на обеспечение стабильности и общеобязательности этого решения и исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если имеют значение для его разрешения.
Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит общеправовому принципу определенности, а также упоминаемым в актах Конституционного Суда Российской Федерации принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года N 2-П).
Указанный объект недвижимости в составе военного городка N 94 истребован из владения ответчика решением Арбитражного суда Республики Крым от 22.05.2019 по делу N А83-3538/2017. При этом ответчиком не оспаривался факт владения спорным имуществом. Удовлетворение арбитражным судом виндикационного иска является доказательством фактического владения ответчиком спорным имуществом.
Как указано в решении, ответчик, как лицо, владеющее этим имуществом, обращался в Арбитражный суд Республики Крым к Государственному Совету Республики Крым, Совету министров Республики Крым, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России с иском о признании права собственности на имущество, приобретенное им по договорам купли-продажи у ООО "Барконд" и ООО "Евротехно-Плюс".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 15.11.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа, резолютивная часть которого была объявлена 14.08.2019, по делу N А83-4120/2016, в удовлетворении исковых требований ООО "Дворцово-парковый ансамбль" отказано.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел обоснованному к выводу, что ответчик фактически владел спорным имуществом в заявленный ко взысканию период с 19.05.2015 по 19.08.2019.
Относительно несогласия ответчика с указанным в Отчете об оценке размером рыночной стоимости прав аренды, поскольку определенная оценщиком сумма не включает в себя расходы на содержание и эксплуатацию имущества, в том числе оплату ответчиком в период с 2015 года по 2019 года коммунальных услуг, арендой платы за землю и других платежей, направленных на улучшение и на содержание объектов недвижимости в размере 58650000,00 руб., при оценке не использовался ни сравнительный, ни затратный методы, а только доходный, оценщиком не применена методика расчета и распределения арендной платы при передаче в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 09.09.2015 N 536, суд исходит из того, что оценщиком была проведена оценка рыночной стоимости права аренды, что предполагает использование, в том числе и доходного метода оценки, который основан на определении ожидаемых доходов от использования объектов оценки. Применение оценщиком только доходного подхода не свидетельствует о недействительности такой оценки. В Отчете об оценке обосновано не применение сравнительного и затратного методов оценки. Соответственно, понесенные ответчиком расходы на содержание и эксплуатацию имущества, в том числе, оплату коммунальных услуг, арендой платы за землю и других платежей за период пользования имуществом не должны учитываться.
При рассмотрении дела суд обоснованно исходил из того, что не подлежит применению и утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 09.09.2015 N 536 Методика расчета и распределения арендной платы при передаче в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, поскольку эта методика разработана с целью создания единого организационно-экономического механизма определения размера платы за аренду (субаренду) имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым. В данном же случае оценивалось право пользования объектами федеральной собственности.
В силу пункта 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, которое неосновательное временно пользовалось чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования по цене, существовавшей по время, когда закончилось пользование и в том месте, где оно происходило.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному и правильному выводу относительно того, что у ответчика возникло неосновательное обогащение в понимании положений статей 1102, 1105 ГК РФ.
Таким образом, суд пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания 69648036,58 руб. неосновательного обогащения в виде сбереженной платы за фактическое пользование федеральным имуществом.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании 26559182,16 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.05.2015 по 14.11.2019.
Согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В пункте 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" также разъяснено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты, установленные пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, с момента, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Как усматривается из представленного истцом в материалы дела расчета (т.1 л.д.24), проценты рассчитаны с 19.05.2015 сразу на всю сумму неосновательного обогащения, которая согласно Отчету об оценке сложилась за 1553 дня фактического пользования федеральным имуществом по состоянию на 19.08.2019.
Перепроверив предоставленный расчет истца, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец ошибочно отождествляет момент возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения в размере 69648036,58 руб. с датой составления акта приема-передачи имущества от 19.05.2015.
Судом первой инстанции правомерно принято во внимание, что о неосновательности сбережения денежных средств в виде платы за фактическое пользование федеральным имуществом в период с 19.05.2015 по 19.08.2019 в размере 69648036,58 руб. ответчик узнал из претензии от 14.11.2019 N 141/8/10/7555 (т.1 л.д. 25-26), которая, согласно уведомлению о вручении заказной корреспонденции, была им получена 27.11.2019.
Учитывая, что распоряжение Совета министров Республики Крым от 14.04.2015 N 336-р/6дсп "О передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность" в силу присвоенного ему грифа "Для служебного пользования" содержит информацию ограниченного распространения, оно не находится в свободном доступе и не предназначено для всеобщего ознакомления, ответчик до получения претензии не мог и не должен был знать о передаче имущества в федеральную собственность и имущественных притязаниях истца. Датой начала просрочки исполнения возникшего у ответчика обязательства возместить истцу сбереженные вследствие безоплатного пользования федеральным имуществом денежные средства является дата получения претензии.
С учётом изложенного, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об отказе во взыскании 26559182,16 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку избранный истцом период для начисления процентов предшествует дате получения ответчиком претензии.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Приведенным доводам судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
Обжалуемое решение принято законно и обоснованно с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренные статьей 270 АПК РФ основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 29 января 2021 года по делу N А83-583/2020 оставить без изменений, апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Общества с ограниченной ответственностью "Дворцово-парковый ансамбль" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Остапова |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-583/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КРЫМСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ
Ответчик: ООО "ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ"
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации