г. Тула |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А68-3432/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.05.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Дайнеко М.М. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горшковой В.А., при участии от истца - Денисенко Анны Геннадьевны - Денисенко А.Г. (паспорт), от ответчика - муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Тула "Ремжилхоз" (г. Тула, ИНН 7105027644, ОГРН 1027100689791) - Кабанова А.В. (доверенность от 01.02.2021), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Дизайн-Стиль" (г. Тула, ИНН 7107525596, ОГРН 1107154026044) - Чеибурова А.С. (доверенность от 11.01.2021) и Денисенко А.Г. (доверенность от 11.01.2020), в отсутствие третьих лиц - публичного акционерного общества "Косогорский металлургический завод", администрации г. Тулы и комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дизайн-Стиль" на решение Арбитражного суда Тульской области от 03.03.2021 по делу N А68-3432/2020 (судья Рыжикова Н.А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дизайн-Стиль" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования город Тула "Ремжилхоз" (далее - предприятие) об установлении частного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 71:30:070713:1125/чзу1, площадью 431 кв. метра, расположенного по адресу: Тульская обл., г. Тула, Привокзальный район, ул. Зеленая, д. 3Б, в пользу собственника трассы теплосети, расположенной на данном земельном участке, на условиях, изложенных в соглашении.
Определением суда от 16.12.2020, принятым на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведено процессуальное правопреемство истца в связи с правопреемством в материальном правоотношении (отчуждении земельного участка в пользу Денисенко А.Г.) и общество заменено на Денисенко Анну Геннадьевну. Одновременно общество привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определениями суда от 25.06.2020, от 12.08.2020, принятыми на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "Косогорский металлургический завод", администрация г. Тулы, комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы.
Решением суда от 02.03.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение отменить, исковые требования удовлетворить. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на то, что при наличии теплотрассы использование земельного участка ограничено, на нем невозможно строительство каких-либо зданий, строений, сооружений, что препятствует истцу в осуществлении его хозяйственной деятельности. Указывает на то, что земельный участок приобретался без каких либо ограничений и обременений. Утверждает, что статус спорного объекта теплотрассы не определен, она является вновь образованным объектом, включающим в себя в том числе объект с кадастровым номером 71:00:000000:112814, расположенный за несколько километров от участка истца. Утверждает, что теплотрасса с кадастровым номером 71:30:070804:1941, на которую ответчиком представлены документы расположена от АТС до клуба (здания ПАО "Косогорский металлургический завод"), в то время как теплотрасса расположенная на земельном участке истца, не имеет кадастрового номера и является иным не учтенным надлежащим образом объектом. Отмечает, что суд первой инстанции не установил необходимость существования теплотрассы на участке истца и наличия у нее охранной зоны.
В отзыве ответчик просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что производство по апелляционной жалобе подлежит прекращению, поскольку общество заменено на его процессуального правопреемника, в связи с чем оно выбыло из состава лиц, участвующих в деле, и не может обжаловать принятое решение.
Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы в отзыве ссылается на законность и обоснованность решения и просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители истца, ответчика и третьего лица - общества поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Третьи лица - публичное акционерное общество "Косогорский металлургический завод", администрации г. Тулы и комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела в сети Интернет, в суд представителей не направили. С учетом мнений истца, представителей ответчика и третьего лица - общества, судебное заседание проводилось в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав истца, представителей ответчика и третьего лица - общества, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, обществу на основании договора купли-продажи от 27.11.2018 N 201823/178, т. 1, л. д. 14) на праве собственности принадлежали следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Тула, Привокзальный район (бывший пос. Косая Гора), ул. Зеленая, д. 3б:
- нежилое здание (теплица), 1-этажный (подземный этажей - 0), лит. А, кадастровый номер 71:30:070713:478, площадью 202,6 кв. метров,
- земельный участок с кадастровым номером 71:30:070713:1125, площадью 4374 кв. метров, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: нежилое здание (теплица).
Через земельный участок проходит сооружение - теплотрасса. Данное обстоятельство подтверждается составленным по заказу общества межевым планом от 19.12.2019, выписками из ЕГРН (т. 1, л. д. 157, 162). Так, в частности, по земельному участку с кадастровым номером 71:30:070713:1125 проходит сооружение (тепловая сеть) с кадастровым номером 71:00:000000112814, год завершения строительства - 1989 (т. 1, л. д. 162). При этом названное сооружение, согласно сведениям ЕГРН образовано из сооружения с кадастровым номером 71:30:070804:1941 (т.2, л. д. 47).
Указанное сооружение находится в собственности муниципального образования г. Тулы на основании постановлений главы администрации от 30.08.2004 N 1467, от 11.11.2004 N 1854, от 11.05.2011 N 1242, от 14.10.2013 N 3367 (т.1, л. д. 163) и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения на основании постановления администрации г. Тулы от 05.09.2013 N 2941 (т. 1, л. д. 85).
Письмом от 13.01.2020 общество обратилось к предприятию с заявлением об установлении частного сервитута (в пользу предприятия) на земельный участок с кадастровым номером 71:30:070713:1125 в соответствии с межевым планом, подготовленным обществом с ограниченной ответственностью "Тулземкадастр" (т. 1, л. д. 22).
Отказ от добровольного удовлетворения указанного требования послужил основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пунктом 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 5 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017, с требованием об установлении сервитута вправе обратиться собственник земельного участка, на котором расположен принадлежащий иному лицу линейный объект, возведенный после возникновения частной собственности на указанный земельный участок.
Такой способ защиты возможен в ситуации, когда собственник линейного объекта осуществил его строительство на участке истца и фактически пользуется земельным участком, при этом уклоняясь от заключения соглашения о сервитуте.
В данном случае сооружение коммунального хозяйства - теплотрасса с кадастровым номером 71:30:070804:1941 (из которой образовано сооружение (тепловая сеть) с кадастровым номером 71:00:000000112814, расположенное на спорном земельном участке), согласно сведениям кадастрового паспорта и паспорта тепловой сети, построена в 1972 году (образованное сооружение с кадастровым номером 71:00:000000112814 - в 1989 году), то есть до приобретения права собственности на земельный участок первоначально обществом (договор купли-продажи от 27.11.2018, т. 1, л. д. 14), а затем - Денисенко А.Г. (договор купли-продажи от 15.07.2020, т. 2, л. д. 5).
С учетом изложенного, апелляционная коллегия считает, что приобретая земельный участок в собственность, истец не мог не быть осведомлен о прохождении в его границах линейного объекта, однако данное обстоятельство не явилось препятствием для совершения сделки и для использования земельного участка по целевому назначению (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2019 N 310-ЭС19-6468).
Кроме того, в отношении тепловой сети не может быть установлен частный сервитут, поскольку она является объектом коммунального хозяйства, с помощью которого осуществляется теплоснабжения социальных объектов.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о том, что расположенная на земельном участке истца тепловая сеть является вновь образованным объектом не имеет правового значения, так как из кадастрового паспорта следует, что такое образование осуществлено в 1989 году из ранее существующей (с 1972 года) тепловой сети с кадастровым номером 71:30:070804:1941 (т. 2, л. д. 46-47, т.1, л. д. 162). Таким образом, образование участка сети не привело к его изоляции от линейного объекта в целом.
Ссылка заявителя на то, что тепловая сеть с кадастровым номером 71:30:070804:1941 проходит от АТС до клуба (здания ПАО "Косогорский металлургический завод") не опровергает факта того, что образованный из нее участок сети с кадастровым номером 71:00:000000112814 (расположенный на земельном участке истца) не является промежуточным звеном в составе линии теплотрассы. Доказательств того, что расположенный на земельном участке истца участок теплосети с кадастровым номером 71:00:000000112814 является обособленным и функционально и технологически не связанным с исходным объектом, из которого он образован (тепловой сети с кадастровым номером 71:30:070804:1941), вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Между тем выбор способов эффективной судебной защиты нарушенных прав лежит на лицах, участвующих в деле, и может быть обеспечен своевременной подачей соответствующих жалоб, ходатайств, объяснений, касающихся арбитражного процесса, совершением процессуальных действий, предписанных АПК РФ (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2015 N 307-ЭС15-661, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 9604/12).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, непредставление доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно, со ссылкой на конкретные документы, указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11, от 08.10.2013 N 12857/12, определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.05.2015 N 305-ЭС14-8858).
Судебная коллегия также считает необходимым обратить внимание на следующее.
В соответствии с пунктом 28 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) охранная зона тепловых сетей является зоной с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 2 статьи 104 ЗК РФ в целях, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, в границах зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 106 ЗК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зоны с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором помимо прочего должны быть определены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, за исключением случаев, если Федеральным законом принятие указанных решений отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно части 16 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", до утверждения Правительством Российской Федерации положения о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида в соответствии со статьей 106 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) решение об установлении такой зоны принимается или ее установление осуществляется путем согласования границ осуществляется в соответствии с требованиями статьи 106 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона Правительством Российской Федерации для зоны с особыми условиями использования территории соответствующего вида.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
Согласно пункту 2 указанной статьи Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования.
В силу пункта 3 данной статьи теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 33 приказа Госстроя Российской Федерации от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" в процессе эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена их охрана, которая включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на ограничение хозяйственной деятельности в охранной зоне тепловых сетей, и осуществляется в объеме требований "Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей" и утверждаемых на их основе органами местного самоуправления Правил охраны тепловых сетей.
Охрана тепловых сетей осуществляется теплоснабжающим предприятием или абонентом в соответствии с границами эксплуатационной ответственности. Для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
В соответствии с пунктом 2 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя России от 17.08.1992 N 197 Министерствам, комитетам, территориальным производственным объединениям, ассоциативным структурам жилищно-коммунального хозяйства, производственным энергетическим объединениям республик в составе Российской Федерации, краев и областей необходимо на основе "Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей" с учетом местных условий разработать правила, а органам исполнительной власти утвердить и ввести их в действие.
В соответствии с пунктом 4 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя России от 17.08.1992 N 197, охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Исходя из изложенных норм права, охранные зоны тепловых сетей в качестве зоны с особыми условиями использования устанавливаются в силу закона и их неотражение в сведениях ЕГРН (в отношении ранее введенных в эксплуатацию объектов до вступления в силу Закона о регистрации прав) не свидетельствует об отсутствии охранной зоны и обременения земельного участка. Данные об охраной зоне могут быть внесены в ЕГРН в любое время.
Довод ответчика о том, что производство по апелляционной жалобе подлежит прекращению, поскольку она подана обществом, которое в результате его процессуальной замены выбыло из состава лиц, участвующих в деле, отклоняется, поскольку определение суда первой инстанции общество привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии со статьей 110, частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 03.03.2021 по делу N А68-3432/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Капустина |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-3432/2020
Истец: Денисенко А.Г., Денисенко Анна Геннадьевна
Ответчик: МУП муниципального образования город Тула "Ремжилхоз"
Третье лицо: Администрация города Тулы, Администрация МО г. Тула, Комитет имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы, Комитет имуществыенных и земельных отношений города Тулы, ООО "Дизайн-Стиль", ПАО "Косогорский металлургический завод"