город Самара |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А65-29960/2020 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Митиной Е.А., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу ООО "Центр строительных материалов - Зенит" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 февраля 2021 года в виде резолютивной части (.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2021 года.
по делу N А65-29960/2020 (судья Мазитов А.Н.), принятое в порядке упрощенного производства по иску Волжско-Камского межрегионального Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Казань (ОГРН 1041628218763, ИНН 1659053849) к Обществу с ограниченной ответственностью "Центр строительных материалов - Зенит", г. Казань (ОГРН 1081690065269, ИНН 1657079753) о взыскании 689 452 руб. 11 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 г. и 25 745 руб. 28 коп. пени,
УСТАНОВИЛ:
Волжско-Камское межрегиональное Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Казань, обратилось в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Центр строительных материалов - Зенит", г. Казань, о взыскании 689 452 руб. 11 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 г. и 25 745 руб. 28 коп. пени.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 февраля 2021 года в виде резолютивной части (мотивированное решение изготовлено 25 марта 2021 года) иск удовлетворен: с общества с ограниченной ответственностью "Центр строительных материалов - Зенит" в пользу Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования взыскано 689 452 руб. 11 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 г., 25 745 руб. 28 коп. пени; с общества с ограниченной ответственностью "Центр строительных материалов - Зенит" в доход бюджета взыскано 17 304 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Центр строительных материалов - Зенит" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы с учетом представленных дополнений к апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что судом первой инстанции не исследованы и ни оценены представленные им в материалы дела доказательства: акты отбора роб, протоколы результатов токсикологического контроля с приложениями и заключения по отнесению отхода к классу опасности для окружающей природной среды экспериментальным методом, судом неправильно произведен расчет размера ущерба.
К дополнениям к апелляционной жалобе заявителем приложены новые доказательства - акты приема отходов в код. 103 шт., которые не могут быть приняты судом апелляционной инстанции на основании ч.1 ст. 272.1 АПК РФ.
Поскольку дополнительные доказательства поданы ответчиком в электронном виде по системе "Мой Арбитр", указанные документы фактически заявителю не возвращаются.
В отзыве на апелляционную жалобу Волжско-Камское межрегиональное Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ООО "Центр строительных материалов - Зенит" - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу судом первой инстанции, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 272.1 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, представленного отзыва на апелляционную жалобу, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, истцом при рассмотрении сведений, представленных ООО "Современный дом", установлен факт размещения ответчиком отходов на полигон, эксплуатируемый ООО УК "ПЖКХ", в количестве 833 м.куб., вид отхода установлен в соответствии со справкой о заказчиках ООО "Современный дом" за 2019 г. ( 89000001724) "отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ".
В соответствии с ГЭСН 81-02-46-2017 п.2.46.9 объемная масса строительного мусора при выполнении прочих работ по разборке металлоконструкций определена 1200 кг/м.куб. Объем отходов составил: 833 х 1,2 = 999,6 тонн.
С учетом изложенного, ответчику была доначислена плата за негативное воздействие на окружающую среду по ставке - 663,2 в соответствии с 4 классом опасности ФККО ( 81290101724) "мусор от сноса и разборки зданий несортированный", размер которой составил 689 452,11 руб., а также пени в размере 25 745,28 руб.
Установлено, что 09.10.2020 г. истцом в адрес ответчика было выставлено требование N 09-12001 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 689 452,11 руб. и пени в размере 25 745,28 руб., неудовлетворение которого в добровольном порядке послужило основанием для обращения истца с указанным иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду имеет по своей правовой природе компенсационный характер.
Как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-0, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (действовавшим до 16.03.2017) был утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
В силу пункта 1 названного Порядка, он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и оказывающие вредное воздействие на окружающую природную среду.
Приказом Ростехнадзора N 557 от 08.06.2006 был установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признавался календарный квартал.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ внесены изменения в Закон об охране окружающей среды.
Согласно ст. 16.1 Закона об охране окружающей среды плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 16.2 Закона об охране окружающей среды базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (пункт 2 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды).
Кроме того, статьей 16.4 Закона об охране окружающей среды, также введенной в действие Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ, определен порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пунктам 1, 2, 3, 4 указанной статьи плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 -го марта года, следующего за отчетным периодом.
Несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
Плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды).
Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 16.5 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии со статьями 16.3 и 16.5 Закона об охране окружающей среды постановлением Правительства Российской Федерации утверждаются Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Данные Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (вместе с "Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду") (далее - Правила N 255).
Пунктом 2 Правил N 255 предусмотрено, что плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
в) хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).
В силу пункта 4 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Согласно пункту 32 указанных Правил отчетным периодом в отношении платы признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 -го марта года, следующего за отчетным периодом.
При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
При размещении твердых коммунальных отходов лицами, обязанными вносить плату, являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (пункт 5 Правил N 255).
Пунктом 7 Правил N 255 предусмотрено, что учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
Плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно (пункт 8 Правил N 255).
Плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р (далее - перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее, соответственно, постановление N913, постановление N758, ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением N913 и постановлением N 758, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее -стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Как следует из материалов дела, Управлением Росприроднадзора был выявлен факт размещения ответчиком в 2019 году на полигоне ООО УК "ПЖКХ" - "Восточный" отхода (ФККО 81290101724) "мусор от сноса и разборки зданий несортированный", в количестве 833 куб.метров (в соответствии с ГЭСН 81-02-46-2017 п.2.46.9 объемная масса строительного мусора при работе прочих работ по разборке металлоконструкций установлена 1200 кг/куб.м., с учетом этого 833 куб.м.*1,2 т/куб.м. = 999,6 тонн).
Ответчиком не оспаривался факт размещения в 2019 г. отходов (мусор) от строительных и ремонтных работ на полигоне ООО УК "ПЖКХ" - "Восточный".
С учетом изложенного, сумма начисленной ответчику платы в соответствии с IV опасности кода ФККО (81290101724) "мусор от сноса и разборки зданий несортированный" составила: 999,6 *663,2*1,04= 689 452, 11 руб.
Исходя из установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ответчика платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 689 452, 11 руб., а также начисленных на данную сумму пени в размере 25 745 руб. 28 коп.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы заявителя жалобы о том, что судом первой инстанции не исследованы и ни оценены представленные в материалы дела доказательства: акты отбора роб, протоколы результатов токсикологического контроля с приложениями и заключения по отнесению отхода к классу опасности для окружающей природной среды экспериментальным методом, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Как верно указал суд первой инстанции, в представленных ответчиком протоколах результатов токсикологического контроля и заключениях отсутствует определенный в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 код ФККО, позволяющий идентифицировать отход по классу опасности.
Указание класса опасности отходов в актах отбора проб не является достаточным для вывода об отнесении размещенных ответчиком отходов к V классу. Кроме того, доказательства, указывающие на то, что представленные ответчиком акты отбора проб имеют отношение к вывезенным ответчиком на полигон ООО УК "ПЖКХ" - "Восточный" отходам в объеме 833 куб.м., в деле отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание представленные ответчиком документы как не соответствующие требованиям относимости и допустимости доказательств.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается также на неверный расчет истцом платы за негативное воздействие на окружающую среду как не соответствующий действительной массе вывезенных отходов.
Вместе с тем, данные расчеты ответчика носят предположительный характер и поставлены в зависимость от объема бункера грузовика, перевозящего отходы, что могло бы повлиять на массу отходов.
Однако документальных доказательств вывоза отходов меньшей массы, ответчиком в дело не представлено.
В суд первой инстанции контррасчет размера платы ответчик не представил. Приведенные в апелляционной жалобе расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с которыми размер платы не может превышать 286 237,12 руб., также документально не подтверждены и не обоснованны.
В связи с изложенным, доводы ответчика о неверном расчете ущерба окружающей среде бездоказательны и подлежат отклонению.
Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год ответчиком в дело не представлена, доказательств внесения им платы за негативное воздействие на окружающую среду в деле не имеется.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о взыскании с ответчика платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 689 452 руб. 11 коп., а также начисленных на данную сумму пени в размере 25 745 руб. 28 коп.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции также не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ на ответчика относятся расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 февраля 2021 года в виде резолютивной части (мотивированное решение изготовлено 25 марта 2021 года) по делу N А65-29960/2020, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Центр строительных материалов - Зенит" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в суд кассационной инстанции.
Судья |
Е.А. Митина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-29960/2020
Истец: Волжско-Камское межрегиональное Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Казань
Ответчик: ООО "Центр строительных материалов - Зенит", г. Казань, ООО "Центр строительных материалов-Зенит"
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд