г. Чита |
|
19 мая 2021 г. |
дело N А10-4663/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Республиканского агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 февраля 2021 года по делу N А10-4663/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Туристический рекреационный комплекс "Байкал Даймонд" (ОГРН 1130327014652, ИНН 0323370672; 670013, Республика Бурятия, город Улан-Удэ, улица Мокрова, дом 27 корпус а, офис 2) к Республиканскому агентству лесного хозяйства (ОГРН 1070326000513, ИНН 0326041154; 670013, Республика Бурятия, город Улан-Удэ, Ключевская улица, 39а) о признании незаконным приказа от 24.08.2020 N 941 об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности,
при участии в судебном заседании:
от Республиканского агентства лесного хозяйства - Соколова М.Е. - представитель по доверенности от 01.01.2021,
от общества с ограниченной ответственностью "Туристический рекреационный комплекс "Байкал Даймонд" - Максимова Е.В. - представителя по доверенности от 02.10.2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Туристический рекреационный комплекс "Байкал Даймонд" (далее - заявитель, ООО "ТРК "Байкал Даймонд" или общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Республиканскому агентству лесного хозяйства (далее также - Агентство) о признании незаконным отрицательного заключения государственной экспертизы Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности, утвержденного приказом от 24.08.2020 N 941.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 февраля 2021 года по заявленные требования удовлетворены. Отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, переданному ООО "ТРК "Байкал Даймонд" в аренду для осуществления рекреационной деятельности, утвержденное приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 24.08.2020 N 941, признано недействительным, как не соответствующее положениям Лесного кодекса Российской Федерации.
На Агентство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи положительного заключения на предоставленный проект освоения лесов.
Республиканское агентство лесного хозяйства обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель Агентства поддержал доводы жалобы.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "ТРК "Байкал Даймонд" на основании договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для осуществления рекреационной деятельности N 126-08 от 05.12.2008, Соглашения о передаче прав и обязанностей по договору N 126-08 от 11.12.2013, дополнительного соглашения N 2/2 к договору аренды N 126-08 от 18.11.2014, предоставлен в аренду лесной участок с кадастровым номером 03:16:000000:7632, площадью 1,9 га расположенный Республика Бурятия, МО Прибайкальский район, Байкальское лесничество, Котокельское участковое лесничество, квартал 88, части выделов 3, 4, 7 (представлены в эл. виде через систему подачи документов "Мой арбитр").
Согласно пункту 1.4 договора, арендатору передается лесной участок в целях осуществления рекреационной деятельности.
Пунктом 3.3.2 договора предусмотрено право арендатора осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги и другие объекты), строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках (беседок, пунктов хранения инвентаря и др.) и осуществление благоустройства лесных участков (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов и аншлагов по природоохранной тематике, скамей, навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.). Размещение временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, а также объектов предусмотренных в соответствии с Генеральным планом и прошедших экологическую экспертизу, допускается в местах, определённых в проекте освоения лесов на срок аренду (пункт 3.3.3. и 3.3.4 договора).
Согласно пункту 7.1 договора, срок действия договора установлен с даты государственной регистрации права аренды лесного участка на 49 лет.
Договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия 16.01.2009.
Соглашение о передаче прав и обязанностей от 11.12.2013 по договору N 126-08 аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для осуществления рекреационной деятельности зарегистрировано 23.12.2013.
В соответствии с частью 1 статьи 88, частью 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) заявитель разработал и представил арендодателю проект освоения лесов (представлен в эл. виде).
Руководителем Агентства утверждено отрицательное заключение N 941 от 24.08.2020 на указанный проект освоения лесов.
Отрицательное заключение выдано в связи с тем, что разделы проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности, не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно, требованиям постановления Правительства Российской Федерации N 643 от 30.08.2001 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории". В нарушение требований действующего законодательства проектом освоения лесов предусмотрено строительство рекреационного объекта.
Заявитель, считая данный приказ незаконным и необоснованным, нарушающим права и охраняемые законом интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно части 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена пунктом 8 части 1 статьи 25 ЛК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявитель является арендатором лесного участка на основании договора аренды N 126-08 от 05.12.2008 и Соглашения о передаче прав и обязанностей от 11.12.2013. Лесной участок имеет следующие характеристики: кадастровый номер 03:16:000000:7632, площадь 1,9 га, местоположение Республика Бурятия, МО "Прибайкальский район", Байкальское лесничество, Котокельское участковое лесничество, квартал 88, часть выдела 3, 4, 7. Лесной участок предоставлен для осуществления рекреационной деятельности.
По данным последнего лесоустройства (2007 год) квартал 88 по целевому назначению отнесен к защитным лесам.
Лесохозяйственный регламент Байкальского лесничества утвержден приказом Республиканского агентства лесного хозяйства N 802 от 28.09.2017.
Лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 88 ЛК РФ).
В силу статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе и порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 названной статьи.
На дату издания оспариваемого приказа действовал Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496 (далее - Порядок N 496). Утратил силу с 01.01.2021.
Пунктом 2 Порядка N 496 предусмотрено, что экспертиза проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 названного Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса.
Пунктами 3, 7 Порядка N 496 установлено, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации. Экспертиза проекта освоения лесов проводится в срок до 30 дней с даты поступления материалов.
Результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9).
Положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки (пункт 10).
В рассматриваемом случае отрицательное заключение выдано в связи с тем, что разделы проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности, не соответствуют требованиям действующего законодательства, а, именно, требованиям постановления Правительства Российской Федерации N 643 от 30.08.2001 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории". В нарушение требований действующего законодательства проектом освоения лесов предусмотрено строительство рекреационного объекта.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (далее - Закона N 94-ФЗ) озеро Байкал является объектом всемирного природного наследия.
В состав Байкальской природной территории в силу статьи 2 Закона N 94-ФЗ входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него (пункт 1).
При этом на Байкальской природной территории выделяется ряд экологических зон, в том числе центральная экологическая зона, которая представляет собой территорию, включающую в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт 2).
На Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал (пункт 1 статьи 6).
Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 6).
Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643, действовавшим на момент издания оспариваемого приказа.
При таких обстоятельствах, как правильно указал суд первой инстанции, лесной участок с N 03:16:000000:7632 расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, следовательно, порядок его использования не может противоречить ограничениям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643.
Согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещается строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек, размещение рекреационных объектов, временных палаточных городков, туристских стоянок и стоянок транзитного транспорта за пределами особо охраняемых природных территорий и особых экономических зон туристско-рекреационного типа без утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования, а также размещение указанных объектов на особо охраняемых природных территориях за пределами рекреационных зон.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, указанный запрет не свидетельствует о наличии абсолютного запрета на строительство в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Пунктом 1 статьи 41 ЛК РФ предусмотрено, что леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (пункт 2).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 N 62 утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, действовавшие до 01 января 2021 года.
Согласно пункту 7 Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право:
- осуществлять использование лесов в соответствии с документами о предоставлении лесного участка, в том числе договором аренды лесного участка, решением о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
- создавать согласно части 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другое);
- возводить согласно части 2 статьи 41 и части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство.
Указанные Правила утратили силу 01.01.2021. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.11.2020 N 908 утверждены новые Правила.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 7 указанных Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право: возводить некапитальные строения, сооружения (строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений, в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) (пункт 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) на лесных участках и осуществлять их благоустройство (часть 2 статьи 41 и часть 7 статьи 21 Лесного кодекса). Некапитальные строения, сооружения для осуществления рекреационной деятельности должны создаваться преимущественно из деревянных конструкций.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Согласно пункту 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, для осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах, эксплуатационных и резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов допускается возведение форм малой архитектуры (некапитальные нестационарные сооружения, включая беседки, веранды, дровницы, навесы, объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны), площадки для игр (детские); элементов благоустройства лесного участка (пешеходная дорожка с мягким покрытием, георешетка, устройство для оформления озеленения, фонарь, скамейка, мостик, настил, малогабаритный (малый) контейнер-мусоросборник, урна, физкультурный снаряд (тренажер), наземная туалетная кабина); линии электропередачи воздушной, кабельной всех классов напряжения; подъездного пути.
В соответствии со статьей 12 Закона N 94-ФЗ организация туризма и отдыха в центральной экологической зоне осуществляется в соответствии с правилами, обеспечивающими соблюдение предельно допустимых норм нагрузок на окружающую среду в центральной экологической зоне. Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне утверждаются органами государственной власти Республики Бурятия, органами государственной власти Иркутской области.
Согласно Правилам организации мест массового отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории Республики Бурятия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.10.2008 N 475 (далее - Правила), действовавшими в период заключения договора аренды, местом для организации массового отдыха является земельный (лесной) участок, определенный для рекреационных целей и выделенный для организации массового отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в соответствии с земельным, лесным и градостроительным законодательством.
В пункте 3.1 Правил указано, что при обустройстве мест массового отдыха возможно размещение следующих наземных сооружений: павильоны для отдыха и торговли, аттракционы, кабины-раздевалки, навесы, тенты, зонты, скамьи, столы, лежаки, помещения для хранения пляжного инвентаря, помещение для хранения спортивного инвентаря (водных велосипедов и пр.), спортивно-оздоровительные и игровые площадки, детские малогабаритные игровые сооружения (качели, карусели, грибки и пр.), сигнальные и осветительные мачты, контейнеры для сбора мусора, туалеты, автостоянки (на прилегающей территории), пешеходные дорожки и медицинские пункты.
В пункте 3.5 Правил указано, что в зоне обслуживания размещаются павильоны для отдыха и торговли, кабины для переодевания, душевые установки, питьевые фонтанчики, урны для сбора мусора в соответствии с санитарными правилами и нормами.
Согласно пункту 3.8 Правил в местах массового отдыха и на прилегающей территории не допускается скопление загрязняющих веществ и мусора. Для этого необходима установка урн и контейнеров для сбора мусора и своевременная уборка места массового отдыха. Контейнеры для сбора мусора должны располагаться на бетонированных площадках с удобными подъездными путями. Вывоз отходов и мусора осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании заключенных договоров со специализированным хозяйствующим субъектом.
Согласно пункту 3.9 Правил места массового отдыха должны быть оборудованы централизованной или локальной системами канализации с очисткой сточных вод до нормативных требований, в исключительных случаях допускается установка биотуалетов.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции пришел о том, что в центральной экологической зоне Байкальской природной территории допускается возведение (размещение) наземных сооружений (не капитальных строений), которые с учетом действующего правового регулирования являются необходимыми мерами по благоустройству зон отдыха граждан при организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне в целях осуществления рекреационной деятельности, разрешенной в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Судом первой инстанции установлено, что в Проекте освоения лесов, представленном обществом для проведения государственной экспертизы, указаны следующие существующие и проектируемые объекты, подлежащие размещению на лесном участке:
Объекты лесной инфраструктуры на лесном участке (таблица N 6 Проекта освоения лесов на стр.70):
Существующие объекты: Щит для размещения противопожарного инвентаря (1 шт.), Информационный аншлаг (1 шт.), Обустроенное место для разведения костра и отдыха (1 шт.).
Проектируемые объекты: Навес (сборно-разборное деревянное строение диаметр 20 м - 1 шт.), Навес (сборно-разборное деревянное строение размером 3*3 м, - 5 шт.).
Объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке (таблица N 7 Проекта освоения лесов на стр.73-75):
Существующие объекты: постройки временные, используемые в рекреационных целях (9 шт.), площадка для занятий спортом (4 шт.), малая архитектурная форма (2 шт.), наземная туалетная кабина (2 шт.), пешеходная дорожка (1 шт.), линия электропередач воздушная (1 шт.).
Объекты, подлежащие ремонту или реконструкции: постройки временные, используемые в рекреационных целях (1 шт.).
Проектируемые объекты: постройки временные, используемые в рекреационных целях (3 шт.), настил (3 шт.), контейнер-мусоросборник (2 шт.), урна (10 шт.), наземная туалетная кабина (1 шт.), скамейки (10 шт.).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, проектом освоения лесов предусмотрено возведение временных некапитальных построек.
Согласно заключению специалиста Маслова А.Ю. N 50-20 от 07.09.2020 строения, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 03:16:000000:7632, находящемся по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, Байкальское лесничество, Котокельское участковое лесничество, квартал N 88, части выделов 3, 4, 7, являются некапитальными строениями. Строения являются временными, быстровозводимыми, представляют собой отдельно стоящие строения, не имеющие прочной связи с землей, выполнены из конструкций, могут быть демонтированы, перевезены и собраны в ином месте, без утраты своих потребительских свойств и основных характеристик (л.д. 45-67).
Как следует из схемы территориального планирования Республики Бурятия и Прибайкальского района Республики Бурятия арендованный лесной участок находится в рекреационной местности.
В пункте 1.2. Лесохозяйственного регламента Байкальского лесничества приведены виды разрешенного использования лесов на территории лесничества с распределением по кварталам (таблица 5). Для арендуемого обществом лесного участка предусмотрен вид разрешенного использования лесов - осуществление рекреационной деятельности.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что объекты, возведение и эксплуатация которых предусмотрена проектом освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности обществу, соответствует перечню, утвержденному Распоряжению правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р. Существующие объекты, как следует из заключения специалиста, являются некапитальными. Оснований считать, что данные объекты возведены обществом неправомерно, не имеется.
Лесной участок предоставлен обществу для осуществления рекреационной деятельности, разрешенной в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, следовательно, возведение и устройство на лесном участке временных некапитальных построек, используемых в рекреационных целях, соответствует целям использования лесного участка. Более того, условиями заключенного договора аренды лесного участка истцу предоставлено право возводить на лесном участке временные постройки, не связанные с созданием лесной инфраструктуры (пункты 3.3.2 - 3.3.4 Договора). Лесной участок заявителем используется по целевому назначению. В связи с чем, довод Агентства о возведении данных объектов в нарушение требований Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 643 от 30.08.2001, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, с 01.01.2021 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2399 "Об утверждении Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории".
Пунктом 13 данного Перечня в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещено строительство объектов капитального строительства (или их частей).
Указанное, как правильно указал суд первой инстанции, подтверждает, что в центральной экологической зоне Байкальской природной территории допускается возведение (размещение) наземных сооружений (не капитальных строений).
Довод Агентства о том, что арендованный лесной участок находится на особо защитных участках леса, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
В силу части 1 статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Частью 1 статьи 119 ЛК РФ предусмотрено, что особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.
В силу части 4 статьи 119 ЛК РФ на особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 3 настоящей статьи, запрещаются: проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.
В соответствии с частью 7 статьи 119 ЛК РФ выделение и упразднение особо защитных участков лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов, осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 81 ЛК РФ в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 ЛК РФ.
В данном случае таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Так, в соответствии с пунктами 26 и 39 статьи 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся: проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки; принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов.
Пунктом 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, также предусмотрено, что к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства относится принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса.
Согласно статье 68.2 ЛК РФ проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов осуществляется в целях подразделения лесов на виды по целевому назначению и выделения особо защитных участков лесов (часть 1). Границы эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков (часть 2).
В силу пункта 61 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 (далее - Лесоустроительная инструкция), каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.
В отдельные лесотаксационные выделы выделяются участки, отнесенные к особо защитным участкам лесов (пункт 62).
В силу статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (часть 1). В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий (часть 2). Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1).
В рассматриваемом случае Агентством в материалы дела не представлено решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти о выделении особо защитных участков леса в границах арендуемого ООО "ТРК "Байкал Даймонд" участка, спорный участок в государственный лесной реестр со статусом особо защитного участка не внесен. Лесохозяйственный регламент Байкальского лесничества также не содержит сведений, что спорный участок отнесен к особо защитным участкам леса.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку императивной нормой закона установлено, что для выделения особо защитных участков леса и установления их границ необходимо решение Федерального агентства лесного хозяйства, которое в данном случае отсутствует довод Агентства, что вся территория центральной экологической зоне Байкальской природной территории относится к особо защитным участкам леса в силу закона, не обоснован.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 1641-р установлены границы центральной экологической зоне Байкальской природной территории, однако в указанном распоряжении не содержится сведений о выделении особо защитных участков леса и установлении их границ.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований ООО "ТРК "Байкал Даймонд".
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 февраля 2021 года по делу N А10-4663/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-4663/2020
Истец: ООО Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд
Ответчик: Республиканское агентство лесного хозяйства