Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 сентября 2021 г. N Ф02-4264/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А19-10846/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2021 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Куклина О.А., судей Бушуевой Е.М., Юдина С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 января 2021 года по делу N А19-10846/2020 по иску муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г. Иркутска (ОГРН 1033801541905, ИНН 3807000276) к администрации Марковского муниципального образования - администрации городского поселения (ОГРН 1053827058867, ИНН 3827020680) и обществу с ограниченной ответственностью "Стандарткомстрой" (ОГРН 1053808202568, ИНН 3808130454) о признании концессионного соглашения незаключённым,
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, губернатора Иркутской области,
при участии в судебном заседании:
от истца - Щербакова В.В., представитель по доверенности от 11.05.2021,
от ООО "Стандарткомстрой" - Морозова Т.Б., представитель по доверенности от 20.05.2020,
и установил:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" г. Иркутска (далее - МУП "Водоканал" г. Иркутска, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации Марковского муниципального образования - администрации городского поселения (далее - администрация, ответчик) о признании концессионного соглашения от 02.09.2019 незаключённым.
Определением суда от 28.09.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Стандарткомстрой" (далее - ООО "Стандарткомстрой").
Определением суда от 20.10.2020 ООО "Стандарткомстрой" привлечено к участию в деле в качестве соответчика, а также к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён губернатор Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12.01.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
Заявитель не согласен с выводом суда о том, что МУП "Водоканал" не доказано, каким образом решение по данному делу в случае удовлетворения иска будет способствовать восстановлению его права.
По мнению заявителя, суд не принял во внимание то, что истец уже обращался в Иркутский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением о признании незаконными тарифов ООО "Стандарткомстрой" (утверждены постановлением администрации Марковского муниципального образования - администрации городского поселения от 24.10.2019 N 1616 "Об установлении долгосрочных тарифов на транспортировку воды и транспортировку сточных вод для потребителей ООО "Стандарткомстрой" на территории Марковского муниципального образования" (далее - постановление N 1616).
Заявитель отмечает, что такой способ защиты права, как признание концессионного соглашения незаключённым, был указан ему в решении Иркутского районного суда Иркутской области от 23.07.2020 по делу N 2а-1139/2020.
Заявитель считает, что восстановление его права заключается в воспрепятствовании ненадлежащему субъекту - ООО "Стандарткомстрой" - необоснованно взыскать оплату за услугу, которую последний не имеет права оказывать, так как на законном основании объектами водоснабжения и водоотведения не владеет.
По мнению заявителя, вывод суда о том, что за истцом сохраняется обязанность в любом случае оплатить оказанные услуги, не опровергает его доводов о незаконности предъявления и взимания ООО "Стандарткомстрой", не владеющим объектами водоснабжения и водоотведения, платы за транспортировку холодной воды и стоков.
Заявитель считает, что суд первой инстанции установил все необходимые обстоятельства, позволяющие квалифицировать концессионное соглашение от 02.09.2019 как незаключённую сделку, а именно: установил подлежащую применению норму права (часть 2 статьи 40 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессиях)); факт передачи имущества по концессионному соглашению; факт ненаделения органов местного самоуправления полномочиями по возмещению недополученных доходов; факт неподписания третьей стороной - губернатором Иркутской области концессионного соглашения от 02.09.2019.
Администрация в возражениях на апелляционную жалобу доводы апеллянта отклонила, решение суда считает законным и обоснованным.
ООО "Стандарткомстрой" и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее: 02.09.2019 между администрацией и ООО "Стандарткомстрой" заключено концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности Марковского муниципального образования.
16.09.2019 по акту приёма-передачи объекта соглашения и иного имущества концессионером получены во временное владение и пользование часть объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения:
- внутриплощадочные сети водопровода протяжённостью 2012 м и 957 м;
- канализационная сеть посёлка Маркова Иркутского района протяжённостью 19 072 м;
- водопроводные сети протяжённостью 2112 м.
Согласно концессионному соглашению концессионер обязуется осуществлять деятельность по предоставлению услуг в сфере водоснабжения и водоотведения.
Концессионное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 24.09.2019.
15.11.2019 между истцом (гарантирующей организацией) и транзитной организацией ООО "Стандарткомстрой" заключён договор N 12460 по транспортировке холодной воды и сточных вод, по которому истцом принята на себя обязанность по транспортировке холодной воды ООО "Стандарткомстрой" до границы эксплуатационной ответственности.
Постановление администрации N 1616 в отношении ООО "Стандарткомстрой" установлены долгосрочные тарифы на транспортировку воды и сточных вод.
Указанным постановлением N 1616 установлены регулируемые цены (статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)), по которым гарантирующая организация МУП "Водоканал" г. Иркутска, обязано осуществлять расчёты за оказанные услуги с ООО "Стандарткомстрой".
Истец указывает, что оспариваемым концессионным соглашением нарушаются его права и законные интересы, поскольку он вынужден оплачивать услуги ООО "Стандарткомстрой", не владеющего на законном основании объектами водоснабжения и водоотведения.
По мнению истца, ООО "Стандарткомстрой" незаконно получило в концессию объекты водоснабжения и водоотведения, транзитной организацией не является, оказывать услуги по транспортировке холодной воды и сточных вод не имеет права.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам: в соответствии с пунктом 1 статьи 420 ГК РФ, договором признаётся соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключённым в случае, если сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договора данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу пункта 1 статьи 3 Закона о концессиях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счёт создать и (или) реконструировать определённое этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, должна осуществляться с учётом требований, установленных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении). Так, главой 7.1 указанного нормативного акта установлены особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
В частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования системами и (или) объектами водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учётом установленных данным Законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключённым в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно положениям пункта 1 статьи 39 Закона о концессиях по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, в случае, если полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учётом установленных надбавок к ценам (тарифам).
В силу пункта 2 статьи 40 Закона о концессиях в случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, объектом которого являются централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учётом установленных надбавок к ценам (тарифам) и если концедентом по такому концессионному соглашению является муниципальное образование, которому не переданы в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации полномочия по тарифному регулированию, утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в качестве самостоятельной стороны концессионного соглашения в обязательном порядке участвует субъект Российской Федерации, от имени которого выступает высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) такого субъекта Российской Федерации. В случае неподписания субъектом Российской Федерации концессионного соглашения, объектом которого являются централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, такое концессионное соглашение считается незаключённым.
В данном случае Законом Иркутской области от 06.11.2012 N 114-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения" органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области наделены государственными полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Полномочиями по возмещению неполученных доходов, экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемые виде деятельности органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области не наделены.
Вместе с тем, как правильно отметил суд первой инстанции, указанные полномочия субъектом Российской Федерации в отношении регулируемой деятельности ООО "Стандарткомстрой" не реализуются.
При этом приложением N 1 к Закону Иркутской области N 114-ОЗ утверждён перечень муниципальных образований Иркутской области, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения. Согласно подпункту 88 названного перечня Марковское муниципальное образование наделено государственными полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что участие Иркутской области в лице губернатора в подписании оспариваемого соглашения не являлось обязательным, поскольку отсутствует необходимость возмещения недополученных доходов, экономически обоснованных расходов, а также поскольку субъект федерации (Иркутская область) делегировал Марковскому муниципальному образованию государственные полномочия по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Поскольку отсутствие подписи губернатора на концессионном соглашении от 02.09.2019 по существу является единственными заявленным истцом основанием исковых требований, суд первой инстанции правомерно отказал ему в иске.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 января 2021 года по делу N А19-10846/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия путём подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Куклин |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-10846/2020
Истец: МУП "Водоканал" г.Иркутска
Ответчик: Администрация Марковского муниципального образования-Администрация городского поселения
Третье лицо: Губернатор Иркутской области, СтандартХомСтрой