г. Ессентуки |
|
21 мая 2021 г. |
Дело N А18-176/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2021.
Полный текст постановления изготовлен 21.05.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамаевым О.А., при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Магас Медиа Групп" - Алиева Р.Я. (доверенность от 09.03.20201), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 07.10.2020 по делу N А18-176/2020,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Ингушетия обратилось Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (далее - истец, Министерство) с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Магас Медиа Групп" (далее - ответчик, Общество) о признании недействительным договора аренды земельного участка N 433 от 03.06.2019 г., об аннулировании в Едином государственном реестре недвижимости записи о регистрации права аренды N 06:02:0000000:1192-06/001/2019-3 от 18.06.2019 г., об аннулировании записи о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 06:02:0000000:1192, об аннулировании записи о постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 06:02:0000000:1342, 06:02:0000000:1343, 06:02:0000000:1344, а так же аннулировать в Едином гсударственном реестре недвижимости запись о регистрации права аренды N 06:02:0000000:1192-06/001/2019-3 от 18.08.2019 г.
Заявленные требования мотивированы тем, что у истца образование и предоставление в аренду земельного участка произведено с нарушениями Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением от 07.10.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что Министерство как организатор торгов и сторона сделки (арендодатель), заключая договор аренды земельного участка, подписало его без каких-либо замечаний и возражений, в том числе, относительно категории земель и разрешенного использования, предоставленного в пользование земельного участка, следовательно, выразил свою волю и согласие на заключение договора аренды на предложенных им же условиях.
В апелляционной жалобе Министерство просит отменить решение суда от 07.10.2020 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит оставить решение суда без изменения, полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствии иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, апелляционную жалобу - удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
На основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений РИ N 154 от 15.04.2019 г. о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка Министерством был выставлен на аукцион земельный участок с кадастровым номером 06:02:0000000:1192, расположенный по адресу: Республика Ингушетия, Сунженский муниципальный район, с.п. Нестеровское общей площадью 3400 кв.м.
В соответствии с протоколом об итогах приема заявок N 181 от 22.05.2019 аукцион был признан несостоявшим поскольку при проведении аукциона присутствовал единственный участник - ООО "Магас Медиа Групп" в силу части 19 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, аукцион был признан несостоявшимся и на основании данного протокола между Министерством имущественных отношений Республики Ингушетия (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Магас Медиа Групп"" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 433 в соответствии с которым, арендодатель предоставил арендатору в аренду под объекты придорожного сервиса земельный участок площадью 3400 кв.м. из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 06:02:0000000:1192, расположенный по адресу: Республика Ингушетия, Сунженский муниципальный район, с.п. Нестеровское (пункт 1.1. договора). Земельный участок предоставлен в аренду на 5 лет (пункт 1.2. договора)
Согласно пункту 1.3 договор вступает в силу с момента его государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия 18.06.2019 г. за регистрационным N 06:02:0000000: 1192-06/001/2019-3.
В соответствии пунктов 2.1, 2.2 договора, сороны согласовали размер арендной платы (65 000,00 руб. в год) и условия внесения арендной платы (ежеквартально равными частями по 16 250 рублей не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом на расчетный счет указанный арендодателем. Арендная плата начисляется с момента подписания сторонами договора.
Прокуратурой Республики Ингушетия, по результатам прокурорской проверки обращения Хамхоевой Х.И. в отношении Минимущества РИ 16.01.2020 было вынесено представление (исх. N 7-124-2019) об устранении нарушений земельного законодательства.
Министерство, усмотрев нарушение земельного законодательства при предоставлении в аренду обществу спорного земельного участка, обратилось в суд с указанным иском.
Отказывая в удовлетворении искового заявления министерства, суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 29 и статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации указал, что формирование спорного земельного участка и выставление его на торги осуществлялось Министерством и за истекший период аренды Общество реализовало свое право по аренде данного земельного участка в соответствии с целями, на которые был предоставлен участок.
Суд первой инстанции указал, что обществом была разработана проектно-сметная документация, 15.07.2019 г. получено разрешение N RU 06502301-13 "Строительство автомобильной заправочной станции с блоком обслуживания автомобилей" АЗС - 1 этап. Блок обслуживания - 2 этап. Строительство указанных объектов осуществлялось ООО "Метанстроийинвест" на основании контракта N 1 от 15.07.2019 г., заключенного ООО "Магас Медиа Групп" (заказчик) и ООО "Метанстроийинвест". По завершении этапов строительства на основании разрешения N RU06502302-05 от 08.05.2020 г. и NRU06502302-12 от 28.08.2020 г. указанные выше объекты строительства построены и введены в эксплуатацию ООО "Магас Медиа Групп". Согласно Акту выполненных работ формы КС-2 и Справки о стоимости выполненных работ формы КС-5 общая стоимость объектов строительства составляет 316 393 905 руб.
Суд первой инстанции, сославшись на положения пункта 2 статьи 166 и статьи 168, пункта 4 статьи 421 статьи 432 статьи 447 пунктом 6 статьи 448 пунктов 1, 2 статьи 449 пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, а так же на положения пункта 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указал, что, лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие у него защищаемого субъективного гражданского права с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством, а также возможность восстановления нарушенного права способом, отраженным в предмете искового требования.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 447 и пункта 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что, если договор, заключенный на торгах, признается недействительным, применяются правила двусторонней реституции. В соответствии с ними вещь (земельный участок) подлежит возврату прежнему собственнику, каковым является Минимущество РИ как организатор торгов и сторона (арендодатель) спорного договора, а Обществу соответственно стоимость недвижимого имущества, возведенного им на арендованном земельном участке, в соответствии с условиями спорного договора аренды.
В рассмативаемом случае, при удовлетворении требования Министерства о признании торгов недействительными, двусторонняя реституция невозможна, поскольку условия договора Обществом, как в части арендных платежей, так и целевого использования земельного участка исполнены, на земельном участке в установленном порядке построен имущественный комплекс стоимостью более 316 миллионов рублей, являющейся собственностью Общества и в случае расторжения спорного договора аренды повлечет не только значительный ущерб Обществу, но и бюджету Республики в виде выплаты стоимость затрат и других убытков Обществу.
Поскольку, министерство как организатор торгов и сторона сделки (арендодатель) заключая договор аренды земельного участка, подписало его без каких-либо замечаний и возражений, в том числе, относительно категории земель и разрешенного использования, предоставленного в пользование земельного участка, следовательно, выразил свою волю и согласие на заключение договора аренды на предложенных им же условиях.
Изложенные обстоятельства послужили основание для отказа в удовлетворении исковых требований.
Вместе с тем, судом первой инстанции, при удовлетворении заявленных требований, не в полной мере учтены следующие обстоятельства.
Между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия и главой КФХ. Хамхоевой Хадижат Исропиловной 25 ноября 2014 года заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 06:02:0000000:1064. площадью 10910009 кв.м., расположенного по адресу: Республика Ингушетия, Сунженский район, с.п. Нестеровское, сроком на 49 лет.
В соответствии с распоряжением Минимущества Ингушетии от 02.11.2017 г.N 371 произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 06:02:0000000:1064. в результате которого образован новый земельный участок с кадастровым номером 06:02:0000000:1192. площадью 3400 кв.м.
Согласно распоряжению Правительства Республики Ингушетия от 16.02.2018 N 82-р переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. В дальнейшем данный участок, путем проведения торгов, был передан в аренду ООО "Магас Медиа Групп", в липе директора Мочиева А.А., под объекты придорожного сервиса. Договор аренды от 03.06.2019 г. N433 зарегистрирован в Управлении Росрееетра по РП. помер регистрации 06:02:0000000:1 192-06/001/2019-3 от 18.06.2019 г.).
В соответствии с распоряжением Минимущества Ингушетии от 01.03.2019 г. N 95 произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 06:02:0000000:1064. в результате которого образовано 3 новых земельных участка:
с кадастровым номером 06:02:0000000:1343, площадью 10000 кв.м,;
с кадастровым номером 06:02:0000000:1344. площадью 10000 кв.м,:
с кадастровым номером 06:02:0000000:1342. площадью 30000 кв.м.
Вновь образованные Распоряжением Минимущества Ингушетии N 95 01.03.2019 г. 3 земельных участка, на сегодняшний день, в аренду или на каком либо другом праве не за кем не закреплены.
По итогам рассмотрения заявления Хамхоевой Х.И. прокуратурой Республики Ингушетия вынесено представление, которым Минимуществу Ингушетия предписывается принять меры по устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих, в том числе путем обращения в суд о расторжении договора аренды N 433 от 03.06.2019 с ООО "Магас Медиа Групп", аннулирования регистрации договора аренды, постановки на кадастровый учет земельный участок площадью 3400 кв.м. с кадастровым номером 06:02:0000000:1192 и постановки на кадастровый учет на образованные путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 06:02:0000000:1064 3 земельных участка, на основании распоряжения Минимущества N95 от 01.03.2019.
Согласно части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выдел из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии частью с 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в случаях, образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; образования земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; образования земельных участков в связи с их изъятием для государственных пли муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка и собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Письменное согласие Хамхоевой Х.И. при разделе указанного земельного участка не получено.
При таких обстоятельствах, распоряжениями Минимущества Ингушетии от 02.11.2017 N 371 "О разделе земельного участка" и от 01.03.2019 N 95 "О разделе земельного участка" земельный участок, предоставленный в арендное пользование Хамхоевой Х.И.. в нарушение требований части 4 статьи 11.2 ЗК РФ, без соответствующего письменного согласия Хамхоевой Х.И., разделен на вновь Образуемые земельные участки, одни из которых передан в арендное пользование ООО "Магас Медиа Групп".
Кроме того, Минимуществом РИ 15.04.2019 размещено извещение с реестровым номером 150419/11812719/01 о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 06:02:0000000:1192.
Согласно пункту 1 статьи 39.11 ЗК РФ, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственноеiп. аукциона па право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной пли муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом в том числе по заявлениям граждан или юридических лип.
На основании распоряжения Минимущества N 153 от 15.04.2019 "О проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельною участка", предусматривающего переход права пользования земельным участком е кадастровым 06:02:0000000:1192 размещено извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ. извещение о проведении аукциона должно содержать сведения, в том числе, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Согласно информации указанной на сайте торгов, видом разрешенного использования является объекты дорожного (придорожного) сервиса.
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" описанием вида разрешенного использования объекты дорожного сервиса является размещение зданий и сооружений дорожного сервиса. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 4.9.1.1- 4.9.1.4 11риказа.
Согласно пункту 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного Движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
В соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 33062-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса, под объектами придорожного сервиса понимаются здания и сооружения, расположенные па придорожной полосе и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения и пут следования (мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, автозаправочные станции, пункты питания, торговли, связи, медицинской помощи, мойки, средства рекламы и иные сооружения).
Согласно подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ, извещение о проведении аукциона должно содержать сведения, в том числе, о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения).
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
При этом согласно подпункту 1 статьи 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество пажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений:
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка:
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 38 ГрК РФ, в случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2-4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.
Согласно пункту 1.2. статьи 38 ГрК РФ также предусмотрено, что наряду с указанными в пунктах 2 - 4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В извещении о проведении аукциона N 150419/11812719/01 сведения о параметрах разрешенного строительства не указаны.
Следовательно, при проведении аукциона на право заключения договора аренды N 150419/11812719/01 по земельному участку с кадастровым номером 06:02:0000000:1192. в нарушение подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ, не размешены параметры разрешенного использования.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, земельный участок, находящийся в государственной пли муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений.
Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 06:02:0000000:1192 не мог быть предметом аукциона, поскольку в отношении него не определены параметры разрешенного строительства.
Согласно подпункту 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения, в том числе, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
В соответствии с информацией указанной на сайте торгов, видом разрешенною использования является объекты дорожного (придорожного) сервиса.
Кроме того согласно подпункту 4 пункта 21 Статьи 39.11 ЗК РФ, в извещении о проведении аукциона должно содержать сведения, в том числе, о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) па дату опубликования указанно) о извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории).
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 30.06.2015 N Д23и-3009, положения подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ в части требований об указании в извещении о проведении аукциона сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не обозначает необходимости наличия таких условий для подключения, но является требованием о предоставлении исчерпывающих сведений о возможности застройки участка.
Извещение о проведении аукциона N 150419/11812719/01 сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не содержит.
Следовательно, при проведении аукциона на право заключения договора аренды N 150419/11812719/01 по земельному участку с кадастровым номером 06:02:0000000:1192 в нарушении подпункта 4 "пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения.
Согласно подпункту 4 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений- и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории.
Поскольку по земельному участку с кадастровым номером 06:02:0000000:1192 отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения на момент размещения извещения, то данный участок не мот быть предметом аукциона.
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 30.06.2015 N Д23и-3009 заключение о невозможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения является соблюдением условий, предусмотренных подпунктом 4 пункта 8 статьи 39.11 ЗК Российской Федерации.
Согласно подпункту 8 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка.
В соответствии с пунктом 24 статьи 39.11 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается па официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения. Организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам внесенные задатки.
Согласно пункту 7 статьи 39.11 ЗК РФ, организатор аукциона обязан возвратить заявителю внесенный им задаток в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки. В случае отзыва заявки заявителем позднее дня окончания срока приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.
В нарушение подпункта 8 пункта 21. пункта 24 статьи 39.11 и пункта 7 статьи 39.12 ЗК РФ условиями аукционной документации не предусмотрены условия возврата задатка при отказе в проведении аукциона и отзыва заявки.
Согласно подпункту 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения, в том числе, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения:
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда:
7) земли запаса.
Согласно извещению о проведении аукциона следует, что земельный участок с кадастровым номером 06:02:0000000:1192 относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В соответствии с пунктом 22 статьи 39.11 ЗК РФ обязательным приложением к размещенному па официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка.
Согласно пункту 1.1. проекта договора аренды земельный участок с кадастровым номером 06:02:0000000:1192 отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Следовательно, установленные в извещении и проекте договора аренды категории земель не соответствуют друг другу, что нарушает положения подпункта 4 пункта 21 статьи 39.1 1 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.12 ЗК РФ заявитель имеет право отозвать принятую организатором аукциона заявку на участие в аукционе до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме организатора аукциона.
Согласно информации размещенной в извещении, датой окончания срока подачи в аукционе является 15.05.2019.
В пункте 10.1 аукционной документации указано, что заявитель вправе отозвать заявку на участие в аукционе в любое время до начала рассмотрения заявок. При этом рассмотрение заявок состоится 16.05.2019.
Следовательно, организатор торгов, в нарушение пункта 7 статьи 39.12 ЗК РФ, позволяет отозвать заявку после даты окончания срока подачи заявок.
В статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
В пунктах 74, 75 и 84 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" содержатся следующие разъяснения. Ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Допустимо предъявление исков о признании недействительной ничтожной сделки без заявления требования о применении последствий ее недействительности, если истец имеет законный интерес в признании такой сделки недействительной.
Следовательно, спорный договор аренды земельного участка с кадастровым номером 06:02:0000000:1192, заключенный Министерством имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия и ООО "Магас Медиа Групп" с нарушением процедуры организации и проведения торгов, недействителен (ничтожен).
В таком случае подлежат применению последствия недействительности договора аренды земельного участка, выражающиеся в аннулировании регистрационной записи об аренде земельного участка и в обязании ООО "Магас Медиа Групп" возвратить земельный участок министерству.
В результате применения таких последствий недействительности сделки земельный участок будет свободен от незаконно совершенных обременений на основании договора аренды N 433 от 03.06.2019 и восстановлены сведения о земельном участке с кадастровым номером 06:02:0000000:1064 находящемся в государственной собственности земельного участка, с обременением арендой с КФХ Хамхоевой Х.И. на основании договора аренды N 171 от 25.11.2014.
Подлежит отклонению довод ООО "Магас Медиа Групп" о том, что у истца отсутствует материально-правовой интерес в оспаривании сделки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Исходя из положений пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации такое лицо должно доказать свою заинтересованность.
Под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой. Иным (третьим) лицом признается субъект, в отношении которого просматривается причинная связь между совершенной сделкой и возможной угрозой его законным интересам, когда его благо, прежде всего имущественного характера, может пострадать или уже пострадало в результате совершения сделки. Если истец не обладает материальным интересом в споре и не является тем иным лицом в понимании гражданского законодательства, он не обладает правом на оспаривание сделки. Интерес в оспаривании сделки должен носить правовой характер, то есть заключением и (или) исполнением сделки должны нарушаться права субъекта либо охраняемые законом интересы.
Министерство является стороной участвующей в договоре, заявляющее иск о признании договора недействительным, должно доказать наличие своего материально-правового интереса в удовлетворении иска, указав, какие его права или охраняемые законом интересы нарушены или оспариваются лицами, к которым предъявлен иск, а также, каким образом эти права и интересы будут восстановлены в случае реализации избранного способа судебной защиты. Само по себе противоречие сделки закону при отсутствии у истца юридически значимого интереса для оспаривания сделки и отсутствии нарушения субъективного права не может быть основанием для удовлетворения иска.
Обязанность подтвердить наличие такого интереса в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на истца.
На основании пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
При этом суд, оценивая субъективное поведение истца, должен исключить какие-бы то ни было признаки противоправности и злоупотребления правом.
В данном случае подлинный интерес истца заключается в восстановлении сведения о земельном участке с кадастровым номером 06:02:0000000:1064 находящемся в государственной собственности земельного участка, с обременением арендой с КФХ Хамхоевой Х.И. на основании договора аренды N 171 от 25.11.2014.
Подлежит отклонению довод ООО "Магас Медиа Групп", что процессуальная позиция истца не позволила установить экономический смысл и интерес, преследуемые им при обращении в суд при невозможности полно и всесторонне выяснить цели и задачи министерства. По мнению ООО "Магас Медиа Групп", указанные обстоятельства исключают возможность установить факт претерпевания истцом негативных последствий, реализации быстрого и эффективного восстановления нарушенного права.
Между тем, истец вправе оспаривать заключенный договор аренды земельного участка по мотиву нарушения его законного интереса на восстановление сведения о земельном участке с кадастровым номером 06:02:0000000:1064 находящемся в государственной собственности земельного участка, с обременением арендой с КФХ Хамхоевой Х.И. на основании договора аренды N 171 от 25.11.2014.
При таких обстоятельствах, подлежит отклонению довод ООО "Магас Медиа Групп" об отсутствии материально-правового интереса в оспаривании договора, является необоснованным.
В соответствии с правовой позицию, содержащуюся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2008 N 16975/07 (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 3413/11 по делу N А56-7754/2009), следует, что специфическая особенность земельных участков как объектов недвижимости заключается в том, что они являются природными объектами, частью поверхности земли, формирование их границ осуществляется посредством землеустройства. В последующем в отношении таких участков производится государственный кадастровый учет. При образовании новых земельных участков прежний земельный участок как природный объект не исчезает, меняется лишь описание границ. Этот факт сам по себе не препятствует восстановлению земельного участка в прежних границах с присвоением соответствующего кадастрового номера.
Учитывая положения пункта 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, пункта 1 статьи 16 АПК РФ, восстановление сведений об аннулированном и исключенном из государственного кадастра недвижимости земельном участке с тем же кадастровым номером возможно на основании соответствующего решения суда.
При таких обстоятельствах действия министерства не соответствуют положениям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действующего в спорный период, поскольку снятие спорного земельного участка с кадастрового учета лишает возможности исполнять договор аренды N 171 от 25.11.2014.
Оценивая оспариваемые действия по снятию земельного участка с государственного кадастрового учета, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости аннулировать в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 06:02:0000000:1192 и связанные с его возникновением сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 06:02:0000000:1343, 06:02:0000000:1344, 06:02:0000000:1342, а так жевосстановить в государственном кадастре недвижимости сведения об аннулированном и исключенном из государственного кадастра недвижимости земельном участке с кадастровым номером 06:02:0000000:1064 находящемся в государственной собственности земельного участка, с обременением арендой с КФХ Хамхоевой Х.И. на основании договора аренды N 171 от 25.11.2014.
При таких обстоятельствах, учитывая, что выводы суда первой инстанции не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нарушают нормы материального права, решение суда подлежит отмене.
С учетом изложенного, следует удовлетворить заявленные исковые требования министерства в полном первоначальном объеме, поскольку в материалах дела отсутствует отказ от части исковых требований и судом первой инстанции не выносилось процессуальное решение по части исковых требований.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неполное выяснение обстоятельств по делу).
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 07.10.2020 по делу N А18-176/2020 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Признать недействительной (ничтожной) сделкой заключенный Министерством имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (ИНН 0602012733, ОГРН 1020600987571) и ООО "Магас Медиа Групп" (ИНН 0603277210, ОГРН 1030600180820) договор аренды N 433 от 03.06.2019, находящегося в государственной собственности, земельного участка.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде обязания ООО "Магас Медиа Групп" (ИНН 06032777210, ОГРН 1030600180820) возвратить земельный участок с кадастровым номером 06:02:0000000:1192 Министерству имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (ИНН 0602012733, ОГРН 1020600987571), а также в порядке применения последствий недействительности ничтожной сделки аннулировать (погасить) в Едином государственном реестре недвижимости регистрационную запись об обременении земельного участка с кадастровым номером 06:02:0000000:1192 арендой, зарегистрированной в пользу ООО "Магас Медиа Групп" на основании договора аренды N 433 от 03.06.2019, находящегося в государственной собственности земельного участка (номер государственной регистрации 06:02:0000000:1192-06/001/2019-2, дата государственной регистрации аренды 18.06.2019).
Аннулировать в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 06:02:0000000:1192.
Аннулировать в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 06:02:0000000:1343, 06:02:0000000:1344, 06:02:0000000:1342.
Восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 06:02:0000000:1064 находящемся в государственной собственности земельного участка, с обременением арендой с КФХ Хамхоевой Х.И. на основании договора аренды N 171 от 25.11.2014.
Настоящее постановление является основанием для аннулирования в Едином государственном реестре недвижимости регистрационной записи об обременении земельного участка с кадастровым номером 06:02:0000000:1192 арендой, зарегистрированной в пользу ООО "Магас Медиа Групп" на основании договора аренды N 433 от 03.06.2019, находящегося в государственной собственности земельного участка (номер государственной регистрации 06:02:0000000:1192-06/001/2019-2, дата государственной регистрации аренды 18.06.2019).
Взыскать с ООО "Магас Медиа Групп" (ИНН 0603277210, ОГРН 1030600180820) в государственный бюджет государственную пошлину 6000 рублей по иску и 3000 рублей по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-176/2020
Истец: Министерство имущественных и земельных отношений РИ
Ответчик: ООО "Магас медиа групп"
Третье лицо: КФХ Глава Хамхоева Хадижат Исрапиловна, ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РИ, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра по РИ"
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4680/20
28.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8864/2021
21.05.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4680/20
07.10.2020 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-176/20