г. Киров |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А17-6270/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С.,
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу бюджетного учреждения социального обслуживания Ивановской области "Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 26.01.2021 по делу N А17-6270/2020
по заявлению бюджетного учреждения социального обслуживания Ивановской области "Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения" (ОГРН 1023700553590, ИНН 3728015390)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, департамент социальной защиты населения Ивановской области, департамент управления имуществом Ивановской области, Ивановский городской комитет по управлению имуществом, городской округ Иваново в лице администрации города Иваново,
о признании незаконными решения и действия, об обязании исключить сведения из Единого государственного реестра недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
бюджетное учреждение социального обслуживания Ивановской области "Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения" (далее - заявитель, ОБУСО "Ивановский КЦСОН", Учреждение) обратилось Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Ивановскому городскому комитету по управлению имуществом (далее - Комитет) о признании права собственности Ивановской области в силу приобретательной давности и права оперативного управления Учреждения на нежилое помещение с кадастровым номером 37:24:040201:913, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области (далее - ответчик, Управление Росреестра по Ивановской области, Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным решения Управления в форме уведомления от 18.11.2019 N 13842 об исправлении реестровой ошибки о местоположении границ и площади смежных земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040201:71 и 37:24:040201:78.
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 19.03.2020 по делу N А17-1274/2020 заявление Учреждения принято к производству, определениями от 21.05.2020, 23.06.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент социальной защиты населения Ивановской области, департамент управления имуществом Ивановской области.
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 06.08.2020 по делу N А17-1274/2020 требование ОБУСО "Ивановский КЦСОН" к Управлению Росреестра по Ивановской области о признании незаконным решения Управления в форме уведомления от 18.11.2019 N 13842 об исправлении реестровой ошибки о местоположении границ и площади смежных земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040201:71 и 37:24:040201:78, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, департамента социальной защиты населения Ивановской области, департамента управления имуществом Ивановской области, выделено в отдельное производство, делу присвоен номер А17-6270/2020.
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 06.08.2020 по делу N А17-6270/2020 выделенное в отдельное производство требование принято к производству.
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 05.10.2020 по делу N А17-6270/2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Ивановский городской комитет по управлению имуществом.
В ходе рассмотрения дела N А17-6270/2020 ОБУСО "Ивановский КЦСОН" обратилось с ходатайством от 12.11.2020 об объединении настоящего дела и дела N А17-1274/2020, возбужденного по исковому заявлению ОБУСО "Ивановский КЦСОН" к Комитету о признании права собственности Ивановской области и права оперативного управления Учреждения на нежилое помещение с кадастровым номером 37:24:040201:913 в силу приобретательной давности, в одно производство для совместного рассмотрения.
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 13.11.2020 в удовлетворении ходатайства об объединении дел в одно производство отказано. Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 указанное определение Арбитражного суда Ивановской области оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Учреждения - без удовлетворения.
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 16.12.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен городской округ Иваново в лице администрации города Иваново (далее - Администрация).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные требования, Учреждение просило:
- признать решение от 18 ноября 2019 года и действия Управления Росреестра по Ивановской области по исправлению реестровой ошибки в местоположении границ и площади смежных земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040201:71 и КН 37:24:040201:78 и внесению 18 ноября 2019 года в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) изменений о местоположении границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040201:71 и 37:24:040201:78, а также повлекшее за ним последующее действие 3 декабря 2019 года органа регистрации прав по регистрации права городского округа Иваново на земельный участок с кадастровым номером 37:24:040201:78, незаконными;
- обязать Управление Росреестра по Ивановской области исключить из ЕГРН:
1) сведения о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:71 в размере 6502+/-29 квадратных метра, внесенные 18 ноября 2019 года на основании заявления Департамента управления имуществом Ивановской области;
2) сведения о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:78 в размере 958+/-11 квадратных метра, внесенные 18 ноября 2019 года на основании заявления Департамента управления имуществом Ивановской области;
3) сведения о государственной регистрации права собственности городского округа Иваново на земельный участок с кадастровым номером 37:24:040201:78 в размере 958+/-11 квадратных метра, внесенные 3 декабря 2019 года за номером 37:24:040201:78-37/073/2019-1.
Судом первой инстанции заявление об уточнении заявленных требований принято частично; дело рассмотрено с учетом уточненных требований о признании решения от 18 ноября 2019 года и действий ответчика по исправлению реестровой ошибки в местоположении границ и площади смежных земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040201:71 и 37:24:040201:78 и внесению 18 ноября 2019 года в ЕГРН изменений о местоположении границ и площади земельных участков с кадастровым номером 37:24:040201:71 и 37:24:040201:78 незаконными; об обязании ответчика исключить из ЕГРН: сведения о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:71 в размере 6502+/-29 квадратных метра, внесенные 18 ноября 2019 года на основании заявления Департамента управления имуществом Ивановской области; сведения о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:78 в размере 958+/-11 квадратных метра, внесенные 18 ноября 2019 года на основании заявления Департамента управления имуществом Ивановской области.
В принятии остальной части требований заявителю суд отказал, указав, что в нарушении статьи 49 АПК РФ заявитель изменяет предмет и основание в дополнительном требовании о признании действия административного органа, повлекшее за ним последующее действие 3 декабря 2019 года органа регистрации прав по регистрации права городского округа Иваново на земельный участок с кадастровым номером 37:24:040201:78 незаконным и исключении из ЕГРН сведения о государственной регистрации права собственности городского округа Иваново на земельный участок с кадастровым номером 37:24:040201:78 в размере 958+/-11 квадратных метра, внесенные 3 декабря 2019 года за номером 37:24:040201:78-37/073/2019-1. Судом разъяснено заявителю, что дополнительное требование имеет самостоятельный предмет и основание иска, заявитель не лишен права обратиться с самостоятельным иском в установленном порядке.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 26.01.2021 в удовлетворении заявленных требований (с учетом уточнения) отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает на незаконности оспариваемых решения ответчика и его действий по внесению в ЕГРН соответствующих записей. По мнению заявителя, действия Управления Росреестра по Ивановской области по исправлению реестровой ошибки, заключающиеся во внесении в ЕГРН изменений в местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:71, закрепленного за ОБУСО "Ивановский КЦСОН" на праве постоянного (бессрочного) пользования с расположенными на нем двумя гаражными помещениями с кадастровыми номерами 37:24:040201:913 и 37:24:040201:916, предназначенными для социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий, являются незаконными, поскольку повлекли за собой изменение границ ранее существовавшего земельного участка, и, как следствие, нарушение прав и законных интересов заявителя. В результате оспариваемого решения на земельный участок с кадастровым номером 37:24:040201:78 зарегистрировано право собственности за городским округом Иваново, что, по мнению заявителя жалобы, является недопустимым и подтверждает незаконность оспариваемого решения. Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Регистрирующий орган, Департамент управления имуществом Ивановской области, Комитет в письменных отзывах на жалобу опровергли доводы жалобы, считают решение суда законным и обоснованным и не усматривают правовых оснований для его отмены.
Подробно позиции лиц, участвующих в деле, со ссылками на нормы права и фактические обстоятельства дела изложены в апелляционной жалобе и отзывах на нее.
Иные третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 10.03.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 11.03.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны и третьи лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Протокольным определением от 13.04.2021 апелляционный суд в соответствии со статьей 158 АПК РФ отложил судебное заседание на 18.05.2021.
Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебные заседания не обеспечили, о времени и месте проведения извещены надлежащим образом. Учреждение, Департамент социальной защиты населения Ивановской области и Департамент управления имуществом Ивановской области, Комитет просят рассмотреть дело в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 29.10.2019 в Управление обратился представитель Департамента управления имуществом Ивановской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с исправлением реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:71 по адресу: Ивановская область, г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 130/9, на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Забываевым Д.А. по состоянию на 28.10.2019, в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040201:71 и 37:24:040201:78, заказчиком кадастровых работ являлся Ивановский городской комитет по управлению имуществом (т. 2 л.д. 6).
18.11.2019 Управлением Росреестра по Ивановской области на основании части 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) принято решение об исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040201:71 (Ивановская область, г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 130/9) и 37:24:040201:78 (Ивановская область, г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 130/9). Площадь земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:78 в результате исправления реестровой ошибки составила 958 кв.м (ранее 667 кв.м.). Площадь земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:71 в результате исправления реестровой ошибки составила 6502 кв.м (ранее 6 894 кв.м.) (т. 2 л.д. 29-30).
Управление Росреестра по Ивановской области направило в адрес ОБУСО "Ивановский КЦСОН" уведомление от 18.11.2019 N 13842 об исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка в соответствии с частью 7 статьи 61 Закона N 218-ФЗ (т. 2 л.д. 26-27).
Полагая, что решение Управления от 18.11.2019 и действия регистрирующего по внесению 18.11.2019 в ЕГРН сведений о местоположении и площади земельного участка 37:24:040201:71 не соответствуют требованиям действующего законодательства, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований (с учетом уточнения).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 4 АПК РФ защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Федеральный закон N 218-ФЗ (здесь и далее в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН.
Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, среди прочего, из реестра объектов недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции верно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных Учреждением требований исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что Ивановская область является собственником земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:71, общей площадью 6 894,00 кв.м., расположенного по адресу: Ивановская область, г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 130/9, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: центр по социальной адаптации для лиц без определенного места жительства (Свидетельство о государственной регистрации права от 25.11.2013, т.1 л.д. 110).
Указанный земельный участок передан ОБУСО "Ивановский КЦСОН" в постоянное (бессрочное) пользование на основании Распоряжения Департамента управления имуществом Ивановской области "О предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования бюджетному учреждению социального обслуживания Ивановской области "Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения" от 05.12.2013 N 1340 (Свидетельство о государственной регистрации права от 13.01.2014, т.1 л.д. 118).
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 21.11.2019 в ЕГРН имеются актуальные сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 37:24:040201:71, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: центр по социальной адаптации для лиц без определенного места жительства, уточненная площадь 6 502 кв.м. (площадь до исправления реестровой ошибки составляла 6 894 кв. м.), по адресу: Ивановская область, г. Иваново, ул. Кузнецова, дом 130/9, который находится в собственности Ивановской области на основании постановления Законодательного собрания Ивановской области от 27.01.2005 N 40 "О передаче государственного имущества Ивановской области в муниципальную собственность городского округа Иванова и принятии имущества в государственную собственность Ивановской области"; статьи 3.1 Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" (запись о государственной регистрации от 25.11.2013) (т. 1 л.д. 111-114).
Из Выписки ЕГРН от 28.02.2020 следует, что на земельном участке с кадастровым номером 37:24:040201:71 расположено нежилое здание с кадастровым номером 37:24:040201:154 - Центр социальной адаптации для лиц БОМЖ, площадью 1 908,3 кв.м., по адресу: Ивановская область, г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 130/9, которое находится в собственности Ивановской области на основании постановления Законодательного собрания Ивановской области от 27.01.2005 N 40 "О передаче государственного имущества Ивановской области в муниципальную собственность городского округа Иванова и принятии имущества в государственную собственность Ивановской области" (запись о государственной регистрации от 05.09.2012) и в оперативном управлении ОБУСО "Ивановский КЦСОН" на основании Распоряжения Правительства Ивановской области от 01.08.2012 N 211-рп "О реорганизации бюджетного учреждения социального обслуживания Ивановской области "Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения" в форме присоединения к нему бюджетного учреждения социального обслуживания Ивановской области "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий" (запись о государственной регистрации от 30.08.2013) (т. 1 л.д. 50-53).
Согласно выписке из ЕГРН от 19.12.2019 (т. 1 л.д. 115-117) в ЕГРН имеются сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 37:24:040201:78, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для котельной, уточненная площадь 958 кв.м. (площадь до исправления реестровой ошибки составляла 667 кв.м.), по адресу: Ивановская область, г. Иваново, ул. Кузнецова, дом 130/9, который находится в собственности городского округа Иваново на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"; пункта 3 статьи 3.1. Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации (запись о государственной регистрации от 03.12.2019)
На земельном участке с кадастровым номером 37:24:040201:78 расположен объект недвижимости с кадастровым номером 37:24:040201:156, нежилое здание - административно-хозяйственный корпус (административно-хозяйственный корпус, гаражи), общей площадью 361,9 кв.м., по адресу: Ивановская область, г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 130/9, актуальные сведения о правах на здание в ЕГРН отсутствуют.
В составе нежилого здания с кадастровым номером 37:24:040201:156 имеются нежилые помещения с кадастровыми номерами: 37:24:040201:913; 37:24:040201:914; 37:24:040201:916 (Выписка из ЕГРН от 28.02.2020, т. 1 л.д. 50-53).
29.10.2019 в Управление обратился представитель Департамента управления имуществом Ивановской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с исправлением реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:71 по адресу: Ивановская область, г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 130/9 (т. 2 л.д. 6).
06.11.2019 Управление приостановило осуществление государственного кадастрового учета в связи с тем, что в межевом плане отсутствовали сведения о дате создания и передаче в муниципальную собственность объекта недвижимости с кадастровым номером 37:24:040201:156 (т. 2 л.д. 17).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно подпункту 1 пункта 13 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", раздел "Заключение кадастрового инженера" включается в состав межевого плана в случае, если в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия сведений ЕГРН о местоположении ранее установленных границ земельных участков, в том числе, смежных земельных участков, в отношении которых осуществляются кадастровые работы.
08.11.2019 в Управление поступил межевой план, подготовленный кадастровым инженером Забываевым Д.А. по состоянию на 07.11.2019, который содержал сведения и обоснование исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН (т. 2 л.д. 8-14).
Согласно заключению кадастрового инженера Забываева Д.А. от 28.10.2019 в отношении местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040201:71, 37:24:040201:78 была допущена реестровая ошибка. Данная ошибка заключалась в следующем: Координаты характерных точек границы земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:71 были установлены в 1994 году, земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:78 - в 2007 году. Границы указанных земельных участков были установлены таким образом, что здание с кадастровым номером 37:24:040201:156 оказалось расположено на двух земельных участках, т.е. граница земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:78 (на котором фактически расположено здание) "режет" границу здания, при этом литер Bl, B2 расположены на земельном участке с кадастровым номером 37:24:040201:71. Согласно техническому паспорту от 19.08.2004 и от 28.07.2007 нежилое здание Литер В, Bl, B2 (назначение -котельная N 13, гараж), выстроенное в 1960 году, по адресу: г. Иваново, ул. Кузнецова, д 130/9, являлось единым объектом недвижимости и внесено в сведения ЕГРН с кадастровым номером 37:24:040201:156. На основании решения Малого Совета Ивановского областного Совета народных депутатов N 155 от 26.11.1992 в муниципальную собственность города Иванова принято имущество предприятия "Ивгортеплоэнерго". Таким образом, нежилое здание литер В, Bl, B2 по адресу: г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 130/9, с 1992 года является муниципальным имуществом города Иванова. В соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, в технических паспортах, в техническом плане, а также в проектной документации, контур здания с кадастровым номером 37:24:040201:156 с момента его строительства (1960 год) и до настоящего времени изменениям не подвергался. При установлении границы земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:71 была допущена ошибка, а именно: в соответствии с планом земель, передаваемых в аренду (приложение к договору аренды земель от 16.02.1995 N ИВО-24-04-001-380) земельный участок был сформирован не только под нежилым зданием (Центр социальной адаптации для лиц БОМЖ - в настоящее время, детский гастронефрологический санаторий - ранее) с кадастровым номером 37:24:040201:154, но и частично под зданием с кадастровым номером 37:24:040201:156 "котельная N 13, гараж" (под литерами Bl, B2), что впоследствии привело также к ошибке при установлении границы земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:78, а именно: проектом границ земельного участка, утвержденным распоряжением Ивановского городского комитета по управлению имуществом от 16.02.2007 N 379-ра, земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет только под частью здания с кадастровым номером 37:24:040201:156 (только под литером В).
Из пояснений Комитета следует, что вследствие исправления данной ошибки площадь земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:71 стала составлять 6502 кв.м, площадь земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:78 - 9578 кв.м. В результате исправления реестровой ошибки объект недвижимости с кадастровым номером 37:24:040201:156 стал располагаться в границах земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:78 (отзыв от 06.11.2020 на заявление, т. 2 л.д. 37-38; отзыв на апелляционную жалобу).
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (часть 3 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с актами согласования местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040201:71 и 37:24:040201:78 (т. 2 л.д. 15-16) исправление реестровой ошибки (изменение границ указанных земельных участков и площади) согласовано Администрацией города Иванова 21.10.2019 и 23.10.2019 Департаментом управления имуществом Ивановской области.
Доводы заявителя жалобы о необоснованности согласования границ смежного земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:71 со ссылкой на положения частей 1, 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) несостоятельные исходя из следующего.
Положения частей 1, 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ предусматривают, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 1). Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Проанализировав изложенную норму, суд пришел к обоснованному выводу, что в данном случае местоположение границ спорных земельных участков не подлежало обязательному согласованию с ОБУСО "Ивановский КЦСОН".
Не подлежат удовлетворению и доводы Учреждения об отсутствии у администрации города Иваново полномочий на согласование границ указанных земельных участков.
Применительно к рассматриваемым доводам заявителя заслуживает внимания позиция Комитета, что исправление реестровой ошибки (изменение границ указанных земельных участков и площади) было согласовано уполномоченными органами по распоряжению такими участками: 21.10.2019 администрацией города Иванова (правовые основания - часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 3.1, пункт 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункт 4 статьи 5 Правил землепользования и застройки города Иванова, утвержденных решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008 N 694, пункт 1 статьи 29 Устава города Иванова) и 23.10.2019 департаментом управления имуществом Ивановской области (пункт 2.3 Постановления Правительства Ивановской области от 08.02.2013 N 31-и "Об утверждении Положения о Департаменте управления имуществом Ивановской области"). Заявление в Управление Росреестра по Ивановской области на исправление реестровой ошибки было подано также уполномоченным органом на распоряжение земельным участком с кадастровым номером 37:24:040201:71 Департаментом управления имуществом Ивановской области (отзыв Комитета от 06.11.2020,т. 2 л.д. 37-39).
Из пояснений Управления Росреестра по Ивановской области, представленных в апелляционный суд, следует, что согласование представителем администрации городского округа Иваново границ земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040201:71 и 37:24:040201:78 связано с тем, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения.
Данная позиция ответчика не противоречит вышеизложенной позиции Комитета. В нарушение статьи 65 АПК РФ заявителем не опровергнуты обозначенные позиции ответчика и Комитета, материалы дела не содержат соответствующих доказательств.
Части 1, 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" устанавливают, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими (часть 1).
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом (часть 2).
Таким образом, оспариваемое решение Управления Росреестра по Ивановской области, принятое на основании части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, не противоречит нормам действующего законодательства.
Заявитель настаивает, что в рассматриваемом случае часть 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ не подлежит применению, поскольку в результате исправления Управлением Росреестра по Ивановской области реестровой ошибки возникла муниципальная собственность на исправленный земельный участок с кадастровым номером 37:24:040201:78.
При рассмотрении соответствующих возражений ОБУСО "Ивановский КЦСОН", изложенных, в том числе в апелляционной жалобе, апелляционный суд учитывает, что законность оспариваемого решения Управления Росреестра по Ивановской области проверена судом первой инстанции в порядке главы 24 АПК РФ. При рассмотрении споров по правилам названной главы АПК РФ пределы рассмотрения дела ограничены оценкой судом обоснованности (мотивированности) выводов ответчика.
Действительно, часть 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) устанавливает, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Вместе с тем в настоящем деле судом первой инстанции обоснованно принято во внимание наличие надлежащих доказательств согласования устанавливаемой границы земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:78 Департаментом управления имуществом, являющимся собственником смежного земельного участка с кадастровым номером 37:24:040201:71.
Вопреки возражениям заявителя жалобы данный вывод суда не противоречит фактическим обстоятельствам настоящего дела и имеющимся в деле доказательствам, положениям действующего законодательства.
Исследуя вопрос о нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности вследствие исправления реестровой ошибки в местоположении границ спорного земельного участка, суд апелляционной инстанции с учетом вышеизложенного не усматривает такого нарушения. Сама по себе ссылка заявителя на решение арбитражного суда по делу N А17-1274/2020 от 23.12.2020, которым отказано в иске Учреждения о признании права собственности, не свидетельствует о нарушении прав Учреждения.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Ивановской области от 26.01.2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Учреждения - без удовлетворения. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы; согласно пункту 7 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации суд считает подлежащим удовлетворению ходатайство заявителя о зачете суммы уплаченной в рамках дела N А17-1274/2020 государственной пошлины по платежному поручению от 18.12.2020 N 649846 в счет суммы государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы по настоящему делу.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 26.01.2021 по делу N А17-6270/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу бюджетного учреждения социального обслуживания Ивановской области "Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения" - без удовлетворения.
Произвести зачет государственной пошлины в сумме 1 500 рублей, уплаченной по платежному поручению от 18.12.2020 N 649846 в счет уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Возвратить бюджетному учреждению социального обслуживания Ивановской области "Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения" (ОГРН 1023700553590, ИНН 3728015390) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 18.12.2020 N 649846.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-6270/2020
Истец: ОБУСО "Ивановский КЦСОН"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области
Третье лицо: Второй Арбитражный Апелляционный суд, Департамент социальной защиты населения Ивановской области, Департамент управления имущества Ивановской области, Ивановский городской комитет по управлению имуществом
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4740/2021
24.05.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2004/2021
26.01.2021 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-6270/20
15.12.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9360/20