г. Санкт-Петербург |
|
23 мая 2021 г. |
Дело N А56-18340/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от истца: предст. Лысенкова У.А. - доверенность от 16.10.2020
от ответчика: предст. Бонадыков Ю.В. - доверенность от 16.09.2019
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1180/2021) Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.11.2020 по делу N А56-18340/2020 (судья Радынов С.В.), принятое
по иску Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к обществу с ограниченной ответственностью "ЛЕЛЬ-ЭКО"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ЛЕЛЬ-ЭКО" (далее - ответчик, Общество) 14 270 597,91 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил требования и просил взыскать с ответчика 281 227,78 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.11.2020 в удовлетворении иска отказано.
Управление, не согласившись с решением суда первой инстанции от 19.11.2020, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы ссылается на то, что в нарушение пункта 13 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255), Общество как субъект малого предпринимательства в отсутствие отчетности об образовании, использовании, обезвреживании отходов (за исключением статистической отчетности) при исчислении платы не был применен 5-кратный превышающий коэффициент. Податель жалобы также не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что в соответствии с пунктом 10 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) Общество не обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку уточненный расчет платы, произведенный Управлением при рассмотрении дела в суде первой инстанции, уже произведен с учетом положений пункта 10 статьи 23 Закона N 458-ФЗ (из расчета исключена плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов).
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции от 19.11.2020 без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - истец, Департамент), правопреемником которого является Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление), по результатам проведенной проверки декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2016 год, представленной Обществом в адрес Управления (вх.N 28/01/17924 от 09.03.2017), выявил и отразил в акте от 18.08.2017 N 04-28/9747 следующие нарушения:
1) В отсутствие отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) Обществом не был применен 5-кратный повышающий коэффициент при исчислении платы;
2) При исчислении платы ошибочно применен коэффициент 0,3;
3) Фактическая масса размещенных отходов, указанная в декларации, не соответствует данным, указанным в копии первичных документов, подтверждающих размещение отходов на полигоне;
4) Обществом неправомерно не была исчислена плата за размещение отходов.
Согласно произведенному Департаментом расчету размер платы за НВОС для Общества за 2016 год составил 14 270 597,91 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в суд первой инстанции с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил требования с учетом положений пункта 10 статьи 23 Закона N 458-ФЗ и просил взыскать с ответчика 281 227,78 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.
Решением суда первой инстанции от 19.11.2020 в удовлетворении требований Управления отказано.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда первой инстанции от 19.11.2020 в связи со следующим.
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) взимается выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Общество является плательщиком платы за НВОС в соответствии со статьей 16.1 Закона N 7-ФЗ.
Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены статьей 16.4 Закона N 7-ФЗ.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255).
В соответствие с пунктом 2 Правил N 255 плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
в) хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).
В силу пункта 8 Правил N 255 (в редакции, применимой к правоотношениям по взысканию платы за НВОС за 2016 год) плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р (далее - перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее соответственно - постановление N 913, постановление N 758, ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением N 913 и постановлением N 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Согласно пункту 9 Правил N 255 платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 255 (в редакции, применимой к спорным правоотношениям, возникшим в 2016 году) лица, обязанные вносить плату, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в отношении объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в пункте 18 настоящих Правил, а в отношении отходов, превышающих объем или массу отходов, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в пункте 20 настоящих Правил.
В соответствии с приведенными положениями Правил N 255 Общество произвело расчет платы НВОС за 2016 год в размере 100450,46 руб., из которых 87567,43 руб. - плата за выбросы загрязняющих веществ, 12883,03 руб. - плата за размещение отходов. Указанная сумма платы НВОС внесена Обществом платежными поручениями от 27.02.2017 N 200, от 27.02.2017 N 201, от 03.09.2017 N 268.
В первоначально произведенный расчет платы НВОС на сумму 14 270 597,91 руб. Департаментом была включена плата за размещение твердых коммунальных отходов в размере 13 989 377,13 руб.
В силу пункта 10 статьи 23 Закона N 458-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.
Учитывая изложенное, Управление в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции уточнило требования с учетом положений пункта 10 статьи 23 Закона N 458-ФЗ и просило взыскать с ответчика 281 227,78 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.
Согласно новому расчету платы НВОС Управление пришло к выводу о том, что размер платы за выбросы загрязняющих веществ составляет 87 243,27 руб. (переплата 324,16 руб.), размер платы за размещение отходов составляет 294103,81 руб. (оплачено 12883,03 руб.)
При этом Управление исходило из того, что в отсутствие отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) Обществом не был применен 5-кратный повышающий коэффициент при исчислении платы; а также Обществом при исчислении платы ошибочно применен коэффициент 0,3.
В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее - Приказ N30,действовавший в период возникновения спорных правоотношений), который предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, и которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно пунктам 3 - 5 названного Приказа субъекты малого и среднего предпринимательства представляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в уведомительном порядке до 15 января года, следующего за отчетным календарным годом (пункты 3 - 5).
Таким образом, лимитами на размещение отходов за 2016 год для субъектов малого и среднего предпринимательства является количество отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью за 2016 год.
Указанная позиция отражена в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01.07.2013 N ВК-06-01-36/9256 "О недопустимости применения повышающего коэффициента к расчетам платы за размещение отходов субъектов малого и среднего предпринимательства". Аналогичная правовая позиция относительно взимания платы за размещение отходов субъектами малого и среднего предпринимательства изложена в письме Минприроды России от 13.07.2015 N 12-47/16251.
При этом, в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01.07.2013 N ВК-06-01-36/9256 разъяснено, что лимитами на размещение отходов за прошедший год являются количества отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью, предоставленной в текущем году; плата за текущий год взимается по факту без пятикратного коэффициента; плата по кварталам также производится по факту. В случае если субъектами малого и среднего предпринимательства в срок не предоставлена отчетность, к ним может применяться административная ответственность, предусмотренная статьей 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с изложенным, непредставление в срок отчетности не может служить основанием для непринятия расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов и применения пятикратного повышающего коэффициента к расчетам платы за текущий и предыдущий периоды.
Указанная позиция поддержана, в том числе в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2016 N 309-КГ16-13178 (дело N А71-7711/2015).
В рассматриваемом случае Общество относится к субъектам малого и среднего бизнеса (включено в Единый реестр малого и среднего предпринимательства), обратное истцом не доказано. Таким образом, лимитами на размещение отходов для Общества будет являться количество отходов, фактически направленных на размещение в соответствующий период.
Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов направлен Обществом в Департамент 31.01.2017 (л.д.111-112).
Более того, как следует из материалов дела, Департаментом были утверждены Обществу нормативы об образовании отходов и лимитов на их размещение (л.д.105-109); доказательства того, что Обществом в 2016 году образованы и размещены отходы с превышением указанных нормативов, истцом в материалы дела не представлены.
С учетом указанных обстоятельств суд апелляционной инстанции полагает, что Управлением не доказано наличие оснований для применения в отношении Общества 5-кратного повышающего коэффициента к плате за НВОС за размещение отходов.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет доводы Управления об ошибочном применении Обществом коэффициента 0,3 при расчете платы за размещение отходов производства и потребления.
В соответствии с пунктом 6 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ в целях стимулирования юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:
- коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями.
В рассматриваемом случае, из материалов дела усматривается, что Общество в спорный период (2016 год) разместило собственные отходы производства и потребления в пределах установленных лимитов на принадлежащем Обществу объекте размещения отходов (полигон ТБО по адресу: Ленинградская область, Киришский район, Глажевское сп, 56 км автодороги Зуево-Новая Ладога); данные обстоятельства Управлением не опровергнуты. Таким образом, Общество правомерно применило коэффициент 0,3.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает правомерным произведенный Обществом расчет платы НВОС за 2016 год, приведенный в Декларации о НВОС за 2016 год. В свою очередь Управление не доказало правомерность своего расчета платы НВОС, не опровергло документально правильность произведенного Обществом расчета платы НВОС за 2016 год.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Управления.
Нарушения или неправильного применения судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда первой инстанции от 19.11.2020 не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 ноября 2020 года по делу N А56-18340/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-18340/2020
Истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
Ответчик: ООО "ЛЕЛЬ-ЭКО"