г. Тула |
|
28 мая 2021 г. |
Дело N А68-4530/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.05.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Заикиной Н.В., Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фроловой Е.С., при участии от истца - Степановой И. М. (доверенность N 24-д от 16.02.2021, паспорт, диплом), от ответчика -Гоголева А. Г. (приказ N 0/05/2020, паспорт), рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регион Траст" на решение Арбитражного суда Тульской области от 12.03.2021 по делу N А68-4530/2020 (судья Андреева Е. В.), принятое по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области (г. Тула, ИНН 7107096442, ОГРН 1067107022795) к обществу с ограниченной ответственностью "Регион Траст" (Тульская обл., Чернский р-н, р.п. Чернь, ИНН 5047162729, ОГРН 1145047013165) о расторжении договора аренды лесного участка от 23.01.2015 N 323, взыскании неустойки по договору аренды от 23.01.2015 N 323 в размере 361 108 рублей 80 копеек,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области (далее - истец, министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Регион Траст" (далее - ответчик, общество) о расторжении договора аренды лесного участка от 23.01.2015 N 323, взыскании неустойки по договору аренды от 23.01.2015 N 323в размере 361 108 руб. 80 коп. (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда области от 12.03.2021 иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскано 300 000 руб. неустойки, в остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда области отменить. В обоснование своей позиции указывает на недоказанность истцом факта нарушения условий договора относительно объема лесовосстановительных работ, отсутствие обследования со стороны истца. Невыполненные в 2019 году мероприятия в полном объеме выполнены ответчиком в 2020 году. Также заявитель указывает на невыполнение истцом требований ст. 19 Федерального закона от 01.04ю.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", а именно не рассмотрение вопроса относительно уменьшения арендной платы или предоставление отсрочки по ее уплате.
Представитель ответчика доводы жалобы поддержал в полном объеме, решение просил отменить, в иске - отказать.
Представитель истца с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, решение просил оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене.
23.01.2015 между министерством природных ресурсов и экологии Тульской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Регион Траст" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 323 (далее - договор), согласно пп. 1, 2 которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование (аренду) лесной участок, находящийся в государственной собственности, местоположение: Тульская область, Чернское лесничество, Троицкое участковое лесничество, Троицкая дача, кварталы 3 - 13, 20 - 24, 30 - 38, 44 - 48, 51, 55 - 74, 75 (выделы 2 - 3, 5 - 7), 76 - 91, Шепелевская дача, кварталы 1 - 29, 30 (выделы 1 - 7, 9 - 33), 31 - 38, Липицкое участковое лесничество, Липицкая дача, кварталы 22 - 25, 29 - 32, 36 - 39, 40 (выделы 1 - 21, 24 - 26), 41 - 65, Чернская дача, кварталы 1 - 97; целевое значение лесов - защитные леса; категория защитности - противоэррозионные леса, лесопарковые зоны; номер учетной записи в государственной лесном реестре: 3 - 2011 - 03, площадью 20993 га.
Согласно п. 4.4 договора Арендатор обязан выполнять комплекс мер, направленных на охрану, защиту и воспроизводство лесов согласно действующему законодательству и проекту освоения лесов.
Плановые цифры утверждены Лесным планом субъекта РФ - Указ губернатора Тульской области от 25.02.2015 N 51 "Об утверждении Лесного плана Тульской области". Мероприятия проектируются и осуществляются, в том числе на основании Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 41 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", Постановления Правительства РФ от 20.05.2017 N 607 "О Правилах санитарной безопасности в лесах", Приказа Минприроды России от 25.03.2019 N 188 "Об утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений", Приказа Минприроды России от 22.11.2017 N 626 "Об утверждении Правил ухода за лесами", Приказа Минприроды России от 16.09.2016 N 480 "Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования", Приказа Минприроды России от 12.09.2016 N 470 "Об утверждении Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов".
В соответствии с п. 4.4.3 договора арендатор обязан предоставлять в установленном законодательством порядке арендодателю или подведомственным ему учреждениям сведения, отчетные, справочные и другие материалы об использовании, охране и защите воспроизводства лесов.
Согласно п. 4.4.19 договора арендатор обязан своевременно сдавать арендодателю и (или) подведомственным учреждениям по актам приема-передачи выполненные в соответствии с настоящим договором работы по охране, защите и воспроизводству лесов. Об исполнении своих обязанностей по осуществлению названных работ письменно, не позднее 15 дней после завершения работ, извещать Арендодателя, а также в соответствии с п. 4.4.21 договора выполнять другие обязанности предусмотренные законами РФ и правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ.
Согласно п. п. 5.1 - 5.2 договора арендатор несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, а за невыполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов арендатор уплачивает неустойку в размере двукратной нормативной стоимости невыполненных работ по разработанным и утвержденным арендодателем расчетно-технологическим картам.
Кратность стоимости затрат рассчитана и определена Приказом министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 06.02.2018 N 83-о "Об утверждении расчетно-технологических (нормативно-технологических) карт".
По итогам 2019 года ООО "Регион Траст" на основании законодательства и нормативно-правовых актов регулирующих сферу лесных правоотношений, проекта освоения лесов и календарного плана выполнения работ по охране защите и воспроизводству лесов не были выполнены следующие мероприятия:
Наименование мероприятий |
Ед.измер |
Стоимость единицы работ, руб. (по РТК) |
Невыпол ненная площадь, га |
Кратность по договору аренды |
Сумма неустойки, руб. |
|
Лесопатологическое обследование: визуальное инструменталь ное |
га |
343
948,9 |
163
50 |
2 |
111818
94890 |
|
Уход за лесными культурами |
га |
3946 |
17,5 |
2 |
138110 |
|
Отвод под рубки ухода в молодняках |
га |
1143 |
0,8 |
2 |
1828,8 |
|
Рубки ухода в молодняках |
га |
7231 |
1 |
2 |
14462 |
|
Итого: 361 108, 80 |
В соответствии с п. 7.3 договора арендатор признает право арендодателя на расторжение договора при невыполнении арендатором объемов работ по охране, защите и воспроизводству лесов в установленные проектом основания лесов сроки.
Истец 25.02.2020 направил в адрес ответчика претензию N 24-15/2007 с требованием о погашении задолженности по арендной плате и пени. Претензия оставлена последним без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
На основании пункта 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды.
В соответствии с частью 1 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
Воспроизводство лесов обеспечивается, в том числе, системой лесохозяйственных мероприятий по заготовке семян.
На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков (часть 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 64 Лесного кодекса Российской Федерации уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Осуществляется лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из положений статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются в том числе создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (части 1, 5 указанной статьи).
В части 2 статьи 55 и части 4 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что проект освоения лесов определяет объем соответствующих лесовосстановительных мероприятий и утверждается на основании материалов лесоустройства.
Согласно положениям пунктов 31 - 34 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" при разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Полученная информация может быть использована при разработке проекта освоения лесов, если она внесена в установленном порядке в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Информация, включаемая в проект освоения лесов, оформляется в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических). Все картографические материалы изготавливаются в масштабах, предусмотренных действующей лесоустроительной инструкцией.
Внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом.
Проект освоения лесов представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в трех экземплярах на бумажных носителях и один - в электронном виде.
В силу статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой (штрафом, пеней), которой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Обязанность по выполнению лесовосстановительных мероприятий в объеме и способами, предусмотренными проектом освоения лесов, возникла у ответчика в силу пункта 4.4 договора аренды лесного участка, стороной которого он является.
Порядок и форма подачи отчетов предоставляемых арендаторами о выполненных работах урегулированы Приказом Минприроды России от 09.03.2017 N 78 "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров, формы и порядка представления отчета об охране лесов от пожаров, а также требований к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме, перечня информации, включаемой в отчет о защите лесов, формы и порядка представления отчета о защите лесов, а также требований к формату отчета о защите лесов в электронной форме" и Приказом Минприроды России от 21.08.2017 N 452 "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, формы и порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требований к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме".
В силу приведенных норм права и положений п. 4.4.3, 4.4.19 договора на ответчика, как арендатора лесного земельного участка, возложена обязанность по предоставлению отчетных сведений об использовании, охране и защите воспроизводства лесов. По итогам 2019 года ООО "Регион Траст" на основании законодательства и нормативно-правовых актов регулирующих сферу лесных правоотношений, проекта освоения лесов и календарного плана выполнения работ по охране защите и воспроизводству лесов не были выполнены следующие мероприятия.
Наименование мероприятий |
Ед.измер |
Стоимость единицы работ, руб. (по РТК) |
Невыпол ненная площадь, га |
Кратность по договору аренды |
Сумма неустойки, руб. |
Лесопатологическое обследование: визуальное инструменталь ное |
га |
343
948,9 |
163
50 |
2 |
111818
94890 |
Уход за лесными культурами |
га |
3946 |
17,5 |
2 |
138110 |
Отвод под рубки ухода в молодняках |
га |
1143 |
0,8 |
2 |
1828,8 |
Рубки ухода в молодняках |
га |
7231 |
1 |
2 |
14462 |
Итого: 361 108, 80 |
При рассмотрении дела в суде первой инстанции цифры, включенные в данную таблицу, в присутствии представителей сторон проверены, сверены с цифрами в отчете, направленном ответчиком в адрес истца по итогам 2019 года, возражений ответчиком не заявлено.
Ответчиком в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не представлено в материалы дела доказательств выполнения восстановительных и охранных мероприятий в 2019 году в ином объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, непредставление доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно, со ссылкой на конкретные документы, указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения ((постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11, от 08.10.2013 N 12857/12, определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.05.2015 N 305-ЭС14-8858).
Расчет пени проверен судом области и признан обоснованным, контррасчета не представлено.
Ходатайство ответчика о снижении пени рассмотрено судом области, неустойка снижена до 300 000 руб.
Ссылка ответчика на невыполнение истцом требований ст. 19 Федерального закона от 01.04ю.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", а именно нерассмотрение вопроса относительно уменьшения арендной платы или предоставление отсрочки по ее уплате, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, предметом которого не является взыскание арендной платы.
В связи с тем, что установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет, то апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы распределены судом области в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 12.03.2021 по делу N А68-4530/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-4530/2020
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области
Ответчик: ООО "Регион Траст"