город Москва |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А40-145530/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алексеевой Е.Б.
судей Левченко Н.И., Валюшкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.02.2021 по делу N А40-145530/20 по иску ОАО "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в г.Москве (ИНН 7708701670, ОГРН 1097746349535)
третьи лица: 1.Департамент городского имущества города Москвы, 2. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании права собственности на земельный участок,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Гринченко Е.В. по доверенности от 11.03.2021; диплом номер ИВС 0444558 от 16.06.2003;
иные лица - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в г.Москве о признании права на земельный участок площадь 1 723 кв.м, кадастровый номер: 77:01:0003040:63, имеющий адресный ориентир: г.Москва, ул.Каланчевская, д.6/2, стр.1.
Решением суда от 12.02.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением, третье лицо - Департамент городского имущества города Москвы обратился с апелляционной жалобой, в которой просят его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель истца поддержал решения суда, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, представил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела в порядке ст.262 АПК РФ.
Представители ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, выслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 12.02.2021 отсутствуют.
Из материалов дела следует, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в уставный капитал общества "Российские железные дороги" (истец) подлежало внесению имущество организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план приватизации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 1111-р.
Совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 457-р/6-р/884р утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал общества "РЖД".
В процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта в 2003 году был создан единый хозяйствующий субъект - общество "РЖД" - путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного - транспорта и внесения его в уставный капитал общества "РЖД" вместе с соответствующими земельными участками (п.3 ст.4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления распоряжения имуществом железнодорожного транспорта").
Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном ст.11 настоящего Федерального закона, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса 3 унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
Передаточный акт составляется на основе данных актов инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них (ст.11 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ).
Распоряжением МПС от 30.06.2003 N 882-р "Об утверждении перечня организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых предлагается к внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте", внесению в уставный капитал ОАО "РЖД" подлежало, в том числе, и имущество ФГУП "Административно-хозяйственное управление Министерства путей сообщения".
Таким образом, в соответствии со сводным передаточным актом от 30.09.2003, утвержденным распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р, в уставный капитал ОАО "РЖД" внесено здание, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Каланчевская, д.6/2, стр.1 площадью 5 620,8 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 10.06.2005 серии 77 АВ N 595362). Согласно выписке из технического паспорта на здание, выданной Центральным управлением МосГорБТИ 14.05.2010 год постройки здания 1890 года площадью 7 137 кв.м. В соответствии с контрактом N 4-642/р-2, заключенным государственным унитарным предприятием "Управление служебных зданий Министерства путей сообщения Российской Федерации" от 21.02.1996 по реализации инвестиционного проекта на территории Центрального административного округа г.Москвы здание реконструировано с изменением, в том числе площадных характеристик с общей площадью здания после реконструкции 7 137,5 кв.м (акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 29.02.2000). Акт государственной приемочной комиссии секций 1-3 здания, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Каланчевская, д.6/2, стр.1 утверждены распоряжениями Префекта Центрального административного округа города Москвы от 18.05.1999 N 1159-р и от 13.03.2000 N 365-рзп.
ФГУП "Административно-хозяйственное управление Министерства путей сообщения" является правопреемником государственного унитарного предприятия "Управление служебных зданий Министерства путей сообщения Российской Федерации" (п.1.2. Устава ФГУП "Административно-хозяйственное управление Министерства путей сообщения", утвержденного распоряжением МПС России от 25.11.2002 N 739р), которое реорганизовано согласно указанию МПС России от 04.11.2000 N 295у "О реорганизации отдельных организаций МПС России".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.10.2005 по делу N А40-29991/05-275 признано право собственности ОАО "РЖД" (свидетельство о государственной регистрации права от 22.02.2012 серии 77-АН N 701799) на оставшуюся часть здания площадью 1 503,2 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Каланчевская, д.6/2, стр.1.
Здание располагается на земельном участке с кадастровым номером N 77:01:0003040 и адресными ориентирами: г.Москва, ул.Каланчевская, д.6/2, стр.1, что отражено в кадастровом паспорте.
Также, путем передачи от ФГУП "Административно-хозяйственное управление Министерства путей сообщения" в уставный капитал ОАО "РЖД" внесен земельный участок (включен в сводный передаточный акт Приложения N 165 к сводному передаточному акту на имущество) и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, порядковый номер 18 акта приема- передачи 4 земельных участков, находящихся в пользовании и аренде по состоянию на 30.08.2003.
12.05.2012 АО "РЖД" обратилось к Управлению Росреестра по Москве по вопросу государственной регистрации прав собственности на земельный участок с кадастровый номер N 77:01:0003040 и адресными ориентирами: г.Москва, ул.Каланчевская, д.6/2, стр.1.
Письмом от 15.10.2012 N 77/029/2012- 234 Управление Росреестра по Москве отказало в государственной регистрации прав на указанный земельный участок в частности в связи с неполнотой сведений о земельном участке в представленном передаточном акте (отсутствием площадных характеристик).
В 2016 году ОАО "РЖД" обратилось в Департамент городского имущества г.Москвы по вопросу заключения договора аренды земельного участка.
24.08.2018 между Департаментом городского имущества города Москвы и ОАО "РЖД" был заключен договор аренды земельного участка N М-01-052947.
Оценив представленные доказательства, входящие в предмет доказывания по данному делу, исходя из предмета и оснований заявленного иска, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". В силу п.1 ст.28 названного закона приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п.4 раздела IV Приложения 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты предприятия и объекты отраслей железнодорожного транспорта относятся исключительно к федеральной собственности. Земельный участок не изымался собственником при приватизации организаций федерального железнодорожного транспорта. Возникновение и наличие права постоянного бессрочного пользования у ФГУП "Административно-хозяйственное управление МПС РФ" на вносимый в уставный капитал ОАО "РЖД" указанный земельный участок подтверждается Постановлением СМ СССР от 08.01.1981 N 24 (в редакции от 08.10.1990 N 990) и ст.5 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", ст.5 Приказа МПС России от 07.09.1995 N 13Ц, в соответствии с которым землями железнодорожного транспорта признавались земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятием и учреждениям для осуществления отведенных на них специальных задач.
Согласно ст.268 Гражданского кодекса РФ в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства. Соответственно, право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок перешло от ФГУП "Административно-хозяйственное управление МПС РФ" к ОАО "РЖД", то есть в результате универсального правопреемства,
Согласно абз.6 п.3 ст.4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" внесение недвижимого имущества организаций федерального железнодорожного транспорта в уставный капитал РЖД осуществлялось без предварительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения или права оперативного управления организаций федерального железнодорожного транспорта. Основанием государственной регистрации такого имущества является сводный передаточный акт.
В силу п.3 ст.20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется. Статья 45 Земельного кодекса РФ не предусматривает такое основание для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования землей, как его не переоформление в установленный законом срок. А значит, после 01.07.2012 постоянное (бессрочное) пользование землей автоматически не прекратится. Аналогичные выводы изложены в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2017 N 30-КГ17-12124, от 24.04.2019 N 303-ЭС18-26243).
Вместе с тем ответчик не заявлял отказ от права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка в порядке, установленном ст.45, 53 Земельного кодекса РФ.
По смыслу приведенных положений Земельного кодекса РФ подлежащее переоформлению право считается прекращенным с момента его переоформления, то есть с момента заключения в установленном порядке договора аренды либо государственной регистрации права собственности на земельный участок, а не с момента направления землепользователем соответствующего заявления уполномоченному органу местного самоуправления (государственной власти) либо принятия соответствующего постановления во исполнение поступившего заявления.
До подписания договора аренды земельного участка истец не может считаться реализовавшим свое право на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования этим участком, поскольку его волеизъявление на переоформление права не является его волеизъявлением на заключение самого договора. Следовательно, право постоянного бессрочного пользования до момента возникновения арендных отношений не прекращено и ОАО "РЖД" сохраняет ранее возникший титул землепользования в отношении земельного участка.
Дата вступления Земельного кодекса РФ в силу 30.10.2001, здание, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Каланчевская, д.6/2, стр.1 (и соответственно земельный участок под ним на основании ст.5 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте"), передано ФГУП "Административнохозяйственное управление МПС РФ" по акту приема-передачи от 01.10.2001 N 5 - до вступления в действие Земельного кодекса РФ.
Пунктом 9 ст.50 Налогового кодекса РФ установлено, что при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.
При универсальном правопреемстве вещные права на земельные участки, упомянутые в п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ, переходят непосредственно в силу закона. Поэтому правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (исключениями являются реорганизация юридических лиц в форме выделения и наследование). Эта позиция отражена в п.5 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54.
ОАО "Российские железные дороги" в соответствии с главой 8 Положения об учетной политике для целей налогообложения открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденного приказом ОАО "РЖД" от 30.12.2011 N 198 (документ утратил силу с 01.01.2018 в связи с изданием приказа ОАО "РЖД" от 29.12.2017 N 134) оплачивался земельный налог на земельный участок с кадастровым номером N 77:01:0003040:63 площадью 1 723 кв.м (поставлен на кадастровый учет 11.04.2007) в период с 01.01.2012 по 30.09.2018.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.11 совместного Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 и Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" юридические лица являются собственниками имущества, перешедшего в порядке реорганизации (ст.218 Гражданского кодекса РФ). В силу п.2 7 ст.8 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации юридического лица (ч.2 ст.218 Гражданского кодекса РФ). Так, если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Право собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации возникает с момента завершения реорганизации юридического лица (ст.16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество. Иных лиц, оспаривающих права истца, не имеется.
Согласно данным Росреестра собственность на земельный участок разграничена, права не оформлены.
Статьей 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Согласно абз.1 ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Частью 1 ст.223 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором, Согласно 4.1 ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. В соответствии с п.9 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.
Обращаясь с апелляционной жалобой Департамент указал, что земельный участок в силу закона не относится к федеральной собственности и собственником земельного участка является Департамент, а следовательно иск заявлен к ненадлежащему ответчику.
Судом апелляционной инстанции данный довод отклоняется ввиду следующего.
Согласно п.4 раздела IV Приложения 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты предприятия и объекты отраслей железнодорожного транспорта относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно данным Росреестра собственность на земельный участок не разграничена, права не оформлены.
Иск заявлен на основании норм федерального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в уставный капитал общества "Российские железные дороги" подлежало внесению имущество организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план приватизации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 1111-р.
Совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 457-р/6-р/884р утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал общества "РЖД".
В процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта в 2003 году был создан единый хозяйствующий субъект - общество "РЖД" - путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал общества "РЖД" вместе с соответствующими земельными участками (п.3 ст.4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта").
Передаточный акт составляется на основе данных актов инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них (ст.11 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ).
Распоряжением МПС от 30.06.2003 N 882-р "Об утверждении перечня организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых предлагается к внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте", внесению в уставный капитал ОАО "РЖД" подлежало, в том числе, и имущество ФГУП "Административно-хозяйственное управление Министерства путей сообщения".
В соответствии со сводным передаточным актом от 30.09.2003, утвержденным распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р (Порядковый номер 4 Приложения N 5 акта приема-передачи) в уставный капитал ОАО "РЖД" внесено служебное здание, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Каланчевская, д.6/2, стр.1 (свидетельство о государственной регистрации права от 10.06.2005 серии 77 АВ N 595362 на часть здания площадью 5 620,8 кв.м.
Согласно выписке из технического паспорта на здание, выданной Центральным управлением МосГорБТИ 14.05.2010 год постройки здания - 1 890 площадью 7 137 кв.м.
В соответствии с контрактом N 4-642/р-2, заключенным государственным унитарным предприятием "Управление служебных зданий Министерства путей сообщения Российской Федерации" от 21.02.1996, по реализации Инвестиционного проекта на территории Центрального административного округа г.Москвы здание реконструировано с изменением, в том числе площадных характеристик с общей площадью здания после реконструкции 7 137,5 кв.м (акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 29.02.2000).
Акт государственной приемочной комиссии секций 1-3 здания, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Каланчевская, д.6/2, стр.1 утверждены распоряжениями Префекта Центрального административного округа города Москвы от 18.05.1999 N 1159-р и от 13.03.2000 N 365-рзп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.10.2005 по делу N А40-29991/05-275 признано право собственности ОАО "РЖД" (свидетельство о государственной регистрации права от 22.02.2012 серии 77-АН N 701799) на оставшуюся часть здания площадью 1503,2 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Каланчевская, д.6/2, стр.1.
Согласно выводам суда, изложенным в решении часть здания площадью 1 503,2 кв.м перешла к ФГУП "Административно-хозяйственное управление МПС России" (созданным в результате реорганизации ГУП "Управление служебных зданий Министерства путей сообщения Российской Федерации") на основании договора с ЗАО "ТСЭС" и акта приема-передачи от 12.11.2001 N 4, то есть до акционирования ОАО "РЖД" в 2003 году Здание полностью принадлежало организациям железнодорожного транспорта.
Также по акту приема-передачи недвижимого имущества ЗАО "ТСЭС" передал ГУП "Управление служебных зданий Министерства путей сообщения Российской Федерации" земельный участок под этой частью здания.
Наличие зарегистрированного в ЕГРП права от 28.08.1996 ЗАО "ТСЭС" и далее его перерегистрация 18.05.2000 препятствовало оформлению права ОАО "РЖД" на часть здания площадью 1 503,2 кв.м, что и побудило обратиться в суд с иском.
Таким образом, судебное решение лишь подтвердило право ОАО "РЖД" на весь объект недвижимости.
Здание располагается на земельном участке с кадастровым номером N 77:01:0003040:0063 и адресными ориентирами: г.Москва, ул.Каланчевская, д.6/2, стр.1, что отражено в п.1.7. кадастрового паспорта от 28.05.2010, в разделе 4 Межевого плана от 27.03.2018.
Также путем передачи от ФГУП "Административно-хозяйственное управление Министерства путей сообщения" в уставный капитал ОАО "РЖД" внесен земельный участок (включен в сводный передаточный акт Приложения N 165 к сводному передаточному акту на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, порядковый номер 18 Акта приема-передачи земельных участков, находящихся в пользовании и аренде по состоянию на 30.08.2003 площадью 5 620 м2).
В силу п.1 ст.28 Закон о приватизации приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п.7 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса приватизация зданий, строений, сооружений без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
В силу п.1 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация зданий без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, невозможна (кроме земель, изъятых из оборота или ограниченных в обороте).
Служебное здание площадью 7 137 кв.м, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Каланчевская, д.6/2, стр.1 находится на спорном земельном участке. Следовательно, в силу императивного указания вышеуказанных правовых актов одновременно с передачей здания в собственность истца также должен был быть передан и спорный земельный участок.
Суд апелляционной инстанции, отмечает, что иск заявлен о признании права собственности ОАО "РЖД" на земельный участок площадью 1 723 кв.м, то есть в пределах застройки служебного здания.
Кроме того Департамент городского имущества города Москвы свои права на земельный участок в ходе судебного разбирательства не заявлял.
В соответствии с ч.1 ст.9 Арбитражного процессуального кодекса РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности
Кроме того, в ч.3.1 ст.70 Арбитражного процессуального кодекса РФ указано, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.10.2013 N 8127/13 по делу N А46-12382/2012).
Как отмечается в судебной практике нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументировано, со ссылкой на конкретные документы, указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11, от 08.10.2013 N 12857/12).
Между тем, Департамент в суде первой инстанции не заявлял каких-либо возражений относительно исковых требований ОАО "РЖД", что свидетельствует о признании участвующими в деле лицами доводов истца.
Довод Департамента о том, что истец фактически оспаривается отказ Росреестра в государственной регистрации права на земельный участок, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Истец не оспаривает законность отказа регистрирующего органа в регистрации права собственности на спорный объект, считает такой отказ правомерным, поскольку в нарушение требований ч.4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" закона N 122-ФЗ в правоустанавливающих документах (в сводном передаточном акте) не содержится надлежащего описания спорного объекта недвижимости, в связи с чем, истец избрал надлежащий способ защиты, как предъявление иска о признании права.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что указанный способ защиты является правильным и единственно возможным в рассматриваемой ситуации, поскольку установить идентичность объекта, в отношении которого заявлен настоящий иск, объекту, указанному в документах о приватизации, может только суд путем исследования представленных в дело доказательств, а не регистрирующий орган (Определение Верховного Суда РФ от 20.11.2015 N 306).
Ссылка заявителя о наличии судебного разбирательства между Департаментом и ОАО "РЖД" апелляционным судом не принимается, поскольку не из апелляционной жалобы не усматривается, каким образом, наличие судебного разбирательства по иску Департамента о взыскании неосновательного обогащения в рамках дела N А40-96745/2019-85-529 может повлиять на исход судебного разбирательства по настоящему делу.
На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что жалоба третьего лица не подлежит удовлетворению, поскольку отсутствуют соответствующие основания, предусмотренные ст.270 Арбитражного процессуального кодекса РФ для отмены решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения решения Арбитражного суда г.Москвы.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12.02.2021 по делу N А40-145530/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Алексеева |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-145530/2020
Истец: ОАО " РЖД"
Ответчик: ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в г. Москве
Третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ