город Москва |
|
31 мая 2021 г. |
дело N А40-204367/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.05.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михеевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Страховая компания "Полис-Гарант" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2021
по делу N А40-204367/20,
по заявлению АО "Страховая компания "Полис-Гарант" (ОГРН 1027739104580)
к Центральному банку Российской Федерации (Департамент страхового рынка Банка России) (ОГРН 1037700013020)
о признании недействительным предписания;
при участии:
от заявителя - Гончарова И.В. по доверенности от 10.12.2020;
от заинтересованного лица - Шмелев В.Е. по доверенности от 03.09.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2021 в удовлетворении заявленных АО "Страховая компания "Полис-Гарант" требований о признании незаконным предписания Департамента страхового рынка Банка России от 23.10.2020 N 53-5-1/1943, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и банка в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что 23.10.2020 Департаментом страхового рынка Банка России (Банк России) в адрес АО "Страховая Компания "Полис-Гарант" выдано предписание N 53-5-1/1943 об указании в отчетности данных, полученных на основании проведенной оценки, которым предписано в срок до 15.12.2020 отразить на последнюю дату (30.09.2020) в бухгалтерской (финансовой) отчетности и отчетности, необходимой для осуществления контроля и надзора в сфере страховой деятельности. Стоимость активов, полученную Банком России на основании проведенной оценке, а также соответствующую величину собственных средств (капитала) и сумм пассивов; представить в Банк России исправленную отчетность по состоянию на 30.09.2020 (том 1 л.д. 9 - 11).
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, выслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за не кредитными финансовыми организациями, в том числе за страховыми организациями.
Согласно ст. 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" надзор за деятельностью субъектов страхового дела (страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых Законом N 4015-1, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
В силу ст. 1 Закона N 4015-1 данный нормативный акт регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.
Указанные отношения регулируются также Федеральными законами и нормативными актами Банка России, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подп. 1 п. 5 ст. 30 Закона N 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
Согласно п. 2.1. ст. 25 Закона N 4015-1 в целях определения достоверности данных о собственных средствах (капитале) страховой организации орган страхового надзора проводит оценку ее активов и пассивов.
Орган страхового надзора выдает предписание об указании страховой организацией в отчетности данных, полученных органом страхового надзора на основании проведенной оценки.
На основании предписания органа страхового надзора об указании в отчетности данных, полученных органом страхового надзора на основании проведенной оценки, страховая организация отражает в своей бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности величину собственных средств (капитала), стоимость активов и сумму пассивов, определенные органом страхового надзора на последнюю отчетную дату.
Обжалование страховой организацией указанного предписания в судебном порядке не приостанавливает его исполнения.
Таким образом, действующим законодательством Банку России предоставлено право самостоятельно проводить оценку стоимости недвижимого имущества страховых организаций.
Из материалов дела следует, что согласно данным отчетности страховщика по форме ОКУД 0420154 "Отчет о составе и структуре активов" на 30.09.2020 стоимость недвижимого имущества по данным бухгалтерского учета составляет 139.523.000 руб. или 21,6 % от общего объема активов страховщика (645.518.000 руб.), рыночная стоимость составляет 142.018.000 руб.
На основании п. 2.1 ст. 25 Закона N 4015-1 в целях проведения оценки стоимости недвижимого имущества страховщика Банк России проведен анализ отчетов от 09.01.2020 N 1-01/2020 "Об определении рыночной стоимости нежилого помещения по адресу: Москва, улица Пироговская Малая, дом 8, общей площадью 211,7 кв.м." и N 2-01/2020 "Об определении рыночной стоимости гаражных боксов, расположенных на подземной автостоянке жилищно-административного центра" (отчет N 1 и отчет N 2 ), произведенных оценщиком Ассоциации "Русское общество оценщиков" на соответствие требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральных стандартов оценки.
Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки закреплены в ст. 11 Закона об оценочной деятельности.
В силу ст. 20 Закона об оценочной деятельности требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности определяются стандартами оценочной деятельности.
Стандарты оценочной деятельности подразделяются на федеральные стандарты оценки, стандарты и правила оценочной деятельности. Разработка федеральных стандартов оценки осуществляется на основе международных стандартов оценки.
В соответствии с п. 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.05.2015 N 299 (ФСО N 3) оценщик при составлении отчета об оценке должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Пункт 11 раздела V "Анализ рынка" Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного приказом Министерства экономического
развития Российской Федерации от 25.09.2014 N 611 устанавливает последовательность анализа оценщиком рынка недвижимости для определения стоимости недвижимости.
Согласно подп. "г" п. 11 ФСО N 7 оценщик осуществляет анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости.
В соответствии с подп. "д" п. 22 ФСО N 7 оценщик при применении сравнительного подхода к оценке недвижимости учитывает, что в зависимости от имеющейся на рынке исходной информации в процессе оценки недвижимости могут использоваться качественные методы оценки (относительный сравнительный анализ, метод экспертных оценок и другие методы), количественные методы оценки (метод регрессионного анализа, метод количественных корректировок и другие методы), а также их сочетания.
В соответствии с подп. "е" п. 22 ФСО N 7 для сравнения объекта оценки с другими объектами недвижимости, с которыми совершены сделки или которые представлены на рынке для их совершения, обычно используются элементы сравнения: передаваемые имущественные права, ограничения (обременения) этих прав; условия финансирования состоявшейся или предполагаемой сделки (вид оплаты, условия кредитования, иные условия); условия продажи (нетипичные для рынка условия, сделка между аффилированными лицами, иные условия); условия рынка (изменения цен за период между датами сделки и оценки, скидки к ценам предложений, иные условия); вид использования и (или) зонирование; местоположение объекта; физические характеристики объекта, в том числе свойства земельного участка, состояние объектов капитального строительства, соотношение площади земельного участка и площади его застройки, иные характеристики; экономические характеристики (уровень операционных расходов, условия аренды, состав арендаторов, иные характеристики); наличие движимого имущества, не связанного с недвижимостью; другие характеристики (элементы), влияющие на стоимость.
При определении стоимости объекта оценки оценщиком использован "Справочник оценщика недвижимости - 2018. Офисно-торговая недвижимость и сходные типы объектов. Корректирующие коэффициенты и скидки для сравнительного
подхода" под редакцией Л.А. Лейфера, Нижний Новгород, 2018.
В целях определения достоверности данных о собственных средствах (капитале) страховщика Банком России проведена оценку стоимости объектов недвижимого имущества, числящихся на балансе страховщика и установлено, что стоимость проведения офисного ремонта, сопоставимого по уровню с отделкой объекта оценки составляет в среднем 26.000 руб./кв.м.; согласно отчету N 1 (стр. 97-98) стоимость объекта оценки определена оценщиком по данным Справочника с использованием исключительно относительной (коэффициент) корректировки на ремонт. При этом абсолютные значения корректировок (в денежном выражении) на приведение аналогов из состояния "без отделки" и "предчистовая отделка" в состояние "хороший офисный ремонт" составили для аналогов N 1 -198.641 руб. / кв.м., N 2 -183.521 руб. / кв.м., N 3 - 179.955 руб. / кв.м., N 4 - 222.083 руб., / кв.м., N 5 - 216.074 руб. / кв.м. (отчет N 1), который не содержит сведений о проведенном оценщиком анализе определенных значений корректировки на соответствие сложившейся рыночной ситуации, что привело к искажению (завышению) стоимости объекта оценки и свидетельствует о нарушении ст. 11 Закона об оценочной деятельности, п. 5 ФСО N 3, подп. "г" п. 11 и подп. "д" п. 22 ФСО N 7. Согласно Отчету N 1 (стр. 96-98) отсутствует анализ и не внесена корректировка на наличие у объекта оценки отдельного входа.
По результатам анализа поэтажного плана Банком России установлено, что объект оценки не имеет отдельного входа, при этом по данным предложений о продаже
аналоги N 1, N 2, N 3, N 4, N 6 оборудованы отдельным входом (стр. 112-120).
В соответствии со Справочником корректировка на отсутствие отдельного входа для г. Москва составляет значение "-13 %". Отсутствие корректировки на наличие отдельного входа привело к искажению (завышению) стоимости объекта оценки.
Отсутствует анализ и не внесена корректировка на расположение объекта относительно "красной линии" (стр. 96-98).
По результатам анализа поэтажного плана объекта оценки и общедоступных панорам улиц города, имеющихся в сервисе "Яндекс.Карты", Банком России установлено, что объект оценки расположен в дальней от основной улицы части здания, окна объекта оценки выходят в маленький переулок с видом на соседние здания, при этом по данным предложений о продаже аналоги N 1, N 3, N 4 расположены на "красной линии" основных улиц (стр. 112-117).
В соответствии со Справочником корректировка на внутриквартальное расположение для г. Москва составляет значение "-20 %".
Отсутствие корректировки на расположение относительно "красной линии" привело к искажению (завышению) стоимости объекта оценки.
Отсутствует корректировка на этаж объекта недвижимости (стр. 96-98).
По данным Справочника отношение удельной цены объекта на 2 этаже к удельной цене такого же объекта на 1 этаже для г. Москва имеет коэффициент 0,78.
Отсутствие корректировки на этаж расположения объекта оценки приводит к искажению его рыночной стоимости.
Согласно Отчету N 1 (стр. 96-98) оцениваемый объект расположен между Садовым кольцом и Третьим транспортным кольцом, в то время как аналог N 6 расположен между Бульварным и Садовым кольцом.
Согласно результатам исследования компании ООО "Информ-оценка" по состоянию на 2 квартал 2019 среднерыночная цена предложения офисного помещения класса "А" площадью 100-500 кв.м. в зоне от Садового кольца до Третьего транспортного кольца составляет 334.985 руб./кв.м., а в зоне между Бульварным и Садовым кольцом 372.168 руб./кв.м.
Аналогичные значения для класса "В" составили 233.242 и 259.131 руб./кв.м. соответственно.
Между тем, в отчете N 1 корректировка на различие в местоположении объекта оценки отсутствует.
Перечисленные в п. п. 1-5 факты свидетельствуют о несоответствии данных, содержащихся в отчете N 1, требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности, п. 5 ФСО N 3, подп. "е" п. 22 ФСО N 7.
Отсутствует в отчете N 1 (стр. 96) корректировка цены на величину НДС при расчете рыночной стоимости объекта оценки, что привело к искажению стоимости объекта оценки и свидетельствует о нарушении ст. 11 Закона об оценочной деятельности и п. п. 5, 11 ФСО N 7.
В соответствии с отчетом N 2 (стр. 68-72) оценщик приводит 10 объявлений о продаже машино-мест, расположенных в районе Хамовники, согласно которым диапазон цен предложений составил от 281.250 руб./кв.м. до 484.849 руб./кв. м.
Между тем, по данным исследования Аналитического центра ЦИАН средняя цена квадратного метра машинно-мест, расположенных между Садовым кольцом и Третьим транспортным кольцом в марте 2019 года составила 173.700 руб. / кв. м, а для машинно-мест, расположенных между Бульварным и Садовым кольцом - 245.300 руб./кв. м.
В ходе анализа отчета N 2 (стр. 93-95) Банком России установлено, что оцениваемый объект расположен между Садовым кольцом и Третьим транспортным кольцом, в то время как в качестве аналогов оценщик использует объекты, расположенные внутри Садового кольца.
Данный факт влияет на удельную стоимость и свидетельствует о необходимости введения соответствующей корректировки, что подтверждается результатами исследований Аналитического центра ЦИАН.
Отсутствие в отчете N 2 корректировки в зависимости от места расположения объекта оценки приводит к искажению (завышению) его стоимости и свидетельствует о
нарушении требований ст. 11 Закона об оценочной деятельности, п. 5 ФСО N 3, подп. "е" п. 22 ФСО N7.
Отчет N 2 не содержит описание правила отбора аналогов для проведения расчетов, при этом оценщик использует наиболее дорогие предложения о продаже, игнорируя предложения в жилом комплексе, в котором располагаются объекты оценки,
что привело к искажению (завышению) итоговой стоимости объектов оценки.
Нарушены требования ст. 11 Закона об оценочной деятельности, п. 5 ФСО N 3, подп. "в" п. 11 и подп. "в" п. 22 ФСО N 7.
Таким образом, в результате проведенной оценки стоимости объектов недвижимого имущества, числящихся на балансе страховщика, Банком России установлен факт завышения справедливой стоимости объектов недвижимого имущества, отраженной в отчетности страховщика.
На основании п. 2.1 ст. 25 Закона N 4015-1, ст. 76.5 Закона о Банке России в адрес общества выставлено предписание об указании в отчетности данных, полученных на основании проведенной оценки.
Довод о недействительности предписания в связи с отсутствием в нем сведений
об источниках проведенной Банком России оценки имущества страховщика является отклоняется, поскольку положения Закона N 4015-1 не содержит требований о включении в предписание Банка России информации о расчетах стоимости недвижимого имущества, проведенных Банком России, а также сопутствующих сведений и материалов.
Ссылки общества на положения Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости" как на основание для достижения справедливой оценки противоречит данным самих отчетов, которые не содержат сведений о проведенном оценщиком анализе определенных значений корректировки на соответствие сложившейся рыночной ситуации, что привело к искажению (завышению) стоимости объекта оценки и свидетельствует о нарушении норм Закона об оценочной деятельности.
Таким образом, стоимость имущества, определенная в отчетах, не могла быть рассмотрена Банком России в качестве достоверной ввиду наличия выявленных нарушений законодательства в области оценочной деятельности, оказывающих влияние на итоговую стоимость объектов оценки.
Кроме того, на основании жалобы Банка России от 06.10.2020 N 22-5-5/598 на допущенные оценщиком при составлении отчета N 1 нарушения Ассоциацией "Русское общество оценщиков" проведена внеплановая проверка, подтвердившая факты нарушений оценщиком требований Закона об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки.
Дисциплинарным комитетом Ассоциации "Русское общество оценщиков" 12.11.2020 принято решение (протокол N 142) о признании выявленных нарушений неустранимыми и применении к оценщику - Зарайской Т.С. мер дисциплинарного воздействия в виде предупреждения.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
АО "Страховая компания "Полис-Гарант" внесены на депозит суда денежные средства в сумме 120.000 руб. в качестве оплаты за проведение экспертизы по настоящему делу по платежному поручению от N 474 от 13.04.2021, которые подлежат возвращению с депозитного счета Девятого арбитражного апелляционного суда в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы.
На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2021 по делу N А40-204367/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить АО "Страховая компания "Полис-Гарант" с депозитного счета Девятого арбитражного апелляционного суда денежные средства в размере 120.000 руб. за проведение экспертизы, перечисленные по платежному поручению N 474 от 13.04.2021.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-204367/2020
Истец: АО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "ПОЛИС-ГАРАНТ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ