г. Пермь |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А71-12171/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Голубцова В.Г., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного)
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 10 февраля 2021 года
по делу N А71-12171/2020
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) (ИНН 1831078833, ОГРН 1021801153010)
к обществу с ограниченной ответственностью "Директория Консалт" (ИНН 1831127992, ОГРН 1081831004221)
о взыскании 8500 руб. финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) (далее - фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Директория Консалт" (далее - страхователь, ответчик, общество) о взыскании 8500 руб. финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета о каждом застрахованном лице за июль 2019 года.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит названное решение отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель жалобы настаивает на том, что ответчиком исходные сведения по форме СЗВ-М за июль 2019 г. на застрахованных лиц фактически не представлены, что подтверждается реестром документов страхователя. Таким образом, ответчиком нарушен срок представления отчетности по форме СЗВ-М за июль 2019 года. При направлении формы СЗВ-М страхователь обязан проверить правильное заполнение формы; у территориального органа Пенсионного фонда РФ отсутствуют полномочия менять период (месяц), за который представлена отчетность, самостоятельно корректировать представленные страхователем сведения. Вывод суда о пропуске Управлением совокупности сроков для принудительной реализации оспариваемого решения Управления от 13.05.2020 N 019S19200003517 является ошибочным.
Ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, указанным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела. От ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом, Управлением в отношении ответчика проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 и 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в ходе которой выявлено представление страхователем 19.02.2020 сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 г. о страховом стаже 17 лиц, в том числе за июль 2019 года, по которому сведения по форме СЗВ-М (в том числе исходные) представлены не были.
Фонд пришел к выводу, что ответчиком не исполнена установленная пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ обязанность по представлению сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2019 г. в отношении 17 застрахованных лиц.
25.02.2020 фонд направил ответчику уведомление об устранении ошибок и несоответствий между представленными страхователем сведениями (с приложением протокола проверки отчетности). Данное уведомление получено обществом в тот же день 25.02.2020. В течении 5 дней сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2019 г. представлены не были.
На основании материалов проверки Управлением составлен акт от 11.03.2020 N 019S18200002840 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
13.05.2020 в фонд поступили возражения страхователя на акт от 11.03.2020 (л.д.16), в которых указано, что 01.08.2019 обществом направлены в Управление сведения по форме СЗВ-М за июль 2019 года, однако по технической причине произошло неверное указание месяца, за который сдается отчетность: указан август вместо июля.
Рассмотрев материалы проверки и возражения страхователя, фонд принял решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения от 13.05.2020 N 019S19200003517 в виде финансовой санкции в размере 8500 руб.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции ответчику выставлено требование от 03.06.2020 N 019S01200004177 на сумму 8500 руб., которое в добровольном порядке не исполнено, что явилось основанием для обращения Управления в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, по результатам рассмотрения которого арбитражным судом вынесен судебный приказ от 24.08.2020 по делу N А71-9164/2020, впоследствии отмененный определением от 15.09.2020 по указанному делу в связи с поступлением в суд возражений должника относительно исполнения судебного приказа.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения фонда в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что отчетность за июль 2019 года представлена обществом с соблюдением установленного срока, а наличие технической опечатки в указании отчетного периода не свидетельствует о нарушении обществом требований пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Привлекая страхователя к ответственности, фонд исходил из того, что страхователем не представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за июль 2019 года.
Между тем, как установлено судами и не опровергнуто Управлением, 01.08.2019, то есть в законодательно установленный срок, страхователем в адрес Управления направлены сведения по форме СЗВ-М (исх) на 17 застрахованных лиц. Однако в указанной форме в графе "отчетный период" вместо цифры 7 (июль) была проставлена цифра 8 (август) (л.д.43-44).
22.08.2019 Управление направило в адрес страхователя сообщение об отсутствии сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за июль 2019 г. и представлении пояснений о причине их непредставления.
22.08.2019 страхователь в ответ на указанное сообщение фонда направил последнему письмо (исх. N ДК/5-17 от 22.08.2019) (л.д.62), в котором пояснил, что 01.08.2019 обществом направлены в Управление сведения по форме СЗВ-М за июль 2019 года с технической ошибкой в указании в качестве месяца, за который сдается отчетность (август вместо июля); направленные сведения достоверны и представлены в срок; ошибка связана со сбоем компьютерной программы.
В соответствии с пунктом 2.6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". В таком же порядке сведения могут представляться страхователем, численность работающих зарегистрированных лиц у которого за предшествующий отчетный период - месяц составляет менее 25 лиц.
Таким образом, если численность работающих зарегистрированных лиц у страхователя составляет менее 25 лиц, он не лишен возможности представить сведения, указанные в пункте 2.4 статьи 11, в бумажной форме.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Поскольку из имеющейся в деле отчетности усматривается, что численность работающих в обществе зарегистрированных лиц составляет менее 25 лиц, оно имеет право представлять и уточнять сведения индивидуального (персонифицированного) учета и на бумажных носителях. В данном случае представление обществом в Управление письма от 22.08.2019 (л.д.62) можно расценить как исправление ошибки в ранее принятом отчете.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) с 01.01.2017 подлежат применению сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения (подпункт 4 пункта 1 статьи 111 НК РФ).
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Таким образом, у суда первой инстанции имелись основания для признания общества невиновным в совершении рассматриваемого правонарушения. Доводы фонда о наличии формальных оснований для привлечения страхователя к ответственности не говорят о неверном применении судом норм материального права или несоответствии его выводов обстоятельствам дела.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 февраля 2021 года по делу N А71-12171/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-12171/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики межрайонное
Ответчик: ООО "Директория Консалт"