г. Москва |
|
03 июня 2021 г. |
Дело N А40-236637/20 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда
В.Р. Валиев (единолично)
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Компас Ойл"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 марта 2021 года
по делу N А40-236637/20, принятое судьей Е.А. Хайло
в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению ООО "Компас Ойл"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании 536 000 руб. убытков по договору N 033ф413/91Д от 26.12.2013 г.
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ
ООО "КОМПАС ОЙЛ" (далее истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" (далее ответчик) о взыскании 536 000 руб. 00 коп. убытков по договору N 033ф413/91Д от 26.12.2013 г.
Решением суда от 05 марта 2021 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении исковых требований отказано в виду недоказанности истцом юридического состава для взыскания убытков (ст.ст. 15, 393 ГК РФ).
С решением не согласился истец, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Ответчик просит решение суда оставить в силе, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд апелляционной инстанции находит решение суда от 05 марта 2021 года подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов дела, между ООО "Компас Ойл" (далее - Истец, ООО "Компас Ойл") и обществе с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт" (ООО "РН-ВНП") был заключен договор на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов от 26 декабря 2013 года N 033ф413/91Д (далее - договор хранения).
По условиям п. 1.1. и 1.2. указанного договора хранения Истец обязывался перед ООО "РН-ВНП" оказать услуги по приему (сливу) нефтепродуктов из железнодорожных цистерн, их хранению на нефтебазе и отпуску по требованию
В соответствии с пунктом 2.2. договора хранения нормативный срок для выгрузки нефтепродуктов из вагонов-цистерн составляет 2 (двое) суток с момента поступления вагонов-цистерн на железнодорожную станцию назначения (конечный пункт назначения согласно отгрузочным документам), то есть на станцию Угловая Дальневосточной железной дороги и до момента возврата этих вагонов ОАО "РЖД". При этом слив нефтепродуктов из вагона - цистерны занимает по технологии не более 8 часов с момента подачи вагона под выгрузку.
За превышение установленного нормативного срока использования поступивших железнодорожных вагонов-цистерн Истец обязался уплатить в пользу
ООО "РН-ВНП" договорную неустойку, размер которой предусмотрен пунктом 4.17. договора хранения и составляет 2 000 (две тысячи) рублей 00 копеек за каждый вагон за каждые сутки превышения нормативного времени.
Во исполнение договоров хранения ООО "РН-ВНП" направило в адрес Истца железнодорожные вагоны-цистерны с грузом нефтепродуктов: 55054084, 51495943 50121086, 50647502, 54738356, 53880605, 57236911, 57228546, 74987454, 53856423 57672198, 50177591, 53882049, 57662751, 50232693, 55053185, 55055164, 73196081 57673386, 73298069, 50640218, 50939446.
Данные вагоны были доставлены ОАО "РЖД" до станции Угловая Дальневосточной железной дороги, станции назначения, в подтверждение чего ОАО "РЖД" были выданы транспортные железнодорожные накладные, с указанием в них даты и времени их доставки на железнодорожную станцию назначения (дата и время доставки вагонов-цистерн до станции назначения указаны в расчете к иску) ЭХ179208, ЭХ539393, ЭФ875265, ЭФ875263, ЭХ379559, ЭХ379555, ЭФ836817, ЭФ836814, ЭХ406588, ЭЦ515905, ЭЦ623045, ЭФ849792, ЭФ818770, ЭФ818773.
Пунктом 3.3.1 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах- цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (Приложение N 14 к протоколу 50-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества 21-22 мая 2009 г. в г. Минске (принят к руководству и исполнению приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08 октября 2009 г. N 176)) установлено требование о сливе нефтепродуктов, перевозимых в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа, только на местах необщего пользования.
Места слива опасных грузов должны быть удалены от железнодорожных складов, станционных сооружений, главных путей, общих мест погрузки и выгрузки а также от жилых домов на расстояние не менее 100 м, от мест погрузки, выгрузки и хранения взрывчатых и ядовитых веществ - не менее 200 м, если иное не предусмотрено национальным законодательством. Кроме того, сливные приборы для слива нефтепродуктов, доставленных в спорных вагонах- цистернах, расположены только на нефтебазе, расположенной на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащем Истцу.
Поскольку Истец не имеет в своем распоряжении железнодорожных локомотивов для передислокации вагонов со станции Угловая Дальневосточной жд до нефтебазы, расположенной на железнодорожном пути необщего пользования, то подачу под выгрузку спорных вагонов от железнодорожной станции до нефтебазы, а также их уборку после выгрузки, производили локомотивы (маневровые тепловозы) Ответчика на основании и в соответствии с условиями договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Компас Ойл" по станции Угловая от 2011 года (далее - Договор на эксплуатацию пути), что подтверждается приложенными к иску памятками приемосдатчика, составленными Ответчиком.
Положениями Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта РФ) и пунктами 5, 7 и 11 Договора на эксплуатацию пути, установлено, что подача вагонов под выгрузку на железнодорожный путь необщего пользования, а также уборка порожних вагонов после выгрузки с пути необщего пользования должны производиться локомотивами Ответчика своевременно, по уведомлению.
Спорные вагоны были поданы локомотивами Ответчика под выгрузку на железнодорожный путь необщего пользования и убраны после выгрузки с железнодорожного пути необщего пользования со значительной задержкой, что подтверждается приложенными к иску транспортными железнодорожными накладными, памятками приемосдатчика и ведомостями подачи и уборки вагонов.
По мнению истца, вследствие несвоевременной подачи и уборки спорных вагонов-цистерн по вине Ответчика, установленный пунктом 2.2. договора хранения нормативный срок использования вагонов был превышен, в связи с чем Истец был вынужден уплатить в пользу ООО "РН-ВНП" договорную неустойку в размере 536 000,00 рублей взысканную решением Арбитражного суда Приморского края от 12 февраля 2018 года по делу N А51-19796/2018.
Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к выводу, что истцом не доказаны действия ответчика, приведшие к нахождению спорных вагонов на станции выгрузки сверх 2 суток, установленных договором с поклажедателем, по причинам, зависящим от перевозчика.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции, так как из представленных в дело железнодорожных накладных следует, что оригиналы железнодорожных накладных получены истцом в день уведомления о прибытии груза (л.д. 59-72), что свидетельствует об отсутствии уклонения истца как грузополучателя от участия в процедуре раскредитации вагонов.
Также в деле отсутствуют акты общей формы о том, что спорные вагоны не могли быть поданы на подъездной путь истца по причине его занятости, зависящей от истца, как и акты общей формы о том, что спорные вагоны простаивают после выгрузки по причине невозможности оформить перевозочные документы.
В этой связи нельзя считать доказанными обстоятельства нахождения спорных вагонов на станции выгрузки сверх двух суток по причинам, зависящим от истца.
Правомерность позиции Истца подтверждается сформированной судебной практикой:
- определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 07.07.2020 N 302-ЭС20-4636 по делу А19-5563/2019;
- постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25 ноября 2020 года по делу N А40-32416/2020;
- постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 декабря 2020 года по делу N А40-35406/2020;
- постановлением Арбитражного суда Московского округа от 02 ноября 2020 года по делу N А40-224934/2019;
- решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-112940/2018 от 13.07.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018 N 09АП-48639/2018; решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-183262/2019 от 15.11.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 N 09АП- 72400/2019; решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-211241/2018, оставленного без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 N 09АП-64355/2018; решением Арбитражного суда города Москвы от 27.05.2020 по делу N А40-35398/2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2020 и др.
При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Расходы истца по оплате госпошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на ответчика в общей сумме 16 720 руб. (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, ч. 2 ст. 269, п.3 ч.1 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 марта 2021 года по делу N А40-236637/20 отменить. Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ООО "Компас Ойл" 536 000 руб. - в счет возмещения убытков, 16 720 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-236637/2020
Истец: ООО "КОМПАС ОЙЛ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"