г. Ессентуки |
|
2 июня 2021 г. |
Дело N А63-18996/2020 |
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Семенова М.У., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агроком" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.03.2021 по делу N А63-18996/2020, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агроком" (ОГРН 1167746825641, ИНН 7727299114) к Северо-Кавказской электронной таможне (ОГРН 1182651012653, ИНН 2630049714), об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агроком" (далее - заявитель, общество, ООО "Агроком") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к Северо-Кавказской электронной таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня) с заявлением об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 19.11.2020 N 10805000-290/2020, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 14.12.2020 заявление принято к производству в порядке упрощенного производства без вызова сторон согласно статье 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 19.03.2021 (оформленным резолютивной частью) в удовлетворении заявления отказано.
17.03.2021 судом изготовлено мотивированное решение на основании части 2 статьи 229 АПК РФ. Суд исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Апеллянт ссылается на то, что ООО "Агроком" при отсутствии на момент подачи таможенной декларации разрешительных документов, в целях соблюдения запретов и ограничений, воспользовалось правом применения условного выпуска товаров, заявив в таможенной декларации обязательство представить разрешительный документ после выпуска товаров, а получив разрешительный документ на этапе декларирования, представил его в таможенный орган. При этом, таможенный орган при наличии такого разрешительного документа не стал применять процедуру условного выпуска.
Определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению судьей единолично без проведения судебного заседания. Таможне предложено в срок до 15.05.2021 предоставить отзыв на жалобу.
В отзыве на апелляционную жалобу таможня просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу абзаца второго пункта 47 Постановления N 10 апелляционная жалоба рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, по имеющимся в материалах дела доказательствам, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 и 272 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении жалобы, исходя их следующего.
Как видно из материалов дела, отделом торговых ограничений, экспортного контроля и зашиты прав интеллектуальной собственности на основании статей 310, 340 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в отношении ООО "Агроком" после выпуска товаров проведена проверка документов и сведений, представленных в отношении товаров, заявленных в декларации на товары (далее - ДТ) N 10805010/220720/0042461 (товары N N 4, 11).
В ходе проверки установлено, что 22.07.2020 обществом на Северо-Кавказский таможенный пост (ЦЭД) Северо-Кавказской электронной таможни с применением электронной формы таможенного декларирования подана ДТ N 10805010/220720/0042461 в целях помещения товаров, ввезенных из Ирана, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Относительно товара N 4 в ДТ указаны следующие сведения: мебель из смешанных материалов (не детская), дата изготовления 2019, маркировкой PARS LUSTER, производитель: PARS LUSTER FARAHANI, товарный знак: отсутствует, марка: PARS LUSTER, артикул: отсутствует, модель: отсутствует: консоль с зеркалом и мраморной столешницей на металлических ножках, в количестве 32 шт.; подставки под телефоны с мраморной столешницей на металлических и деревянных ножках в количестве 221 шт.; сервировочный столик на колесиках, столешницы выполнены из МДФ, на металлических ножках, в количестве 25 шт.; подставки под телевизор с мраморной столешницей на металлических ножках, в количестве 2 шт.; ширма напольная, декоративная из стекла на металлическом каркасе, в количестве 10 шт.
Согласно единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) кодом товара является 9403 89 000 0, вес нетто - 5 502 кг, вес брутто - 5 791 кг, таможенная стоимость 1 417 348,93 руб.
Относительно товара N 11 в ДТ указаны следующие сведения: мебель, обитая материалом для сидения с деревянным каркасом, для обстановки дома (жилых комнат), не детская, дата изготовления 2019, производитель: PARS LUSTER FARAHANI, товарный знак: отсутствует, марка: PARS LUSTER, артикул: отсутствует, модель: отсутствует: мебель для сидения: стулья в количестве - 18 шт. Код товара согласно ТН ВЭД ЕАЭС 9401 61 000 0, вес нетто - 334 кг, вес брутто - 351 кг, таможенная стоимость 127 284,63 руб.
Названные товары являются объектом обязательного подтверждения соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции" ТР ТС 025/2012 (далее - ТР ТС 025/2012).
В ДТ N 10805010/220720/0042461 на дату ее регистрации (22.07.2020) обществом не заявлялись сведения о разрешительных документах.
При этом, в графе 44 ДТ под кодом вида документа "01191" внесена запись "Обязуюсь представить до 24.07.2020", что свидетельствует о намерении декларанта воспользоваться правом применения условного выпуска в отношении ввозимых товаров.
23.07.2020 Северо-Кавказским таможенным постом направлен запрос обществу о необходимости в срок до 23.07.2020 предоставить документы для принятия решения об условном выпуске товаров.
Заявление на предоставление условного выпуска товаров, а также документы, прилагаемые к указанному заявлению, декларантом не представлены.
Вместе с тем, 29.07.2020 ООО "АГРОКОМ" представлены декларации о соответствии N N ЕАЭС N RU Д-IR.АЕ64.А.07138/20 от 28.07.2020 сроком действия до 27.07.2021 и ЕАЭС N RUД-IR/АЕ64.А.07115/20 от 28.07.2020 сроком действия до 27.07.2021, зарегистрированные органом по сертификации продукции и услуг ООО "Дагестанский центр сертификации" на партию товара и подтверждающие ее соответствие требованиям ТР ТС 025/2012.
Таким образом, обществом не представлены разрешительные документы, либо сведения о них, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений на товары N N 4,11 "мебель из смешанных материалов...", а также не выполнены требования, предъявляемые к процедуре условного выпуска товаров, установленные статьей 107 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ).
07.10.2020 таможней в отношении общества по вышеуказанному факту составлен протокол об административном правонарушении N 10805000-290/2020 по статье 16.3 КоАП РФ за несоблюдение установленных международными договорами запретов и ограничений на ввоз товаров.
19.11.2020 таможней вынесено постановление N 10805000-290/2020 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением в части штрафа, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объектом правонарушения является порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу, в части соблюдения запретов и ограничений.
Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП России, выступает лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений.
В рассматриваемом случае данным лицом является ООО "Агроком".
Субъективная сторона характеризуется виной.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру.
Статьей 7 ТК ЕАЭС установлено, что перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Евразийском экономическом Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Согласно пункту 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 108 ТК ЕАЭС установлено, что к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся: документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 108 ТК ЕАЭС установлено, что документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса или определенных статьями 114 - 117 настоящего Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 (далее - Положение N 294), к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании, одновременно, с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
К документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Положения относятся сертификат соответствия, декларация о соответствии, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры.
Согласно пункту 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии со статьей 126 ТК ЕАЭС условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых, в том числе соблюдение залетов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов может быть подтверждено после выпуска товаров.
Согласно пункту 1 статьи 107 Закона N 289-ФЗ в случаях, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 126 ТК ЕАЭС, если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление таких документов в срок не позднее сорока пяти календарных дней после выпуска товаров. Выпуск товаров осуществляется при представлении декларантом в письменной или электронной форме обязательства о представлении документов в установленный срок.
В соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС кодом ввозимого обществом товара (мебель из смешанных материалов) является 9403 89 000 0. Указанные товары являются объектом обязательного подтверждения соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции" ТР ТС 025/2012 (далее - ТР ТС 025/2012).
В рассматриваемом случае обществом в нарушение пункта 2 Положения N 294 одновременно с таможенной декларацией 22.07.2020 не представлены разрешительные документы, либо сведения о них, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений на товары NN 4,11 "мебель из смешанных материалов...", а также не выполнены требования, предъявляемые к процедуре условного выпуска товаров, установленные статьей 107 Закона N 289-ФЗ.
При этом, непредставление при таможенном декларировании товаров, документов, подтверждающих соблюдение ограничений, не связанное с заявлением недостоверных сведений в таможенной декларации, за исключением случаев, когда указанные документы в соответствии с таможенным законодательством могут быть представлены после выпуска товаров, и товары на этом основании выпущены таможенным органом условно без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьи 16.3 КоАП РФ.
Запрос Северо-Кавказского таможенного поста о необходимости в срок до 23.07.2020 предоставить документы для принятия решения об условном выпуске товаров обществом также не исполнен. Заявление на предоставление условного выпуска товаров, а также документы, прилагаемые к указанному заявлению, декларантом не представлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества признаков правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
Доводы апеллянта о том, что указание им в графе 44 ДТ N 10805010/220720/0042461 товара N 4,11 сведений о том, что он обязуется предоставить декларацию/сертификат до 24.07.2020, является выполнением требований таможенного законодательства в части соблюдения порядка помещения товаров под таможенную процедуру, не принимается апелляционным судом, так как противоречит положениям пункта 1 статьи 107 Закона N 289-ФЗ.
Декларации о соответствии для товаров N 4,11 на момент подачи ДТ N 10805010/220720/0042461, к таможенному декларированию декларантом не представлены.
Из материалов дела следует, что ООО "Агроком" в целях применения процедуры условного выпуска товаров, предусмотренной статьей 126 ТК ЕАЭС, в соответствии с порядком заполнения ДТ, установленным Решением Комиссии N 257 заполнена графа 44 товаров N 3, 5.
В подпункте 42 пункта 15 Порядка N 257 указано, что в графе 44 (дополнительная информация/представленные документы) декларант указывает сведения о документах, на основании которых заполнена ДТ, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31 ДТ.
Сведения о каждом документе указываются с новой строки с проставлением его кода в соответствии с классификатором видов документов и сведений и через знак разделителя "/" - признака, подтверждающего представление либо непредставление документа при подаче ДТ.
Признак "3" - документ представлен (будет представлен) после выпуска товаров.
В данном случае, если законодательством государств - членов Союза предусмотрена возможность представления отдельных документов после выпуска товаров, после проставления признака через пробел производится запись об обязательстве декларанта представить недостающие документы с указанием даты (например: "01999/3 обязуюсь представить до 24.04.2014").
ООО "АГРОКОМ" в 44 графе ДТ N 10805010/051020/0055301 на товары N 4, 11 указало "01191/3 обязуюсь представить до 24.07.2020".
Однако, наряду с заполнением графы 44 ДТ в соответствии с Решением N 257, для применения процедуры условного выпуска товаров для внутреннего потребления декларанту необходимо было выполнить требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 107 Закона N 289-ФЗ.
Указанному обстоятельству суд первой инстанции дал надлежащую оценку.
В связи с изложенным, вывод заявителя о том, что на момент подачи декларации достаточно предоставление декларантом обязательства о предоставлении разрешительных документов после выпуска, противоречит положениям статьи 107 Закона N 289-ФЗ.
Ввиду изложенного материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава вмененного ему в вину правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности таможней не допущено.
Предусмотренный в статье 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения общества к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Исключительных обстоятельств совершения правонарушения, свидетельствующих о наличии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным, не усматривается.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции признает обжалуемое решение законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьёй 270 АПК РФ не установлено. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.03.2021 по делу N А63-18996/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-18996/2020
Истец: ООО "АГРОКОМ"
Ответчик: СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Сотавов Халид Надырпашаевич
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8125/2021
02.06.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1570/2021
17.03.2021 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-18996/20
15.03.2021 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-18996/20