г. Тула |
|
4 июня 2021 г. |
Дело N А68-12154/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.06.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Ю.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Куриное царство" (Липецкая область, г. Елец, ОГРН 1054801000011, ИНН 4813007240) - Курникова А.А. (доверенность от 14.10.2020 N УК/20/0073), от заинтересованного лица - Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (г. Тула, ОГРН 1047101134475, ИНН 7107084990) - Филяевой В.В. (доверенность от 13.01.2020 N 29/19), Воронина А.П. (доверенность от 19.01.2021 N 29/1), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Тульской области от 12.03.2021 по делу N А68-12154/2020 (судья Рыжикова Н.А.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Куриное царство" (далее - АО "Куриное царство", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Приокскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора, управление) о признании недействительным решения об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.09.2020 N АБ-07-07/8935.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 12.03.2021 заявленные требований удовлетворены, решение Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 01.09.2020 N АБ-07-07/8935 признано недействительным, на управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "Куриное Царство".
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление обжаловало его в апелляционном порядке.
АО "Куриное царство" возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, АО "Куриное царство" в соответствии с заявленными видами экономической деятельности осуществляет разведение сельскохозяйственной птицы, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.12.2020.
АО "Куриное царство" разработало проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов, имеющих I категорию негативного воздействия на окружающую среду (далее - ПНООЛР).
В Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора 27.04.2020 на рассмотрение поступил разработанный обществом ПНООЛР для утверждения.
Уведомлением от 16.06.2020 N СП-07-17/5384 управление отказало обществу в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Общество 22.07.2020 повторно обратилось в управление с заявлением об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Управлением рассмотрены исправленные материалы и по результатам принято решение от 01.09.2020 N АБ-07-07/8935 об отказе в утверждении ПНООЛР.
Общество, полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов и др.
Статьей 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и данным Законом.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Закон N 7-ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 4, и Положением о Приокском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 N 506, Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора оказывает государственную услугу по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих государственному экологическому надзору.
Единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также порядок рассмотрения данных материалов установлены:
- Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок N 50), которым определены требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты;
- Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.08.2014 N 349 (далее - Методические указания N 349).
Согласно пункту 4 Порядка N 50 проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
В силу пункта 5 Порядка N 50 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В лимиты на размещение отходов не включаются массы (объемы) отходов, предназначенные для накопления (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; использования и/или обезвреживания.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 50 индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы: а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; б) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 данного Порядка.
Согласно пункту 8 Порядка N 50 заявление и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение принимаются территориальными органами Росприроднадзора по описи, копия которой с отметкой о дате приема направляется (вручается) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. Перечень документов, установленных в пункте 7 данного Порядка, является исчерпывающим. Требование о предоставлении иных документов не допускается.
На основании пункта 9 Порядка N 50 в случае выявления неточностей и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении и проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также некомплектности проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 данного Порядка, территориальные органы Росприроднадзора в течение 5 рабочих дней с даты их приема вручают индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам уведомление о необходимости устранения в течение 10 рабочих дней выявленных нарушений и (или) предоставления документов или направляют такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В силу пункта 10 Порядка N 50 в случае, предусмотренном пунктом 9 данного Порядка, срок принятия территориальным органом Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении исчисляется со дня поступления в территориальный орган Росприроднадзора надлежащим образом оформленного заявления и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, указанных в пункте 7 данного Порядка.
Согласно пункту 11 Порядка N 50 территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 указанного Порядка заявления и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием).
В указанном пункте также установлены основания для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, к которым относится, в том числе:
- наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями, указанными в пункте 5 данного Порядка;
- отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в государственном реестре объектов размещения отходов (далее - ГРОРО), формируемом Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 N 792;
- превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).
Указанный перечень для отказа является исчерпывающим.
В уведомлении от 02.09.2020 N СП-07-17/9067 в качестве оснований для принятия решения от 01.09.2020 N АБ-07-07/8935 об отказе обществу в утверждении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отмечено, что в составе ПНООЛР не указаны сведения, обосновывающие предлагаемое обращение с отходами "1 12 71 1 01 33 3 помет куриный свежий", "1 12 711 02 29 4 помет куриный перепревший" и "1 12 791 01 33 4 отходы подстилки из древесных опилок при содержании птиц", а именно: отсутствует определение обработки, утилизации, обезвреживания, размещения и (или) передачи другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения вышеуказанного отхода; не представлена лицензия на утилизацию (использование) отходов "1 12 711 01 33 3 помет куриный свежий", "1 12 711 02 29 4 помет куриный перепревший" и "1 12 791 01 33 4 отходы подстилки из древесных опилок при содержании птиц"; в проекте отсутствуют расчеты и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов согласно ФККО, а именно: отходы, относящиеся к группам "1 12 710 00 00 0 Помет птичий", "1 12 790 00 00 0 Прочие отходы разведения сельскохозяйственной птицы", "1 12 798 00 00 0 Отходы при очистке сточных вод на локальных очистных сооружениях при разведении сельскохозяйственной птицы".
Из изложенного следует, что управлением выявлен факт образования на предприятии отходов, которые не включены обществом в разработанный им ПНООЛР (птичий помет, прочие отходы разведения сельскохозяйственной птицы, отходы при очистке сточных вод), что расценено как представление недостоверной информации в составе проекта НООЛР, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Вместе с тем, как верно отметил суд, обществом в ПНООЛР указано, что образующийся от разведения сельскохозяйственной птицы помет, как побочный продукт птицеводства, используется для изготовления органического удобрения "Удачный сезон-Т" (свидетельство о регистрации от 27.12.2019 N 2514) в соответствии с утвержденным на предприятии технологическим регламентом ТУ 20.15.80-001-61615721-2018. Подстилочный материал с птичьим пометом используется для производства органического удобрения посредством естественного биологического обеззараживания помета с подстилкой на участке временного накопления путем выдерживания в пометохранилище сроком, не превышающим 11 месяцев со дня складирования.
Технологический регламент переработки птичьего помета в органическое удобрение "Удачный сезон-Т", разработанный АО "Куриное Царство", представлен с ПНООЛР.
Кроме того, обществом представлено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов по проекту технической документации на агрохимикат органическое удобрение "Удачный сезон-Т", выданный Управлением Росприроднадзора по Орловской области 02.08.2019.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что объемы куриного помета в данном случае используются обществом для дальнейшего изготовления органических удобрений, что в силу прямого указания пункта 5 Приказа N 50 освобождает его от включения их в лимиты на размещение отходов.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит самостоятельный вид деятельности, включающий в себя совокупность действий по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.
Понятия сбора, размещения и объектов обезвреживания отходов закреплены в статье 1 Закона N 89-ФЗ.
Сбор - прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов (абзац 16 статьи 1 Закона N 89-ФЗ).
Размещение (хранение или захоронение) - складирование в специальных объектах сроком более, чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения (абзац 5 статьи 1 Закона N 89-ФЗ).
Объекты обезвреживания - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов (абзац 23 статьи 1 Закона N 89-ФЗ). Деятельность по обезвреживанию отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, предназначенных для этого вида деятельности.
В рассматриваемом случае АО "Куриное Царство" не осуществляет деятельность, подлежащую лицензированию: не принимает куриный помет от других лиц; не допускает хранение отходов более 11 месяцев (проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение срок хранения подстилки с куриным пометом предусмотрен до 35 дней); не владеет специально оборудованными сооружениями для обезвреживания отходов.
Подстилочный материал с птичьим пометом используется для производства органического удобрения посредством естественного биологического обеззараживания помета с подстилкой на участке временного накопления путем выдерживания в пометохранилище сроком, не превышающим 11 месяцев со дня складирования.
АО "Куриное Царство" обеспечена организация деятельности с веществами (подстилкой из-под содержания птицы) в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и природоохранного законодательства, а именно: разработано и зарегистрировано ТУ 20.15.80-001-61615721-2018; получено положительное заключение Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на удобрение; зарегистрировано органическое удобрение "Удачный сезон-Т" (свидетельство о регистрации от 27.12.2019 N 2514).
Таким образом, птичий помет проходит естественную биологическую обработку, а не обеззараживается на специальных установках.
В этой связи суд правомерно заключил, что процессы, происходящие в ходе выдерживания такого отхода, по смыслу Закона 89-ФЗ, не являются деятельностью по его обезвреживанию и не подлежат лицензированию.
Кроме того, суд верно отметил, что АО "Куриное Царство" со специализированной организацией ГУП "Унечский ветсанутильзавод" заключен договор на утилизацию отходов от 01.01.2020 N 66747, а поэтому заявитель самостоятельно не осуществляет деятельность по обращению с отходами и правомерно не указал в заявлении "прочие отходы разведения сельскохозяйственной птицы" и "отходы при очистке сточных вод".
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционная коллегия отмечает, что согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.05.2016 N 04-12-27/9376 в случае отнесения навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции и (или) их использования в качестве промежуточных (побочных) продуктов для собственных нужд требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов, нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы распространяться не будут.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в письме от 11.08.2016 N ВА-14-27/8782 также разъяснило, что если предприятие не производит совокупность действий по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) и, соответственно, прибыли от такой деятельности не получает, получение лицензии по обращению с опасными отходами такому предприятию не требуется.
С учетом изложенных обстоятельств, суд области пришел к обоснованному выводу об отсутствии у управления достаточных правовых оснований для отказа обществу в утверждении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в указанной части.
Такой подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2019 N 307-ЭС19-15203, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.04.2019 по делу N А56-91661/2018, постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 11.08.2017 по делу N А76-28269/2016.
Относительно такого основания для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение как отсутствие в проекте расчетов и обоснования предлагаемых нормативов образования отходов суд первой инстанции обоснованно указал, что ни Закон N 89-ФЗ, ни Порядок N 50 не содержат прямого запрета на возможность утвердить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение в отношении отходов, по которым нет замечаний у административного органа.
В соответствии с Порядком N 50 и Методическими указаниями N 349 субъект предпринимательской деятельности вправе разработать самостоятельные отдельные проекты на каждый конкретный вид отходов либо класс опасности отходов.
Факт обращения общества с заявлением об утверждении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, по результатам рассмотрения которого управлением сделан вывод о том, что представленная информация по части объектов размещения отходов недостоверна, не препятствовал управлению произвести утверждение нормативов и лимитов в той части, по которой у него не имелось замечаний.
Изложенное соответствует правовой позиции, содержащейся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2016 N 309-КГ15-17474.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал недействительным решение Приокского межрегионального управления Росприроднадзора об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.09.2020 N АБ-07-07/8935 и возложил на управление обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Куриное Царство".
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 12.03.2021 по делу N А68-12154/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-12154/2020
Истец: АО "Куриное царство"
Ответчик: ПРИОКСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ