г. Санкт-Петербург |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А21-12012/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Короткевичем В.И.
при участии:
от истца (заявителя): Вагабов М.М. по паспортуот ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13514/2021) ИП Вагабова Мурада Магомедшапиевича на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.03.2021 по делу N А21-12012/2020 (судья Кузнецова О.Д.), принятое
по заявлению ИП Вагабова Мурада Магомедшапиевича
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду
о признании незаконными действий по отказу в признании за предпринимателем права на
применение упрощенной системы налогообложения, а также требований N 4825 от
19.08.2020, N 5562 от 09.10.2020, N 5563 от 09.10.2020
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Вагабов Мурад Магомедшапиевич (далее - Заявитель, налогоплательщик, предприниматель) обратился с заявлением о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по г. Калининграду (ИФНС, Инспекция):
- отказа в признании права за ним права на применение упрощенной системы налогообложения с объектом "доходы" с даты регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (далее - отказ),
- требования N 4825 от 19.08.2020 г. об устранении выявленных нарушений законодательства (далее- требования N 4825),
- требования N 5562 и требования N 5563 от 09.10.2020 г. о предоставлении пояснений за м1 квартал и 2 квартал 2020 г. с предоставлением данных по налоговой базе для исчисления налога на добавленную стоимость за 1 квартал 29020г. (далее- требования N 5562 и требования N 5563 ),
- решение от 21.08.2020 N 10465 о приостановлении операций по счетам в банке, а также переводов электронных денежных средств (далее- решение о приостановлении).
Решением суда от 03.03.2021 в удовлетворении требований о признании недействительными отказа в признании за индивидуальным предпринимателем Вагабовым М.М. права на применение упрощенной системы налогообложения с даты регистрации в качестве Индивидуального предпринимателя, требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 N 4825 от 19.08.2020, N 5562 от 9.10.2020 и N 5563 от 9.10.2020 г., решения налогового органа от 21.08.2020 N 10465 о приостановлении операций по счетам индивидуального предпринимателя Вагабова М.М. от 21.08.20020г., отказано.
Заявитель, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить.
От инспекции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оспариваются доводы Общества.
В судебном заседании предприниматель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Налоговый орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направил. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Вагабов М.М. зарегистрирован в качестве Индивидуального предпринимателя 19.02.2020 г. (уведомление от 26.02.2020) и в этот же день поставлен на налоговый учет.
В период, начиная с 19.02.2020 г. платежи по УСН предпринимателем не уплачивались, что по делу не оспаривается.
В связи с непредставлением налоговых деклараций по НДС за первый квартал 2020 г. и 2 квартал 2020 г. ИФНС принято решение N 10465 от 21.08.2020 г. о приостановлении операций по счетам в банке.
26.08.2020 Предпринимателем представлены налоговые декларации за указанные периоды с нулевыми показателями.
Проведены камеральные проверки представленных налоговых деклараций.
ИФНС выставлены оспариваемые требования.
По состоянию на 23.11.2020 г. уточненные декларации не были представлены.
26.08.2020 г. предпринимателем подано уведомление о переходе на УСН как указано в нем "с даты постановки на налоговый учет".
Предпринимателю сформировано сообщение о нарушении сроков данного уведомления.
20.10.2020 г. предпринимателем подано уведомление о переходе на УСН с объектом "доходы" с 01.01.2021 г.
Полагая неправомерными вынесенные налоговым органом решения об отказе в признании права за ним права на применение упрощенной системы налогообложения с объектом "доходы" с даты регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, требования N 4825 от 19.08.2020 г. об устранении выявленных нарушений законодательства, требования N 5562 и требования N 5563 от 09.10.2020 г. о предоставлении пояснений за м1 квартал и 2 квартал 2020 г. с предоставлением данных по налоговой базе для исчисления налога на добавленную стоимость за 1 квартал 29020г., решения от 21.08.2020 N 10465 о приостановлении операций по счетам в банке, а также переводов электронных денежных средств, Предприниматель обратился в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) УСН применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ. Порядок и условия начала применения УСН указаны в статье 346.13 НК РФ/
В пункте 1 статьи 346.13 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН.
Согласно пункту 2 статьи 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 НК РФ. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими УСН, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанном в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Законодатель предусмотрел специальные правила перехода на УСН для вновь создаваемых организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, изъявивших желание использовать названный налоговый режим с момента начала своей деятельности, а именно путем подачи соответствующего заявления в налоговый орган. Иных правил применения данного режима налогообложения глава 26.3 НК РФ не предусматривает.
Подпунктом 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на УСН в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ, не вправе применять УСН.
Таким образом, вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе применять УСН только при соблюдении условия, предусмотренного пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ, а именно подачи соответствующего заявления в налоговый орган в установленный срок не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учёт в налоговом органе.
Согласно информации, представленной Инспекцией, Заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 19.02.2020 и в тот же день поставлен на налоговый учёт в Инспекцию, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц.
Индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН должны осуществлять его в порядке, предусмотренном главой 26.2 "Упрощённая система налогообложения" НК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ.
Согласно подпункту 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на УСН в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ, не вправе применять УСН. В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ для перехода на УСН,с 19.02.2020 Заявителю необходимо было представить уведомление о переходе на УСН (далее - Уведомление) с даты постановки на учёт в срок до 19.03.2020.
Согласно информации в карточке "Расчеты с бюджетом" лицевого счёта Заявителя в период с 19.02.2020 авансовые платежи по УСН им не уплачивались.
Относительно довода Заявителя о том, что подать уведомление не представилось возможным в связи с вводом Постановления Губернатора Калининградской области от 16.03.2020 N 134 "О введении режима повышенной готовности" (далее - Постановление от 16.03.2020 N 134) Инспекция поясняет следующее.
Согласно Постановлению от 16.03.2020 N 134 ограничения, установленные пунктом 8, у не распространяются на органы власти, организации и индивидуальных предпринимателей; а также иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, указанные организации обязаны обеспечить соблюдение гражданами социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях и сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию). Запрет на осуществление приема граждан территориальными органами ФНС России вопреки доводам подателя жалобы Постановление от 16.03.2020 N 134 не содержит.
Кроме того, Заявитель был вправе представить уведомление одновременно с документами на,, государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя в ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", выведенный пунктом 2 статьи 346.16 НК РФ тридцатидневный срок; направить в Инспекцию на бумажном носителе почтой заказным письмом с описью вложения, заверенной должностным лицом отделения связи, либо непосредственно представив заявление в налоговый орган.
Следует отметить, что в период введённых ограничений Инспекция продолжила осуществлять приём налогоплательщиков по предварительной on-line записи.
Предоставить уведомление в срок до 19.03.2020 также возможно было предварительно записавшись на прием в Инспекцию через сервис ФНС России, либо опустив заявление в размещённый в свободном доступе на территории Инспекции бокс для письменной корреспонденции.
Специального способа подачи уведомления нет. Поэтому его можно подать (п. п. 52, 65 Административного регламента ФНС России, утвержденного Приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343, Приложение N 1 к Приказу ФНС России от 16.11.2012 N ММВ-7-6/878@, Информация ФНС России от 01.12.2015): на бумаге: лично (через представителя); по почте; в электронной форме: по ТКС или, например, через личный кабинет налогоплательщика - ИП.
Таким образом, препятствий для представления уведомления у Заявителя не было. Однако ни одной из имевшихся для своевременной подачи заявления возможностью Налогоплательщик не воспользовался.
Заявителем в Инспекцию по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) представлено уведомление о переходе на УСН от 26.08.2020, в котором им заявлено о переходе на УСН "с даты постановки на налоговый учет". Однако указанное уведомление представлено в Инспекцию в нарушение срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ.
По результатам рассмотрения представленного уведомления Инспекцией в адрес Заявителя сформировано сообщение N 3905200000017 от 28.08.2020 о нарушении сроков уведомления о переходе на УСН и невозможности перехода на УСН. Сообщение направлено Заявителю 03.09.2020 заказным письмом по адресу регистрации Заявителя: 236038, г. Калининград, Ю. Гагарина пер., 4, кв. 2.
В случае нарушения Заявителем срока подачи заявления о переходе на УСН в силу подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщик не вправе применять УСН до наступления следующего календарного года (п. 1 ст. 346.13 Кодекса).
Таким образом, в период с 19.02.2020 по 01.01.2021, Налогоплательщик являлся плательщиком, применяющим общую систему налогообложения, и обязан был представлять налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) и налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ (далее - 3-НДФЛ).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчёты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ. В связи с непредставлением Заявителем ? налоговых деклараций по НДС за 1 и 2 кварталы 2020 года Инспекцией в его адрес направлено требование от 19.08.2020 N 4825 об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах в части непредставления налоговых деклараций по НДС за 1 квартал 2020 года и 2 квартал 2020 года.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместитель руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации - в течение трех лет со дня истечения срока, установленного настоящим подпунктом.
В связи с непредставлением налоговых деклараций по НДС за 1 квартал 2020 года и 2 квартал 2020 года Инспекция, руководствуясь положениями статей 31, 76 НК РФ, приняла Решение N 10465 от 21.08.2020 о приостановлении операций по счетам Налогоплательщика в банке.
Заявителем 26.08.2020 по ТКС представлены в Инспекцию налоговые декларации по НДС за 1 квартал 2020 года и 2 квартал 2020 года с нулевыми показателями, в связи с чем Инспекцией принято Решение от 27.08.2020 N 15811 об отмене приостановления операций по счетам Заявителя в банке.
Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ, если в ходе камеральной налоговой проверки выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 рабочих дней пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Таким образом, Инспекцией в ходе проведении камеральных налоговых проверок 1 налоговых деклараций по НДС за указанные периоды Заявителю, в соответствии со статьей 88 Кодекса, правомерно направлены по ТКС требования о предоставлении пояснений от 09.10.2020 N N 5563, 5562.
По состоянию на 23.11.2020 уточнённые налоговые декларации по НДС за 1 квартал 2020 года и 2 квартал 2020 года Заявителем в Инспекцию не представлены.
Довод Заявителя о том, что он не является налогоплательщиком, применяющим общую систему налогообложения, а также о том, что представление налоговых деклараций по НДС с нулевыми показателями явилось формальным фактором, не может быть основанием для вывода о.незаконности принятого Инспекцией решения N 10465 от 21.08.2020 о приостановлении операций по счетам Заявителя в банке, связанного с непредставлением отчётности по общей системе налогообложения.
Возможность применения специального налогового режима требует от налогоплательщика соблюдения определенных условий и сроков для совершения необходимых действий, что Заявителем в данном случае в установленный законодательством срок не было исполнено.
Таким образом, в связи с тем, что Заявитель не уведомил Инспекцию о переходе на УСН в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ, он не вправе применять УСН (пп. 19 п. Зст.346.12НКРФ).
Учитывая изложенное, Заявитель в период с 19.02.2020 по 01.01.2021 являлся плательщиком, применяющим общую систему налогообложения, и обязан был представлять налоговые декларации по НДС и налоговые декларации по форме 3-НДФЛ.
В данном случае Заявитель представил 26.08.2020 по ТКС налоговые декларации -по НДС за 1 и 2 квартал 2020 года с нулевыми показателями. В тоже время Заявителем в период с i 19.02.2020 по настоящее время авансовые платежи по УСН не уплачивались.
Относительно довода Заявителя о том, что Инспекция не направляла ему сообщение о несоответствии требованиям применения УСН, предусмотренное приказом Федеральной налоговой службы от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@, апелляционный суд отмечает следующее.
В случае пропуска сроков уведомления или отсутствия права на применение УСН у налогоплательщика налоговые органы в адрес такого налогоплательщика направляют сообщение о несоответствии требованиям применения упрощенной системы налогообложения (ф. 26.2-4) или сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (ф. 26.2-5), утвержденные Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7:3/829@.
Инспекцией на представленное Заявителем с нарушением сроков, установленных пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ, 26.08.2020 по ТКС уведомление о переходе на УСН с даты постановки на учёт в адрес Заявителя сформировано сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на УСН N 3905200000017 от 28.08.2020. Данное сообщение направлено 03.09.2020 заказным письмом по адресу регистрации Заявителя: 236038, г. Калининград, Ю. Гагарина пер.,4, кв. 2. Таким образом, Заявитель вправе применять УСН с объектом налогообложения "Доходы" с 01.01.2021.
Относительно ссылки Заявителя на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 N 14-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 266-0, Определение от 03.03.2015 N 417-0, от 02.04.2015 N 583-0, Инспекция сообщает следующее.
Ссылка Налогоплательщика на данную судебную практику является несостоятельной, так как в указанных случаях суды отмечали, что налоговый орган длительное время осуществлявший администрирование субъекта предпринимательства как плательщика налогов по УСН, и обладавший информацией о нарушении порядка начала применения данного ' специального налогового режима, утрачивает право на принудительный перевод субъекта ' предпринимательства с УСН на общую систему налогообложения по основанию, предусмотренному подл. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Кроме того, Заявитель не уплачивал авансовые платежи по УСН, что препятствовало обнаружению факта применения УСН и свидетельствует о том, что данный режим налогообложения Налогоплательщиком фактически не применялся.
В рассматриваемом случае Инспекция в рамках проведения контрольных мероприятий своевременно приняла меры в отношении Заявителя в части требования представления налоговой отчётности по установленной форме в отношении тех налогов, которые Заявитель обязан уплачивать (п. 2 ст. 22, пп. 1 и 5 п. 1 ст. 31, п. 2 ст. 32 НК РФ).
Таким образом, Инспекцией обоснованно отказано Заявителю в применении УСН с даты постановки на налоговый учёт. Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 19.05.2020 N 301-ЭС20-6828.
В отношении довода Налогоплательщика о том, что судом первой инстанции не дана правовая оценка того факта, что на сайте ФНС в личном кабинете ИП указано применение системы УСН с июня 2020 года. Однако данный довод Налогоплательщика не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В судебное заседание Инспекцией представлен скриншоты с базы данных Личного кабинета налогоплательщика - ИП и скриншот из программы АИС Налог-3 (реестр входящих документов, связанных с применением УСН). Согласно им, запись "система УСН" впервые размещена в ЛК Налогоплательщика - ИП 20.10.2020. Указанная запись отражает не дату применения системы УСН (с 20.10.2020), а лишь тот факт, что в связи с подачей Налогоплательщиком в Инспекцию повторно.
20.10.2020 (первоначально - 26.08.2020) по ТКС уведомления о переходе на упрощённую систему налогообложения в ЛК на момент подачи в автоматическом режиме 20.10.2020 отобразились сведения о том, что Налогоплательщик имеет право применять систему УСН с-01.01.2021. Указанные документы обозревались судом первой инстанции и им давалась соответствующая правовая оценка, исходя из представленных Заявителем скриншотов из ЛК " Налогоплательщика - ИП.
Как было установлено судом первой инстанции, в представленных Заявителем документах не содержится сведений о размещении записи "система УСН" ранее 20.10.2020 - с момента подачи им по ТКС соответствующего повторного уведомления о переходе на УСН. В связи с этим указанный довод Налогоплательщика необоснован и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.03.2021 по делу N А21-12012/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-12012/2020
Истец: ИП Вагабов Мурад Магомедшапиевич
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 8 ПО ГОРОДУ КАЛИНИНГРАДУ