город Ростов-на-Дону |
|
07 июня 2021 г. |
дело N А32-15812/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.,
судей Ереминой О.А., Шапкина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии:
от заявителя - представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица - представитель не явился, извещен;
от ООО "ФАРХАД" - представитель Земляков Алексей Владимирович по доверенности от 21.08.2020, паспорт;
от третьих лиц - представители не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Апшеронского районного союза потребительских обществ
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04.03.2021 по делу N А32-15812/2020 по заявлению Апшеронского районного союза потребительских обществ к Администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района при участии третьих лиц: ООО "ФАРХАД"; администрация муниципального образования Апшеронский район; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Филиал по Краснодарскому краю; Смелова Марина Анатольевна; Фролов Максим Валерьевич; Герасименко Ирина Леонидовна; Данилова Наталья Анатольевна; Оспищева Татьяна Ивановна; Литвинова Дарья Павловна; Туманян Людмила Владимировна; Шалагин Вячеслав Вячеславович; общество с ограниченной ответственностью "Торшесси"; Тищенко Лилия Ильинична; Пеклов Андрей Владимирович; Пшеничный Олег Анатольевич; Елисеев Сергей Юрьевич; Кайгородова Маргарита Ивановна; Кайгородов Сергей Матвеевич; Солдатов Игорь Викторович; Косовская Лариса Артуровна; Шарипов Шариф Ильвидинович; Козьмина Ирина Петровна; Черняев Анатолий Владимирович; Черняк Наталья Николаевна; Гришина Яна Викторовна; Малова Инна Анатольевна; общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Надежное управление"; общество с ограниченной ответственностью предприятие "Земля"; Варелджян Наталья Александровна; Али-Оглы Сулико Ибрагимович; Калашников Владимир Ильич; Юрченко Сергей Владимирович; Мищенко Татьяна Анатольевна; Фролов Геннадий Борисович; Хремли Виталий Константинович; общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Сударь"; Кочканьян Лада Леонидовна; Кочканьян Андрей Андроникович; Гамалян Светлана Ашотовна; публичное акционерное общество "Финансовая Корпорация Открытие"; Мацыненко Галина Борисовна; Свилогузов Валерий Викторович; Квочин Сергей Иванович; Айрапетян Артур Шагенович; Гончаров Владимир Михайлович; общество с ограниченной ответственностью Фирма "Арсенал"; Татарова Гуьлнара Режебовна; Литвинова Светлана Валерьевна; Зуева Людмила Александровна; Гаманюк Ольга Владимировна; Варелджян Андрей Захарович о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Апшеронский райпотребсоюз обратился в арбитражный суд к Администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района со следующими требованиями:
признать незаконным как противоречащее нормам Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) решение администрации поселения от 02.03.2020 N 771;
обязать администрацию поселения в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в адрес райпотребсоюза проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:02:0406012:5829, площадью 9993 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Апшеронск, ул. Ворошилова, 26 на срок 49 лет;
взыскать с администрации в пользу райпотребсоюза в случае неисполнения судебного акта в течение 5 дней с даты вступления решения суда в законную силу 20000,00 рублей за каждый день неисполнения судебного акта с момента просрочки исполнения решения суда до его фактического исполнения.
Требования мотивированы наличием у заявителя как владельца имущественного комплекса рынка исключительного права на получение в аренду спорного земельного участка, а также отсутствием оснований для уточнения границ испрашиваемого земельного участка.
Решением суда от 04.03.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что из содержания постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2018 года по делу N А32-712/2018 не следует, что испрашиваемый Союзом земельный участок с кадастровым номером 23:02:0406012:5829 не может являться объектом гражданского оборота и выступать предметом самостоятельного договора аренды. Преюдиция отсутствует, при рассмотрении дела N А32-712/2018 судом рассматривался вопрос об обосновании площади земельного участка в 14 844 кв.м. применительно к объектам недвижимости расположенным на его территории по состоянию на 2002 год. В рассматриваемом споре испрашиваемая площадь земельного участка составляет 9 993 кв.м. Действующими Правилами землепользования и застройки Апшеронского городского поселения Апшеронского района минимальная площадь земельного участка под объекты торговли составляет 5 000 кв.м., максимальная 15 000 кв.м., что соразмерно площади испрашиваемого земельного участка. В оспариваемом отказе администрации не указывается на несоразмерность площади объектов недвижимости и испрашиваемого земельного участка. В настоящее время территорией спорного земельного участка земли общего пользования не затронуты, так как имеющиеся там проезды и проходы предназначены для обслуживания и эксплуатации объектов, принадлежащих Союзу (проезды организовывались между ними). Сведений о том, что территория спорного земельного участка занята какими-либо объектами общего пользования, в материалы дела не предоставлены. Как и не предоставлены сведения о том, что соответствующая территория обслуживается администрацией либо иными органами. Все смежные земельные участки образовывались после предоставления Союзу спорных земельных участков в пользование как в 1989 году, так и в 2002 году. В связи с чем, на момент их предоставления, как администрация, так и их нынешние владельцы были осведомлены как об их территориальном расположении, так и правовом режиме использования. До настоящего времени владельцы не заявили требований об установлении сервитута или иных ограничений в отношении испрашиваемого Союзом земельного участка. Заявитель указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, что увеличение площади земельного участка произошло за счет земель ранее не входивших в состав выделенных союзу 3,09 га и что после увеличения площади исходного земельного участка, соответствующая территория была включена в состав испрашиваемого союзом земельного участка, а не земельного участка с кадастровым номером 23:02:0406012:5828. Земельный участок испрашивается Союзом в порядке п. 2 статьи 39.6 ЗК РФ, он имеет установленные границы и иные характеристики позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи. По мнению заявителя, при наличии к тому необходимости, ограничения в использовании испрашиваемого Союзом земельного участка, можно также предусмотреть в условиях договора аренды и само по себе на момент рассмотрения настоящего дела отсутствие в ЕГРН соответствующих сведений не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка. Прохождение по территории земельного участка ЛЭП указывает лишь на правовой режим использования и только части испрашиваемого земельного участка. С 1989 года истцу предоставлено право пользования, в том числе спорным земельным участком для организации территории рынка. То обстоятельство, что территория испрашиваемого Союзом земельного участка не включена в План организации рынков на территории Краснодарского края, само по себе не исключает возможность квалификации принадлежащего Союзу имущественного комплекса в качестве розничного рынка. Администрацией в материалы дела не представлено доказательств невозможности отнесения расположенных на территории спорного земельного участка и принадлежащих Союзу объектов к имущественному комплексу.
В судебное заседание иные лица участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда поступил отзыв администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района на апелляционную жалобу.
Представитель ООО "ФАРХАД" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, отзыв не предоставил, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением председателя исполнительного комитета Апшеронского районного совета депутатов от 20.08.2002 N 897-р Апшеронскому районному союзу потребительских обществ предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 21445 кв. м, из них в г. Апшеронске предоставлено 14844 кв. м, а в г. Хадыженске 6601 кв. м.
На основании указанного распоряжения 23.09.2002 между администрацией Апшеронского городского округа и Апшеронским райпотребсоюзом заключен договор аренды N 0200001374 (IV-I) земельного участка с кадастровым номером 23:02:0406012:0062 площадью 1,48 га, для размещения производственных объектов: магазина, складов, касс, конторы, торгового павильона, навесов, проходов и проездов расположенного по адресу: город Апшеронск улица Ворошилова, 26.
20.07.2015 между администрацией муниципального образования Апшеронский район и Апшеронским райпотребсоюзом заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 23.09.2002 N 0200001374 (IV-I), по условиям которого в пункт 1.1. договора аренды вносятся изменения в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с "для размещения производственных объектов: магазина, складов, касс, конторы, торгового павильона, навесов, проходов и проездов" на другой вид разрешенного использования "под существующими магазином, торговым павильоном, складом, кассами, конторой, проездами, проходами", а также увеличения его площади с 1,48 га (14844 кв. м) до 15 423 кв. м.
Постановлением администрации муниципального образования Апшеронский район от 19.11.2015 N 1226 образованы два земельных участка площадью 5 430 кв. м и 9993 кв. м путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 23: 02:0406012:0062, площадью 15423 кв. м, предоставленного райпотребсоюзу в аренду.
29.12.2015 между администрацией муниципального образования Апшеронский район и Апшеронским райпотребсоюзом заключено еще одно дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 23.09.2002 N 0200001374 (IV-I), согласно которому предметом договора аренды стали два самостоятельных земельных участка с кадастровым номером 23:02:0406012:5828, площадью 5430 кв. м и 23:02:0406012:5829, площадью 9 993 кв. м.
Постановлением Администрации муниципального образования Апшеронский район от 02.10.2017 N 682 признано утратившим силу постановление администрации муниципального образования Апшеронский район от 19.11.2015 N 1226 "Об образовании земельных участков при разделе земельного участка с кадастровым номером 23:2:0406012 и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных по адресу: Апшеронский район, г. Апшеронск, ул. Ворошилова, б/н".
Администрация поселения обратилась в арбитражный суд с иском к Апшеронскому районному союзу потребительских кооперативов, Фроловой Г.А. о признании недействительным (ничтожным) договора аренды от 23.09.2002 N 0200001374 (IV) (в редакции дополнительных соглашений от 20.07.2015, 29.12.2015) земельных участков с кадастровыми номерами 23:02:0406012:5829, 23:02:0406012:5828, обязании Управления Росреестра по Краснодарскому краю снять с кадастрового учета указанные земельные участки путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений об указанных объектах, и аннулировать в ЕГРН сведения о регистрации договора аренды от 23.09.2002 N 0200001374 (IV), дополнительных соглашений к нему, соглашений о передаче прав и обязанностей арендатора от 01.03.2015, 28.04.2016.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2018 по делу N А32-712/2018 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2018 по делу N А32-712/2018 решение Арбитражного суда Краснодарского края 12.04.2018 изменено. Дополнительные соглашения от 20.07.2015, от 29.12.2015 к договору аренды признаны недействительными (ничтожными), признаны отсутствующими зарегистрированные в Едином государственном реестре недвижимости обременения прав на земельные участки с кадастровыми номерами 23:02:0406012:5828 и 23:02:0406012:5829 в виде аренды в пользу райпотребсоюза и ИП Фроловой Г.А. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.02.2019 постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2018 по делу N А32-712/2018 оставлено без изменений.
Определением Верховного суда РФ от 22.04.2019 N 308-ЭС19-3813 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
6 февраля 2020 года райпотребсоюз направил в администрацию поселения заявление о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:02:0406012:5829, площадью 9993 кв. м на основании пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса для организации универсальной периодической ярмарки.
В письме от 02.03.2020 N 771 администрация поселения отказала Апшеронскому райпотребсоюзу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду. В качестве оснований отказа администрация поселения указала на необходимость уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 23:02:0406012:5829 со ссылкой на судебные акты по делу N А32-712/2018, выявленных пересечениях границ указанного участка с границами смежных земельных участков и наличии ареста в отношении испрашиваемого земельного участка.
Заявитель, полагая, что отказ администрации поселения в предоставлении земельного участка в аренду является незаконным и необоснованным, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Придя к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьей 9 - 11 Земельного кодекса.
В обеспечение реализации указанного вышеуказанного принципа земельного законодательства подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения.
Пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Договор аренды без проведения торгов заключается с собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в публичной собственности (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса).
В обоснование заявленных требований Апшеронский райпотребсоюз ссылается на наличие у него как владельца объектов недвижимости (имущественного комплекса рынка) исключительного права на получение в аренду спорного земельного участка.
Вопросы предоставления в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентированы статьями 39.14, 39.17 Земельного кодекса, основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов - статьей 39.16 данного Кодекса.
Пунктом 24 статьи 39.16 Земельного кодекса установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Судом первой инстанции установлено, что на момент рассмотрения администрацией поселения заявления Апшеронского райпотребсоюза и принятия оспариваемого решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:02:0406012:5829 имелся вступивший в законную силу судебный акт - постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2018 по делу N А32-712/2018, которым установлены следующие обстоятельства.
Договор аренды земельного участка от 23.09.2002 N 0200001374 (VI-I) является недействительной (ничтожной) сделкой в соответствии с положениями статьей 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку при его заключении нарушен правовой режим земель общего пользования, нарушены права других землепользователей, не обоснована необходимость площади спорного земельного участка для эксплуатации именно тех объектов недвижимости, которые поименованы в оспариваемом договоре аренды.
Однако, в признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка от 23.09.2002 N 0200001374 (VI-I) отказано ввиду пропуска истцом срока исковой давности.
Оценивая дополнительные соглашения к договору аренды земельного участка от 20.07.2015, 29.12.2015 суд апелляционной инстанции также квалифицировал их как недействительные (ничтожные) сделки в соответствии с положениями статьей 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, ввиду признания таковым договора аренды земельного участка от 23.09.2002 N 0200001374 (VI-I). При этом суд указал на незаконность увеличения площади арендуемого Апшеронским райпотребсоюзом земельного участка.
Судом апелляционной инстанции установлено, что уже на момент заключения спорного договора аренды, земельный участок площадью 14844 кв. м как объект права не мог соответствующим образом индивидуализироваться, так как не были определены его границы и местоположение.
Кроме того, апелляционный суд указал, что образование администрацией муниципального образования Апшеронский район земельных участков с кадастровыми номерами 23:02:0406012:0062, 23:02:0406012:5828 и 23:02:0406012:5829 выполнено с нарушением закона.
В нарушение положений закона, администрацией муниципального образования Апшеронский район при утверждении схемы расположения вышеуказанных земельных участков не были учтены интересы смежных землепользователей, местоположения границ других земельных участков, местоположения зданий, сооружений.
В частности, в результате постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:02:0406012:5829, принадлежащем на праве аренды Апшеронскому районному союзу потребительских кооперативов полностью перекрыт доступ к земельным участками с кадастровыми номерами: 23:02:0406012:5589, 23:02:0406012:164, 23:02:0406012:97, 23:02:0406012:553, 23:02:0406012:53, 23:02:0406012:23, 23:02:0406012:75, 23:02:0406012:4, 23:02:0406012:24, 23:02:0406012:5828 и др., а также к расположенным на их территориях зданиям, строениям и сооружениям, что приводит к невозможности их использования.
Формирование земельного участка с кадастровым номером 23:02:0406012:5829 также привело к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, при формировании земельного участка с кадастровым номером 23:02:0406012:5829 не были учтены территории общего пользования, красные линии, а также градостроительные регламенты, установленные статьей 35 Правил землепользования и застройки Апшеронского городского поселения Апшеронского района.
При разделе земельного участка с кадастровым номером 23:02:0406012:0062 путем образования двух земельных участков площадью 5430 кв. м и 9993 кв. м не учтены установленные ограничения (обременения) прав в связи с прохождением ЛЭП на площади 966,23 кв. м в виде установления сервитута.
Указанные выше в совокупности обстоятельства также послужили основанием для квалификации дополнительных соглашений к договору аренды от 23.09.2002 N 0200001374 (IV-I) от 20.07.2015 и от 29.12.2015 как недействительных (ничтожных) сделок.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что установленные в рамках дела N А32-712/2018 обстоятельства в силу статьи 69 АПК РФ носят преюдициальный характер и не подлежат повторному установлению в рамках настоящего спора.
Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (часть 3 статьи 6 Земельного кодекса).
Представляется, что земельный участок как объект права должен быть соответствующим образом индивидуализирован путем определения его размера, границ и местоположения. Отсутствие указанных данных, оформленных в установленном порядке, влечет отсутствие существования земельного участка как объекта гражданского оборота.
Поскольку первоначальный земельный участок с кадастровым номером 23:02:0406012:0062 образован с нарушением действующего законодательства, суд пришел к верному выводу о том, что образованные из него земельные участки с кадастровыми номерами 23:02:0406012:5828 и 23:02:0406012:5829 не могут выступать предметом самостоятельного договора аренды, в связи с чем, отклонил ссылку Апшеронского райпотребсоюза на положения статьи 11.8, подпункта 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Кроме того, апелляционный суд учитывает установленный факт образования земельных участков с кадастровыми номерами 23:02:0406012:0062, 23:02:0406012:5828 и 23:02:0406012:5829 с нарушением закона, что повлекло образование реестровой ошибки: пересечение границ указанных земельных участков с земельными участками с кадастровыми номерами 23:02:0406012:83, 23:02:0406012:72 23:02:0406012:71, расположенными на территории рынка.
Пунктом 4 статьи 11.9 ЗК РФ установлено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5 ст. 11.9 ЗК РФ).
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6 ст. 11.9 ЗК РФ).
Предоставление земельного участка в 2002 году, в том числе под площадями, проездами и проходами указывает на нарушение правового режима земель общего пользования, поскольку аренда земельного участка предполагает исключительное владение и пользование им по усмотрению арендатора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 262 Гражданского кодекса под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешении находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса).
Исходя из содержания пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса и положений статьи 262 Гражданского кодекса, перечень земель (территорий) общего пользования не является закрытым.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 1 §248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Судом установлено, что договором аренды от 23.09.2002 года были нарушены права других землепользователей, земельные участки которых находились внутри спорного земельного участка, которые были переданы в аренду.
Указанные обстоятельства позволили суду квалифицировать оспариваемые дополнительные соглашения (от 20.07.2015 года, от 29.12.2015 года) к договору аренды земельного участка от 23.09.2002 года N 0200001374 (IV-I) как недействительные (ничтожные) сделки в соответствии с положениями статьей 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке от 26.03.2020 г. из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 23:02:0406012:62 установлено, что объект недвижимости снят с кадастрового учета 14.07.2015 г., то есть объект прекратил свое существование, является архивным, правообладатель отсутствует.
Согласно выписке от 26.03.2020 г. из Единого государственного реестра недвижимости на земельные участки с кадастровыми номерами 23:02:0406012:5829, установлено, что это земли населенных пунктов, обременение и правообладатель отсутствует.
Апшеронский районный союз потребительских кооперативов, не является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:02:0406012:5829, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:02:0406012:5829, площадью 9993 кв.м был предоставлен Апшеронскому районному союзу потребительских кооперативов в нарушении вышеперечисленных норм Закона, на его обращение по вопросу о предоставлении в аренду этого же земельного участка с кадастровым номером 23:02:0406012:5829, администрация Апшеронского городского поселения Апшеронского района ответила отказом.
В ответе на обращение Апшеронского районного союза потребительских кооперативов, администрация Апшеронского городского поселения Апшеронского района сообщила, что Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2018 г. признано недействительными (ничтожными) сделками заключенные администрацией муниципального образования Апшеронский район и Апшеронским районным союзом потребительских кооперативов (ИНН 2325002029, ОГРН 1022303445361) дополнительные соглашения к договору аренды земельного участка от 23.09.2002 г. N 0200001371 (IV-I) от 20.07.2015 г., от 29.12.2015 г. (в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:02:0406012:5829), в связи с допущенными существенными нарушениями норм законодательства при заключении сделок и образовании земельных участков.
В свою очередь, постановлением администрации муниципального образования Апшеронский район от 02.10.2017 г. N 682 признано утратившим силу постановление администрации муниципального образования Апшеронский район от 19.11.2015 г. N 1226 об образовании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 23:02:0406012:5829. В связи с указанным, администрацией указано, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 23:02:0406012:5829 подлежит снятию с кадастрового учета.
Дополнительно администрация Апшеронского городского поселения Апшеронского района в ответе указала, что согласно заключению кадастрового инженера Емельяненко С.В., при выполнении геодезических (кадастровых) работ выявлено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 23:02:0406012:5829 с границами смежных земельных участков, в связи с чем, для приведения в соответствие границ земельных участков необходимо исключить координаты границ нескольких земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 23:02:0406012:5829.
Своим ответом, администрация Апшеронского городского поселения Апшеронского район уведомила Апшеронский районный союз потребительских кооперативов, что испрашиваемый земельный участок пересекает земельные участки со смежными земельными участками, имеется реестровая ошибка, которую необходимо устранить.
При этом, администрация Апшеронского городского поселения Апшеронского района дополнительно направила в адрес Апшеронского районного союза потребительских кооперативов письмо к их обращению (N 1314 от 17.04.2020) в котором, сообщила, что Кооператив имеет исключительное право на формирование земельного участка под своими объектами недвижимости (ст.39.6 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, при составлении договора аренды от 23.09.2002 года были нарушены права других землепользователей, земельные участки которых находились внутри спорного земельного участка, которые были переданы в аренду.
Доводы Апшеронского районного союза потребительских кооперативов о том, что объекты, принадлежащие союзу, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:02:0406012:5829, площадью 9993 кв. м., являются единым недвижимым комплексом, не подтверждены соответствующим доказательствами.
Статьей 133.1 Гражданского кодекса РФ дано определение, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на единый недвижимый комплекс осуществляются:
1) в связи с завершением строительства объектов недвижимости, если в соответствии с проектной документацией предусмотрена эксплуатация таких объектов как единого недвижимого комплекса;
2) в связи с объединением нескольких указанных в статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации объектов недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществлен в Едином государственном реестре недвижимости и права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, по заявлению их собственника.
В материалах дела отсутствуют доказательства регистрации за заявителем права собственности в качестве имущественного комплекса на единый недвижимый комплекс (единый объект) на следующие объекты: касса площадью 18 кв.м., магазин "Кубаночка" площадью 111 кв.м., павильон площадью 293 кв.м., склады площадью 163 кв.м., касса площадью 5 кв.м., контора площадью -45 кв. м. - итого, площадь, занимаемая под объектами недвижимости в составила всего 635 кв. м, которые расположены на земельном участке с кадастровым номером 23:02:0406012:5829, площадью 9993 кв. м.
Кроме того, частью 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон о розничных рынках) понятие розничный рынок раскрывается как имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о розничных рынках рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа.
Пунктом 3 статьи 4 вышеуказанного Закона о розничных рынках установлено, что рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
Порядок организации рынков на территории Краснодарского края регулируется Законом Краснодарского края от 01.03.2011 N 2195-КЗ "Об организации деятельности розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок-ярмарок на территории Краснодарского края" (далее - Закон N 2195-КЗ).
В соответствии с положениями статьи 5 Закона N 2195-КЗ рынки на территории муниципальных образований Краснодарского края организуются в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории Краснодарского края, который утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. Планом организации рынков предусматриваются места их расположения и количество рынков.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 27.04.2007 N 400 (ред. от 19.07.2019) утвержден План организации рынков на территории Краснодарского края (далее - План).
В данном случае территория земельного участка с кадастровым номером 23:02:0406012:5829, площадью 9993 кв. м. с видом разрешенного использования "под существующим магазином, торговым павильоном, складом, кассами, конторой, проездами, проходами" не является рынком, поскольку не включена в план, предусматривающий организацию рынков на территории Краснодарского края в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории Краснодарского края и территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района.
Более того, разрешение на право организации рынка (ст. 6 Законом Краснодарского края от 01.03.2011 г. N 2195-КЗ "Об организации деятельности розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок-ярмарок на территории Краснодарского края") на данном земельном участке не выдавалось, территория земельного участка не включена в реестр рынков Краснодарского края. Данный вывод содержится в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2018 по делу N А32-712/2018 и постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.02.2019 года по делу N А32-712/2018.
Согласно свидетельству от 23.12.1992 N 20 Рынку райпотребсоюза в г. Апшеронске в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 4,07 га для размещения торговых объектов.
Из распоряжения председателя исполнительного комитета Апшеронского районного совета депутатов от 20.08.2002 N 897-р и договора аренды земельного участка от 23.09.2002 N 0200001374 (VI-I) также следует, что Апшеронскому райпотребсоюзу в аренду предоставлен земельный участок в целях размещения производственных объектов.
Как отмечено судом апелляционной инстанции в рамках дела N А32-712/2018, на момент вынесения 20.08.2002 распоряжения N 879р о границы земельного участка не установлены, площадь была указана предварительная. Предоставление райпотребсоюзу земельного участка в 2002 году, в том числе под площадями, проездами и проходами указывает на нарушение правового режима земель общего пользования.
При этом, включение в площадь, предоставляемую в аренду площади под навесами, судом апелляционной инстанции оценено критически, поскольку для реализации исключительного права (без проведения торгов) предоставления земельного участка в аренду значение имеют только здания и сооружения, к которым в соответствии со статьей 130 ГК РФ не могут быть отнесены навесы и иные объекты, не относящиеся по нормам гражданского законодательства к недвижимому имуществу.
Организация на спорной территории периодических универсальных розничных ярмарок само по себе не свидетельствует о формировании земельного участка с кадастровым номером 23:02:0406012:0062, из которого образован земельный участок с кадастровым номером 23:02:0406012:5829, для эксплуатации территории рынка.
Принимая во внимание изложенное, соответствующие доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения.
Также, решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 27.05.2020 по делу N 2-263/2020 по иску Сугаченко Николая Васильевича, администрация Апшеронского городского поселения Апшеронского района обязана: снять с Государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:02:0406012:5829 расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Апшеронск, ул. Ворошилова, б/н; снять с Государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:02:0406012:5828, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Апшеронск, ул. Ворошилова, б/н; исправить реестровую ошибку земельного участка с кадастровым номером 23:02:0406012:83 расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Апшеронский, г. Апшеронск, ул. Ворошилова, 26, исключив из Единого государственного реестра недвижимости координаты поворотных точек указанного земельного участка, оставив декларированную площадь 100 кв.м; исправить реестровую ошибку земельного участка с кадастровым номером 23:02:0406012:72, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Апшеронск, ул. Ворошилова, 26, исключив из Единого государственного реестра недвижимости ошибочные координаты поворотных точек указанного земельного участка, и установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 23:02:0406012:72, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Апшеронск, ул. Ворошилова, 26, площадью 281 кв.м., на основании экспертного заключения N02-42, изготовленного ООО "Оценка и право", в соответствии с координатами поворотных точек: Х- 415130.07 У-2201000.92; Х-415119.51 У-2201004.19;
Х-415112.29 У- 2200984.84; Х-415111.65 У-2200980.65; Х-415120.04 У-2200975.20; Исправить реестровую ошибку земельного участка с кадастровым номером 23:02:0406012:71, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Апшеронск, ул. Ворошилова, 26, исключив из Единого государственного реестра недвижимости координаты поворотных точек указанного земельного участка, оставив декларированную площадь 758 кв.м.
Таким образом, кооператив имеет исключительное право на формирование земельного участка исключительно под своими объектами недвижимого имущества в соответствии со ст.39.6 Земельного кодекса РФ при наличии правовых оснований, между тем, формирования участка под указанными объектами не производил, с надлежащим заявлением к администрации не обращался.
Ссылка Апшеронского районного союза потребительских кооперативов на постановления Президиума ВАС РФ от 17.08.2004 N 4345/04, от 20.10.2010 N 6200/10), определения Верховного Суда РФ от 26.01.2018 N 301-ЭС17-21416, от 13.12.2017 N 301-ЭС17-18823, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.05.2019 по делу N А32-42452/2017 судом обоснованно не приняты во внимание, поскольку указанные судебные акты приняты по иным фактическим обстоятельствам.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно признал решение администрации поселения об отказе в предоставлении спорного земельного участка в аренду не нарушающим права и законные интересы заявителя и не противоречащим Земельному кодексу. Таким образом, основания для признания незаконным решения администрации поселения от 02.03.2020 N 771 и обязания администрации подготовить и направить заявителю проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:02:0406012:5829 отсутствуют. В удовлетворении заявления судом отказано правомерно. Основания для переоценки выводов суда и суда апелляционной инстанции не имеются.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.03.2021 по делу N А32-15812/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15812/2020
Истец: Апшеронский районный союз потребительских кооперативов, Апшеронский районный союз потребительских обществ
Ответчик: администрация Апшеронского городского поселения Апшеронского района, АДМИНИСТРАЦИЯ АПШЕРОНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯАПШЕРОНСКОГО РАЙОНА
Третье лицо: Сугаченко Н.В., ООО "Фархад", Сургаченко Николай Васильевич
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7990/2021
04.03.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-15812/20
29.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8200/20
30.07.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9157/20