г. Владимир |
|
02 июня 2021 г. |
Дело N А11-13433/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2021.
Полный текст постановления изготовлен 02.06.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Фединской Е.Н., судей Богуновой Е.А., Кириловой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Л.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях на решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.03.2021 по делу N А11-13433/2020,
по иску муниципального предприятия "Теплосервис" (ИНН 3704010434, ОГРН 1193702002207) к Межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (ИНН 3329056771, ОГРН 1133340004401)
о взыскании 133 982 руб. 50 коп.,
при участии представителей: от истца - Пшеничный О.С., доверенность от 11.02.2021 сроком действия на один год, диплом от 30.06.2017 N 103718 0786900;
от ответчика - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие "Теплосервис" (далее - МП "Теплосервис", Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, г. Владимир (далее - МТУФАУГИ во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Управление, ответчик) о взыскании стоимости тепловой энергии, поставленной за период с 01.01.2020 по 29.02.2020 в сумме 128 609 руб. 33 коп., неустойки, начисленной за период с 11.02.2020 по 23.06.2020, за несвоевременную оплату за январь, февраль 2020 года в сумме 5373 руб. 17 коп., неустойки за несвоевременную оплату за январь, февраль 2020 года, за каждый день просрочки, начиная с 24.06.2020 по день фактического исполнения обязательства.
Решением от 22.03.2021 Арбитражный суд Владимирской области исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указал на отсутствие между сторонами договорных отношений на поставку тепловой энергии. Отмечает, что Управление является государственным учреждением и финансируется за счет средств федерального бюджета и других источников поступления средств для оплаты коммунальных услуг не имеет. Указал, что денежные средства, предусмотренные в 2020 году территориальным органам Росимущества на содержание и обслуживание имущества государственной казны Российской Федерации, полностью распределены, и дополнительных денежных средств на указанные нужды отсутствуют.
Кроме того, заявитель не согласен с требованием о начислении пени по день фактической оплаты. Полагает суд первой инстанции не учел специальные правила, установленные Бюджетным кодексом РФ по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы, а именно пункт 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании указали на законность оспариваемого судебного акта.
Заявитель явку полномочного представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечил.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя, извещенного о месте и времени судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МП "Теплосервис" в соответствии с постановлением администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области от 19.11.2019 N 338 присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории Комсомольского городского поселения. Предприятие осуществляет теплоснабжение принадлежащего ответчику нежилого помещения по адресу: Ивановская область, г. Комсомольск, ул. Первомайская, д. 12.
Письмом от 17.01.2020 N 39 истец направил в адрес МТУФАУГИ во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях подписанный со стороны МП "Теплосервис" государственный контракт N 51/20 для подписания.
На новый период с 01.01.2020 по 31.12.2020 истцом ответчику направлен новый проект договора на поставку тепловой энергии по указанному адресу.
Договор на поставку тепловой энергии в 2020 году сторонами не подписан.
По расчетам истца за период с 01.01.2020 по 29.02.2020 Предприятие поставило ответчику тепловую энергию, используемую в целях содержания нежилого помещения, находящегося по адресу: Ивановская обл., г. Комсомольск, ул. Первомайская, д. 12, общей стоимостью 128 609 руб. 33 коп.
Истцом направлялись счета-фактуры от 31.01.2020 N 9, от 31.01.2020 N 10, от 29.02.2020 N 167, от 29.02.2020 N 168 в адрес ответчика для оплаты.
Полученная ответчиком тепловая энергия не оплачена. Задолженность составила 128 609 руб. 33 коп.
Претензия от 17.03.2020 N 235 с требований оплатить долг ответчиком оставлена без удовлетворения.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате в полном объеме принятых энергетических ресурсов послужили основанием для обращения истца с исковым заявлением в арбитражный суд.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию и (или) теплоноситель по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора (п. 2 ст. 13 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с абзацем десятым пункта 2 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Из материалов дела усматривается, что ответчик фактически потреблял отпущенную истцом тепловую энергию.
Следовательно, данные отношения рассматриваются как договорные.
Факт поставки тепловой энергии ответчику в спорный период, объем поставки подтверждены материалами дела и ответчиком не оспорены.
Расчет долга судом апелляционной инстанции повторно проверен и признал правильным.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил документы, опровергающие сведения истца об объеме, качестве поставляемой тепловой энергии.
При указанных обстоятельствах требование истца о взыскании с ответчика задолженности за отпущенную тепловую энергию в сумме 128 609 руб. 33 коп. обоснованно удовлетворено судом.
Довод заявителя о том, что между сторонами отсутствуют договорные отношений на поставку тепловой энергии, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
В соответствии с пунктом 33 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о снесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании пункта 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.47 Положения N 432 Агентство осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание, его территориальных органов и подведомственных учреждений и финансовое обеспечение возложенных на Агентство функций.
Из приведенных правовых норм усматривается, что полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации возложены на Агентство и его территориальные органы.
В силу пункта 4.1 Типового положения N 374 данное лицо реализует от имени Российской Федерации соответствующие полномочия, предусмотренные названным документом, и несет правовые последствия совершения соответствующих действий (в том числе взыскания спорных денежных сумм).
Таким образом, полномочия собственника и бремя содержания имущества, составляющего казну Российской Федерации, возложены на Агентство и его территориальные органы.
Следовательно, ответчик является надлежащим государственным органом, выступающим от имени Российской Федерации в деле о взыскании платы за поставленную в спорный период тепловую энергию для объекта, находящегося в составе казны Российской Федерации (нежилое помещение, расположенное по адресу: Ивановская обл., г. Комсомольск, ул. Первомайская, д. 12).
Исходя из изложенного, доводы МТУ Росимущество об отсутствии обязанности по оплате тепловой энергии и теплоносителя, поставляемой в Нежилые помещения, не имеют правового значения, так как противоречат требованиям действующего законодательства и материалам дела.
Истцом также заявлено требование о взыскании 5373 руб. 17 коп. пеней, начисленных за период с 11.02.2020 по 23.06.2020, а также начиная с 24.06.2020 по день фактического исполнения обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
По правилам пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу части 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Согласно пункту 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Установив факт ненадлежащего исполнения собственником обязанности по внесению соответствующих платежей, суд пришел к верному выводу о том, что требование о применении к ответчику меры гражданско-правовой ответственности предъявлено истцом правомерно, в связи с чем требование о взыскании неустойки на законных основаниях удовлетворено судом первой инстанции за период с 11.02.2020 по 23.06.2020 в сумме 5954 руб. 54 коп. и далее день фактического исполнения обязательства.
Неправомерен довод Управления об отсутствии оснований для начисления указанных пеней со ссылкой на пункт 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку данная норма регулирует порядок исполнения судебных актов, а не исполнения денежных обязательств.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации суд не рассматривает вопрос об оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, поскольку заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.03.2021 по делу N А11-13433/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Н. Фединская |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-13433/2020
Истец: МП "ТЕПЛОСЕРВИС", ООО "ТЕПЛОСЕРВИС"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ, ИВАНОВСКОЙ, КОСТРОМСКОЙ И ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТЯХ
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1866/2022
10.02.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3371/2021
22.09.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5117/2021
02.06.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3371/2021
22.03.2021 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-13433/20