г. Киров |
|
10 июня 2021 г. |
Дело N А29-12902/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Усинск"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.04.2021 по делу N А29-12902/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Универсал" (ИНН: 1106020560, ОГРН: 1061106008413)
к муниципальному образованию городского округа "Усинск" в лице
Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Усинск"
(ИНН: 1106020249, ОГРН: 1061106003232) и
Администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (ИНН: 1106020111, ОГРН: 1061106001395)
о взыскании долга и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Универсал" (далее - Истец, ООО УО "Универсал", Общество) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в Арбитражный суд Республики Коми к муниципальному образованию городского округа "Усинск" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - Ответчик, Комитет) о взыскании задолженности по оплате оказанных услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов, поставленные на общедомовые нужды коммунальные ресурсы в размере 154 561,93 руб. и 13 628,08 руб. неустойки.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.04.2021 иск удовлетворен частично: в пользу Общества взыскано 154 561,93 руб. долга и 13 620,90 руб. неустойки
Комитет с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая, что спорная сумма подлежит взысканию с надлежащего ответчика - МО ГО "Усинск" в лице Комитета за счет казны МО ГО "Усинск".
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу изложенные в ней доводы поддерживает, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
ООО УК "Универсал" отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 14.05.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 15.05.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Стороны своих представителей в судебное заседание апелляционного суда 10.06.2021 не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Комитет и Администрация ходатайствуют о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 04.04.2021 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, отсутствие со стороны Комитета оплаты расходов на содержание и ремонт общего имущества МКД послужило основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь статьями 125, 209, 210, 215, 249, 309, 310, 689, 695 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 36, 37, 39, 154, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Обзором судебной практики N 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос N 5), требования Общества удовлетворил частично.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва Администрации, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Пункт 1 статьи 8 ГК РФ в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей называет договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьей 209 ГК РФ определено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
На основании статей 36, 37 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно статье 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Из содержания статей 153, 158 ЖК РФ и пункта 28 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 491) следует, что собственники помещений обязаны вносить плату за жилое помещение, коммунальные услуги и содержание общего имущества.
Из буквального толкования названных правовых норм следует, что обязанным лицом по содержанию имущества в многоквартирном доме является в силу прямого указания закона собственник помещения, при этом расходы на содержание общего имущества обязаны нести все собственники жилых и нежилых помещений вне зависимости от их фактического пользования. Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ N 16646/10 от 12.04.2011.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Согласно Приложению N 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 к объектам муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета.
В силу пункта 2 Постановления N 3020-1 жилой фонд в силу прямого указания относится к муниципальной собственности.
Управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений, когда размер расходов одного из собственников помещений не совпадает (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 N 4910/10).
Исходя из общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества, Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме обязанность не только нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения, во-первых, платы за содержание жилого помещения, т.е. за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и, во-вторых, взносов 7 на капитальный ремонт (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 39, пункты 1 и 2 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158); при этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество, которая, в свою очередь, пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему помещения в этом доме (часть 1 статьи 37, часть 2 статьи 39); расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме возлагаются не только на собственников жилых помещений в таком доме, но и на лиц, в собственности которых находятся расположенные в нем нежилые помещения и которые также заинтересованы в поддержании дома в надлежащем состоянии, а потому лица данной категории наряду с собственниками жилых помещений обязаны вносить соответствующие платежи соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
При этом на принцип равенства не влияет форма собственности (государственная, муниципальная или частная) на жилое помещение, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в одинаковом для всех собственников жилых помещений размере.
Таким образом, из приведенных положений статей 210, 249 ГК РФ, части 3 статьи 30, статей 36, 37, 39, 154, 158 ЖК РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме, в том числе, собственник нежилого помещения, обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт.
Данная обязанность возникает в силу закона независимо от факта пользования общим имуществом и не обусловлена наличием договорных отношений собственника нежилого помещения с управляющей компанией или товариществом собственников жилья.
Данная правовая позиция подтверждена также в Определении ВС РФ от 23.07.2019 N 307-ЭС18-25783.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.01.2017, 01.01.2018 и 18.03.2019 между Комитетом (потребитель) и ООО УО "Универсал" (управляющая организация) на аналогичных условиях заключены договоры N N КУМИ/2017, КУМИ/2018, КУМИ/2019 управления многоквартирными домами, расположенным по адресам: г. Усинск, ул.Парковая, д. 20, д. 11Б, д. 18; ул. 60 лет Октября, д. 11; ул. Комсомольская, д. 7; ул.Молодежная, д. 6, д. 16; ул. Воркутинская, д. 3, по условиям которых потребитель поручает, а управляющая организация принимает на себя обязательство в течение согласованного срока за плату осуществлять комплекс работ и услуг по управлению многоквартирными домами, включающей оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставление коммунальных услуг, осуществление иной деятельности, направленной на достижение управления многоквартирными домами (пункт 2.1 договора).
Порядок определения цены договора и размера платы по договору сторонами согласован в разделе 5 настоящих договоров.
Плата по договору производится ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем на основании платежных документов (счетов, актов выполненных работ), предоставляемых управляющей организацией до 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем (пункты 6.1, 6.2 договоров).
Общество в период с января по декабрь 2019 осуществляло управление спорным многоквартирным домом, в связи с чем предъявило Комитету требование о взыскании долга по оплате выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Принадлежность жилых и нежилых помещений, в отношении которых образовался долг, муниципальному образованию городского округа "Усинск" подтверждается материалами дела и Ответчиком не оспаривается.
Претензией от 16.06.2020 ООО УО "Универсал" уведомляло Комитет о наличии задолженности за выполненные работы и оказанные услуги в отношении спорных помещений в рамках заявленного периода и просило оплатить долг.
По расчету Истца долг Ответчика составил 154 561,93 руб.
Доказательств отсутствия долга в указанной сумме либо наличия задолженности в ином размере Комитет в материалы дела не представил.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии у Комитета обязанности оплатить долг в размере 154 561,93 руб. руб. следует признать правильным.
Кроме суммы основного долга Истец начислил и предъявил к взысканию неустойку в сумме 13 628,08 руб., проверив расчет которой, признав факт нарушения Комитетом обязательств по внесению спорных платежей, суд первой инстанции установил, что фактически неустойка за период с 12.02.2019 по 31.03.2020 составляет 13 620,90 руб.
Доводы заявителя жалобы о том, что Комитет не является надлежащим ответчиком и о том, что взыскание задолженности должно производиться с МО ГО "Усинск", подлежит отклонению, поскольку взыскание спорной задолженности производится не за счет казны муниципального образования, а непосредственно с соответствующего органа, которому переданы полномочия по содержанию этого имущества, за счет средств соответствующего бюджета (Постановление Пленума ВС РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации").
Ссылка Администрации на решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.09.2019 по делу N А29-8855/2019 не может быть признана обоснованной, поскольку в названном деле ответчиком выступала Администрация, у которой отсутствовали полномочия по содержанию спорного имущества и оплате коммунальных услуг.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.04.2021 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Комитета по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.04.2021 по делу N А29-12902/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (ИНН: 1106020249, ОГРН: 1061106003232) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-12902/2020
Истец: ООО Управляющая Организация "Универсал"
Ответчик: Администрация МО ГО "Усинск", МОГО Усинск в лице Комитета по Управлению Муниципальным Имуществом Администрации Муниципального Образования Городского Округа "Усинск"
Третье лицо: ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по РК