г. Хабаровск |
|
15 июня 2021 г. |
А04-417/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Лозгачёва Руслана Валерьевича: не явились;
от администрации города Благовещенска: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лозгачёва Руслана Валерьевича
на решение от 18.03.2021
по делу N А04-417/2021
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению индивидуального предпринимателя Лозгачёва Руслана Валерьевича
к администрации города Благовещенска
о признании незаконным отказа администрации о предоставлении в собственность земельного участка
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Лозгачёв Руслан Валерьевич (далее - заявитель, ИП Лозгачёв Р.В., предприниматель) обратился с административным исковым заявлением в Благовещенский городской суд Амурской области о признании незаконным отказа администрации города Благовещенска (далее - администрация) от 08.06.2020 N 1200/16 в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 20 098 кв., с кадастровым номером 28:01:110084:99.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать администрацию г. Благовещенска в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность Лозгачёва Р.В. земельного участка с кадастровым номером 28:01:110084:99, площадью 20 098 кв., заключив договор купли-продажи данного земельного участка.
Определением Благовещенского городского суда Амурской области от 18.12.2020 в связи с тем, что согласно выписке из ЕГРИП от 17.12.2020 Лозгачёв Р.В. является индивидуальным предпринимателем, дело было передано в Арбитражный суд Амурской области.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 27.01.2021 дело было принято к производству.
Решением от 18.03.2021 суд в удовлетворении заявленного предпринимателем требования отказал.
Не согласившись с решением суда, предприниматель заявил апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование жалобы предприниматель указал, что считает отказ администрации незаконным, поскольку Лозгачёв Р.В. является собственником объекта недвижимости "Пункт сбора туристов" площадью 133,7 кв. с кадастровым номером 28:01:110084:111, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 28:01:110084:99. В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ Лозгачёв Р.В. имеет исключительное право на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка без торгов. Статьей 39.16 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Данная статья не предусматривает такого основания для отказа, как несоответствие площади испрашиваемого земельного участка размеру участка, необходимого для использования расположенного на нем объекта недвижимого имущества, не предусмотрена и необходимость предоставления документа, обосновывающего такое соответствие, в целях предоставления земельного участка.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, что касается застроенных земельных участков, которые в существующих границах значительно превосходят площадь застройки расположенных на них зданий, то исходя из толкования Земельного кодекса РФ (подп. 6 п.2 ст.39.3) у правообладателя такого земельного участка имеется право выкупа всего земельного участка. Какой-либо обязанности разделить земельный участок на застроенную и пустующую его части действующим законодательством Российской Федерации не установлено (письма от 3 июля 2015 г. N Д23и-3084, от 25 июня 2015 г. N ДОЗи-2954).
Администрация в представленных возражениях, отклонила доводы апелляционной жалобы, указав, что на спорном земельном участке расположен объект недвижимого имущества - пункт сбора туристов, площадью 133,7 кв. м. с кадастровым номером 28:01:110084:111, находящийся на праве собственности у Лозгачёва Р.В.. При этом площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь расположенного на нем объекта недвижимости - в 150 раз. Проектом "Пункт сбора туристов (на базе объекта незаверенного строительства) в планировочном районе коллективных садов города Благовещенска", предусмотрено строительство одноэтажного здания (без инженерного обеспечения, кроме автономного электроснабжения) и размещение необходимого благоустройства к нему, в том числе хозяйственной площадки, стоянки, биотуалетов, душевых, в границах земельного участка ориентировочной площадью 1412 кв.. На оставшейся части запрашиваемого участка предусмотрено только размещение вспомогательного металлического сооружения - пункта охраны площадью 19 кв., не являющегося объектом капитального строительства. Размещение иных объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 28:01:110084:99 проектной документацией не предусмотрено. Просит оставить решение без изменений, как законное и обоснованное.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда
Из материалов дела следует, что 04.07.2011 при рассмотрении заявления Лозгачёва Р.В. от 28.07.2010 N 10499з и акта выбора земельного участка от 25.08.2010 N 33/7 заявителю постановлением N 2838 предварительно согласовано место размещения спортклуба и кемпингов на земельном участке в планировочном районе коллективных садов. Предоставление земельного участка заявитель обосновывал пояснительной запиской, из которой следовало полное освоение земельного участка.
25.05.2012 заявитель и Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска заключили договор N 73 аренды земельного участка с кадастровым номером 28:01:110084:99, общей площадью 20 098 кв., назначение: для строительства кемпингов, сроком на три года (с 22.05.2012 по 21.05.2015).
26.11.2013 Лозгачёву Р.В. выдано разрешение на строительство N Ru 28302000-247 на объект капитального строительства - здание кемпинга на земельном участке с кадастровым номером 28:01:110084:99.
В связи с истечением срока договора аренды N 73, Лозгачёв Р.В. и Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска (далее по тексту - Комитет) 25.03.2015 заключили новый договор N 61 аренды земельного участка с кадастровым номером 28:01:110084:99, общей площадью 20 098 кв., назначение: отдых (рекреация) - для завершения строительства кемпингов, сроком на три года (с 21.04.2015 по 20.04.2018).
25.07.2015 заявителю выдано разрешение на строительство N 28-Ru 28302000-120-2016 на объект капитального строительства - здание кемпинга (со встроенной автостоянкой), площадью 340 кв. на земельном участке с кадастровым номером 28:01:110084:99.
12.03.2018 Лозгачёву Р.В. выдано разрешение на строительство N 28-Ru 28302000-52-2018 на объект капитального строительства - пункт сбора туристов, площадью 127 кв., на земельном участке с кадастровым номером 28:01:110084:99.
Проектом, изготовленным ООО Амурремпроект" (шифр 235-2018), внесены следующие изменения в ранее существовавшую проектную документацию 2013 г.: изменилось назначение здания: со здания кемпинга (со встроенной автостоянкой) на пункт сбора туристов; изменились технико-экономические показатели, в том числе уменьшилась площадь здания: с 340 кв. до 127 кв. и другие параметры; изменился фасад; изменился план благоустройства территории; изменилась этажность с двух до 1 этажа и др.
Согласно проекту площадь осваиваемого земельного участка от спорного земельного участка составляет 1836 кв.
23.03.2020 Управлением Росреестра по Амурской области погашена запись в ЕГРН о регистрации аренды на земельный участок с кадастровым номером 28:01:110084:99.
27.05.2020 в администрацию города Благовещенска поступило заявление Лозгачева Р.В. N 2509з о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 28:01:110084:99 без проведения торгов в связи с нахождением на участке пункта сбора туристов, площадью 133,7 кв. с кадастровым номером 28:01:110084:111.
Письмом от 08.06.2020 N 1200/16 администрация отказала в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 20 098 кв., с кадастровым номером 28:01:110084:99 на основании п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ, указав, что согласно заявлению Лозгачёва Р.В., выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от 28.05.2020 N 99/2020/330603726 Лозгачёв Р.В. является собственником нежилого здания - пункта сбора туристов площадью 133,7 кв. с кадастровым номером 28:01:110084:111. Для эксплуатации вышеуказанного объекта запрашивается земельный участок с кадастровым номером 28:01:110084:99 площадью 20098 кв., при этом его площадь значительно превышает площадь, расположенного на нем объекта недвижимости, - в 150 раз.
Согласно градостроительному делу по строительству объекта "Пункт сбора туристов (на базе объекта незавершенного строительства) в планировочном районе коллективных садов г. Благовещенска", предоставленному из раздела VIII ИСОГД, проектная документация предусматривает строительство одноэтажного здания (без инженерного обеспечения, кроме автономного электроснабжения) и размещение необходимого благоустройства к нему, в том числе хозяйственной площадки, стоянки, биотуалетов, душевых, в границах земельного участка ориентировочной площадью 1412 кв.. На оставшейся части запрашиваемого участка предусмотрено только размещение вспомогательного металлического сооружения - пункта охраны площадью 19 кв., не являющегося объектом капитального строительства. Размещение иных объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 28:01:110084:99 проектной документацией не предусмотрено.
Не согласившись с отказом администрации от 08.06.2020, заявитель обратился с заявлением в суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу об отсутствии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, в частности, предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из положений пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 и от 03.06.2014 N 1152/14 сформулирована правовая позиция, согласно которой условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка.
Площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394).
Бремя доказывания необходимого размера подлежащего предоставлению в аренду или выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его арендовать или выкупить (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 64-КГ16-2).
Указанная правоприменительная практика, сформированная в период действия статьи 36 ЗК РФ, актуальна и в настоящее время, поскольку правовое регулирование ситуации, исходя из принципов земельного законодательства, не изменилось, и с 01.03.2015 особенности предоставления находящегося в государственной (муниципальной) собственности земельного участка, на котором расположены здание, сооружение, урегулированы в статье 39.20 ЗК РФ.
Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Указанный принцип земельного законодательства и обусловленное им правовое регулирование объективно предопределены тесной связью земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявитель претендует на приобретение в собственность всего земельного участка площадью 20 098 кв., с кадастровым номером 28:01:110084:99 в связи с нахождением на спорном земельном участке объекта недвижимого имущества - пункт сбора туристов, площадью 133,7 кв. с кадастровым номером 28:01:110084:111, находящимся на праве собственности у Лозгачёва Р.В.
Согласно пояснительной записке, которой предприниматель обосновывал предоставление земельного участка, на территории кемпинга общей площадью 20 100 кв. (2 га) заявитель планировал разместить: здание, в котором для комфортного отдыха приезжающих расположатся ресепшн, кухня, туалет, душ, комната отдыха для туристов, подсобные помещения. Параметры объекта: 2 этажное, кирпичное, размеры 7,5x10 метров, высота 9 метров. Беседки для отдыха посетителей выполненные из дерева размерами: 4x4 метра, 3x7 метров, 5x6 метров, 6x8 метров. Площадки для палаток и другого необходимого для отдыха туристов оборудования. Параметры площадок: количество - 4 штуки; размеры - 5x8 метров. Легкоразборные домики в количестве 4 штук, размером - 3x5 метров. Спортивные площадки для игры в пейнтбол, волейбол. Детскую площадку. Площадку для стоянки 5 автодомов и жилых прицепов. Все стояночные места будут размечены и оснащены электрическими розетками. Гостевую автостоянку на 10 машино-мест.
На территории земельного участка будет установлена площадка для мусора, а также для сбора мелкого мусора - урны.
Пешеходные дорожки, площадку для стоянки автодомов и жилых прицепов, гостевую автостоянку планируется выполнить из мелкоразмерной бетонной плитки.
Въезд на территорию кемпинга будет осуществляться с северной стороны земельного участка.
Большая часть земельного участка (93% или 18657 кв.) будет использоваться под озеленение, места для отдыха приезжающих, спортивные площадки, детскую площадку.
Для завершения строительства кемпингов с заявителем был заключен договор аренды спорного земельного участка от 25.03.2015 N 73.
Вместе с тем, проектом, изготовленным ООО Амурремпроект" (шифр 235-2018), внесены следующие изменения в ранее существовавшую проектную документацию 2013 г.: изменилось назначение здания: со здания кемпинга (со встроенной автостоянкой) на пункт сбора туристов; уменьшилась площадь здания: с 340 кв. до 127 кв. и другие параметры; изменился фасад; изменился план благоустройства территории; изменилась этажность с двух до 1 этажа и др.
Согласно проекту площадь осваиваемого земельного участка от спорного земельного участка составляет 1836 кв..
23.03.2020 Управлением Росреестра по Амурской области погашена запись в ЕГРН о регистрации аренды на земельный участок с кадастровым номером 28:01:110084:99.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает для собственников зданий или сооружений исключительное право на приватизацию земельных участков под этими объектами, реализуемое без проведения торгов. Определение границ и площади соответствующего земельного участка должно производиться исходя из необходимости обеспечить функциональное использование расположенного на нем здания или сооружения, притом, что размер земельного участка, предоставленного для строительства объектов недвижимости, может не совпадать с размером земельного участка, необходимого для эксплуатации этих объектов, поскольку данные цели различны (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2020 N 935-О).
В соответствии с положениями ГОСТ Р 58187-2018 кемпинг - это огороженная территория с контролируемым доступом для размещения туристов на питчах с предоставлением услуг для комфортного проживания и отдыха туристов; объект кемпинг-размещения - некапитальное сооружение или участок земли (питч), используемые для размещения и отдыха туристов в кемпинге; питч - объект кемпинг-размещения, представляющий собой выделенную, обозначенную и оборудованную (благоустроенную) площадку в составе кемпингов или кемпстоянок для размещения туристов, имеющую определенные параметры и характеристики.
Пунктом 6.2 указанного ГОСТа определены минимальные обязательные требования к кемпингам. Кемпинги, независимо от их вида, уровня сервиса и специализации, должны соответствовать следующим обязательным (базовым) критериям: подготовленная огороженная территория определенной площади с контролем доступа для обеспечения безопасности; обустройство размеченных (обозначенных) мест для размещения туристов (питчей), размеры и количество которых зависит от общей площади, уровня кемпинга и типа размещаемой единицы; наличие административного пункта с понятной и удобной (offline или on-line) системой получения туристами информации и всех необходимых услуг; наличие необходимого количества санитарных узлов (мест общего пользования) в зависимости от вместимости и уровня сервиса кемпинга; наличие в кемпинге определенного количества и качества точек подключения туристов к инженерным сетям.
Из представленных сторонами схемы расположения объектов благоустройства на земельном участке с кадастровым номером 28:01:110084:99, акта осмотра от 03.03.2021, фотоснимков следует, что на участке расположены: нежилое здание - пункт сбора туристов, принадлежащее Лозгачёву Р.В. на праве собственности, с кадастровым номером 28:01:110084:111; деревянный настил, деревянная беседка, два объекта облицованных сэндвич-панелями, сведения о правах на которые в ЕГРН отсутствуют, а также четыре кучи инертных материалов (песок, щебень).
Пункт сбора туристов, пункт охраны, а также граница земельного участка со стороны проезжей части ул. Нагорной, частично, северная и южная граница участка, огорожены забором из сайдинговых панелей. Большая часть участка покрыта древесно - кустарниковой растительностью и частично огорожена металлическим забором.
На территории участка отсутствует соблюдение минимальных обязательных требований к кемпингам согласно ГОСТ Р 58187-2018 Туристские услуги. Кемпинги.
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ заявителем не представлено доказательств комплексного освоения земельного участка применительно к целевому назначению самого участка и находящегося на нем здания, заявителем не опровергнуты доводы администрации о том, что фактически земельный участок с кадастровым номером 28:01:110084:99 не освоен и не используется по назначению.
Также, как верно указал суд первой инстанции, в материалах дела отсутствуют доказательства сооружения на участке пешеходных дорожек, площадок для палаток, легкоразборных домиков, спортивных площадок для игры в пейнтбол, волейбол, детской площадки, площадок для стоянки автодомов и жилых прицепов, оборудования указанных площадок электрическими розетками, системами водоснабжения, устройства санитарных узлов, позволяющих в совокупности использовать земельный участок и объекты находящиеся на нем по своему назначению, а именно для пеших прогулок, занятия спортом, использования в качестве места отдыха туристов.
Заявителем не доказано как самостоятельного функционирования, принадлежащего на праве собственности объекта недвижимости в отдельности, так использования его в совокупности с иными некапитальными объектами по целевому назначению.
Судом принято во внимание, что условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка. Площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.06.2014 N 1152/14, определения Верховного Суда Российской Федерации 08.09.2015 N 303-КГ15-10994 по делу N А04-7594/2014, от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394).
Таким образом, при обращении за приобретением права собственности на земельный участок, площадь которого значительно превышает площадь расположенного на нем объекта недвижимости, заявитель должен обосновать необходимость получения такого участка исходя из цели эксплуатации объекта.
Из материалов дела следует, что площадь испрашиваемого земельного участка (20 098 кв.) многократно превышает площадь расположенного на нем объекта недвижимости и иных некапитальных объектов.
Кроме этого, заявителем не представлено доказательств объективной невозможности, в том числе по вине администрации, своевременного возведения и введения в эксплуатацию всех запланированных к строительству объектов.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ администрации соответствует закону и правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 18.03.2021 по делу N А04-417/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить Лозгачёву Руслану Валерьевичу из федерального бюджета излишне уплаченную чек ордером от 16.04.2021 государственную пошлину в размере 2850 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-417/2021
Истец: Лозгачев Руслан Валерьевич
Ответчик: Администрация города Благовещенска
Третье лицо: Шестой арбитражный апелляционный суд (417/21-а.ж,т.1,2,3,5)