г. Саратов |
|
16 июня 2021 г. |
Дело N А12-31553/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мацуциным Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционные жалобы администрации городского округа - город Камышин, государственного казённого учреждения Волгоградской области "Дирекция водохозяйственного строительства"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31 марта 2021 года по делу N А12-31553/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГринЛайт" (400119, г. Волгоград, ул. Льва Толстова, д. 7, эт./пом./подв.1002, ОГРН 1123444003022, ИНН 3444193416)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 113, ОГРН 1043000708695, ИНН 3015066698),
заинтересованные лица: государственное казённое учреждение Волгоградской области "Дирекция водохозяйственного строительства" (400078, г. Волгоград, пр-кт Ленина, д. 102, оф. 418, ОГРН 1153443006342, ИНН 3459061282), закрытое акционерное общества проектно-изыскательский институт "Гипроводстрой" (400005, г. Волгоград, пр-кт Ленина, д. 86, ОГРН 1023402630558, ИНН 3442003109), администрация городского округа - город Камышин (403882, Волгоградская область, г. Камышин, ул. Октябрьская, д. 60, ОГРН 1023404971083, ИНН 3436102623),
о признании недействительным предписания в части,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ГринЛайт" (далее - ООО "ГринЛайт", общество, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными пунктов 1-16, 19-24 предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (далее - Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, административный орган, Управление) от 15.09.2020 N 350.
Решением суда первой инстанции от 31 марта 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Государственное казённое учреждение Волгоградской области "Дирекция водохозяйственного строительства" (далее - ГКУ ВО "ДВС") не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Администрация городского округа - город Камышин (далее - администрация) не согласилась с принятым судебным актом в части отказа в признании недействительным пункта 3 предписания от 15.09.2020 N 350 и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в данной части отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу администрации, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 12.03.2020 N 350р в целях исполнения распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.12.2019 N 39-р, изданного в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Гордеева А.В. от 03.12.2019 N АГ-П9-10584 об организации проведения проверок соблюдения норм природоохранного законодательства юридическими лицами, осуществляющими работы по рекультивации свалок (полигонов) твердых коммунальных отходов, Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям проведена внеплановая выездная проверка ООО "ГринЛайт", по результатам которой составлен акт 15.09.2020 N 350/2020.
В ходе проверки административным органом установлены нарушения обществом Земельного Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ), Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ), Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ), Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 N 542 "Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде" (далее - Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде), Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности", приказа Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" (далее - Порядок учета в области обращения с отходами), Распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р "Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды" (далее - Перечень загрязняющих веществ).
15.09.2020 Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ООО "ГринЛайт" выдано предписание N 350 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, согласно которому заявителю надлежит в срок до 18.01.2021 устранить выявленные нарушения.
ООО "ГринЛайт", полагая, что предписание от 15.09.2020 N 350 в части пунктов 1-16, 19-24 является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось с соответствующими заявлениями в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Как следует из материалов проверки, ООО "ГринЛайт" осуществляет работы по рекультивации свалок (полигонов) твердых коммунальных отходов на основании лицензии серии 034 N 7841-СТУБ/П на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I, III, IV классов опасности в соответствии с государственным контрактом от 08.05.2019 N 0905/19 на выполнение работ по ликвидации негативного воздействия на окружающую среду накопленных отходов производства и потребления, заключенным с ГКУ ВО "ДВС".
По условиям указанного государственного контракта общество приняло на себя обязательство по ликвидации негативного воздействия на окружающую среду накопленных отходов производства и потребления, а также рекультивации земельных участков, на которых размещались свалки, находящихся в Камышинском районе Волгоградской области, в срок до 05.06.2020.
В ходе проверки административным органом установлено, что в нарушение пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ на объекте, расположенном в границе населенного пункта г. Камышин, ООО "ГринЛайт" ведется захоронение отходов: в соответствии со сметной документацией МК 23/2017-СМ "Сводный сметный расчет стоимости мероприятия. Объектная и локальные сметы" ООО "ГринЛайт" по локальной смете N 02-01-01 "Устройство полигона захоронения" осуществляются работы по обустройству полигона захоронения, в том числе с захоронением свалочных масс; согласно справкам о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), акту о приемке выполненных работ (форма N КС-2) работы по обустройству полигона захоронения, включающие в том числе захоронение свалочных накоплений выполняются ООО "ГринЛайт" с момента начала работ 01.06.2019 (пункт 1 предписания от 15.09.2020 N 350).
Управлением установлено, что размещение отходов (захоронение свалочных накоплений) осуществляется на не специально оборудованном сооружении (объекте размещения отходов), не внесенном в государственный реестр размещения отходов, что является нарушением статьи 1, пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (пункт 2 предписания от 15.09.2020 N 350).
В нарушение пункта 8 статьи 11, статьи 27 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ обществом не выполнены рекомендации положительного заключения государственной экологической экспертизы, утвержденного приказом Управления Росприроднадзора по Волгоградской области от 23.01.2018 N 76 (далее - заключение ГЭЭ): до начала производства не осуществлен вывод участка, занятого свалкой отходов, из границ поселения г. Камышин, не осуществлен его перевод из категории "земли населенных пунктов" в категорию "земли специального назначения", либо другую категорию, соответствующую направлению рекультивации земельного участка; территория участка работ по периметру не имеет металлического сетчатого ограждения и информационных таблиц, указывающих о запрете выгрузки отходов на данной территории (пункт 3 предписания от 15.09.2020 N 350).
Согласно пункту 4 предписания от 15.09.2020 N 350 обществом не разработан и не согласован с Росприроднадзором проект работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде по объекту "Свалка отходов, расположенная на территории городского округа г. Камышин", включенному в ГРОНВОС приказом Минприроды России от 09.06.2018 N 250, чем нарушены статья 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, пункты 3, 7 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Также в ходе проверки административным органом установлено, что реализация объекта проводится с отступлением от проектных решений, получивших положительное заключение ГЭЭ: на территории стройгородка допускается накопление отходов без тары (навалом) на грунтовой поверхности, не защищенной от воздействия атмосферных осадков и ветров, не имеющей искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, в отсутствии обваловки; отсутствуют контрольно-пропускной пункт с шлагбаумом на въезде, туалеты (2 шт.), ванна для дезинфекции колес автотранспорта, обустроенные в соответствии с проектными решениями (в т.ч. заполнение ванны опилками, пропитанными дезинфицирующим раствором лизола), что является нарушением пункта 2 статьи 10, пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, пункта 8 статьи 11, статьи 27 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ, раздела 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" проекта МК 23/2017-ООС1, раздела 6 (лист 17) "Проект организации строительства" проекта МК 23/2017-ПОС (пункты 5, 6 предписания от 15.09.2020 N 350).
В нарушение пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, Порядка учета в области обращения с отходами обществом не ведется учет образовавшихся, переданных другим лицам отходов по объекту в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (пункт 7 предписания от 15.09.2020 N 350).
Административным органом установлено, что у ООО "ГринЛайт" отсутствуют паспорта на отходы, образование которых предусмотрено проектными решениями в результате деятельности по ликвидации и рекультивации свалки, имеющие IV класс опасности, а именно: обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %); песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); упаковка из бумаги и/или картона, загрязненная хлорсодержащими дезинфицирующими средствами; опилки, обработанные хлорсодержащими дезинфицирующими средствами, отработанные; отходы (осадки) из выгребных ям; отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления; обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства; спецодежда из хлопчатобумажных и смешанных волокон, утратившая потребительские свойства; респираторы фильтрующие противогазоаэрозольные, утратившие потребительские свойства; противогазы в комплекте, утратившие потребительские свойства, что является нарушением статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, пункта 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности" (далее - Правила проведения паспортизации отходов), раздела 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" проекта МК 23/2017-ООС1 (пункт 8 предписания от 15.09.2020 N 350).
В нарушение пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, пункта 8 статьи 11, статьи 27 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ, раздела 6 "Технологическая последовательность работ" проекта МК 23/2017-ПОС реализация объекта проводится с отступлением от проектных решений, получивших положительное заключение ГЭЭ, и отступлением от технологической последовательности работ: не произведен вывоз свалочных накоплений, находящихся за пределами границ свалки, на площади 2 511 кв.м, при этом в соответствии с письмом Комитета от 21.05.2020 N 10-12-4/9400, направленным в адрес ФГБУ ВНИИ "Экология", по состоянию на 21.05.2020 вывоз свалочных накоплений, находящихся за пределами границ свалки - 177900 куб.м, выполнен в полном объеме (100 %) (пункт 9 предписания от 15.09.2020 N 350).
Административным органом установлено, что обществом допущено загрязнение нефтепродуктами почвенного покрова площадью 25 кв.м на территории стройгородка (протокол от 04.06.2020 N 1320п, экспертное заключение от 20.07.2020 N 57), что является нарушением статей 1, 36 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 10 предписания от 15.09.2020 N 350).
ООО "ГринЛайт" не обеспечено предоставление в Росприроднадзор экологической информации по объекту, расположенному на земельном участке с кадастровым номером 34:36:000014:11, (отчетность по форме N 2-ТП (отходы) за 2019 год не сдана), чем нарушен пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (пункт 11 предписания от 15.09.2020 N 350).
В ходе проверки установлено, что реализация объекта проводится с отступлением от проектных решений, получивших положительное заключение ГЭЭ: на северном участке свалки не выполнены технические решения, снижающие негативную нагрузку на подземные воды, в виде устройства защитной гидроизоляции сооружений, являющихся потенциальными источниками загрязнения подземных вод, откосы выполнены без устройства защитного гидроизолирующего замка с использованием полиэтиленовой пленки, стабилизированной сажей, что является нарушением пункта 8 статьи 11, статьи 27 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ, проекта МК 23/2017-ПР (пункт 12 предписания от 15.09.2020 N 350).
В нарушение пункта 8 статьи 11, статьи 27 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ обществом не выполнены рекомендации положительного заключения ГЭЭ: не выполнены оперативные мероприятия по ликвидации источников негативного воздействия на окружающую среду (выходы инфильтрационных вод, - промоины по рельефу местности с дальнейшим попаданием их по рельефу местности за границы свалки), при этом согласно заключению ГЭЭ (стр. 39) в целях инженерной защиты территории свалки от притока тало-дождевых вод с нагорной стороны предусматривается восстановление существующих водоотводных канав и устройство новых (пункт 13 предписания от 15.09.2020 N 350).
Управлением установлено, что обществом в нарушение статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ, Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352, раздела 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" проекта МК 23/2017-ООС1 и МК 23/2017-ООС2 не проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, а именно: согласно проектной документации (разделы МК 23/2017-ООС1 и МК 23/2017-ООС2) источниками выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух на участке проведения работ являются в том числе: пост газорезки; дизельгенераторная установка; движение автотранспорта и спецтехники; погрузочно-разгрузочные работы; земляные работы; на территории площадки временных инвентарных зданий в бытовке расположена установка (печка-буржуйка) с отводящей металлической трубой, установлен стационарный пункт заправки топливом транспортных средств, 27.05.2020 производились ремонтные работы спецтехники с помощью газорезки (газосварки) и дизельгенераторной установки, в результате работы которых происходит выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (пункт 14 предписания от 15.09.2020 N 350).
ООО "ГринЛайт" не разработаны нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по рекультивируемому объекту, а именно: согласно проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, на участке проведения работ, в том числе газорезочных работ, в состав выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объекте, выделяются вещества II класса опасности (марганец и его соединения); на территории площадки временных инвентарных зданий в бытовке расположена установка (печка-буржуйка) с отводящей металлической трубой; установлен стационарный пункт заправки топливом транспортных средств; 27.05.2020 производились ремонтные работы спецтехники с помощью газорезки (газосварки) и дизельгенераторной установки, в результате работы которых происходит выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что является нарушением пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, раздела 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" проекта МК 23/2017-ООС1 (пункт 15 предписания от 15.09.2020 N 350).
Административных органом в ходе проверки установлено отсутствие программы производственного экологического контроля в области охраны окружающей среды и неосуществление в период проведения работ по рекультивации в 2019-2020 годах производственного экологического контроля в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение ГЭЭ, что является нарушением пункта 8 статьи 11, статьи 27 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ, раздела 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" проекта МК 23/2017-ООС1 (пункт 16 предписания от 15.09.2020 N 350).
Их пункта 19 предписания от 15.09.2020 N 350 следует, что в нарушение статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ обществом не поставлен на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (объект: "Ликвидация негативного воздействия на окружающую среду накопленных отходов производства и потребления, а также рекультивация земельного участка, расположенного примерно в 1200 м по направлению на северо-запад от города Камышин Волгоградской области"), а именно: согласно проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, на участке проведения работ, в том числе газорезочных работ, в составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объекте, выделяются вещества II класса опасности (марганец и его соединения - 2 класс опасности).
Реализация объекта рекультивации проводится ООО "ГринЛайт" с отступлением от проектных решений, получивших положительное заключение экспертной комиссии ГЭЭ: установлен стационарный пункт заправки топливом транспортных средств, не предусмотренный проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, при этом обустройство данного топливно-заправочного пункта не обеспечивает предотвращение попадания нефтепродуктов на грунт при проливе топлива (отсутствует бетонное основание и отбортовка), что является нарушением пункта 8 статьи 11, статьи 27 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (пункта 20 предписания от 15.09.2020 N 350).
Управлением в ходе проверки установлено, что фактическая деятельность, связанная с заправкой топливом транспортных средств, не соответствует проектной документации (раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды проекта МК 23/2017-ООС1), получившей положительное заключение ГЭЭ: заправка топливом колесного транспортного средства, государственный регистрационный знак С616СТ 34, осуществлялась 27.05.2020 подручным способом на территории площадки временных инвентарных зданий для обслуживания строителей на грунтовой поверхности, что является нарушением пункта 8 статьи 11, статьи 27 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (пункта 21 предписания от 15.09.2020 N 350)
В нарушение пункта 8 статьи 11, статьи 27 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ, статьи 21 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ, Распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р "Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды", раздела 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" проекта МК 23/2017-ООС1 обществом не проводятся природоохранные мероприятия, направленные на защиту атмосферного воздуха в зоне производства работ, предусмотренные проектной документацией, получившей положительное заключение ГЭЭ: периодически не смачиваются водой пылевидные материалы и отходы (грунт, песок) для исключения уноса мелких фракций этих отходов и материалов ветром при производстве работ на полигоне (установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ по результатам проведения лабораторных исследований и измерений проб атмосферного воздуха, отобранных 01.06.2020 в следующих точках (экспертное заключение от 17.06.2020 N 49): точка N 2. Наветренная по пыли (взвешенные частицы) в 2,0 раза (протокол измерений проб атмосферного воздуха N 1393а от 08.06.2020, заключение по результатам проведения лабораторных исследований и измерений проб атмосферного воздуха N 1393а от 08.06.2020); точка N 3. Подветренная по пыли (взвешенные частицы) в 6,6 раза (протокол измерений проб атмосферного воздуха от 08.06.2020 N 1394а, заключение по результатам проведения лабораторных исследований и измерений проб атмосферного воздуха N 1394а от 08.06.2020); точка N 4. Подветренная по пыли (взвешенные частицы) в 3,2 раза (протокол измерений проб атмосферного воздуха от 08.06.2020 N 1395а, заключение по результатам проведения лабораторных исследований и измерений проб атмосферного воздуха от 08.06.2020 N 1395а) (пункт 22 предписания от 15.09.2020 N 350).
Реализация объекта проводится ООО "ГринЛайт" с отступлением от проектных решений, получивших положительное заключение ГЭЭ, и отступлением от технологической последовательности работ: периодически не смачиваются водой пылевидные материалы и отходы (грунт, песок) для исключения уноса мелких фракций этих отходов и материалов ветром при производстве работ на полигоне; при осмотре территории 27.05.2020, 01.06.2020 данные работы не проводились, (погода малооблачная, без осадков), что является нарушением пункта 8 статьи 11, статьи 27 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ, раздела 6 "Проект организации строительства" проекта МК 23/2017-ПОС (пункт 23 предписания от 15.09.2020 N 350).
Также в ходе проверки Управлением установлено, что реализация объекта проводится с отступлением от проектных решений, получивших положительное заключение ГЭЭ, нарушена технологическая последовательность порядка выполнения работ: в северо-западной части свалки на видимом откосе отсутствует слой реагентов (опока) для поглощения выделяющегося газа толщиной, при этом имелся слой местного грунта (песка), что является нарушением пункта 8 статьи 11, статьи 27 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ, раздела 6 "Проект организации строительства" проекта МК 23/2017-ПОС (пункт 24 предписания от 15.09.2020 N 350).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ООО "ГринЛайт" требований.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ размещение отходов есть хранение и захоронение отходов; хранение отходов -складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов -изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ установлен запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Согласно пункту 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Заключением ГЭЭ установлено обязательное требование: до начала производства работ необходимо вывести земельный участок, занятый свалкой отходов, из границ поселения г. Камышин и осуществить его перевод из категории "земли населенных пунктов" в категорию "земли специального назначения", либо другую категорию, соответствующую направлению рекультивации земельного участка (стр. 65 заключения ГЭЭ).
В ходе проверки Управлением установлено нарушение указанных требований, выразившееся в захоронение отходов на объекте, расположенном в границах населенного пункта, не внесенном в государственный реестр размещения отходов.
Доводы заявителя о том, что им осуществлялись лишь мероприятия в части проведения работ по восстановлению нарушенного рельефа местности путем утилизации отходов IV класса опасности с внесением сорбентов и разбавлением объема отходов местным грунтом, обоснованно отклонены судом первой инстанции как документально не подтвержденные.
Как следует из писем Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 28.05.2020 N 10-12-4/9907 и от 21.05.2020 N 10-12-4/9400, направленных ФГБУ ВНИИ "Экология", по состоянию на 21.05.2020 вывоз свалочных накоплений, находящихся за пределами границ свалки - 177900 куб.м, выполнен в полном объеме (100 %), планировка площадей механизированным способом - 42,2 га (100%), устройство подстилающего слоя из опоки 51000 куб.м (90,75%), устройство изолирующего слоя из песка - 59978 куб.м (67,96%), устройство экрана из полиэтиленовой пленки - 106 тыс. кв.м (33,02%), устройство верхнего изолирующего слоя из песка - 29 тыс. куб.м (32,86%).
Управлением установлено, что свалка отходов состоит из северной и южной частей (участков); в северной части и северо-западной части свалки, примыкающей к границам северной части, не вывезены в полном объеме свалочные массы. Внутри северной части также имеются площадки, где не вывезены в полном объеме свалочные массы. В северо-западной части свалки не по всей длине участка выполнено выполаживание откосов с заложением 1:3 по отметкам.
В северо-западной части свалки на видимом откосе отсутствует слой реагентов (опока) для поглощения выделяющегося газа толщиной, при этом имелся слой местного грунта (песка). На большей части северного участка свалки толщина изолирующего слоя песка превышает толщину 0,30 м, предусмотренную проектом.
27.05.2020 специалистами Волгоградского филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" в целях проверки устройства подстилающего слоя грунта реагентов, изолирующего слоя песка, экрана из полиэтиленовой пленки, верхнего изолирующего слоя песка, проведено шурфование в 25 точках тела свалки.
В северной и северо-западной северного участка свалки имеются площади без устройства экрана из полиэтиленовой пленки, стабилизированной сажей.
В северной части имеются площади без устройства защитного слоя из песка толщиной 0,30 м, предусмотренного проектом. На северном участке свалки откосы выполнены без устройства защитного гидроизолирующего замка с использованием полиэтиленовой пленки, стабилизированной сажей, предусмотренного проектным решением (МК 23/2017-ПР План вертикальной планировки. Северная часть свалки, Лист 1) для снижения негативной нагрузки на подземные воды.
В северо-западной части свалки имеются видимые следы выхода вод из тела свалки (промоины), являющихся потенциальным источником негативного воздействия на окружающую среду с дальнейшим попаданием их в окружающую среду по рельефу местности.
По южному участку свалки работы по перевозке свалочных накоплений из северной части в южную для создания оптимальной высоты свалочных накоплений в южной части, выполнены частично.
Производятся работы по перемещению и уплотнению свалочных накоплений бульдозерами для создания оптимальной высоты свалочных накоплений, работы выполнены частично.
Производится грубая и чистовая планировка поверхности свалочных накоплений, выполаживание откосов, засыпка и планировка провалов с уплотнением отходов бульдозером, работы выполнены частично.
Производится отсыпка слоя грунта реагентов (опока) для поглощения выделяющегося газа, работы выполнены частично.
Производится отсыпка изолирующего слоя местного грунта (песка), работы выполнены частично.
Производится устройство экрана из полиэтиленовой пленки, стабилизированной сажей, работы выполнены частично.
Производится устройство защитного слоя из песка, работы выполнены частично.
Заключением ГЭЭ во избежание вторичного загрязнения отходами рекультивируемой территории предлагается по периметру участка работ установить металлическое сетчатое ограждение и информационные таблицы, указывающие о запрете выгрузки отходов на данной территории.
Согласно экспертному заключению ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" от 14.09.2020 в границах северного участка площадь земель, на которых работы по рекультивации, предусмотренные проектной документацией, не выполнены составила 3 116,314 кв.м, площадь, на которой не произведен вывоз свалочных накоплений, находящихся за пределами границ свалки, - 2 511 кв.м; в границах южного участка площадь земель, на которых работы по рекультивации, предусмотренные проектной документацией, не выполнены, составила 8582,293 кв.м.
Проектной документацией, прошедшей государственную экологическую экспертизу, предусмотрен вывоз свалочных накоплений, находящихся за пределами границ свалки (стр. 12 заключения ГЭЭ, стр. 15 раздела 6 МК 23/2017-ПОС).
Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Волгоградской и Астраханской областям установлено, что обществом не произведен вывоз свалочных накоплений, находящихся за пределами границ свалки, с площади 2 511 кв.м, площадь земель, на которых работы по рекультивации, предусмотренные проектной документацией, не выполнены, составила 11 698,607 кв.м.
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 8 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае: реализации такого объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Статьей 27 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ предусмотрено, что заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Выявленные административным органом в ходе проверки отступления от проектных решений, получивших положительное заключение ГЭЭ, подтверждаются представленными в материалы дела документами, в том числе актом проверки от 15.09.2020 N 350/2020, а также фототаблицей к нему; заключением ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" от 14.09.2020.
Доказательств, опровергающих наличие выявленных административным органом нарушений, заявителем в материалы дела не представлено.
Апелляционный суд считает, что суд первой инстанции обоснованно оценил критически представленную ГКУ ВО "ДВС" видеозапись, выполненная во время управляемого полета квадрокоптера над территорией выполнения работ 26.11.2020, согласно которой, по мнению ГКУ ВО "ДВС", работы на северном участке свалки выполнены в полном объеме (100%), а на южном участке свалки на 95%.
Указанная видеозапись произведена ГКУ ВО "ДВС" в одностороннем порядке, при ее просмотре невозможно определить конкретное место и время ее производства, а также объем выполненной и оставшейся работы.
Кроме того, согласно пояснениям представителя ГКУ ВО "ДВС", данным суду первой инстанции, данная видеозапись произведена после выдачи Управлением оспариваемого предписания.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований общества в данной части.
Апелляционная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции в части пунктов 4, 14 оспариваемого предписания.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Как следует из части 2 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Согласно части 1 статьи 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
Исходя из части 3 статьи 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает в себя проведение необходимых обследований, в том числе инженерных изысканий, разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, его согласование и утверждение, проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, контроль и приемку выполненных работ.
В силу пунктов 3, 7 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде организация работ по ликвидации накопленного вреда включает в себя: а) проведение необходимых обследований объекта, в том числе инженерных изысканий; б) разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда (далее - проект); в) согласование и утверждение проекта; г) проведение работ по ликвидации накопленного вреда; д) осуществление контроля и приемку проведенных работ по ликвидации накопленного вреда.
Как установлено административным органом и подтверждается материалами дела, обществом не разработан и не согласован с Росприроднадзором проект работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде по объекту "Свалка отходов, расположенная на территории городского округа г. Камышин", включенному в ГРОНВОС приказом Минприроды России от 09.06.2018 N 250.
В соответствии с положительным заключением ГЭЭ и проектной документации (разделы МК 23/2017-ООС1 и МК 23/2017-ООС2), при выполнении работ негативное воздействие на атмосферный воздух оказывают: движение автотранспорта и спецтехники; погрузочно-разгрузочные работы; земляные работы. Также на территории полигона в период проведения рекультивации предусмотрено установление дизельгенераторной установки, при работе которой в атмосферный воздух выделяются загрязняющие вещества.
Выбрасываемые при работе двигателей дорожно-строительных машин и автотранспорта вещества - оксиды азота, серы, углерода, сажа, пары углеводородов (по керосину).
При разработке свалочных накоплений, отсыпке слоя грунта реагентов и слоя местного грунта, планировке территории выделяется пыль неорганическая с содержанием двуокиси кремния 20-70%.
Как установлено административным органом, снабжение электроэнергией должно происходить от двух передвижных дизельных электростанций ЭД-30-С-Т400. Одна из них находится на территории временных зданий и сооружений, другая - на площадке работ. В атмосферу через выхлопные трубы поступают: углерод оксид, азот оксид, азот диоксид, пары керосина, сажа, серы диоксид, формальдегид, бенз(а)пирен.
Для заправки техники на гусеничном ходу проектной документацией предусматривается топливозаправщик АТЗ. При заправке баков дизтопливом передвижным топливозаправщиком в атмосферный воздух помимо выбросов ЗВ от работающего двигателя попадают сероводород и углеводороды предельные С12-С19 (ИЗА 6005).
По характеру поступления загрязняющих веществ в атмосферу все источники (кроме ДГУ) являются неорганизованными.
В качестве мероприятия по уменьшению выбросов в период проведения работ предусмотрена необходимость смачивания водой пылевидных материалов и отходов (грунт, песок), что гарантирует исключение уноса этих отходов и материалов ветром.
Административным органом установлено, что пылевидные материалы (грунт, песок) не смачиваются водой, в результате происходит унос данных материалов ветром (погода на момент осмотра - маооблачно, без осадков).
Кроме того, на территории площадки временных инвентарных зданий для обслуживания строителей в бытовке расположена установка (печка-буржуйка) с отводящей металлической трубой, предназначенная для обогрева помещения, в результате эксплуатации которой из организованной трубы происходит выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Также установлен стационарный пункт заправки топливом транспортных средств, в результате эксплуатации которого происходит выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
На момент осмотра объекта административным органом 27.05.2020 производились ремонтные работы спецтехники с помощью газорезки (газосварки) и дизельгенераторной установки, в результате работы которых происходит выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (проектной документацией не предусмотрены ремонтные работы спецтехники с использованием газорезки (газосварки)).
В тоже время, наличие указанных организованных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух не предусмотрено проектной документацией, получившей заключение ГЭЭ.
Выбросы от данных источников загрязнения атмосферного воздуха проектной документацией, получившей заключение ГЭЭ, не предусмотрены.
Согласно протоколам отбора (измерений) проб атмосферного воздуха N N 563-56б от 01.06.2020, составленным ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО - ЦЛАТИ по Волгоградской области" установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ.
На основании статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Обществом при выполнении работ не проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Исходя из проектной документации, транспортные средства на колесном ходу должны заправляться на существующих автозаправочных станциях г. Камышина. Для заправки техники на гусеничном ходу проектной документацией предусматривается топливозаправщик АТЗ 5608-05 на базе шасси УРАЛ-55 5 7 (или его аналог), объем цистерны 8,6 м3.
Вместе с тем, Управлением в ходе осмотра 27.05.2020 установлено, что на территории площадки временных инвентарных зданий для обслуживания строителей установлен стационарный пункт заправки топливом транспортных средств.
Данный пункт заправки не предусмотрен проектной документацией, а также не оборудован должным образом с целью предотвращения пролива топлива (отсутствует бетонное основание и бортик). На территории площадки временных инвентарных зданий зафиксирован факт заправки топливом колесного транспортного средства с государственным регистрационным знаком С616СТ 34рег.
Выявленные административным органом нарушения в данной части обществом не опровергнуты.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в части пунктов 7, 8, 11, 15 оспариваемого предписания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Порядка учета в области обращения с отходами учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров
Согласно пунктом 5 Порядка учета в области обращения с отходами учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Как установлено административным органом, документы, подтверждающие ведение и учет образовавшихся, накопленных, переданных другим лицам отходов по Объекту по формам согласно приложениям N 3, N 4 к Порядку учета в области обращения с отходами, у общества отсутствуют.
Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В соответствии с пунктом 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт отходов I - IV классов опасности по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08. 2013 N 712.
Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Согласно пункту 4 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности паспорт отходов I - IV классов опасности составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица).
В соответствии с пунктом 6 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта отходов I - IV классов опасности подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.12.2014 N 541, порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности устанавливает процедуру подготовки индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, документов и материалов отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Пунктом 3 Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности определено, что класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается: на основании сведений, содержащихся в федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО) и банке данных об отходах (БДО), формируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования согласно Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792; при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В нарушение указанных требований у общества отсутствуют паспорта на отходы IV класса опасности, образующиеся в ходе деятельности работ по рекультивации.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" за 2019 год утверждена Приказом Росстата от 12.12.2019 N 766.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Росстата от 12.12.2019 N 766 данные по форме федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) предоставляются в адрес территориального органа Росприроднадзора в субъекте Российской Федерации в сроки, установленные Приказом Росстата от 12.12.2019 N 766, а именно до 01 февраля.
ООО "ГринЛайт" по объекту не представило в Росприроднадзор отчетность по форме N 2-ТП (отходы) за 2019 год.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.
Исходя из части 1 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы допустимых выбросов, устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.
Гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 1,2 статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.
Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Как следует из части 8 статьи 15 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Загрязняющие вещества, выбрасываемые от стационарных источников выбросов, а именно: "Азота диоксид", "Азота оксид" "Бенз(а)пирен", "Углерод (Сажа)", "Углерода оксид", "Керосин", "Марганец и его соединения", "Пыль неорганическая SiO2 20-70%", "Пыль неорганическая до 20% SiO2" "Формальдегид" включены в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07. 2015 N 1316-р.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Как установлено административным органом, общество осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объекте, расположенном по адресу: в 1200 м по направлению на северо-запад от города Камышина Волгоградской области.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя в части оспаривания пункта 16 предписания от 15.09.2020 N 350.
Как следует из проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ (раздел 8 Проекта 23/2017-ООС1), производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Контроль атмосферного воздуха предназначен для определения степени воздействия проводимых работ, по первому этапу работ, на состояние атмосферного воздуха и определения его соответствия установленным гигиеническим нормативам (предельно допустимым концентрациям, ориентировочным безопасным уровням воздействия, допустимым уровням) в соответствии с требованиями СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест".
Проектной документацией предусмотрен экологический мониторинг подземных вод, а именно оценка влияния эксплуатации объекта на гидродинамический режим и качество грунтовых вод; предупреждение формирования негативных экзогенных процессов и явлений; предупреждение аварийного загрязнения грунтовых вод.
Вместе с тем, в нарушение требований пункта 8 статьи 11, статьи 27 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ, а также раздела 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" обществом не утверждена программа производственного экологического контроля в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение ГЭЭ.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в части пункта 19 оспариваемого предписания.
В соответствии с положительным заключением ГЭЭ и проектной документации (разделы МК 23/2017-ООС1 и МК 23/2017-ООС2), при выполнении работ негативное воздействие на атмосферный воздух оказывают: движение автотранспорта и спецтехники; погрузочно-разгрузочные работы; земляные работы.
Как установлено административным органом, на территории полигона в период проведения рекультивации предусмотрено установление дизельгенераторной установки, при работе которой в атмосферный воздух выделяются загрязняющие вещества.
Как указывает Управление, при разработке свалочных накоплений, отсыпке слоя грунта реагентов и слоя местного грунта, планировке территории выделяется пыль неорганическая с содержанием двуокиси кремния 20-70%.
Снабжение электроэнергией должно происходить от двух передвижных дизельных электростанций ЭД-30-С-Т400. Одна из них находится на территории временных зданий и сооружений, другая - на площадке работ. В атмосферу через выхлопные трубы поступают: углерод оксид, азот оксид, азот диоксид, пары керосина, сажа, серы диоксид, формальдегид, бенз(а)пирен.
Для заправки техники на гусеничном ходу проектной документацией предусматривается топливозаправщик АТЗ. При заправке баков дизтопливом передвижным топливозаправщиком в атмосферный воздух помимо выбросов ЗВ от работающего двигателя попадают сероводород и углеводороды предельные С12-С19 (ИЗА 6005).
Общее количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу составляет 15,821 т/стр. период, в т.ч.: железа оксид - 0,00129; марганец и его соединения - 0,00002; азота диоксид - 6,5205; азота оксид - 1,0584, углерод (сажа) - 1,0621; ангидрид сернистый -0,71758; дигидросульфид (сероводород) - 0,00002; углерода оксид - 5,81913; бенз(а)пирен - 0,0000002; формальдегид - 0,004; керосин - 1,69526; углеводороды предельные С12-С19 -0,00608; пыль неорганическая 70-20% Si02 - 12,41523; пыль неорганическая - до 20% Si02 - 0,004.
Кроме того, на территории площадки временных инвентарных зданий для обслуживания строителей в бытовке расположена установка (печка-буржуйка) с отводящей металлической трубой, предназначенная для обогрева помещения, в результате эксплуатации которой из организованной трубы происходит выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Также установлен стационарный пункт заправки топливом транспортных средств, в результате эксплуатации которого происходит выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
На момент осмотра объекта обществом производились ремонтные работы спецтехники с помощью газорезки (газосварки) и дизельгенераторной установки, в результате работы которых происходит выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (проектной документацией не предусмотрены ремонтные работы спецтехники с использованием газорезки (газосварки)).
При проведении газорезочных работ, в составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объекте, выделяются вещества II класса опасности (марганец и его соединения - 2 класс опасности).
Вместе с тем, наличие указанных организованных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух не предусмотрено проектной документацией, получившей заключение ГЭЭ. Более того, выбросы от данных источников загрязнения атмосферного воздуха проектной документацией, получившей заключение ГЭЭ, не предусмотрены.
В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит из федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и регионального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со статьей 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на территории Волгоградской области -Управление Росприроднадзора (в отношении объектов федерального надзора); Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (в отношении объектов регионального надзора).
Статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ определено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Как установлено административным органом и подтверждается материалами дела, ООО "ГринЛайт" на момент проверки не осуществило постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, расположенного по адресу: в 1200 м по направлению на северо-запад от города Камышина Волгоградской области.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, заявку в компетентный орган о постановке на такой учет, в силу статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ должно подавать именно общество, поскольку им осуществляется хозяйственная деятельность на объекте, расположенном примерно в 1200 м по направлению на северо-запад от города Камышина Волгоградской области.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Администрация, обжалуя решение суда первой инстанции в части отказа в признании недействительным пункта 3 оспариваемого предписания, указывает на отсутствие нарушения, выразившегося в невыполнении рекомендаций положительного заключения ГЭЭ: до начала производства не осуществлен вывод участка, занятого свалкой отходов, из границ поселения г. Камышин и не осуществлен его перевод из категории "земли населенных пунктов" в категорию "земли специального назначения", либо другую категорию, соответствующую направлению рекультивации земельного участка.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод.
В ходе проверки Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Волгоградской и Астраханской областям установлено и подтверждается материалами дела, что захоронение отходов осуществлялось обществом на земельном участке с кадастровым номером 34:36:000014:11, который отнесен к категории земель "земли населенных пунктов", что является нарушением пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
Представленное администрацией в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции постановление от 09.03.2021 N 233-п "Об отнесении земельного участка с кадастровым номером 34:36:000014:11 к категории "земли промышленности и иного специального назначения"" не свидетельствует об отсутствии данного нарушения у заявителя, поскольку принято после окончания проверки.
ГКУ ВО "ДВС", обжалуя решение суда первой инстанции, указывает, что в ходе исполнения государственного контракта от 08.05.2019 N 0905/19 на выполнение работ по ликвидации негативного воздействия на окружающую среду накопленных отходов производства и потребления, заключенным с ГКУ ВО "ДВС" ООО "ГринЛайт" не осуществляло захоронение отходов, не выполняло работы по обустройству полигона захоронения, в связи с чем общество не является субъектом нарушения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
Указание в сметной документации проекта, а также в справках о стоимости выполненных работ (форма N КС-3) и акте приемки выполненных работ (форма N КС-2) на выполнение работ по обустройству полигона захоронения, включающее в том числе захоронение свалочных накоплений, обусловлено некорректностью допущенных разработчиком проекта формулировок.
Как указывает ГКУ ВО "ДВС", дополнительным соглашением от 11.12.2012 N 5 к государственному контракту от 08.05.2019 N 0905/19 в сметную документацию внесены изменения: вид работ изменен на утилизацию отходов.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод, поскольку указанные изменения внесены в документацию после окончания проверки и выдачи оспариваемого предписания.
Документы, исследованные административным органом в ходе проверки, подтверждают выполнение обществом работ по захоронению отходов, обустройству полигона захоронения.
Апелляционная коллегия считает, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы апелляционных жалоб не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2020 года по делу N А12-21842/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-31553/2020
Истец: ООО "ГРИНЛАЙТ"
Ответчик: государственный инспектор МЕЖРЕГИОНАЛЬНОго УПРАВЛЕНИя ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО АСТРАХАНСКОЙ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТЯМ Селезнев А.Г., МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО АСТРАХАНСКОЙ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТЯМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОД КАМЫШИН, ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ДИРЕКЦИЯ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА", ЗАО ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ "ГИПРОВОДСТРОЙ"