г. Москва |
|
16 июня 2021 г. |
Дело N А41-76035/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Назаренко Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 26.03.2021 по делу N А41-76035/2020.
В судебном заседании принял участие представитель:
Федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений": Выскубин А.А. (по доверенности от 17.03.2021).
Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений" (далее - ФГУП "ВНИИФТРИ", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган, заинтересованное лицо), в котором просит:
1) признать решение N 50/009/008/2020-524/2 от 27.08.2020 об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка площадью 76667 кв. м с кадастровым номером 50:09:0060401:1185 незаконным;
2) обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка площадью 76667 кв. м с кадастровым номером 50:09:0060401:1185;
3) признать решение N 50/009/008/2020-525/1 от 27.08.2020 об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка площадью 12956 кв. м с кадастровым номером 50:09:0060401:2118 незаконным;
4) обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка площадью 12956 кв. м с кадастровым номером 50:09:0060401:2118;
5) признать решение N 50/009/008/2020-526/2 от 27.08.2020 об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка площадью 5066 кв. м с кадастровым номером 50:09:0060401:2121 незаконным;
6) обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка площадью 5066 кв. м с кадастровым номером 50:09:0060401:2121;
7) признать решение N 50/009/008/2020-527/2 от 27.08.2020 об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка площадью 4730 кв. м с кадастровым номером 50:09:0060401:2120 незаконным;
8) обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка площадью 4730 кв. м с кадастровым номером 50:09:0060401:2120;
9) признать решение N 50/009/008/2020-528/2 от 27.08.2020 об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка площадью 180 кв. м с кадастровым номером 50:09:0060401:1221 незаконным;
10) обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка площадью 180 кв. м с кадастровым номером 50:09:0060401:1221.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.03.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Управление Росреестра (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, настаивает на том, что заявитель не представил на государственную регистрацию надлежащие правоустанавливающие документы на земельные участки.
В судебном заседании представитель предприятия возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 16.01.2020 ФГУП "ВНИИФТРИ" обратилось в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0060401:1185, 50:09:0060401:2118, 50:09:0060401:2121, 50:09:0060401:2120, 50:09:0060401:1221.
27 августа 2020 года Управлением Росреестра вынесены решения об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в отношении указанных земельных участков. Данные решения мотивированы тем, что на государственную регистрацию не представлены документы, являющиеся основанием для проведения государственной регистрации.
Считая указанные решения незаконными, заявитель обратился в суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Из анализа норм статей 198, 200 названного Кодекса следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Кодекса, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 1 статьи 14 названного Закона государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке.
В части 4 статьи 18 названного Закона предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 названного Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 69 названного Закона права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
В силу части 9 указанной статьи государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3, подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду должно быть подано одновременно с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком.
Применительно к данной ситуации, как верно отметил суд первой инстанции, целью обращения заявителя в регистрирующий орган являлось внесение в ЕГРН записи о государственной регистрации ранее возникшего права постоянного (бессрочного) пользовании предприятия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0060401:1185, 50:09:0060401:2118, 50:09:0060401:2121, 50:09:0060401:2120, 50:09:0060401:1221, в соответствии с частью 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ.
При этом суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что заявленные на регистрацию права предприятия установлены судебными актами по иному судебному делу А41-7680/13сс.
На основании вышеизложенного требования заявителя обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.03.2021 по делу N А41-76035/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-76035/2020
Истец: ФГУП "ВНИИФТРИ"
Ответчик: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии "Росреестр" по Московской обл. (Каширский отдел)
Третье лицо: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии "Росреестр" по Московской обл. (Каширский отдел)