г. Москва |
|
18 июня 2021 г. |
Дело N А41-4445/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Боровиковой С.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Назаренко Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Яхрома-Лада" на решение Арбитражного суда Московской области от 09.04.2021 по делу N А41-4445/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Яхрома-Лада": Тимофеев А.В. (по доверенности от 20.11.2020);
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Дмитрову Московской области: Атрашков К.Д. (по доверенности от 11.01.2021).
Акционерное общество "Яхрома-Лада" (далее - АО "Яхрома-Лада", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Дмитрову Московской области (далее - инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 30.10.2020 N 2810.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 09.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе общество (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, настаивает на том, что кадастровая стоимость земельного участка в размере 611 218 679 руб. 82 коп., также как и кадастровая стоимость в размере 350 220 000 руб., не могли применяться с 01.01.2019.
От налогового органа поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании представленной заявителем 25.03.2020 налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2019 год в период с 25.03.2020 по 25.06.2020 в соответствии с положениями, закрепленными в статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 07.07.2020 за N 1882.
По результатам рассмотрения материалов проверки, акта, возражений, проведения дополнительных мероприятий налогового контроля инспекцией вынесено решение от 30.10.2020 за N 2810 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса, в виде штрафа в размере 331 766 руб., доначислен налог на имущество организаций в размере 3 317 661 руб., а также пени в размере 44 734 руб.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужило установление инспекцией неправомерного применения обществом кадастровой стоимости - 129 048 808 руб. 29 коп., установленной распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 N 15ВР-1633, при расчете налога на имущество организаций за 2019 год по объекту недвижимого имущества, принадлежащего заявителю на праве собственности: нежилое здание - административно-производственный корпус с кадастровым номером 50:04:0020703:466, расположенный по адресу: Московская обл., Дмитровский р-н, г. Яхрома, пер. Шлюзовой, д. 1.
Инспекция, руководствуясь выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее по тексту - ЕГРН, единый реестр) от 30.04.2020 за N МО-20/ЗВ-115113 по состоянию на 01.01.2019, исходя из содержания которой следовало, что кадастровая стоимость по принадлежащему заявителю объекту недвижимости установлена в размере 611 218 679 руб. 82 коп., направила требование о представлении пояснений по вопросу расхождений в сумме налога, подлежащей уплате в бюджет.
В ответ на требование заявитель письмом от 04.05.2020 за N 86 представил выписку из единого реестра от 09.04.2019 за N МО-19/ЗВ-1218197, исходя из содержания которой следовало, что кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером 50:04:0020703:466 по состоянию на 01.01.2019 составляет 129 048 808 руб. 29 коп., в связи с чем налоговым органом направлен запрос от 14.05.2020 за N 09-24/16487 в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" (далее - кадастровая палата) о предоставлении корректных сведений о кадастровой стоимости.
Письмом от 02.06.2020 за N исх01-42/233 кадастровая палата сообщила о том, что в 2018 году в Московской области проведены работы по очередной государственной оценке земельных участков, результаты государственной кадастровой оценки утверждены распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 N 15ВР-1633, кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена в размере 129 048 808 руб. 29 коп.
Вышеуказанные сведения внесены в единый реестр 16.01.2019, с указанием даты применения 01.01.2019.
Вместе с тем, в силу положений, предусмотренных Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", после утверждения результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки, полномочия по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости осуществляют созданные на территории субъектов Российской Федерации государственные бюджетные учреждения.
На территории Московской области такие полномочия возложены на государственное бюджетное учреждение Московской области "Центр кадастровой оценки".
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 611 218 679 руб. 82 коп. внесены в ЕГРН вышеуказанным учреждением 01.04.2019, с указанием даты применения - 01.01.2019.
Таким образом, во время проведения проверки сложилась ситуация, при которой на основании выписки из ЕГРН от 21.01.2019 за N 50-0-1-259/4006/2019-575 кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена в размере 129 048 808 руб., а согласно выписке из ЕГРН от 30.04.2020 N МО-20/ЗВ-1155113 внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01.04.2019 - кадастровая стоимость установлена в размере 611 218 679 руб.
В то время в рамках рассмотрения материалов налоговой проверки заявителем представлено решение Московского областного суда от 13.03.2020 по делу N 3а-329/2020, в соответствии с которым удовлетворено административное исковое заявление общества к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, поданное в Московский областной суд 16.10.2019.
Указанным решением установлена кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 50:04:0020703:466 равная его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 31.12.2018, а именно, в размере 350 226 200 руб.
В связи с указанным инспекцией в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 50:04:0020703:466 сделан запрос от 24.08.2020 за N 50-29436393 в кадастровую палату о предоставлении актуальной выписки из единого реестра, в ответ на который представлена выписка от 24.08.2020 за N КУВИ-002/2020-1533663, исходя из содержания которой следовало, что кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества по состоянию на 01.01.2019 установлена в размере 350 226 200 руб.
Налоговый орган по результатам проведенных дополнительных мероприятий внес соответствующие изменения в решение от 30.10.2020 за N 2810 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Организация, не согласившись с оспариваемым решением, обратилась в УФНС России по Московской области с апелляционной жалобой, по результатам рассмотрения которой решением от 29.12.2020 за N 07-12/096177@ налогоплательщику отказано в удовлетворении заявленных требований.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика с настоящим заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс) налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога согласно пункту 1 статьи 373 Кодекса признаются организации, имеющие имущество, признаваемой объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 374 Кодекса признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Исходя из содержания положений, закрепленных в пункте 2 статьи 375 Кодекса, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Положениями, закрепленными в статье 378.2 Кодекса, устанавливаются особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с нормами, установленными в пункте 15 статьи 378.2 Кодекса, изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Как верно, вопреки доводам апелляционной жалобы, указал суд первой инстанции в обжалуемом решении, заявитель настаивает на применении кадастровой стоимости равной 129 048 808 руб. 29 коп., оспаривая стоимость, установленную "Центром кадастровой оценки" равной 611 218 679 руб. 82 коп., без учета вступившего в законную силу решения Московского областного суда от 13.03.2020 по делу N 3а-329/2020, согласно которому установлена кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 50:04:0020703:466 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 31.12.2018, в размере 350 226 200 руб., действующей до даты установления новой кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно абзацу 4 пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 27.12.2019 N 261, действовавшей в спорный период - вынесение Московским областным судом решения от 13.03.2020 по делу N 3а-329/2020) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Между тем, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 Кодекса (в редакции Закона N 334-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Указанная норма вступила в силу с 01.01.2019 и применяется к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 01.01.2019 (пункт 6 статьи 3 Закона N 334-ФЗ).
Одним из таких оснований является установление решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, кадастровая стоимость земельного участка, установленная на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решения суда об установлении рыночной стоимости этого объекта налогообложения, принятых после 01.01.2019 (в том числе по заявлениям и искам, поданным до 01.01.2019), и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, должна учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Аналогичная правовая позиция изложена в письмах Министерства финансов Российской Федерации Российской Федерации от 22.01.2019 N 03-05-06-01/2805, от 11.02.2019 N 03-05-06-02/8001, от 15.02.2019 N 03-05-05-01/9513, от 15.02.2019 N 03-05-06-01/9456, от 18.02.2019 N 03-05-06-02/10073.
Применительно к рассматриваемому случаю решением Московского областного суда от 13.03.2020 по делу N 3а-329/2020 установлена кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества равной рыночной по состоянию на 31.12.2018, при этом суд указал на то, что настоящая кадастровая стоимость действует до даты установления новой кадастровой стоимости, а решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В связи с указанны регистрирующим органом внесены соответствующие изменения в ЕГРН относительно кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, принадлежащего налогоплательщику, а именно, установлена кадастровая стоимость равная рыночной в размере 350 226 200 руб.
Таким образом, инспекция, вопреки доводам апелляционной жалобы, правомерно при принятии решения о привлечении к ответственности руководствовалась сведениями о стоимости объекта недвижимого имущества, установленной решением Московского областного суда.
Доводы апелляционной жалобы приведены при неверном толковании норм действующего законодательства и обстоятельств настоящего спора.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.04.2021 по делу N А41-4445/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Яхрома-Лада" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Яхрома-Лада" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 19.04.2021 N 879 государственную пошлину в сумме 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-4445/2021
Истец: АО "ЯХРОМА-ЛАДА"
Ответчик: ИФНС России по г. Дмитров МО
Третье лицо: ИФНС России по г. Дмитров МО, Управление Росреестра по Московской области