г. Челябинск |
|
21 июня 2021 г. |
Дело N А76-31467/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.04.2021 по делу N А76-31467/2020.
В судебном заседании приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области - Удовицкая С.А. (служебное удостоверение, доверенность от 24.12.2020, диплом), Малуха Г.И. (служебное удостоверение, доверенность от 24.12.2020).
Индивидуальный предприниматель Закиров Андрей Федорович (далее - заявитель, ИП Закиров А.Ф.) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области, г. Копейск Челябинской области (далее - ответчик, налоговый орган, инспекция, Межрайонная ИФНС России N10 по Челябинской области), о признании незаконным сообщения N 552554 от 27.05.202 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576.
Решением суда первой инстанции от 27.04.2021 заявленные требования удовлетворены.
Межрайонная ИФНС России N 10 по Челябинской области, не согласившись с решением, обжаловала его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что виды деятельности ИП Закирова А.Ф., относящиеся к ОКВЭД 56, а именно деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (ОКВЭД 56.10), деятельность предприятий общественного питания по обслуживанию торжественных мероприятий (ОКВЭД 56.21), деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания (ОКВЭД 56.29), подача напитков (ОКВЭД 56.30), согласно сведения ЕГРИП являются дополнительными видами его предпринимательской деятельности.
Из анализа движения денежных средств по расчетным счетам ИП Закирова А.Ф. за период с 01.04.2019 по 01.04.2020 не следует, что основным видом деятельности последнего является деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков как основного вида предпринимательской деятельности.
Кроме того указывает, что резолютивной частью обжалуемого решения на инспекцию возложена обязанность предоставить ИП Закирову А.Ф. субсидию за апрель 2020 года в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576. Между тем, перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет; в судебное заседание заявитель либо его представитель, не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 24.05.2020 ИП Закиров А.Ф. в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области с заявлением о предоставлении субсидии за апрель 2020 года.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области, рассмотрев заявление сообщением от 27.05.2020 N552554 уведомило ИП Закирова А.Ф. о том, что право налогоплательщика на получение субсидии за 04 месяц 2020 года не подтверждает по причине 2 - отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (т. 1, л.д. 5).
Полагая, что сообщение налогового органа об отказе в предоставлении субсидии от 27.05.2020 N 552554 не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ИП Закиров А.Ф. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем представлены достаточные доказательства, подтверждающие осуществление фактической деятельности по коду ОКВЭД 56.29 "Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания".
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 1 Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Возмещение понесенных расходов юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) осуществляется в соответствии со статьей 78 БК РФ путем предоставления на безвозмездной и безвозвратной основе субсидии в целях возмещения недополученных доходов.
Согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; из местного бюджета (часть 2 статьи 78 БК РФ).
На основании части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Порядок выплаты субсидий установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 576).
Постановлением N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее также - Правила N576).
Настоящими Правилами устанавливаются цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Правилами определено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
Пунктом 3 Правил N 576 определены основные условия для получения субсидии, а именно:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2:
б) включение получателя субсидии в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ;
д) у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 руб., при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее также - Перечень).
В соответствии с названным Постановлением Правительства от 03.04.2020 N 434 вид деятельности код ОКВЭД 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" внесен в соответствующий перечень.
По смыслу Правил N 576 для возникновения права на государственную поддержку подлежит установлению отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям экономики, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
В пункте 5 Правил в обязанности налогового органа вменено осуществление проверки информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, указанным в пункте 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 12.11.2018 N 304-КГ-9969, виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Вид фактически осуществляемой организацией деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах деятельности предприятия.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявителем в материалы дела представлены доказательства фактического осуществления ИП Закировым А.Ф. с момента государственной регистрации видов деятельности в сфере общественного питания по прочим видам организации питания, а именно: карточка регистрации контрольно-кассовой техники (т. 2, л.д. 30), техническая информация о кассе (т. 2, л.д. 31), выписка из лицевого счета за период м 01.04.2019 по 01.04.2020 (т. 2, л.д. 32-58), договор аренды нежилого помещения от 20.12.2019 (т. 2, л.д. 59-61), договор на оказание услуг по профилактической дезинфекции N 161 от 01.01.2020 (т. 2, л.д. 62-63), договор на использование пищевых отходов в личном подсобном хозяйстве от 10.01.2019 (т. 2, л.д. 64), договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ЧЛБ312-11324-19 от 29.11.2019 (т. 2, л.д. 65-68), договор поставки N 07/03/20 от 10.03.2020 (т. 2, л.д. 69-70), предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований N 04/88 от 13.02.2020 (т. 2, л.д. 71-72).
Как следует из предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований N 04/88 от 13.02.2020, выданного ИП Закирову А.Ф. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области, которым установлено, что 06.02.2020 в Управление Роспотребнадзора по Челябинской области поступило обращение вх. N 1511/ж-2020, из содержания которого следует, что в действиях ИП Закирова А.Ф., выраженных отсутствием у работников предприятий общественного питания "Мясоедов" по адресу: г.Копейск, ул. Ленина, д.59А, "Дело вкуса" по адресу: г. Копейск, ул. Кожевникова, д.16, ИП Закирова А.Ф. личных медицинских книжек, а также невыполнением обязанности по прохождению обязательных медицинских осмотров, имеются признаки нарушений обязательных требований, либо готовится совершение нарушений поименованных нормативноправовых актов в сфере организации общественного питания.
Из договора аренды нежилого помещения от 20.12.2019 (т.2, л.д.59-61) следует, что ИП Закиров А.Ф. арендует часть нежилого помещения площадью 33 кв.м., расположенного на 1 этаже, входящего в состав нежилого 2х этаже нежилого здания общей площадью 1531 кв.м. по адресу: г. Копейск, ул. Кожевникова, д.16 с использованием для размещения столовой.
Доказательственное значение данных документов не опровергнуто налоговым органом, тогда как в совокупности и взаимосвязи собранные в деле доказательства позволяют прийти к выводу о том, что в действительности на дату, указанную в Правилах N 576 (01.03.2020), ИП Закиров А.Ф. осуществлял деятельность кода ОКВЭД 56.29 "Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания", в связи с чем, суд не усмотрел в действиях ИП Закирова А.Ф. признаков недобросовестного поведения, направленного на необоснованное получение субсидии из бюджета.
Оценив представленные в дело доказательства, принимая во внимание обстоятельства, установленные по делу, суд заключает, что по состоянию на 01.03.2020 заявитель осуществлял деятельность, которая относится к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, содержащимся в Перечне.
Само по себе указание во втором абзаце пункта 1 Правил N 576 на то, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, не отменяет обязанности налогового органа проверить заявления на предмет выполнения условий для включения в реестр, указанных в пункте 3 Правил N 576, и установить фактические основания государственной поддержки.
В судебном заседании также установлено, что остальные условия, предусмотренные п. 3 Правил N 576 предпринимателем соблюдены.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 576 для получения субсидий за апрель года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 1 июля 2020 г.
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как отмечено в Постановлении Правительства Российской Федерации N 576, целью предоставления субсидии является частичная компенсация затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле 2020 года, а при изложенных обстоятельствах, формальный подход при принятии решения о выделении субсидии - недопустим.
Иных оснований для отказа в предоставлении субсидии налоговым органом в оспариваемых решениях не указано.
В связи с приведенными обстоятельствами суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что основания для принятия налоговым органом оспариваемого решения отсутствовали, и требования предпринимателя, предъявленные в рамках настоящего дела, правомерно удовлетворены судом первой инстанции. На инспекцию подлежит возложению обязанность произвести расчет размера и предоставить субсидии за апрель 2020 г. в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020N 576 (часть 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.04.2021 по делу N А76-31467/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-31467/2020
Истец: Закиров Андрей Федорович
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 10 ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5619/2021
24.08.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5619/2021
21.06.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7075/2021
27.04.2021 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-31467/20