г. Санкт-Петербург |
|
21 июня 2021 г. |
Дело N А56-5185/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Загараева Л.П.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13992/2021) ТСЖ "Ораниембаумская 21" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2021 по делу N А56-5185/2021 (судья Домрачева Е.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга
к ТСЖ "Ораниембаумская 21"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга (ОГРН: 1027806883202; далее - истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Товариществу собственников жилья "Ораниембаумская 21" (ОГРН: 1037828029260; далее - ответчик, Товарищество) о взыскании ущерба в размере 25 483, 96 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 29.03.2021 требования истца удовлетворены в полном объеме. Мотивированное решение изготовлено 12.04.2021.
В апелляционной жалобе Товариществ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
От Управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оспариваются доводы Товарищества.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК Российской Федерации
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Ораниенбаумская 21" в сведения, ежемесячно предоставляемые в Пенсионный фонд в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", с января 2020 года включал информацию о Перегудовой И.Г., Болгар М.И., как о работающих лицах.
С учетом этого обстоятельства Пенсионным фондом выплата пенсии Перегудовой И.Г., Болгар М.И. осуществлялась как работающим пенсионерам, без ее увеличения по правилам части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2020 года ТСЖ "Ораниенбаумская 21" были поданы в Пенсионный фонд 22.05.2020, то есть с просрочкой на месяц.
Не получив от ТСЖ "Ораниенбаумская 21" сведения за март 2020 года в установленный срок, Пенсионный фонд принял решение об индексации Перегудовой И.Г., Болгар М.И. как неработающим пенсионерам, причитающихся выплат в счет пенсии, а после предоставления 22.05.2020 ответчиком сведений о застрахованных лицах за март 2020 года, Пенсионным фондом были составлены протоколы от 25.11.2020 N 824 и от 26.11.2020 N 825 о выявлении излишне выплаченных пенсионерам сумм пенсии за период с 01.03.2020 по 30.06.2020 в сумме 25 483, 96 руб.
По мнению Пенсионного фонда, переплата пенсии Перегудовой И.Г., Болгар М.И. как неработающим пенсионерам, произошла по причине несвоевременного представления ТСЖ "Ораниенбаумская 21" сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года, поскольку сведения поступили только в мае 2020 года.
Пенсионный фонд обратился к ТСЖ "Ораниенбаумская 21" с претензиями N 02-47/7356 от 19.06.2020 и N 02-47/7357 от 19.06.2020 о возмещении суммы в размере 25 483 руб. 96 коп. излишне выплаченной в период с 01.03.2020 по 30.06.2020 Перегудовой И.Г. и Болгар М.И.
Поскольку добровольно ответчик указанную сумму не возместил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав их обоснованными по праву и размеру.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28).
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации( часть 3 статьи 28).
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному Фонду причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации ( часть 2 статьи 28).
Частью 4 ст. 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится без заявления пенсионера, прекратившего работать, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно, только на основании сведений индивидуального (персонифицированною) учета (которые представляются работодателем (страхователем) в соответствии с Законом N 27-ФЗ). Если на день перерасчета пенсии пенсионер по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета являлся работающим, то индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии ему начисляется, но к выплате не полагается. Соответствующие суммы пенсии с учетом этого увеличения такой пенсионер получит только после прекращения им работы. Следовательно, что при таком порядке установления факта работы в целях выплаты пенсий исключительное значение имеет своевременное и правильное представление работодателем ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М.
Учитывая изложенное, именно сведения представленные ответчиком привели к тому, что застрахованные лица с марта 2020 г. приобрели статус неработающих. Управление не имеет право самостоятельно вносить корректировки сведений.
Пунктом 88 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 N 885н "Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии" (далее - Правила) установлено, что в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В силу пункта 101 Правил, излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2-4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 Закона N 400-ФЗ, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Работодатель ошибку исправил, но Управление уже получило убыток в виде завышения выплаты пенсии.
Оснований для выплаты индексации работающему пенсионеру не имелось, однако такая выплата индексации сумм пенсии застрахованному лицу (пенсионеру) произведена, что говорит о наличии причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченных Управлением СУММ пенсий.
Обязанность страхователя ежемесячно предоставлять сведения о каждом сотруднике в установленный законом срок закреплена в п.2.2. ст. 11 Закона N 27-ФЗ.
Указ Президента РФ не затрагивал вопрос освобождения работодателей от предоставления своевременно сведений, не освобождал от ответственности, которая может наступить в случае несвоевременного предоставления сведений (в данном случае последствия -это переплата индексации пенсии).
Позиция Пенсионного фонда Российской Федерации, изложенная в письмах от 17.04.2020 N НП-08-24/8051, 29.04.2020 NНП-08-24/8890, от 18.05.2020 N НП-24/9758 была дана в отношении применения финансовых санкций к страхователю по Закону 27-ФЗ. Перенос срока предоставления отчетности по форме СЗВ-М ни Президентом РФ, ни законодательством РФ предусмотрен не был. Срок предоставления отчетности за март 2020 года, согласно действующему законодательству 15.04.2020 года (изменен не был).
Разъяснения Пенсионного Фонда касались неприменения финансовых санкций в связи с особенными обстоятельствами на территории РФ. Но факта несвоевременного предоставления сведений никто не отменял и не опровергал.
В виду несвоевременной сдачи отчетности по форме СЗВ-М за март 2020 года пенсионерам необоснованно была проиндексирована и выплачена пенсия по вине противоправных действий работодателя.
Таким образом, согласно действующему законодательству, доказательство несвоевременного предоставления отчета ТСЖ управлением предоставлено. Отчет предоставлен значительно позже установленной законодательством даты - 22.05.2020 года.
Таким образом, указанными положениями Федерального Закона N 400-ФЗ не исключается ответственность работодателя по возмещению пенсионному фонду причиненного ущерба, если к возникновению названного ущерба привели виновные действия работодателя.
Согласно положениям статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического липа, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В результате отсутствия сведений о застрахованных лицах Перегубовой И.Г., Болгар М.И. излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки) Управлением излишне выплачены суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки) и перерасход средств Управления в размере 25483, 96 руб.
Ущерб, причиненный бюджету Пенсионного фонда, возник в связи с несвоевременным предоставлением работодателем сведений, поскольку эти сведения повлекли за собой выплату излишних сумм пенсии. Вина работодателя выражена в совершении действий по предоставлению несвоевременно сведений.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено.
Во вторых: ТСЖ ссылается на то, что Управление ошибочно произвело выплату после получения отчета от ТСЖ, однако данный вывод так же не верен.
Существует определенная процедура начисления и выплаты индексации пенсии неработающему пенсионеру. Она происходит не одномоментно, а в течении 3-х месяцев после получения сведений о том, что пенсионер не является работающим.
Позиция Управления подтверждается и имеющейся судебной практикой, которая была проверена Верховным судом РФ неоднократно, например: Определение Верховного суда N 301-ЭC20-17118 от 09.11.2020 г. по делу N А43-29572/2019; Определение Верховного суда от 31 июля 2020 г. N 301-ЭС20-9900 по делу N А43-5145/2019.
Факт несвоевременного предоставления Организацией отчета СЗВ-М за март 2020 в установленные сроки, подтверждает факт причинения своими противоправными действиями вреда бюджету ПФР.
Управление получило убыток в виде завышения выплаты пенсии.
Оснований для выплаты индексации работающему пенсионеру не имелось, однако в период с 01.03.2020 года по 30.06.2020 года такая выплата индексации сумм пенсии застрахованному лицу (пенсионеру) произведена, что говорит о наличии причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченных Управлением сумм пенсий.
Выплата пенсии в повышенном размере будет производиться не сразу после увольнения, а по истечении времени, необходимого органам ПФР для совершения процедурных действий по обработке полученной от страхователя информации и ее отражению в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также для вынесения в рамках пенсионного процесса решения о выплате сумм пенсии. Важно, что указанное решение процессуально оформляется в том случае, когда по итогам ежемесячного уточнения меняется статус пенсионера и, следовательно, корректируются суммы пенсии, подлежащие выплате.
Согласно ч.7 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, определенные в порядке, предусмотренном настоящей статьёй, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение т.е. с 01.06.2020 за период с 03.2020 по 06.2020 г. и далее ежемесячно, вплоть до месяца предоставления отчета, в котором бы было видно, что прав на индексацию у пенсионера нет.
Именно поэтому переплата была выплачена 02.06.2020 года, и сведения, полученные Управлением 22.05.2020 года не могли сию минуту прекратить данную процедуру.
Так же Верховный Суд в своих Определениях высказался по поводу позиции страхователя касаемо, факта наличия у ПФР сведений о работе в последующих месяцах в организации. И Верховный Суд установил процедуру и сроки влияющие на виновность работодателя, т.е. факт осведомленности ПФР о работе в следующих месяцах не дает оснований для освобождения работодателя от ответственности.
Ошибки в выплате пенсии в повышенном размере по сведениям работодателя Управлением совершено не было. Все выплаты были произведены на основании сведений предоставленных работодателем.
Учитывая изложенное, установление факта работы в целях выплаты пенсий исключительное значение имеет своевременное и правильное представление работодателем ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М.
Кроме того, эти сведения являются инструментом для контроля за правомерностью выплаты иных видов материального обеспечения пенсионного характера (федеральная социальная доплата), осуществление которых связано с работой.
Совокупность условий, необходимая для возложения на ТСЖ мер ответственности в виде взыскания убытков в пользу Управления, а именно: противоправность действий (бездействия) ТСЖ, наличие и размер убытков, причинно-следственная связь между действиями ТСЖ и возникшими у Управления убытками документально подтверждена.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2021 по делу N А56-5185/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-5185/2021
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕТРОГРАДСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, УПФР в Петроградском р-не Санкт-Петербурга
Ответчик: ТСЖ "ОРАНИЕНБАУМСКАЯ 21"
Третье лицо: МИФНС N 25 по Санкт-Петерубргу