г. Санкт-Петербург |
|
22 июня 2021 г. |
Дело N А56-86515/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,
при участии:
от заявителя: представитель Дуничева А.А., на основании доверенности от 03.08.2020,
от заинтересованного лица: представитель Мосина О.А., на основании доверенности от 11.01.2021,
от 3-го лица: представитель Архипов А.И., на основании выписки из приказа от 11.01.2021 N 1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7500/2021) Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2021 по делу N А56-86515/2020, принятое по заявлению:
заявитель: общество с ограниченной ответственностью "Луга-Лес" (адрес: Россия, 188800, Ленинградская область, Выборгский район, город Выборг, улица Советская, дом 5, помещение 15, ОГРН: 1154710000532, Дата присвоения ОГРН: 03.08.2015, ИНН: 4710012230)
заинтересованное лицо: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (адрес: Россия, 191124, Санкт-Петербург, площадь Растрелли, дом 2, литер А, ОГРН: 1077847192609, Дата присвоения ОГРН: 26.03.2007, ИНН: 7842354966)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Леспроект" (адрес: Россия, 196006, Санкт-Петербург, улица Заставская, 33, литер Ж, 315, ОГРН: 5067847504962, Дата присвоения ОГРН: 02.11.2006, ИНН: 7810078230)
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Луга-Лес" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) о признании незаконным изложенного в письме исх. N 02- 14309/2020 от 21.07.2020 отказа Комитета в принятии лесоустроительной документации, о признании незаконным бездействия Комитета по невнесению сведений в государственный лесной реестр на основании лесоустроительной документации, представленной Обществом письмами N 028-ЛУГАЛ-КПР от 06.05.2020 и N 035- ЛУГАЛ-КПР от 23.06.2020, об обязании Комитета принять лесоустроительную документацию, представленную Обществом письмами N 028-ЛУГАЛ-КПР от 06.05.2020 и N 035-ЛУГАЛ-КПР от 23.06.2020, об обязании Комитета внести сведения в государственный лесной реестр на основании лесоустроительной документации, представленной Обществом письмами N 028-ЛУГАЛ-КПР от 06.05.2020 и N 035- ЛУГАЛ-КПР от 23.06.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Леспроект".
Решением от 21.01.2021 заявление удовлетворено, признан незаконным отказ Комитета, изложенный в письме исх. N 02-14309/2020 от 21.07.2020, в принятии лесоустроительной документации; признано незаконным бездействие Комитета по невнесению сведений в государственный лесной реестр на основании лесоустроительной документации, представленной Обществом письмами N 028-ЛУГАЛ-КПР от 06.05.2020 и N 035- ЛУГАЛ-КПР от 23.06.2020; суд обязал Комитет принять лесоустроительную документацию, представленную Обществом письмами N 028- ЛУГАЛ-КПР от 06.05.2020 и N 035-ЛУГАЛ-КПР от 23.06.2020, и выполнить предусмотренные законодательством действия по ее рассмотрению и внесению сведений в государственный лесной реестр на основании лесоустроительной документации, представленной Обществом; суд обязал Комитет внести сведения в государственный лесной реестр на основании лесоустроительной документации, представленной Обществом письмами N 028-ЛУГАЛ-КПР от 06.05.2020 и N 035-ЛУГАЛ-КПР от 23.06.2020.
В апелляционной жалобе Комитет, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить, в удовлетворении требований Общества отказать, указывая на необоснованность выбранного способа таксации - дешифрирование, наличие сомнений в достоверности полученных данных по результатам проведенной таксации, непредставление Обществом в материалы дела акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.
В судебном заседании 19.04.2021 Обществом заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.
Указанное ходатайство апелляционным судом отклонено, поскольку предметом рассматриваемого спора является вопрос о соответствии действий Комитета положениям нормативных актов, разрешение которого не требует специальных познаний и не может являться предметом экспертизы; кроме того, указанное ходатайство Общество не заявляло при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем процессуальные основания для его удовлетворения апелляционным судом отсутствуют.
Определением от 18.06.2021 ввиду нахождения судьи Баженовой Ю.С. в очередном отпуске, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Баженовой Ю.С. на судью Нестерова С.А.
В судебном заседании Комитет поддержал доводы апелляционной жалобы, а Общество и третье лицо возражали против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Общество является арендатором лесных участков общей площадью 112 580 га, находящихся на территории Северо-Западного лесничества, на основании договоров аренды N 2-2008-12-177-З от 16.12.2008, N 2-2008-12-178-З от 16.12.2008, N 2-2008- 12-179-З от 16.12.2008, заключенных в целях заготовки древесины на срок до 31.12.2051.
26.06.2017 между ООО "Луга-Лес" (заказчик) и ООО "Леспроект" (исполнитель) заключен договор N 26-06/2017-01 на выполнение лесоустроительных работ (таксации лесов дешифровочным способом) на арендуемых Обществом лесных участках.
11.04.2018 было проведено первое лесоустроительное совещание с участием представителя Комитета, на котором было одобрено проведение таксации лесов дешифровочным способом при использовании спектрозональных (цветных) стереоскопических аэрофотоснимков залета 2017 года.
30.04.2018 на втором лесоустроительном совещании по рассмотрению результатов лесоустроительных работ по таксации лесов было установлено фактическое выполнение лесоустроительных работ по договору N 26-06/2017-01 от 26.06.2017.
07.05.2020 Общество письмом N 028-ЛУГАЛ-КПР от 06.05.2020 представило в Комитет лесоустроительную документацию.
Комитет письмом N 02-11024/2020 от 01.06.2020 запросил у Общества дополнительные документы (материалы, подтверждающие проведение коллективных тренировок сотрудников заказчика (Общества) и исполнителя - ООО "Леспроект").
Письмом N 035-ЛУГАЛ-КПР от 23.06.2020 Общество представило дополнительно запрошенные Комитетом документы.
Письмом N 02-14309/2020 от 21.07.2020 Комитет отказал Обществу в принятии материалов лесоустройства, ссылаясь на невозможность проверки качества выполненных лесоустроительных работ.
Не согласившись с отказом, Общество обратилось в суд с требованиями о признании незаконным изложенного в письме отказа в принятии лесоустроительной документации, признании незаконным бездействия Комитета по невнесению сведений в государственный лесной реестр на основании представленной Обществом лесоустроительной документации, обязании Комитета принять лесоустроительную документацию и внести сведения в государственный лесной реестр на основании представленной Обществом лесоустроительной документации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит изменению в части избранного судом способа защиты прав заявителя.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 АПК РФ на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таксация лесов является составной частью лесоустройства, правила проведения которого устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статьи 67, 68 ЛК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 67 ЛК РФ приказом Рослесхоза от 12.12.2011 утверждена Лесоустроительная инструкция (далее - Лесоустроительная инструкция 2011 года), которая действовала в период проведения Обществом лесоустроительных работ и до 04.05.2018.
Согласно пункту 5 Лесоустроительной инструкции таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов могут обеспечиваться на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством гражданами и юридическими лицами, использующими леса, в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование.
В соответствии с положениями статьи 69.1 ЛК РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (часть 1).
По результатам проведения таксации лесов оформляются карточки таксации, составляются таксационные описания и картографические материалы по лесным участкам. В частности, при таксации лесов определяются основные характеристики лесных ресурсов, например, преобладающие и сопутствующие древесные породы, диаметр, высота и объем древесины, лесорастительные условия (часть 2 статьи 69.1 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 75 Лесоустроительной инструкции 2011 года допускаются четыре основных способа таксации леса: глазомерный, глазомерно-измерительный, дешифровочный и актуализации.
Согласно пункту 78 Лесоустроительной инструкции 2011 года дешифровочный способ таксации лесов основан на аналитико-измерительном дешифрировании качественных характеристик лесных насаждений по их изображению на аэроснимках и космических снимках.
Обязательным условием применения дешифровочного способа таксации лесов является наличие материалов аэросъемки или космической съемки с параметрами, соответствующими указанным в приложении 9 к настоящей Инструкции.
Приложением 9 к Лесоустроительной инструкции 2011 года установлены параметры материалов аэрокосмических съемок, применяемых при таксации лесов, из которых следует, что применение дешифровочного способа возможно и при таксации лесов первого таксационного разряда.
Из материалов дела следует, что Общество, являясь арендатором лесных участков, в пределах предоставленных ему полномочий, за свой счет заключило договор на выполнение лесоустроительных работ по таксации лесов.
Таксация проведена согласно способу, установленному на первом лесоустроительном совещании, и в соответствии с Лесоустроительной инструкцией, действовавшей в период выполнения лесоустроительных работ, которая допускала использование дешифровочного способа таксации лесов первой категории.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы Комитета о невозможности определить обоснованность выбранного способа таксации (дешифрирование) опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами и не могут быть приняты во внимание.
В силу статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр является систематизированным сводом информации о лесах, отражает актуальную и достоверную информацию о состоянии лесных участков. Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляется на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 (далее - Лесоустроительная инструкция), по результатам таксации лесов составляются таксационные описания лесотаксационных выделов в пределах кварталов (таксационные описания на территорию лесничества и лесных участков), лесоустроительные планшеты (планшеты на территорию лесничества и лесных участков). На основании таксационных описаний и лесоустроительных планшетов осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение (пункт 147 Лесоустроительной инструкции).
В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденных приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496, документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр, акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра, акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.
Пунктом 156 Лесоустроительной инструкции установлено, что лесоустроительная документация вводится в действие со дня утверждения акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении.
В соответствии с пунктом 4.2 Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденных приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496, акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (форма 1) или ее изменении (форма 2) составляются должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, и утверждаются руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия, или уполномоченным им лицом.
С учетом изложенного доводы Комитета о необходимости представления Обществом в составе материалов таксации акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (форма 3), противоречат приведенным выше нормативным актам с учетом примененного способа таксации (дешифрирование стерео аэроснимков), при котором натурное обследование лесных участков не проводится. В рассматриваемой ситуации внесение информации в государственный лесной реестр должно осуществляться на основании актов о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (форма 1) или ее изменении (форма 2), оформление которых осуществляется Комитетом.
Ссылки Комитета в обоснование обратного на судебные акты по делу N А56-7572/2020 являются несостоятельными, так как указанные судебные акты были приняты по обстоятельствам, отличным от обстоятельств рассматриваемого дела.
К заявленным Комитетом в письменных пояснениях доводам о том, что до внесения сведений в государственный лесной реестр Комитет обязан проверить их достоверность, а также доводам о невозможности проверки достоверности представленных Обществом материалов таксации, суд апелляционной инстанции относится критически.
Согласно пунктам 157, 158 Лесоустроительной инструкции в ходе проведения работ по таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (лесоустройству) осуществляется проверка их качества. Проверку качества работ по таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и приемку выполненных работ осуществляет заказчик работ (Общество) в присутствии исполнителя работ.
Вид и перечень проводимых уполномоченным органом проверок в отношении представленной лесоустроительной документации установлен пунктом 2.10 Административного регламента исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра (утв. приказом МПР РФ от 31.10.2007 N 282, далее - Административный регламент), согласно которому уполномоченные органы государственной власти в срок не позднее пяти рабочих дней с момента регистрации в канцелярии входящего пакета документов проводят проверку комплектности и содержательную проверку полученной документированной информации. Проверка комплектности заключается в проверке наличия документированной информации по описи. Содержательная проверка заключается в проверке полноты заполнения установленных форм и проверке соответствия представленных данных требуемому формату данных.
По результатам проверки представленной Обществом документации Комитет письмом от 01.06.2020 N 02-11024/2020 (т. 1, л.д. 66) указал на необходимость представления Обществом дополнительных документов (материалов, подтверждающих проведение коллективных тренировок сотрудников заказчика (Общества) и исполнителя - ООО "Леспроект").
Запрошенные Комитетом материалы были предоставлены письмом исх. N 035-ЛУГАЛ-КПР от 23.06.2020 (т. 1, л.д. 68 - 103), дополнительных замечаний по составу и содержанию представленных Обществом документов Комитет не высказал, отказав в принятии документов со ссылкой на невозможность проверки качества выполненных работ.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о незаконности отказа Комитета в принятии лесоустроительной документации и незаконности бездействия Комитета по невнесению сведений в государственный лесной реестр основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и положениях законодательства.
Ссылка Комитета в обоснование своей позиции на пункт 2 приказа Минприроды России от 27.07.2020 N 491 судом апелляционной инстанции отклоняется, так как указанный пункт устанавливает общую обязанность Комитета по обеспечению достоверности данных государственного лесного реестра и не наделяет Комитет правом на отказ в принятии представленной лесопользователями лесоустроительной документации, выполненной за их счет. Достоверность сведений государственного лесного реестра обеспечивается за счет комплекса мероприятий (включая проведение осмотров, проверок, рассмотрение лесных деклараций, отчетов об использовании лесов и т.п.) и оперативным отражением Комитетом в государственном реестре информации, содержащейся в первичной документации, перечень которой установлен пунктом 2.2 приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя суд первой инстанции обязал Комитет принять лесоустроительную документацию, представленную Обществом письмами N 028- ЛУГАЛ-КПР от 06.05.2020 и N 035-ЛУГАЛ-КПР от 23.06.2020, и выполнить предусмотренные законодательством действия по ее рассмотрению и внесению сведений в государственный лесной реестр на основании лесоустроительной документации, представленной Обществом и внести сведения в государственный лесной реестр на основании лесоустроительной документации, представленной Обществом письмами N 028-ЛУГАЛ-КПР от 06.05.2020 и N 035-ЛУГАЛ-КПР от 23.06.2020.
Между тем, учитывая, что в материалах дела имеются сведения о проведении Комитетом предусмотренных Административным регламентом действий по проверке представленной Обществом документации, а также доказательства устранения Обществом замечаний Комитета по результатам проведенной проверки, суд апелляционной инстанции считает излишним установление в решении суда первой инстанции обязанности Комитета выполнить предусмотренные законодательством действия по рассмотрению представленной Обществом лесоустроительной документации. Ввиду изложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению в указанной части.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2021 по делу N А56-86515/2020 изменить, изложив пункт 3 резолютивной части в следующей редакции:
Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области принять лесоустроительную документацию, представленную обществом с ограниченной ответственностью "Луга-лес" письмами от 06.05.2020 N 028-ЛУГАЛ-КПР и от 23.06.2020 N 035-ЛУГАЛ-КПР, и выполнить предусмотренные законодательством действия по внесению сведений в государственный лесной реестр на основании лесоустроительной документации, представленной обществом с ограниченной ответственностью "Луга-лес".
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-86515/2020
Истец: ООО "ЛУГА-ЛЕС"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Леспроект"
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20902/2023
06.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13699/2021
22.06.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7500/2021
25.01.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-86515/20