город Ростов-на-Дону |
|
29 июня 2021 г. |
дело N А53-40318/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от ООО "Наследие": адвокат Палкин В.В. по доверенности от 27.11.2020, удостоверение N 5883;
от Южного Межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии: представитель Дружинина И.В. по доверенности от 18.12.2020, N 23, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Наследие"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 24.02.2021 по делу N А53-40318/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Наследие"
к Южному Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии; Территориальному отделу (инспекция) государственного надзора по Ростовской области о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Наследие" (далее - заявитель, ООО "Наследие", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Южному Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Территориальному отделу (инспекция) государственного надзора по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, Ростовский отдел госнадзора, ЮМТУ Росстандарта, административный орган) о признании незаконным постановления от 19.11.2020 N 07-29/40 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Наследие" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что собранные административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении доказательства на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, не соответствуют статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; ходатайство ООО "Наследие" об истребовании в УЭБиПК ГУ МВД по Ростовской области USB-накопитель информации, на которой скопированы видеофайлы с принадлежащего обществу видеорегистратора "HikvisioN " за период с 21.09.2020 по 22.09.2020 неправомерно оставлено судом без удовлетворения. Оспариваемый судебный акт принят при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, и с нарушением норм процессуального права в части неисполнения законодательно установленных требований по определению и оценке имеющих значение для дела обстоятельств, в т.ч. неправомерного распределения обязанности доказывания имеющих значение для дела обстоятельств, что привело к неправильному и необоснованному выводу о правомерности постановления административного органа.
В отзыве на апелляционную жалобу ЮМТУ Росстандарта просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 29.04.2021 апелляционный суд истребовал у УЭБиПК ГУ МВД по Ростовской области, расположенного по адресу: 344090, Ростов-на-Дону, пр. Стачки, д. 184/1, USB-накопитель информации, на которой скопированы видеофайлы с принадлежащего ООО "Наследие" видеорегистратора "HikvisioN " DS-7108 N -SN за период с 21.09.2020 по 22.09.2020.
Во исполнение указанного определения суда от Врио начальника УЭБиПК Гайко Т.В. поступили сведения, из которых следует, что сотрудниками УЭБиПК ГУ МВД по Ростовской области копирование видеофайлов с видеорегистратора "HikvisioN ", принадлежащего ООО "Наследие", за период с 21.09.2020 по 22.09.2020, не производилось. Указанный ответ на запрос от 24.06.2021 N 14/98-12059 приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель ООО "Наследие" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме; представил в материалы дела дополнительные документы. Суд приобщил данные документы к материалам дела.
Представитель Южного Межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05.10.2020 в Ростовский отдел госнадзора ЮМТУ Росстандарта из Главного Управления МВД по Ростовской области в порядке статьи 23.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поступил материал проверки КУСП от 21.09.2020 N 9402 в отношении ООО "Наследие".
В материалах имеется акт отбора образцов нефтепродуктов от 22.09.2020, согласно которому отбор образцов дизельного топлива (изготовитель: ООО "ЛУКОЙЛ-ВОЛГОГРАДНЕФТЕПЕРЕРАБОТКА", 4000029, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, 55) произведен старшим государственным инспектором Ростовского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта Дружининой И.В., старшим государственным инспектором Ростовского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта Шилкиной А.В., о/у УЭБ и ПК ГУ МВД России по Ростовской области капитаном полиции Балковым М.А., о/у по особо важным делам УЭБ и ПК ГУ МВД России по Ростовской области старшим лейтенантом полиции Кобзевым А.С., в присутствии контролера-кассира АЗС "Prestige" ООО "Наследие" Ефимовой И.В. К акту отбора образцов прилагается паспорт качества N 11Л2011689 от 03.08.2020 со ссылкой на декларацию соответствия ЕАЭС N RU Д-RU.АЖ08.В.00893/20 сроком действия по 09.06.2023.
Указанный материал содержит протокол испытаний образцов нефтепродуктов, оформленный аккредитованной лабораторией ФБУ "Ростовский ЦСМ", от 29.09.2020 N 663н и заключение к протоколу испытаний от 29.09.2020 о несоответствии реализуемого ООО "Наследие" дизельного топлива Евро, летнее, сорт-С, экологического класса К5 (ДТ-Л-К5) требованиям приложения N 3, таблица "Требования к характеристикам дизельного топлива" Технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (TP ТС 013/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 по показателям: "массовая доля серы" - норма не более 10 мг/кг, фактический результат: 770 мг/кг; "фракционный состав: 95 % объемных перегоняется при температуре не выше", норма - не выше 360оС, фактический результат: выше 360оС (заключение к протоколу испытаний образцов нефтепродуктов от 29.09.2020 N 663н специалиста-эксперта ИЛ ФБУ "Ростовский ЦСМ" Сысенко Н.Н. и протокол испытаний образцов нефтепродуктов ИЛ ФБУ "Ростовский ЦСМ" от 29.09.2020 N 663н).
05.11.2020 должностным лицом Ростовского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта в присутствии уведомленного должным образом директора ООО "Наследие" Андрея Евгеньевича Дегтярева, в присутствии представителя ООО "Наследие", составлен протокол об административном правонарушении N 07-28/40 по части 2 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 19.11.2020 Ростовским отделом госнадзора ЮМТУ Росстандарта вынесено постановление N 07-29/40 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту в части несоответствия этим требованиям характеристик автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 1 процента суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году, но не менее пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов о требованиях к автомобильному бензину (в настоящем деле), в части несоответствия этим требованиям характеристик автомобильного бензина.
Основу правового регулирования указанных правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона N 184-ФЗ технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Пунктом 1 статьи 36 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений пункта 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 принят технический регламент "ТР ТС 013/2011. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту".
ТР ТС 013/2011 разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 ТР ТС 013/2011 соответствующий технический регламент распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо.
ТР ТС 013/2011 устанавливает требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности.
В силу пункта 4.4 статьи 4 ТР ТС 013/2011 дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в приложении N 3 к ТР ТС 013/2011.
Согласно приложению N 3 к ТР ТС 013/2011, таблица "Требования к характеристикам дизельного топлива" Технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (TP ТС 013/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 по показателям: "массовая доля серы" - норма не более 10 мг/кг, фактический результат: 770 мг/кг; "фракционный состав: 95 % объемных перегоняется при температуре не выше", норма - не выше 360 ОС.
Пунктом 5.1 статьи 5 ТР ТС 013/2011 предусмотрено, что безопасность топлива обеспечивается соблюдением требований, установленных настоящим Техническим регламентом.
Техническим регламентом Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (вместе с "ТР ТС 013/2011. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту"), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 (далее - Регламент), устанавливающим требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности (статья 1 Регламента), под выпуском в обращение понимается первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю (пункт 2.1 Регламента); под обращением топлива на рынке - этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение; продавцом - юридическое либо физическое лицо, являющееся резидентом государства - члена Таможенного союза, осуществляющее оптовую и (или) розничную реализацию паспортизированного топлива потребителю в соответствии с национальным законодательством государства - члена Таможенного союза и ответственное за размещение на рынке топлива, соответствующего требованиям Технического регламента Таможенного союза.
Пунктом 3.2 Регламента установлено, что при реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю в том числе информацию о соответствии топлива требованиям Регламента. При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей. На топливно-раздаточном оборудовании размещается и в кассовых чеках отражается информация о марке топлива.
Перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Регламента в форме декларирования соответствия (пункт 6.1 Регламента). Подтверждение соответствия топлива требованиям Регламента осуществляется для топлив, выпускаемых или ввозимых партиями, - по схеме 4д (пункт 6.2 Регламента).
Инструкцией по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденной приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 231 (далее - Инструкция N 231) под паспортом качества нефтепродукта понимается документ, устанавливающий соответствие численных значений показателей качества нефтепродукта, полученных в результате лабораторных испытаний (пункт 2 Инструкции N 231); показателем качества нефтепродукта - количественная характеристика одного или нескольких свойств нефтепродукта, определяющих его качество; экспресс-анализом - оценка качества нефтепродукта, проводимая с использованием экспресс-метода. Если экспресс-анализ показал, что нефтепродукт некондиционный, то эти данные необходимо проверить лабораторными испытаниями; экспресс-методом.
Контроль и обеспечение сохранения качества нефтепродуктов - комплекс мероприятий, осуществляемых при подготовке и проведении операций по приему, хранению, транспортированию и отпуску нефтепродуктов с целью предотвращения реализации некондиционных нефтепродуктов (пункт 3.1 Инструкции N 231).
Исходя из пункта 3.8 Инструкции анализ нефтепродукта в объеме требований нормативного документа проводят: если нефтепродукт прибыл без паспорта качества поставщика или паспорт качества поставщика заполнен не по всем показателям нормативного документа; если по данным паспорта качества поставщика или по результатам приемо-сдаточного анализа установлено несоответствие качества нефтепродукта требованиям нормативного документа.
Выбор средств и условий хранения и транспортирования, обеспечивающих сохранение качества нефтепродуктов, должен отвечать установленным требованиям (пункт 5.1 Инструкции N 231).
В силу пункта 5.2 Инструкции N 231 сохранение качества нефтепродуктов в организациях при осуществлении технологических операций обеспечивают в том числе за счет проверки полноты и правильности оформления сопроводительной документации принимаемого нефтепродукта, исправности транспортных средств (железнодорожных и автомобильных цистерн, судов) и пломб, соответствия маркировки сопроводительным документам, фактического качества принимаемого нефтепродукта; соблюдения условий хранения, контроля качества и учета изменения численных значений показателей качества, сроков зачистки резервуаров и трубопроводов в процессе хранения нефтепродуктов; своевременного обнаружения и устранения причин, способных влиять на ухудшение качества нефтепродуктов.
По прибытии транспортных средств с нефтепродуктами в соответствии с пунктом 6.2 Инструкции N 231 проверяются наличие, полнота и правильность заполнения паспорта качества и копии сертификатов (деклараций) соответствия или информации о сертификации (декларировании), приложенных к документам отправителя, и сверяются данные паспортов с требованиями нормативного документа; отбираются точечные пробы и составляются объединенная проба (в соответствии с установленными требованиями) для проведения приемо-сдаточного анализа; сравниваются данные приемо-сдаточного анализа с данными паспорта качества поставщика и дается разрешение на слив нефтепродукта; заносятся данные паспорта качества поставщика и результаты приемо-сдаточного анализа в журнал анализов. Учет качественного состояния хранимых нефтепродуктов ведут в журналах анализов (приложения N 6-9) (пункт 6.8 Инструкции N 231).
Для предупреждения порчи нефтепродуктов при хранении периодически проводится проверка их качества в объемах и сроки, определенные графиком проведения анализов согласно приложению N 10 (пункт 6.9 Инструкции N 231).
Приложением N 10 к Инструкции установлено, что в графике проведения анализов хранимых нефтепродуктов, составляемом до 20 декабря года, предшествующего планируемому, включаются нефтепродукты, хранящиеся в организации более полугода и заложенные на длительное (более года) хранение. Организации, не имеющие лабораторий, должны согласовывать график с лабораторией, с которой заключен договор на проведение анализов.
В графах 3 и 4 проставляются даты последнего контрольного и в объеме требований нормативного документа анализов (пункт 2 приложения N 10 к Инструкции N 231). В графах 5-16 в числителе проставляется вид планируемого анализа (К - контрольный, НД - в объеме нормативного документа), в знаменателе - дата проведения анализа и номер паспорта (пункт 3 Приложения N 10 к Инструкции N 231).
В силу пункта 6.12 Инструкции N 231 в процессе хранения нефтепродуктов необходимо: осуществлять периодическую проверку соблюдения условий хранения нефтепродуктов в резервуарах и таре; отбирать пробы и проводить анализы нефтепродуктов: после каждого налива нефтепродукта в резервуар (контрольный анализ); после слива прибывшего нефтепродукта (контрольный анализ, а при необходимости - в объеме нормативного документа); в соответствии с графиком проведения анализов (контрольный или в объеме нормативного документа).
При возникновении подозрения на ухудшение качества нефтепродукта независимо от графика или гарантийного срока хранения проводят анализ в объеме требований нормативного документа и оценивают численное значение каждого показателя качества нефтепродукта (пункт 6.13 Инструкции N 231).
Нефтепродукт отпускают при наличии данных контрольного анализа или анализа в объеме требований нормативного документа. При этом срок действия анализа должен составлять половину срока, указанного в пунктах 3.7 и 3.8 (пункт 6.14 Инструкции N 231).
Контрольный анализ нефтепродуктов проводят (пункт 3.7 Инструкции N 231) в том числе после слива из транспортных средств; после внутрискладских перекачек; при длительном хранении: бензина - не реже одного раза в 6 месяцев, остальных нефтепродуктов (кроме нефтепродуктов, поступивших в запаянной таре и другой герметичной упаковке) - не реже одного раза в год; не позже 24 часов после налива нефтепродукта по пробам, отобранным из транспортных средств.
Анализ нефтепродукта в объеме требований нормативного документа проводят (пункт 3.8 Инструкции N 231) в том числе: при длительном хранении: бензина - не реже одного раза в год, остальных нефтепродуктов (кроме нефтепродуктов, поступивших в запаянной таре и другой герметичной упаковке) - не реже одного раза в 2 года; если нефтепродукт прибыл без паспорта качества поставщика или паспорт качества поставщика заполнен не по всем показателям нормативного документа; если по данным паспорта качества поставщика или по результатам приемо-сдаточного анализа установлено несоответствие качества нефтепродукта требованиям нормативного документа.
Прием нефтепродуктов, подлежащих обязательной сертификации и поступающих на автозаправочную станцию (далее - АЗС) в автоцистернах и расфасованных в мелкую тару, производят по паспорту качества и товарно-сопроводительным документам с указанной в них информацией о сертификации нефтепродукта или с приложением копии сертификата соответствия (пункт 6.20 Инструкции N 231).
Исходя из пункта 6.22 Инструкции N 231 перед сливом нефтепродукта из автоцистерны в резервуар АЗС в ней проверяют наличие подтоварной воды и механических примесей, отбирают контрольную пробу в соответствии с установленными требованиями, которая используется в качестве арбитражной, и определяют: для автобензинов - плотность, температуру и визуально - цвет, прозрачность, содержание воды и механических примесей; для дизельного топлива - плотность, температуру, содержание воды и механических примесей (визуально).
Контрольную пробу на случай необходимости проведения арбитражного анализа, сохраняют в течение суток после полной реализации принятого нефтепродукта в резервуаре АЗС.
Пунктом 6.23 Инструкции N 231 установлено, что для выполнения перечисленных работ АЗС обеспечивают лабораторными комплектами (специально разработанным набором приборов, лабораторной посуды и приспособлений), содержащими необходимое оборудование, приборы и принадлежности, позволяющие контролировать качество поступающих на АЗС нефтепродуктов. В состав комплекта могут входить экспресс-методы, позволяющие оператору определять некоторые показатели качества поступающих нефтепродуктов (октановое число, содержание свинца, серы и др.).
Если с помощью экспресс-методов определена некондиционность нефтепродукта, то выдачу нефтепродукта необходимо приостановить и полученный результат проверить в лаборатории стандартными методами.
Запрещается принимать нефтепродукты в резервуары АЗС при несоответствии нефтепродукта по результатам испытаний по пункту 6.22 Инструкции требованиям нормативного документа (пункт 6.24 Инструкции N 231).
Исходя из пункта 6.25 Инструкции N 231 сохранение качества нефтепродуктов на АЗС обеспечивают в том числе за счет проведения не реже 1 раза в месяц, а также немедленно в случае поступившей жалобы на качество отпускаемых нефтепродуктов, лабораторных испытаний реализуемого нефтепродукта в объеме контрольного анализа.
При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства проведения обществом предусмотренных пунктом 6.25 Инструкции N 231 срочных мероприятий по проверке качества нефтепродуктов на АЗС (не реже 1 раза в месяц, а также немедленно в случае поступившей жалобы на качество отпускаемых нефтепродуктов, проведения лабораторных испытаний реализуемого нефтепродукта в объеме контрольного анализа).
Кроме того, как обоснованно отмечено судом, в материалы дела не представлены доказательства выполнения обществом перечисленных в пунктах 5.2, 6.2, 6.8, 6.9, 6.12, 6.13, 6.14, 6.22, 6.23 Инструкции N 231 требований в части текущей проверки качественных характеристик хранящегося и реализуемого топлива, проведении соответствующих контрольных мероприятий за качеством реализуемой продукции. При этом в силу пунктов 6.13, 6.22 Инструкции N 231 факт принятия на реализацию топлива от поставщика без замечаний свидетельствует как о проверке его качества в момент приемки продукта нефтепереработки, так и проведении контрольной пробы при сливе нефтепродукта в резервуар АЗС. Следовательно, в отношении спорного топлива заявитель должен был произвести как минимум контрольный анализ нефтепродукта (пункт 3.7 Инструкции N 231) в связи со сливом из транспортных средств, взять контрольную пробу (пункт 6.22 Инструкции N 231), а также осуществить контроль качества экспресс-методами (пункт 6.23 Инструкции N 231) (помимо необходимости проведения срочных контрольных мероприятий в связи с поступлением сведений о реализации некачественной продукции).
Указанные доказательства в материалах дела отсутствуют и обществом представлены не были.
Осуществляя деятельность по реализации топлива, ООО "Наследие" обязано обеспечить его надлежащее качество, в том числе, не только исходя из проверки качества поставляемого ему поставщиками топлива, но и с учетом его хранения в собственных резервуарах на АЗС.
Между тем, судом первой инстанции проведен анализ документов, представленных в материалы дела, и сделан вывод, что, что ООО "Наследие" на АЗС "Prestige", расположенной по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Котлостроительная, 4, допущено хранение и реализация неопределенному кругу потребителей несоответствующего обязательным требованиям дизельного топлива.
Согласно протоколу испытаний образцов нефтепродуктов от 29.09.2020 N 663н и заключению к протоколу испытаний от 29.09.2020 о несоответствии реализуемого ООО "Наследие" дизельного топлива Евро, летнее, сорт С, экологического класса К5 (ДТ-Л-К5) требованиям приложения N 3, таблица "Требования к характеристикам дизельного топлива" TP ТС 013/2011 по показателям: "массовая доля серы" - норма не более 10 мг/кг, фактический результат: 770 мг/кг; "фракционный состав: 95 % объемных перегоняется при температуре не выше", норма - не выше 360оС, фактический результат: выше 360оС (заключение к протоколу испытаний образцов нефтепродуктов от 29.09.2020 N 663н специалиста-эксперта ИЛ ФБУ "Ростовский ЦСМ" Сысенко Н.Н. и протокол испытаний образцов нефтепродуктов ИЛ ФБУ "Ростовский ЦСМ" от 29.09.2020 N 663н).
Процедура отбора образцов (проб) нефтепродуктов из ТРК регламентирована подпунктом 4.4.4.2 пункта 4.4.4 ГОСТ 2517-2012, в соответствии с которым допускается отбирать пробы из раздаточного крана топливораздаточной колонки следующим образом: отбор точечной пробы нефтепродукта производится с уровня расположения заборного устройства; для отбора пробы топлива из раздаточного крана топливораздаточной колонки оператор АЗС задает дозу необходимого объема и отпускает ее в подготовленную чистую емкость. Если на момент отбора пробы из конкретной топливнораздаточной колонки выдача топлива не производилась, то перед началом процедуры отбора пробы отпускается в мерник количество топлива, равное двойному объему соединительного трубопровода "топливно-раздаточная колонка-резервуар" и рукава раздаточного крана и после этого отбирается проба в необходимом объеме.
Судом первой инстанции был рассмотрен и обоснованно отклонен довод общества о нарушениях положений Инструкции N 231, допущенных при отборе проб нефтепродуктов.
В соответствии с пунктом 1.1 раздела I "Область применения" Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденной Приказом Минтопэнерго Российской Федерации от 19.06.2003 N 231, настоящая Инструкция устанавливает единые требования к организации и проведению работ по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов при приеме, хранении, транспортировании и их отпуске в организациях нефтепродуктообеспечения.
Согласно пункту 1.3 раздела I "Область применения" Инструкции N 231, требования Инструкции N 231 обязательны для применения организациями нефтепродуктообеспечения независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими технологические операции с нефтепродуктами по их приему, хранению, транспортированию и отпуску.
Таким образом, судом сделано заключение о том, что требования Инструкции N 231 не распространяются на порядок проведения органами государственного надзора контрольно-надзорных мероприятий.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что Инструкция N 231 не является руководящим нормативным документов, устанавливающим правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента ТР ТС 013/2011.
Так, Пунктом 2 Решения КТС от 18.10.2011 N 826 "О принятии технического регламента Таможенного союза" утвержден перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе, правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований ТР ТС 013/2011 и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования. При этом Инструкция N 231 в Перечне, утвержденном Решением КТС от 18.10.2011 N 826, отсутствует.
Контрольно-надзорные мероприятия в отношении ООО "Наследие" проводились УЭБ и ПК ГУ МВД по РО в рамках проверки КУСП от 21.09.2020 N 9402.
Представители Ростовского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта привлечены в качестве должностных лиц, уполномоченных на проведение отбора проб нефтепродуктов. Отбор проб нефтепродуктов произведен в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 2517-2012 "Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб" (далее - ГОСТ 2517-2012), входящего в Перечень, утвержденный Решением КТС от 18.10.2011 N 826.
Ростовским отделом госнадзора ЮМТУ Росстандарта в отношении ООО "Наследие", в рамках рассматриваемого административного дела, отдельных контрольных мероприятий самостоятельно не проводилось.
Отбор образцов (проб) нефтепродуктов производился должностными лицами из раздаточных кранов топливораздаточных колонок, что прямо предусмотрено пунктом 4.4.4 ГОСТ 2517-2012, введенным в действие Приказом Росстандарта от 13.04.2018 N 193-ст.
Процедура отбора образцов (проб) нефтепродуктов из ТРК регламентирована подпунктом 4.4.4.2 пункта 4.4.4 ГОСТ 2517-2012, в соответствии с которым для отбора пробы топлива из раздаточного крана топливораздаточной колонки задается доза необходимого объеме и отпускает ее в подготовленную чистую емкость.
Образцы (пробы) топлива были отпущены из ТРК в чистые, сухие стеклянные бутылки из темного стекла, специально предоставленные аккредитованной испытательной лабораторией непосредственно для целей проведения отбора образцов (проб) нефтепродуктов в рамках осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов.
В соответствии с пунктом 6.3 ГОСТ 2517-2012, бутылки с пробами герметично закупорены винтовыми крышками с прокладками, не растворяющимися в нефтепродукте. Горловины закупоренных бутылок обернуты полиэтиленовой пленкой, и обвязаны бечевкой, концы которой опломбированы и опечатаны методом приклеивания этикетки к бутылке.
В соответствии с пунктом 6.4 ГОСТ 2517-2012 этикетка должна содержать должность и фамилии лиц, отобравших и опечатавших пробу.
Так, акт отбора образцов нефтепродуктов от 22.09.2020, согласно которому отбор образцов дизельного топлива (изготовитель: ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка") произведен старшим государственным инспектором Ростовского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта Дружининой И.В., старшим государственным инспектором Ростовского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта Шилкиной А.В., о/у УЭБ и ПК ГУ МВД по РО капитаном полиции Балковым М.А., о/у по особо важным УЭБ и ПК ГУ МВД по РО старшим лейтенантом полиции Кобзевым А.С. в присутствии контролера-кассира АЗС "Prestige" ООО "Наследие" Ефимовой И.В. в присутствии понятых.
В акте отбора образцов указан паспорт качества отобранного топлива N 11Л2011689 от 03.08.2020 со ссылкой на декларацию соответствия ЕАЭС N RU Д-RU.АЖ08.В.00893/20, сроком действия по 09.06.2023. Аналогичные реквизиты паспорта качества нефтепродуктов указаны и в протоколе испытания ФБУ "Ростовским ЦСМ" от 29.09.2020 N 663н.
Соответственно, этикетка содержит данные и подписи лиц, присутствовавших при отборе образцов проб образцов дизельного топлива.
Протокол испытаний ФБУ "Ростовский ЦСМ" от 29.09.2020 N 663н содержит указание на наименование и обозначение вида топлива, адрес и наименование юридического лица, реквизиты акта отбора от 22.09.2020, паспорт продукции, наличие подписей на этикетке бутылки присутствующих при отборе лиц.
В протоколе испытаний аккредитованной в установленном порядке лаборатории ФБУ "Ростовским ЦСМ" указано, что пробы упакованы и опломбированы в установленном порядке.
Таким образом, нет оснований полагать, что поступившие в испытательную лабораторию образцы нефтепродуктов отличны от отобранных и указанных в акте отбора от 22.09.2020 проб топлива.
Согласно акту отбора образцов, образцы (пробы) нефтепродуктов, являющихся предметом административного правонарушения, отобраны каждый в количестве 2 (двух) литров (по одному литру в каждую бутылку: 1 (один) литр - для целей испытаний (лабораторная проба), 1 (один) литр - для хранения в аккредитованной испытательной лаборатории на случай возникновения разногласий (арбитражная проба).
На основании пункта 6.1 статьи 6 TP ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" для целей подтверждения соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС испытательная лаборатория (центр) должна быть аккредитована и включена в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза.
С соблюдением установленных требований отобранные и опечатанные (опломбированные) пробы продукции переданы в ИЛ ФБУ "Ростовский ЦСМ".
В целях установления фактических обстоятельств дела, по ходатайству заявителя судом первой инстанции в качестве свидетелей были допрошены сотрудники УЭБиПК ГУ МВД по Ростовской области Балковой М.А., Кобзев А.С., а также сотрудник Территориального отдела (инспекции) государственного надзора по Ростовской области (Ростовский отдел госнадзора) Шилкина Д.В.
Допрошенные свидетели, присутствовавшие при отборе проб, подтвердили суду, что отбор образцов (проб) нефтепродуктов производился должностными лицами из раздаточного крана топливораздаточной колонки, образцы отобраны каждый в количестве 2 литров (по одному литру в каждую бутылку), что предусмотрено пунктом 4.4.4 ГОСТ 2517-2012, введенным в действие Приказом Росстандарта от 13 апреля 2018 г. N 193-ст.
Свидетели не подтвердили довод заявителя о том, что топливо из раздаточного крана переливалось в канистру, а только затем в стеклянные емкости.
Свидетели Балковой М.А., Кобзев А.С., Шилкина Д.В. пояснили, что при отборе проб присутствовал сотрудник общества - контролер-кассир Ефимова И.В., которая отказалась от подписи на акте отбора проб.
Доводы общества о том, что Ефимова И.В. работала по гражданско-правовому договору и документы, представленные в качестве подтверждения указанного довода (справка, объяснения Ефимовой И.В., сведения о застрахованных лицах) оценены судом первой инстанции критически. Изучив представленные документы, суд первой инстанции указал, что имеется большая вероятность того, что эти документы подготовлены позднее с целью усиления правовой позиции. Также суд отметил, что если общество не подавало информацию о сотруднике в Пенсионный фонд по форме отчета СЗВ-М - это не может являться доказательством отсутствия трудовых отношений с таким сотрудником.
Балковой М.А., Кобзев А.С., Шилкина Д.В. пояснили, что в момент отбора проб Ефимова И.В. представилась сотрудником общества, находилась на площадке, а до отбора проб производила отпуск бензина и дизельного топлива покупателям.
В силу статьи 182 Гражданского Кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).
Материалами дела подтверждается, что отбор образцов (проб) нефтепродуктов производился должностными лицами из раздаточных кранов топливораздаточных колонок, что предусмотрено пунктом 4.4.4 ГОСТ 2517-2012, введенным в действие Приказом Росстандарта от 13 апреля 2018 г. N 193-ст.
Доводы заявителя о нарушении порядка отбора проб были рассмотрены и отклонены судом первой инстанции.
Ссылка заявителя на нарушения пункта 9.8.6 Инструкции N 231, в соответствии с которым одна часть пробы не оставлена на хранение на АЗС ООО "Наследие", основана на неверном применении положений законодательства, так как положения ГОСТ 2517-2012, в соответствии с которым был произведен отбор в рамках государственного надзора, не содержат указаний на необходимость оставления одной пробы на хранение субъекту хозяйственной деятельности, а требования Инструкции N 231 не распространяются на порядок проведения органами государственного надзора контрольно-надзорных мероприятий.
Направление проб образцов в испытательную лабораторию проводилось в опломбированных бутылях в специализированных корзинах для транспортировки товара.
Материалами дела подтверждается факт несоответствия дизельного топлива требованиям, установленным приложением N 3 к ТР ТС 013/2011, что образует объективную сторону вмененного обществу правонарушения.
На основании части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Вина общества выражается в непринятии всех зависящих от него мер для соблюдения требований технического регламента к дизельному топливу. ООО "Наследие" допустило реализацию, выпуск в обращение и хранение предназначенной для дальнейшей реализации партии топлива, не соответствующего обязательным требованиям Технического регламента Таможенного союза 013/2011, в части несоответствия этим требованиям характеристик автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута.
Наличие всех вышеназванных элементов в совокупности с собранными в установленном законом порядке доказательствами, отвечающими признакам относимости и допустимости, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, срок привлечения к административной ответственности не истек. Обстоятельств, исключающих наличие состава административного правонарушения в деяниях общества, судом не установлено.
Суд апелляционной инстанции с учетом обстоятельств данного дела пришел к выводу о том, что установленный административным органом размер штрафа в размере 500 000 руб., то есть в минимальном размере, назначен в пределах санкции части 2 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соразмерен совершенному деянию и отвечает целям административного наказания недопущения совершения правонарушения вновь.
Основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождении общества от административной ответственности отсутствуют.
Также суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных обществом требований судом отказано правомерно, оснований для переоценки сделанных выводов у апелляционного суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.02.2021 по делу N А53-40318/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-40318/2020
Истец: ООО "НАСЛЕДИЕ"
Ответчик: Ростовский отдел госнадзора ЮМТУ Росстандарта, Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по техническому регулированию и метрологии
Третье лицо: ГУ УЭБиПК МВД по Ростовской области