город Ростов-на-Дону |
|
08 июля 2021 г. |
дело N А32-54659/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев апелляционную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22.04.2021 по делу N А32-54659/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Урожай XXI век" (ИНН 2327008570, ОГРН 1032315287707)
к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752)
о признании недействительным, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственной "Урожай XXI век" (далее - заявитель, ООО "Урожай XXI век", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным предписания Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - административный орган, управление) от 06.10.2020 N 03-58-58ПВ-1 в части пунктов 5, 6 и 7; пунктов 2 и 4 в части "помет куриный свежий (код по ФККО 11271101333); помет куриный перепревший (код по ФККО 11271102294)" (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2021 признаны незаконными пункты N 5 и N 6 предписания от 06.10.2020 N 03-58-58ПВ-1 Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Суд признал частично недействительными пункты N 2 и N 4 предписания от 06.10.2020 N 03-58-58ПВ-1 Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в части слов "помет куриный свежий (код по ФККО 11271101333); помет куриный перепревший (код по ФККО 11271102294)". В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ООО "Урожай XXI век" не представлены по результатам проверки сертификаты соответствия помета куриного стандартам, предъявляемым к удобрениям, результаты систематических проб, подтверждающих соответствие помета Сертификатам и Регламентам.
ООО "Урожай XXI век" в нарушение требований законов и СанПиН 2.1.7.1322-03 не обеспечивает безопасные для окружающей среды условия накопления отхода "помет куриный свежий" (код по ФККО - 11271101333) - отход 3 класса опасности (место размещения отходов не оборудовано в соответствии с требованиями природоохранного законодательства).
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, административный орган на основании распоряжения управления от 27.08.2020 N 14-04/47 в период с 03.09.2020 по 30.09.2020 провел плановую выездную проверку общества.
По результатам проверки составлен акт от 06.10.2020 и выдано предписание от 06.10.2020 N 03-58-58ПВ-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, которым обществу предписано в срок до 29.12.2020 устранить, в том числе, следующие нарушения:
- отсутствуют паспорта на отходы 1-4 классов опасности: инструменты лакокрасочные (кисти, валики) загрязненные лакокрасочными материалами (код по ФККО 89111002524); тара полиэтиленовая, загрязненная средствами моющими, чистящими и полирующими (код по ФККО 43811911514); отходы рубероида (код по ФККО 82621001514); светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 48241501524); помет куриный свежий (код по ФККО 11271101333); помет куриный перепревший (код по ФККО 11271102294), что является нарушением ч. 1 ст. 14 Закона N 89-ФЗ и постановления Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (п. 2 предписания);
- допущено искажение экологической информации в декларации о негативном воздействии на окружающую среду за 2019 г. а именно, отсутствует информация об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов: "лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства" (код по ФККО 47110101521), "отходы (осадки) из выгребных ям" (код по ФККО 73210001304); помет куриный свежий (код по ФККО 11271101333); помет куриный перепревший (код по ФККО 11271102294), что является нарушением статьи 11 Закона N 89-ФЗ (п. 4 предписания);
- отсутствует лицензия, на осуществление деятельности по обезвреживанию и транспортированию отходов: "помет куриный свежий" (код по ФККО - 11271101333) - отход 3 класса опасности, что является нарушением п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (п. 5 предписания);
- не обеспечено безопасное для окружающей среды накопление отходов производства и потребления, образующихся в результате производственной деятельности на объекте N 03-0123-002975-П (Птицеферма), расположенном по адресу: Краснодарский край, Брюховецкий район, с. Большой Бейсуг, 350 метров на юг от ул. Пролетарская, 43, вблизи территории МТФ N 4, восточнее лагун для навоза КРС, что является нарушением ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), ч. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ, СанПиН 2.1.7.1322-03, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 (п. 6 предписания);
- не учтены источники выбросов - приточные вентиляторы корпусов содержания птиц при проведении инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объекте HBOC N 03-0123-002975-П (Птицеферма), что является нарушением ст. 22 Закона N 96-ФЗ, Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 07.08.2018 N 352 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки".
Полагая, что пункты 2, 4, 5, 6 и 7 предписания от 06.10.2020 N 03-58-58ПВ-1 являются недействительным, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом, требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из содержания пункта 2 предписания следует, что у общества отсутствуют паспорта на отходы 1-4 классов опасности, в том числе помет куриный свежий (код по ФККО 11271101333); помет куриный перепревший (код по ФККО 11271102294).
Согласно пункту 4 предписания общество в декларации о негативном воздействии на окружающую среду за 2019 год не отразило информацию об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов: "помет куриный свежий (код по ФККО 11271101333); помет куриный перепревший (код по ФККО 11271102294)".
Деятельность по обезвреживанию отхода 3 класса опасности "помет куриный свежий" осуществляется в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и транспортированию отходов (пункт 5 предписания).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Закон N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; накоплением отходов признается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать федеральные нормы и правила, и иные требования в области обращения с отходами;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;
вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов;
соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов;
внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии;
проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций;
в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности, которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов.
В соответствии с пунктом 6 Порядка Федеральный классификационный каталог отходов включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.
Исходя из Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712, с 01.08.2014 на отходы I - IV классов опасности, включенные в Федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным Постановлением.
Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.05.2017 N 242, помет куриный свежий (код 11271101333) относится к III классу опасности, а помет куриный перепревший (код 11271102294) - к IV классу опасности.
В силу пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 "Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов", утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.10.2002 N 36, определено, что навоз и куриный помет, используемый для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.
Статьей 30 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ установлено, что отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) относится к лицензируемым видам деятельности.
В силу части 1 статьи 9 Закона N 99-ФЗ лицензия предоставляется на каждый указанный в части 1 статьи 12 Закона вид деятельности.
Согласно статье 9 указанного Закона деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами (часть 2 статьи 12 Закона N 89-ФЗ).
Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 (далее - Положение N 1062).
В пункте 1 Положения N 1062 определено, что деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно Перечню работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, приведенному в приложении.
Согласно пунктам 1 - 24 приложения к Положению N 1062 деятельность по сбору, транспортированию, обработке, размещению, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию в установленном порядке.
Таким образом, сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов отнесены Законом N 89-ФЗ к самостоятельным видам деятельности по обращению с отходами.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что общество не соблюдает природоохранное законодательство, не имеет лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и транспортировки отходов, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности ООО "Урожай XXI век" является производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции растениеводства и животноводства.
В ООО "Урожай XXI век" разработан и утвержден совместно с Научно-исследовательским институтом прикладной и экспериментальной экологии ФГБОУ ВО Кубанский государственный аграрный университет "Технологический регламент подготовки к использованию птичьего помёта в качестве органического удобрения для ООО "Урожай XXI век, Птицеферма" от 15.03.2017 года (именуемый далее - Технологический регламент"). Также имеются технические условия на основании которых обществом проводятся работы по подготовке к использованию птичьего помета в качестве органического удобрения для птицефермы.
Технологический регламент устанавливает технологию удаления и подготовки к использованию помёта куриного свежего, образующегося при разведении кур на птицеферме ООО "Урожай XXI век", в качестве органического удобрения на полях хозяйства.
В соответствии с Технологическим регламентом образующийся помёт куриный свежий является сырьем (продукцией) из которого получают органическое удобрение в результате компостирования куриного помёта, которое используется обществом.
При этом в соответствии с разъяснениями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.05.2016 N 04-12-27/9376, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.08.2016 N ВА-14-27/8782 юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства. В случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.
Названные разъяснения даны Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в пределах полномочий предоставленных этому органу пунктами 1, 6.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 N 309-АД17-9334, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2019 по делу N А44-3794/2018, в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.10.2019 по делу N А52-30/2019.
Из Технологического регламента следует, что в процессе преобразования отходов в удобрение происходит естественным путем (компостирование) с обработкой микробиологическим препаратом и не носит характер самостоятельного вида деятельности. Удобрения, получаемые на основе куриного помета, используется обществом в собственной деятельности по растениеводству.
При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие реализацию обществом изготовленного удобрения с целью получения прибыли. Достаточные и допустимые доказательства несоответствия получаемых удобрений требованиям Санитарных правил СП 1.2.1170-02 "Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов", с учетом имеющихся протоколов испытаний органических удобрений и акты обеззараживания подстилочного навоза, управлением также не представлены.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности пунктов 2 в части указания на отсутствие паспорта на отходы 1-4 класса опасности на помет куриный свежий и помет куриный перепревший; 4 в части указания на отсутствие информации об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов на помет куриный свежий и помет куриный перепревший; 5 предписания. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
Суд первой инстанции также признал незаконным пункт 6 предписания, по следующим основаниям.
Согласно акту проверки и пункту 6 предписания, общество не обеспечило безопасное для окружающей среды накопление отходов производства и потребления. Образованный в результате осуществления производственной деятельности на объекте HBOC N 03-0123-002975-П (Птицеферма) отход "помет куриный свежий" (код по ФККО - 11271101333) - отход 3 класса опасности, накапливался навалом на открытой поверхности почвы на земельном участке, расположенном вблизи территории МТФ N4, восточнее лагун для навоза КРС, по адресу: Краснодарский край, Брюховецкий район, с. Большой Бейсуг, 350 метров на юг от ул. Пролетарская, 43, вблизи территории МТФ N4, восточнее лагун для навоза КРС.
В апелляционной жалобе управление ссылается на то, что, указанный земельный участок открытой поверхности почвы не защищен от воздействия атмосферных осадков и ветров; поверхность площадки не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки не предусмотрена обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями. В подтверждение указанных обстоятельств представлены фотоматериалы (фото N N 1, 2, 3, 4, 5, 6).
ООО "Урожай XXI век" указывает, что общество осуществляет компостирование куриного подстилочного помёта на обустроенных полевых площадках в соответствии с Технологическим регламентом.
Согласно разделу 8.2 Технологического регламента выбор места расположения полевых площадок осуществляется специалистами общества самостоятельно в пределах возделываемых посевных площадей. Полевые площадки организуются на окраине возделываемого с/х поля с учетом следующих требований:
- запрещается размещать полевые площадки в прибрежно-защитных полосах и водоохранных зонах водных объектов; на расстоянии менее чем 1000 метров от границ жилой застройки; в границах 1 и 2 пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения;
- площадка должна быть ровной. Запрещается располагать полевые площадки в понижениях рельефа и на склонах балок, оврагов и т.п.;
- к площадке должны быть организованы подъездные пути (дороги с искусственным покрытием или грунтовые);
- время эксплуатации полевой площадки не должно превышать одного года. Повторное использование территории под площадку допускается только через 3 года;
- территория полевой площадки не должна подвергаться затоплению поверхностными и подтоплению грунтовыми водами.
Обустройство полевой площадки осуществляется в следующем порядке:
- определяются параметры (длина и ширина) полевой площадки исходя из количества организуемых буртов, их протяженности, зависящей от максимального количества, вывозимого на полевую площадку подстилочного помёта, и периода формирования буртов;
- после определения метрических параметров полевой площадки ее территория прикатывается полевыми катками. Во время выполнения прикалывания почвы поверхностный слой земли выравнивается и уплотняется. Со всех сторон площадку обваловывают земляным валом высотой 0,5 м. Формирование земляного вала осуществляют с использованием плантажного плуга (или аналога). Опашку производят таким образом, чтобы отвальный пласт переворачивался в сторону площадки компостирования, а борозда, оставалась за ее периметром. Для заезда и выезда транспортных средств делают проезд шириной 5-7 м.;
- на уплотненной площадке размечается место складирования подстилочного помета и технологические проезды, таким образом, чтобы между обваловкой площадки и буртом расстояние составляло 2,5-3,0 метра. На площадке размещения буртов предварительно укладывается солома (или другой измельченный подстилочный материал) слоем 30 - 40 см для поглощения избыточной влаги. При организации 2 и более буртов на 1 площадке между ними необходимо предусматривать технологические проезды шириной не менее 2,5 - 3,0 м.
Доказательства неисполнения указанного порядка организации и обустройства полевых площадок для компостирования помета представленные управлением документы и материалы не содержат.
Для осуществления контроля за проектированием, строительством и эксплуатацией сооружений подготовки навоза, помета и стоков, с целью получения экологически безопасных органических удобрений, обеспечивающих охрану окружающей среды от загрязнений возбудителями инфекционных и инвазионных болезней Министерством сельскохозяйственной продукции Российской Федерации 04.08.1997 утверждены "Ветеринарно-санитарные правила подготовки к использованию в качестве органических удобрений навоза, помета и стоков при инфекционных и инвазионных болезнях животных и птицы" N 13-7-2/1027.
В соответствии с пунктом 1.8 указанных Правил все сооружения и строительные элементы систем подготовки органических удобрений должны быть выполнены с гидроизоляцией, исключающей фильтрацию жидкого навоза и стоков в водоносные горизонты и инфильтрацию грунтовых вод в технологическую линию.
Согласно пункту 2.3.1 "СП 1.2.1170-02.1.2. Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов. Санитарные правила", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 23.10.2002, навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.
Пунктом 6.6 ГОСТ Р 53117-2008 установлено, что для защиты грунтовых вод от загрязнения хранение удобрений должно проводиться на площадках хранения, в навозо-, пометонакопителях, имеющих монолитные бетонные, герметично сваренные пленочные покрытия либо имеющих в основании глиняную подушку толщиной не менее 20-25 см. Площадки хранения удобрений с боковых сторон должны иметь бортики и канавки для стока избыточной влаги. Избыточную влагу и навозную жижу отводят в существующую дренажно-канализационную систему либо засыпают сорбирующими материалами (опилками, торфом), которые после полного насыщения возвращают на площадку для производства удобрения.
В силу пункта 10.4 ГОСТ Р 53117-2008 удобрения хранят на площадках, в накопителях, защищенных от проникновения подпочвенных, ливневых и поверхностных стоков, площадки хранения твердых видов удобрений органических должны быть оборудованы жижесборниками.
Согласно пункту 4.2 "РД-АПК 1.10.15.02-17. Система нормативных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Методические рекомендации по технологическому проектированию. Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета", утвержденные 23.05.2017 Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - РД-АПК 1.10.15.02-17) территория для размещения сооружений подготовки к использованию навоза и помета должна быть огорожена, освещена, благоустроена путем планировки, применения твердых покрытий на проездах и технологических площадках, посева трав, обеспечения соответствующих уклонов и специальных устройств для отвода и сбора поверхностного стока, защищена лесозащитной полосой шириной не менее 10 м; проектирование благоустройства территории сооружений для подготовки к использованию навоза и помета осуществляют в соответствии с требованиями СП 19.13330 и СП 82.13330.
Для сбора и отвода жидкости, атмосферных осадков на открытых гидроизолированных площадках приготовления компостной смеси, компостирования и хранения влагопоглощающих компонентов следует предусматривать жижесборники. Сами площадки должны иметь уклон 0,002-0,003 в сторону жижесборников или отводные канавки (лотки), расположенные по всему периметру (пункт 9.6 РД-АПК 1.10.15.02-17).
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 5.2.2 "РД-АПК 3.10.15.01-17. Система нормативных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Рекомендации, методические рекомендации. Методические рекомендации по проектированию систем удаления, обработки, обеззараживания, хранения и утилизации навоза и помета".
Доказательства неисполнения перечисленных требований нормативных актов в материалы дела управлением также не представлены.
* Суд апелляционной инстанции также учитывает обстоятельства, которые были установлены в рамках дел в суде общей юрисдикции. Решением Брюховецкого районного суда от 26.11.2020 г. дело N 12-510/2020 постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2.3. КоАП РФ отменено в связи с отсутствием состава правонарушения, Краснодарским краевым судом решение оставлено в силе дело N 12-504/2021 (12-6845/2020), решением Краснодарского краевого суда дело 12-510 2020 (12-504 2021); постановление Брюховецкого районного суда от 29.10.2020 г. дело N 5-607/2020 производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.20. КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения, Краснодарским краевым судом Постановление оставлено в силе дело N 12-327/2021 (12-6641/2020).
В части пункта 7 предписания суд первой инстанции пришел к выводу о его законности.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет деятельность на объекте HBOC N 03-0123-00 2 9 75-П (Птицеферма), расположенном по адресу: Краснодарский край, Брюховецкий район, с. Большой Бейсуг, 800 м на юг от ул. Пролетарская, 7.
Заявителем проведена инвентаризация источников загрязнения атмосферного воздуха, предоставлен отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ), получено разрешение N В 182 сроком действия с 16.04.2018 по 15.04.2025.
В ходе проверки общество представило проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ), в котором указано, что на объекте HBOC N 03-0123-002975-П (Птицеферма) имеется, в том числе, 4 неорганизованных источника - корпуса NN 1, 2, 3, 4 содержания птицы (номера источников выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух 6070, 6073, 6075 и 6076 соответственно). Из материалов дела, в частности, из экспертного заключения от 09.02.2018 N 310.10 следует, что от содержания птицы в атмосферу поступают аммиак, сероводород, метан, метанол, дигидроксиметилбензол, этилформиат, пропиональдегид, гексановая кислота, диметилсульфид, этаниол, метиламин, микроорганизмы и микроорганизмы-продуценты.
Согласно письму общества от 16.09.2020, микроклимат в корпусах содержания птицы N N 1, 2, 3, 4 обеспечивается за счет использования вентиляторов, предназначенных для обеспечения в птичниках достаточного воздухообмена как в зимний, так и в летний периоды. Указанные вентиляторы встроены в стенах корпусов. Вентиляционный процесс в корпусах осуществляется следующим образом: поступление кислорода - за счет открытых окон, для этого на корпусах установлено 162 окна; удаление углекислого газа - за счет приточных вентиляторов, для этого на корпусах установлено 25 вентиляторов. Наличие приточных вентиляторов подтверждается материалами проверки, в том числе фотоматериалами.
В ходе проверки сотрудниками Азово-Черноморского испытательного центра ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю проведен отбор проб промышленных выбросов от указанных вентиляторов, составлен протокол отбора (измерений) проб промышленных выбросов от 22.09.2020 N 180 ПВ. Из заключения по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний N 180ПВ от 24.09.2020 следует, что объем выброшенного газа от вытяжного вентиляционного устройства корпуса содержания птицы N 1 составляет 6,3816 м3/с; корпуса N2 - 6,0881 м3/с; корпуса N3 - 4,9005 м3/с; корпуса N4 - 6,071 м3/с.
Указанные обстоятельства стали основанием для вывода управления о том, что вентиляторы в количестве 25 шт., как источники выбросов, на объекте HBOC N 03-0123-002975-П (Птицеферма), расположенном по адресу: Краснодарский край, Брюховецкий район, с. Большой Бейсуг, 800 м на юг от ул. Пролетарская, 7, предназначенные для обеспечения в птичниках воздухообмена и работающие круглогодично, не учтены в инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что является нарушением статьи 22 Закона N 96-ФЗ и Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 07.08.2018 N 352 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки" (далее - Порядок N 352).
Из положений статьи 22 Закона 96-ФЗ следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами.
Пунктом 4 Порядка N 352 установлено, что в качестве стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ИЗАВ) при проведении инвентаризации выбросов учитываются, в том числе: ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства; ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия (далее - точечные ИЗАВ, вид организованных ИЗАВ).
Из материалов дела следует наличие на корпусах N N 1, 2, 3, 4 содержания птицы 25 приточных осевых вентиляторов, обладающих признаками точечных ИЗАВ (вид организованных ИЗАВ). Доказательства инвентаризации указанных ИЗАВ обществом не представлены. Между тем, в силу пункта 3 Порядка N 352 при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты. При этом, вопреки доводам заявителя, факт превышения концентрации загрязняющих веществ над установленными нормативами не является детерминантой инициирования процедуры проведения инвентаризации ИЗАВ, поскольку, в силу пункта 5 Порядка N 352 показатели выбросов, в том числе качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух (перечень ЗВ и их концентрации), определяются на стадии проведения инвентаризации выбросов, равно как и показатели отходящих газов (скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность выброса).
В этой части Управление не приводит доводов в апелляционной жалобе, общество в отзыве также не возражает в части отказа судом первой инстанции в удовлетворении требований о признании незаконным п.7 предписания.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2021 по делу N А32-54659/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-54659/2020
Истец: ООО "Урожай XXI Век", ООО "Урожай ХХI Век "
Ответчик: Южное межрегиональное управление Росприроднадзора, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования