город Ростов-на-Дону |
|
09 июля 2021 г. |
дело N А32-27003/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от Новороссийской таможни: представители Петецкая И.В. по доверенности от 12.01.2021, паспорт; Рахманин С.В. по доверенности от 12.04.2021, паспорт; Гаврилова Е.Ю. по доверенности от 02.04.2021, паспорт;
от ООО "Минко Рус": представитель Полонский Д.М. по доверенности от 25.01.2021, паспорт
рассмотрев апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 13.04.2021 по делу N А32-27003/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Минко Рус"
(ИНН 3123426676, ОГРН 1173123041200)
к Новороссийской таможне (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264)
о признании незаконным решения о классификации товара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Минко Рус" (далее - заявитель, ООО "Минко Рус", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Новороссийской таможни (далее - таможня) о классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза регистрационный номер РКТ N 10317000-20/000094 от 25.03.2020, принятое в отношении товара N 1 заявленного по ДТ N 10317120/030220/0009372.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2021 решение Новороссийской таможни о классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза регистрационный номер РКТ N 10317000-20/000094 от 25.03.2020, принятое в отношении товара N 1 заявленного ООО "Минко Рус" по ДТ N 10317120/030220/0009372 признаны недействительным.
Суд обязал Новороссийскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Минко Рус" и возвратить ООО "Минко Рус" излишне уплаченную таможенную пошлину в сумме 156 594,60 руб., а также обеспечение в виде денежных средств в сумме 100 651,83 руб. по таможенной декларации 10317120/030220/0009372.
Не согласившись с принятым решением, Новороссийская таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение отменить. Жалоба мотивирована тем, что по совокупности установленных свойств, состава и назначения спорного товара его классификация исключается из товарной позиции 2615 ТН ВЭД ЕАЭС, и включается в товарную позицию 2530 ТН ВЭД ЕАЭС. Решение Новороссийской таможни от 25.03.2020 N РКТ-10317000-20/000094 соответствует требованиям регулирующих таможенные правоотношения международных договоров Российской Федерации, актов, составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
От Новороссийской таможни и ООО "Минко Рус" поступили ходатайства об участии представителей в онлайн судебном заседании.
Суд удовлетворил ходатайства об участии представителей Новороссийской таможни и ООО "Минко Рус" в онлайн судебном заседании.
Судебное заседание проводилось с использованием веб-конференции.
В судебном заседании представители Новороссийской таможни доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить. Представитель ООО "Минко Рус" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на Новороссийский таможенный пост (ЦЭД) обществом с ограниченной ответственностью "Минко Рус" подана декларация на товары N 10317120/030220/0009372.
В 31 графе декларации на товары дано описание товара "силикат циркониевый", заявлен классификационный код 2615 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, соответствующий описанию "руды и концентраты циркониевые" (ставка ввозной таможенной пошлины 0 процентов).
Согласно статье 108 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, на основании которых заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре.
В качестве документов, подтверждающих заявленные в 31 графе декларации на товары сведения на товар N 1, представлено письмо декларанта, в котором указан химический состав товара.
Таможенным постом в соответствии с статье 389 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза назначена экспертиза в экспертно-криминалистической службе - региональный филиал Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Ростов-на-Дону.
Выводами эксперта (заключение эксперта от 10.03.2020 N 12406003/0003781) определено, что исследованная проба представляет собой силикат циркония "ZrSiO4", тонкоизмельченный, обезжелезенный. Также экспертом установлено, что проба может использоваться в качестве затемнителя стекла в эмалировании.
В результате таможенным органом принято решение РКТ N 10317000-20/000094 от 25.03.2020 г. по классификации товара, заявленного к таможенному декларированию по таможенной декларации N 10317120/030220/0009372, согласно которому силикат циркониевый измельченный отнесен к товарной подсубпозиции 2530 90 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС "прочие вещества минеральные, в другом месте не поименованные или не включенные".
В качестве дополнительный сведений таможенным органом указано, что проба подвергалась обработке кислотой для удаления соединений железа и тонкому измельчению, можно использовать в качестве затемнителя стекла при изготовлении эмали.
Не согласившись с решением Новороссийской таможни РКТ N 10317000-20/000094 от 25.03.2020 г. по классификации товара, заявленного к таможенному декларированию по таможенной декларации N 10317120/030220/0009372, общество с ограниченной ответственностью "Минко Рус" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акт у и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случаях выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании
Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
В соответствии со ст. 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
При таможенном декларировании классификация товаров не осуществляется в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом в таможенной декларации не подлежат указанию сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены и введены в действие с 23.08.2012 единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым предусмотрены Основные правила интерпретации (ОПИ ТН ВЭД). Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей применения Правил также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД).
В соответствии с правилами 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей ОПИ 6 также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группа, если в контексте не оговорено иное.
В силу Правила 1 ОПИ ТН ВЭД наименования разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляются исходя из текстов товарных позиций и 5 соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями ОПИ ТН ВЭД.
Согласно правилу 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями правил 1, 2, 3, 4 и 5 при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей правила 6 также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Правила 1 - 5 применимы для классификации на уровне субпозиций в пределах одной и той же товарной позиции.
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД. Для целей классификации товара используются тексты товарных позиций, дающие наиболее полное описание товара и отражающие наиболее полным образом его физические, химические особенности и область применения. При этом для целей правильного классифицирования товаров используются примечания к разделам или группам.
При классификации товара по ТН ВЭД последовательно должны применяться ОПИ ТН ВЭД, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что, между тем, не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать пояснения, содержащие толкование содержания позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "Минко Рус" в соответствии с требованиями внешнеторгового договора купли продажи ввезло на таможенную территорию товар, который представлял собой "силикат циркониевый".
Для таможенного декларирования ввезённого товара в таможенный орган подана декларация на товары N 10317120/030220/0009372. Исходя из сведений о товаре, заявленных в ДТ N 10317120/030220/0009372 (графа 33 таможенной декларации), код товара согласно ТН ВЭД определён декларантом по 6 товарной позиции 2615 - циркониевые руды и концентраты. Ставка таможенной пошлины по данной товарной позиции согласно таможенному тарифу установлена в размере 0 процентов от таможенной стоимости.
В ходе осуществления таможенного контроля заявленных сведений о ввезённом товаре таможенный орган произвёл отбор проб и образцов для направления их на экспертизу, назначенную для идентификации товара, определения способа его изготовления, а также определения возможности применения товара для затемнения стекол.
Согласно заключению таможенного эксперта от 10.03.2020 N 12406003/0003781 по ДТ N 10317120/030220/0009372 по показателям внешнего вида, размеру частиц, химическому и фазовому составам исследованная проба идентифицирована в соответствии с ТН ВЭД как проба силиката циркония "ZrSiC4" обезжелезенного, тонкоизмельченного, что соответствует сведениям, заявленным в графе 31 ДТ N 10317120/030220/0009372 для товара N 1.
По показателям химического состава, содержанию в пробе железа (менее 0,1 процента) исследованная проба представляет собой силикат циркониевый обезжелезенный.
Исследованная проба получена путем тонкого измельчения (микронизации), массовая доля частиц размером менее 0,063 мм составляет 98,3 процента. По данным показателям исследованная проба удовлетворяет Пояснениям к товарной позиции 2530 ТН ВЭД, может использоваться в качестве затемнителя (глушителя) стекла в эмалировании.
Как следует из материалов дела, общество классифицировало заявленный товар в подсубпозиции 2615 10 000 0 "руды и концентраты циркониевые" товарной позиции 2601 "Руды и концентраты ниобиевые, танталовые, ванадиевые или циркониевые" товарной группы 26 "Руды, шлак и зола" ТН ВЭД.
Таможенный орган определил данный товар в подсубпозиции 2530 90 000 9 "прочие" товарной позиции 2530 "Вещества минеральные, в другом месте не поименованные или не включенные" группы 25 "Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент".
Согласно Пояснениям к ТН ВЭД ТС в товарных позициях 2601 - 2617 термин "руды" означает минералы, обычно используемые в металлургической промышленности для извлечения ртути, металлов товарной позиции 2844 или металлов раздела XIV или XV, даже если они предназначены для неметаллургических целей. Однако в товарные позиции 2601 - 2617 не включаются минералы, которые подверглись обработке, не 7 свойственной для металлургической промышленности. Товарные позиции 2601 - 2617 ограничиваются металлическими рудами и их концентратами, которые: (А) представляют собой минералогические образования, используемые в металлургической промышленности для извлечения металлов, включаемых в раздел XIV или XV, ртути или металлов товарной позиции 2844, даже если они предназначены для неметаллургических целей, и (Б) не подвергались какой-либо обработке, не свойственной для металлургической промышленности.
К процессам обработки, воздействию которых могут подвергаться продукты товарных позиций 2601 - 2617, относятся физические, физико-химические или химические процессы при условии, что они являются обычными для подготовки руд к извлечению из них металлов. За исключением изменений, которые происходят в результате кальцинирования, обжига (с агломерацией или без агломерации), такие процессы не должны вызывать изменения химического состава основного соединения, представляющего соответствующий металл.
К физическим или физико-химическим процессам относятся дробление, измельчение, магнитная сепарация, гравитационная сепарация, флотация, просеивание, сортировка, агломерация порошков (например, спеканием или окомкованием) в зерна, гранулы или брикеты (с добавлением или без добавления небольших количеств связующих веществ), сушка, кальцинирование, обжиг до окисления, восстановления или намагничивания руды и т.д. (исключая обжиг в целях сульфатизации, хлорирования и т.д.).
Химическая обработка предназначена для удаления нежелательных веществ (например, растворением). Таким образом, цели использования товара, его фактическое назначение и применение подлежат выяснению в рамках определения основных характеристик товара для их соотнесения с описанием конкретных товарных позиций, поскольку цели использования товара могут указываться в наименованиях либо описаниях товарных позиций в качестве квалифицирующего признака.
В рамках настоящего дела классификация товара в группе 26 ТН ВЭД ЕАЭС не предусматривает определение цели использования товара в качестве квалифицирующего признака. Описание товарных позиций направлено на выяснение состава металлических руд и их концентратов и метода их обработки.
Согласно Пояснениям к товарной позиции 2615 "Руды и концентраты ниобиевые, танталовые, ванадиевые или циркониевые" в данную товарную позицию входит, в том числе циркон и циркониевые пески, силикаты циркония.
Однако в данную товарную позицию также не включаются циркониевые пески, тонкоизмельченные для использования в качестве затемнителя при изготовлении эмали (товарная позиция 2530).
Согласно Пояснениям к товарной позиции 2530 ТН ВЭД к данной категории минеральных веществ относятся, в том числе затемнители стекла, используемые в эмалировании и получаемые путем обработки (очисткой соляной кислотой и очень тонким измельчением) циркониевого песка.
В соответствии с Пояснениями к товарной субпозиции 2530 90 000 9 в нее включаются минеральные вещества, в другом месте ТН ВЭД не поименованные или не включенные.
Согласно исследовательской части заключения от 10.03.2020 N 12406003/0003781 образцы подвергались визуальному осмотру, в том числе и с применением электронного микроскопа, в результате чего экспертом установлено, что "частицы обладают неправильной геометрической формой с колотыми краями, что характерно для частиц, полученных дроблением".
Таким образом, экспертом не установлены следы воздействия кислоты на представленные образцы, при этом эксперт опирался на информацию из доступных научно-технических источников, где указано, что одним из способов обезжелезивания силиката циркония является обработка кислотой.
Согласно представленного описания производства силиката циркониевого заводом-изготовителем, указанное производство осуществляется путем обесшламливания песков на струйном зупфе, последующего обогащения на многоярусных конусных и винтовых сепараторах, удаления влаги путем обезвоживания в центрифуге, сушки и подогрева в сушильном барабане, электрической сепарации, а также измельчением.
В соответствии с письмом завода изготовителя ввезённого товара "Guzman Global S.L. (Испания), представленного в материалы дела, производство товара осуществляется без использования химического воздействия на исходный природный материал, готовый продукт имеет те же физико-химические свойства, что и исходное минеральное сырье.
Поскольку заявленный товар, представляющий собой силикат циркониевый тонкоизмельченный, обработанный методом, свойственным для металлургической промышленности, но предназначенный для неметаллургических целей, что соответствует описанию товарной позиции 2615, а доказательств, подтверждающих, что он подвергался обработке, не свойственной для металлургической промышленности, и получается путем обработки (очисткой соляной кислотой и очень тонким измельчением) циркониевого песка ни в заключению таможенного эксперта от 10.03.2020 N 12406003/0003781, ни в материалах дела не содержатся, то указанный товар соответствует описанию товарной позиции 2615, в связи с чем то у таможенного органа не имелось достаточных оснований для его классификации в товарной субпозиции 2530 90 000.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 03.08.2016 N Ф10-2367/2016 по делу N А48-2314/2015, а также в Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2016 по делу N А12-23893/2016.
С учетом того, что предметом рассмотрения в данном деле является правильность классификации спорного товара таможенным органом в оспариваемом решении, а не правильность классификации его обществом при таможенном декларировании, суд первой инстанции пришел к выводу о недействительности решения Новороссийской таможни о классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза регистрационный номер РКТ N 10317000-20/000094 от 25.03.2020, принятое в отношении товара N 1 по ДТ N 10317120/030220/0009372, основанного на заключении эксперта от 10.03.2020 N 12406003/0003781.
При повторном рассмотрении дела, апелляционный суд пришел к выводу о том, что заявитель представил доказательства несоответствия оспариваемых им решений таможенного органа действующему законодательству и нарушение им его прав и имущественных интересов, в то время как заинтересованное лицо не доказало, что оспариваемые решения соответствует действующему законодательству Российской Федерации.
На основании изложенного требование заявителя о признании незаконным решения Новороссийской таможни о классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза регистрационный номер РКТ N 10317000-20/000094 от 25.03.2020 г., принятое в отношении товара N 1 заявленного по ДТ N 10317120/030220/0009372 обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы Новороссийской таможни, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2021 по делу N А32-27003/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27003/2020
Истец: ООО "МИНКО РУС"
Ответчик: Новороссийская таможня
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13329/2022
17.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10730/2021
09.07.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9551/2021
13.04.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-27003/20