г. Санкт-Петербург |
|
09 июля 2021 г. |
Дело N А56-92732/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьевым Н.А.
при участии:
от истца: Макова Д.М. по доверенности от 29.10.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16925/2021) общества с ограниченной ответственностью "Бэст Прайс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2021 по делу N А56-92732/2020, принятое
по иску акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области"
к общества с ограниченной ответственностью "Бэст Прайс"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в ленинградской области" (ОГРН 1084704002360, ИНН 4704077078; Ленинградская область, Выборгский район, Выборг, ул.Кривоносова, д.13, пом.28; далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Бэст Прайс" (ОГРН 1075047007496, ИНН 5047085094; Московская область, г.Химки, ул.Победы, д.11; далее - Общество) о взыскании 8 732 921 руб. 31 коп. задолженности за период с 01.07.2019 по 30.09.2020, 149 565 руб. 74 коп. неустойки за период с 12.08.2019 по 03.04.2020.
Общество обратилось в суд со встречным иском об урегулировании разногласий, возникших между Компанией и Обществом при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 7224ЮН7/03- 20.
Определением суда от 24.12.2020 встречное исковое заявление возвращено заявителю. Определение оставлено без изменения постановлениями апелляционного суда от 24.02.2021 и кассационного суда от 27.04.2021.
Решением суда от 30.03.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 30.03.2021, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт.
В жалобе Общество не согласно с нормативом потребления твердых коммунальных отходов (ТКО), поскольку торговый объект Общества является продовольственным магазином, а не супермаркетом. По мнению подателя жалобы, примененный истцом норматив превышает фактический объем ТКО объекта торговли Общества в 10 раз. По мнению ответчика, применение ГОСТа Р 51773-2009 является добровольным.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Ответчик в соответствии с частью 2 статьи 156 АПК РФ заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Ленинградской области.
Компания осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории Ленинградской области на основании соглашения от 24.04.2018 об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, заключенного с субъектом Российской Федерации - Ленинградской областью в лице Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами.
Соглашением установлены сроки, в которые региональный оператор обязан приступить к деятельности по обращению с ТКО на всей территории Ленинградской области: МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области - не позднее 01.04.2019; МО Выборгский муниципальный район Ленинградской области - не позднее 01.06.2019; МО Лужский муниципальный район Ленинградской области - не позднее 01.07.2019; МО Всеволожский муниципальный район Ленинградской области - не позднее 01.10.2019; МО остальных муниципальных районов Ленинградской области - не позднее 01.11.2019.
Компания направила Обществу проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей N 7224ЮН-7/03-20 от 20.08.2020 (далее - договор), исходя из норматива накопления для категории объекта "Супермаркет (универмаг), магазин смешанной торговли (универсам)", и передан ответчику для подписания сопроводительным письмом 26.08.2020.
Ответчик с примененным в договоре нормативом накопления ТКО не согласился, в связи с чем представил истцу протокол разногласий к договору, в котором применил норматив накопления ТКО для категории объекта "Промтоварный магазин, аптеки".
В ответном письме региональный оператор пояснил ответчику, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
На момент обращения ответчика к истцу о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в Ленинградской области региональным оператором подготовлен договор, исходя из установленного в тот период норматива накопления для категории объекта: "Супермаркет (универмаг), магазин смешанной торговли (универсам), расчетная единица - 1 кв. м. общей площади, норматив накопления - 2,01 куб. м/год.
По мнению истца, заключение договора, исходя из норматива накопления для категории объекта: "Промтоварный магазин, аптеки" в данном случае не обосновано в силу того, что ответчик осуществляет розничную торговлю смешанного ассортимента товаров (продовольственных и непродовольственных товаров), в связи с чем при расчете платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами должен применяться норматив накопления, установленный для категории: "Супермаркет (универмаг), магазин смешанной торговли (универсам)".
Договор Обществом не подписан.
Истец, ссылаясь на то, что им в период с 01.07.2019 по 30.09.2020 ответчику оказаны услуги по вывозу ТКО, оплата которых Обществом не произведена, направил ответчику претензию, содержащую требование о погашении образовавшейся задолженности.
Оставление Обществом претензии Компании без удовлетворения послужило основанием для предъявления настоящего иска.
В силу части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
Пунктом 8 (11) Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 8 (12) раздела I(1) Правил N 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156.
Из материалов дела следует, что Общество направляло Обществу проект договора N 228Ж/18 от 01.10.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, однако данный договор ответчик не подписал.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что указанный договор считается заключенным на условиях типового договора. Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 5 и 7 Правил N 1156.
Заключение договора с региональным оператором является обязанностью потребителя, реализуемой им в силу закона самостоятельно, путем направления соответствующей заявки, рассматриваемой в ограниченные сроки.
При этом возможностью отказаться от заключения договора с региональным оператором имеют те юридические лица, которые обладают правом собственности или иным законным основанием на объекты размещения отходов, расположенные в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Доказательства того, что Компания в спорный период не осуществляла деятельность по вывозу твердых коммунальных отходов с площадок, используемых потребителем, в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
В силу статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В силу пункта 5 Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Таким образом, поскольку факт оказания услуг истцом в спорный период доказан представленными в материалы дела документами, ответчиком не опровергнут, оснований для отмены судебного акта и отказа в иске суд апелляционной инстанции не усматривает.
Отсутствие договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором в письменной форме не освобождает потребителя от исполнения обязанности по оплате за коммунальную услугу по обращению с ТКО, поскольку договор носит публичный характер в силу статьи 24.7 Закона об отходах, считается заключенным по правилам пункта 8 (15) Правил N 1156.
Ответчик не согласен с нормативом накопления ТКО, ссылаясь на то, что истец произвольно отнес ответчика к категории "Супермаркет (универмаг), магазин смешанной торговли (универсам)" с нормативом накопления ТКО 2,01 куб.м/год., поскольку средняя площадь магазинов ответчика 250 кв.м. Как следует из "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт российской Федерации. Торговля. Термины и определения" супермаркет: Магазин с площадью торгового зала от 400 кв.м. до 2500 кв.м, в котором осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса преимущественно по методу самообслуживания (пункт 42). Объемы накопления ТКО, образующиеся у ответчика, в несколько раз меньше объема накопления, установленной истцом категории, при этом фактический объем накопления ТКО примерно соответствует категории "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" - "Промтоварный магазин", для которых установлен иной норматив накопления ТКО - 0,80 куб.м/год (с 01.05.2020 г. 0,65 куб.м/год).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов; Приказом Минстроя России от 28.07.2016 N 524/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов" утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, разработаны в целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению замеров отходов, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы (пункт 1). Категории объектов, на которых образуются отходы и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов рекомендуется определять в соответствии с приложением N 1 к Методическим рекомендациям (пункт 4).
Данным приложением определены расчетные единицы, которые могут применяться для установления нормативов по каждой из категорий объектов. Деятельность ответчика относится к категории объекта - предприятия торговли.
Приложением N 1 к Методическим рекомендациям в отношении категории объектов Объекты общественного назначения - Предприятия торговли (продовольственный/промтоварный магазин) предусмотрена расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив - 1 кв. м общей площади.
Иные расчетные единицы для определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов не установлены.
Приказом управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 29.04.2020 N 2 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов в отношении категорий объектов, на которых образуются твердые коммунальные отходы.
Указанную категорию объектов, которую региональный оператор применил для расчета оказанной услуги по обращению с ТКО, ответчик самостоятельно определил в заявке на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в Ленинградской области, направив адресную программу, в которой объекты указал как "Универсам".
При этом, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестр юридических лиц, основным видом деятельности Общества является "торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах" (торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах включает в себя: розничную торговлю широким ассортиментом товаров, из которых продукты питания, напитки или табачные изделия не преобладают; деятельность универсальных магазинов, торгующих товарами общего ассортимента, включая одежду, мебель, бытовые приборы, скобяные изделия, косметику, ювелирные изделия, игрушки, спортивные товары и т.д. ("ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст);
Анализ терминов, определенных в нормативных актах ("ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст) магазин со смешанным ассортиментом товаров - это предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров. "ГОСТ Р 51773-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли" (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 771-ст) под промтоварным магазином понимается магазин, реализующий узкий ассортимент непродовольственных товаров, в том числе одежду, обувь, галантерейные, парфюмерно-косметические товары и пр.).
Ответчик не отрицает, что его объекты относятся к категории "Предприятия торговли" и представил адресную программу, в которой определил, что объекты относятся к категории "Универсам".
Таким образом, региональным оператором применен действующий на тот период времени тариф на оказание услуг по обращению с ТКО и норматив накопления ТКО для категорий объектов, которые заявлены ответчиком в заявке и адресной программе с учетом основного вида деятельности ответчика.
Довод ответчика о том, что судом не дана оценка завышению норматива ТКО, отклоняется, поскольку Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления. Судом установлено, что услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором ответчику с использованием потребителем для накопления ТКО любых ближайших общедоступных мест (площадок) накопления, организованных органами местного самоуправления, таким образом расчет суммы за оказанные услуги производится на основании установленных нормативов накопления ТКО. Указанный способ расчета услуги является волеизъявлением ответчика и не оспаривался.
Таким образом, поскольку факт оказания услуг истцом в спорный период доказан представленными в материалы дела документами, ответчиком надлежащими доказательствами не опровергнут, оснований для отмены судебного акта и отказа в иске суд апелляционной инстанции не усматривает.
Пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки.
Согласно пункту 8.2 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора, региональный оператор вправе потребовать от Потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Требование о взыскании неустойки основано на положениях договора.
В силу пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ отсутствие согласования в договоре как едином подписанном сторонами документе условий об ответственности сторон не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором. В силу пункта 22 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, региональному оператору предоставлено право в случае нарушения сроков оплаты предъявить потребителю неустойку в размере 1/130 ключевой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Поскольку потребитель допустил просрочку по оплате услуг, начисление неустойки в размере 149 565 руб. 74 коп. неустойки за период с 12.08.2019 по 03.04.2020 правомерно. Арифметический расчет неустойки соответствует механизму расчета, предусмотренному в пункте 8.2 договора и типовом договоре, проверен судом и признан правильным.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2021 по делу N А56-92732/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-92732/2020
Истец: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ООО "БЭСТ ПРАЙС"
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16925/2021
27.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5242/2021
30.03.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-92732/20
24.02.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3196/2021